Помощь родителей при выполнении ребёнком домашнего задания – какой она должна быть? Пути к бесконфликтной дисциплине.
Многие родители задумываются над тем, как правильно помогать ребёнку при выполнении домашнего задания, вмешиваться или нет. А ответ прост: не вмешиваться в дело, которым занят ребёнок, если он не просит помощи, тем самым сообщая ему, что с ним всё в порядке. Позиция невмешательства неприемлема, если ребёнок не справляется, испытывает трудности. При этом
- возьмите на себя только то, что он не может выполнить;
- по мере освоения ребёнком новых действий постепенно передавайте ему их.
Частенько возникает проблема, когда ребёнок не хочет что-то делать. Заставлять его или нет? Всё зависит от причины отказа, чаще всего она кроется в отношениях между вами и ребёнком. Если ваш тон тёплый, дружественный, ладится и совместная работа, как только появляются руководящие указания, исчезает желание работать на равных. Излишне заботливые родители зачастую хотят от детей больше, чем сами дети, отнимая тем самым у ребёнка энергию его собственных желаний. Надо понимать, что личность и самостоятельность ребёнка развиваются только в той деятельности, какой вы занимаетесь по собственному желанию и с интересом. Необходимо во время престать делать за ребёнка то, что он уже способен делать сам. Обратите внимание на следующее правило: постепенно. Не уклонно снимай те с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребёнка и передавайте их ему. Мелочная забота, затянувшаяся опека мешают вашему ребёнку взрослеть, передача ответственности за свои дела и поступки сделают вашего ребёнка сильным и уверенным в себе, а ваши отношения радостными и спокойными. Процесс пепедачи ответственности начинайте с мелочей, понимая, что ваш ребёнок нуждается в отрицательном опыте. Позволяйте вашему ребёнку встречаться с отрицательными последствиями своих действий, и он будет взрослеть и становиться сознательным.
2. Практическая часть.
Предлагаю вам задание на самоанализ. Разделите лист бумаги пополам и напишите заголовки «Сам(а)» и «Вместе с мамой», перечислите в них те дела, которые ваш ребёнок выполняет сам, и те, в которых вы участвуете.
САМ(А) | ВМЕСТЕ С МАМОЙ |
Собираюсь в школу. Выбираю, с кем дружить. Читаю, что хочу и т.д. | Делаем трудные домашние задания. Убираем в квартире. Накрываем на стол. Убираем постель и т.д. |
Подумайте, что из перечисленного вами в правой колонке, можно перенести в левую.
Помните, каждое перемещение – важный этап к взрослению вашего ребёнка.
Сегодня мы рассмотрим несколько правил, с помощью которых можно наладить и поддержать в семье бесконфликтную дисциплину.
Правило первое: правила должны быть обязательно в жизни каждого ребёнка. Если родители стремятся избегать конфликтов со своими детьми, хотят, как можно меньше огорчать их. То они начинают идти на поводу у собственного ребёнка.
Правило второе: правил не должно быть много, и они должны быть гибкими. Это предостерегает от воспитания в духе «закручивания гаек».
Правило третье: требования родителей не должны противоречить важнейшим потребностям ребёнка. Ребёнку нельзя запрещать бегать, прыгать. Рисовать, шумно играть – это его потребность в движении, познании.
Правило четвёртое: правила должны быть согласованы взрослыми между собой. Даже, если один родитель не согласен с требованиями другого, разногласия нужно обсуждать не в присутствии ребёнка.
Правило пятое: тон, которым сообщается требование или запрет, не должен быть повелительным, а дружественно разъяснительным. Объяснение должно быть коротким и повторяться один раз, лучше в безличной форме. «Перед едой обязательно моют руки», а не «Немедленно вымой руки перед едой».
Правило шестое: наказывать ребёнка лучше лишая его хорошего, чем делая ему плохое.
Выполнение этих правил обеспечит нормальное развитие вашего ребёнка. Перед принятием или изменением правил в семье вам следует придерживаться некоторых советов:
- ограничения и запреты должны быть чётко сформулированы, выдержаны в позитивном стиле и иметь конкретный характер;
- ограничения и запреты должны соответствовать возрасту вашего ребёнка и его опыту;
- ограничение должно быть выполнимым.
Любую информацию можно преподнести в позитивном ключе. Ваши высказывания, способствующие повышению самооценке ребёнка, развивают и чувство ответственности. Слушая то, что им говорят. Дети получают информацию о том, как надо себя вести.