РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ САМОПОВРЕЖДЕНИЙ
Сегодня воспитание здоровой личности требует от родителей больших усилий, чем их требовалось в прежние времена. Это связано со стремительным усложнением социальных отношений, к которым мы все вынуждены адаптироваться, и с возрастающей ролью личностных качеств, необходимых для этой адаптации.
Когда-то процесс воспитания подразумевал только односторонний процесс передачи опыта от взрослых к детям, когда от детей требовалось только соответствие определѐнным нормам поведения и освоение узкого круга учебных и профессиональных навыков. Воспитание здоровой адаптивной личности в сегодняшнем мире подразумевает то, что ребенок тоже является активной стороной воспитательного процесса. Сегодня стратегия воспитания сфокусирована на стимулировании у ребенка собственной активности и осознанности: понимании себя, умении выражать свои мысли и желания, любопытстве к самостоятельному изучению окружающего мира, формировании опыта принятия самостоятельных решений, совершения ошибок и поиска путей преодоления их последствий.
Поэтому сегодня от родителей требуются значительные эмоциональные усилия, терпение, признание ценности внутреннего мира ребенка, умение преодолевать противоречия без конфликтов, а также постоянное обновление своих представлений об окружающем мире. На такие усилия готовы не все, и многие родители в качестве основной воспитательной меры нередко используют принуждение.
Существует множество форм принуждения в спектре от легкого эмоционального до физического насилия. Но всех их объединяет манипулирование поведением ребенка через угрозу разрыва эмоциональной связи, в которой любой ребенок по биологическим причинам испытывает острую потребность, особенно в младшем возрасте. К распространѐнным ошибкам воспитания относятся:
долгие разлуки с ребенком без объяснения ему, что его любят, а разлука связана с определенными обстоятельствами;
эмоциональная холодность родителей;
игнорирование и обесценивание эмоций и желаний ребенка;
оценивание ребенка, сравнение его с другими;
связывание любви к ребенку с его поведением, успехами
или особенностями;
неконструктивная критика, нацеленная на унижение;
слова о никчемности ребенка;
слежка, гиперконтроль; оскорбления, унижения; физическое насилие.
Указанные действия родителей резко повышают уровень стресса у ребенка, вызывают чувства страха, вины, стыда и даже ненависти к себе, что в итоге может привести к формированию тех или иных форм самоповреждающего поведения.
ДИАГНОСТИКА СТИЛЯ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ
Проверьте, насколько вам удается формировать у своих детей здоровое поведение. Ответьте на вопросы теста (Приложение 1).
(Тестирование можно провести в форме самостоятельного заполнения бланка опросника в ходе родительского собрания, а по итогам обсудить его результаты).
ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ И ДЕТЯМ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ СЛУЧАЕВ САМОПОВРЕЖДЕНИЯ РЕБЕНКА
Отрицательные ответы в тесте описывают стратегию воспитания подростка с помощью принуждения, которое, как мы говорили выше, повышает риск его самоповреждения.
Если в тесте вы много раз ответили отрицательно, или вас что-то беспокоит в поведении ребенка, вы можете обратиться за помощью к специалистампсихологам, которые помогут создать необходимые условия для воспитания адаптивного поведения у ребенка.
Система психологической, психиатрической и социальной помощи, доступной и актуальной для конкретного региона, населенного пункта и образовательной организации:
Детский телефон доверия (для детей, подростков и их родителей) 8-800-2000-122.
Телефон психологической поддержки в Центре социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского (бесплатно, круглосуточно) 8 (495) 637-70-70.
Телефон доверия экстренной медико-психологической помощи (бесплатно, круглосуточно) 8 (499) 791-20-50.
ПомощьРядом.рф (https://pomoschryadom.ru) – бесплатные анонимные психологические консультации для подростков.
Твоя территория.онлайн (https://твоятерритория.онлайн) – бесплатные анонимные психологические консультации для подростков и молодѐжи (до 23 лет).
Региональные телефоны доверия, интернет-сайты и другие ресурсы (проводящему онлайн-родительское собрание педагогу необходимо подготовить к занятию соответствующие контакты).
Организация психологической, социальной психиатрической помощи на территории (необходимо подготовить к занятию соответствующие контакты).
Организация психологической помощи в образовательной организации
(необходимо подготовить к занятию соответствующие контакты)
Приложение Бланк теста на определение стиля воспитания в семье
Вопрос | Да/Нет | Пояснение |
В нашей семье все стараются поддерживать уют в доме | | Поддержание уюта в доме – самый простой способ сохранить хорошие отношения в семье. Забота о себе и окружающем пространстве – это хороший способ выразить заботу о ближнем и почувствовать себя вместе, что помогает преодолевать возникающие разногласия без конфликтов |
Мы часто спрашиваем друг друга о впечатлениях, мыслях и чувствах по разным поводам | | Человек – социальное существо. Эмоциональная закрытость у людей, живущих под одной крышей – сильный источник стресса, особенно для ребенка. Мы чувствуем себя в безопасности, только когда знаем, что окружающие нас люди хорошо к нам относятся и эмоционально отрыты |
Я всегда стараюсь предоставить ребенку выбор, когда это возможно, чтобы он сделал так, как хочет | | Успешность человека в жизни начинается со свободного выражения своих желаний в детстве и с попыток их реализации |
Я стараюсь понять интересы и желания ребенка, даже когда они кажутся мне неправильными | | Основа здорового поведения – внимание к своим чувствам. А также понимание, что чувства другого человека – это его мир, такой же важный для него, как наш мир для нас |
Вместо запретов я стараюсь использовать объяснения, почему стоит сделать так, а не иначе | | Для формирования здорового поведения ребенка важно обращаться к его разуму с помощью объяснений. Тогда в будущем ребенок сам сможет найти обоснования для правильного выбора в сложных ситуациях |
Я считаю, что у ребенка должна быть возможность ошибаться и делать что-то по-своему | | К моменту наступления совершеннолетия у ребенка должен быть накоплен собственный опыт совершенных ошибок и их исправления. Иначе ребенок не будет готов к самостоятельной жизни. Задача родителей – давать ребенку самостоятельно решать жизненные задачи, соответствующие уровню осознанности ребенка |
15
Я не наказываю ребенка за ошибки или плохие оценки, но стараюсь объяснить риски и последствия совершенных ошибок | | Чтобы помочь ребенку накапливать опыт принятия собственных решений, в том числе и неудачных, необходимы два условия: нельзя бояться совершить ошибку и важно искать разумные пути исправления ошибок |
Я стараюсь поддерживать в ребенке любознательность и инициативность | | Любознательность и инициативность – главные ресурсы творческой активности в течение всей жизни. Важно видеть и поощрять любые проявления творчества у ребенка – от самых простых каракулей на бумаге до принятия важных жизненных решений |
Когда у нас с ребенком возникают разногласия и противоречия, мы всегда можем сесть, обсудить их и вместе найти оптимальное решение. В таких ситуациях я всегда напоминаю себе, что «мы вместе» | | Каждый человек – индивидуальность, и это нормально, что у каждого человека есть особое мнение по тому или иному поводу. При возникновении разногласий важно помнить, что самое лучшее их решение возможно только при совместном обсуждении: сопоставлении аргументов и уважении к чувствам друг друга. Эмоциональное противопоставление друг другу порождает конфликт, который не решает проблему, а приводит к взаимной агрессии |
Если мне что-то не нравится или беспокоит в поведении ребенка, я стараюсь сразу обсудить это с ним. И учу его тому же | | Все люди имеют право на любые эмоции и чувства. Мы можем злиться или печалиться, но открытое обсуждение этих чувств страхует нас от эмоционального противопоставления друг другу. |
Ребенок всегда может рассказать мне о своих плохих оценках к школе | | Наказание за плохие оценки в школе не только разрушает доверительные отношения с ребенком, но и формирует страх перед неудачами. Оценки в школе ставят для того, чтобы ребенок знал о пробелах в своих знаниях. Чтобы ребенок получал хорошие оценки, вместо наказания стоит понять причины неудач и помочь их преодолеть |
16
Мне всегда приятно хвалить ребенка | | Хорошая самооценка – основа достижений ребенка. И главная задача родителей состоит в том, чтобы ее поддерживать. Распространенная практика ругать ребенка за неудачи всегда приводит к противоположному результату – ребенок теряет мотивацию к познанию и достижениям |
Ребенок всегда может рассказать мне о своих переживаниях по любому поводу. Мне важно помогать ему разобраться в них | | Родители – первые люди, которые встречаются ребенку в жизни. Они учат его доверию и закладывают основу взаимодействия с другими людьми. Именно от родителей ребенок ожидает поддержки, особенно в моменты неудач. Давая ребенку ощущение «мы вместе», родители формируют ему здоровую самооценку и уверенность при общении с другими людьми |
Вопросы для обсуждения результатов теста
Перечисленные вопросы отражают ключевые аспекты воспитания здорового поведения ребенка. Обратите внимание на вопросы, на которые вы ответили отрицательно.
Подумайте, что их объединяет? Подумайте о причинах, почему вам пришлось ответить отрицательно.
Что можно сделать, чтобы добиться положительных ответов на эти вопросы?
Какая внешняя помощь вам может понадобиться для этого?