СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"помощь родителям и детям при выявлении случаев самоповреждения ребенка"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня воспитание здоровой личности требует от родителей больших усилий, чем их требовалось в прежние времена. Это связано со стремительным усложнением социальных отношений, к которым мы все вынуждены адаптироваться, и с возрастающей ролью личностных качеств, необходимых  для этой адаптации.

Просмотр содержимого документа
«"помощь родителям и детям при выявлении случаев самоповреждения ребенка"»



РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ САМОПОВРЕЖДЕНИЙ

Сегодня воспитание здоровой личности требует от родителей больших усилий, чем их требовалось в прежние времена. Это связано со стремительным усложнением социальных отношений, к которым мы все вынуждены адаптироваться, и с возрастающей ролью личностных качеств, необходимых для этой адаптации.

Когда-то процесс воспитания подразумевал только односторонний процесс передачи опыта от взрослых к детям, когда от детей требовалось только соответствие определѐнным нормам поведения и освоение узкого круга учебных и профессиональных навыков. Воспитание здоровой адаптивной личности в сегодняшнем мире подразумевает то, что ребенок тоже является активной стороной воспитательного процесса. Сегодня стратегия воспитания сфокусирована на стимулировании у ребенка собственной активности и осознанности: понимании себя, умении выражать свои мысли и желания, любопытстве к самостоятельному изучению окружающего мира, формировании опыта принятия самостоятельных решений, совершения ошибок и поиска путей преодоления их последствий.

Поэтому сегодня от родителей требуются значительные эмоциональные усилия, терпение, признание ценности внутреннего мира ребенка, умение преодолевать противоречия без конфликтов, а также постоянное обновление своих представлений об окружающем мире. На такие усилия готовы не все, и многие родители в качестве основной воспитательной меры нередко используют принуждение.

Существует множество форм принуждения в спектре от легкого эмоционального до физического насилия. Но всех их объединяет манипулирование поведением ребенка через угрозу разрыва эмоциональной связи, в которой любой ребенок по биологическим причинам испытывает острую потребность, особенно в младшем возрасте. К распространѐнным ошибкам воспитания относятся:

  • долгие разлуки с ребенком без объяснения ему, что его любят, а разлука связана с определенными обстоятельствами;

  • эмоциональная холодность родителей;

  • игнорирование и обесценивание эмоций и желаний ребенка;

  • оценивание ребенка, сравнение его с другими;

  • связывание любви к ребенку с его поведением, успехами

или особенностями;

  • неконструктивная критика, нацеленная на унижение;

  • слова о никчемности ребенка;

  • слежка, гиперконтроль;  оскорбления, унижения;  физическое насилие.

Указанные действия родителей резко повышают уровень стресса у ребенка, вызывают чувства страха, вины, стыда и даже ненависти к себе, что в итоге может привести к формированию тех или иных форм самоповреждающего поведения.

ДИАГНОСТИКА СТИЛЯ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ

Проверьте, насколько вам удается формировать у своих детей здоровое поведение. Ответьте на вопросы теста (Приложение 1).

(Тестирование можно провести в форме самостоятельного заполнения бланка опросника в ходе родительского собрания, а по итогам обсудить его результаты).

ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ И ДЕТЯМ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ СЛУЧАЕВ САМОПОВРЕЖДЕНИЯ РЕБЕНКА

Отрицательные ответы в тесте описывают стратегию воспитания подростка с помощью принуждения, которое, как мы говорили выше, повышает риск его самоповреждения.

Если в тесте вы много раз ответили отрицательно, или вас что-то беспокоит в поведении ребенка, вы можете обратиться за помощью к специалистампсихологам, которые помогут создать необходимые условия для воспитания адаптивного поведения у ребенка.

Система психологической, психиатрической и социальной помощи, доступной и актуальной для конкретного региона, населенного пункта и образовательной организации:

  • Детский телефон доверия (для детей, подростков и их родителей) 8-800-2000-122.

  • Телефон психологической поддержки в Центре социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского (бесплатно, круглосуточно) 8 (495) 637-70-70.

  • Телефон доверия экстренной медико-психологической помощи (бесплатно, круглосуточно) 8 (499) 791-20-50.

  • ПомощьРядом.рф (https://pomoschryadom.ru) – бесплатные анонимные психологические консультации для подростков.

  • Твоя территория.онлайн (https://твоятерритория.онлайн) – бесплатные анонимные психологические консультации для подростков и молодѐжи (до 23 лет).

  • Региональные телефоны доверия, интернет-сайты и другие ресурсы (проводящему онлайн-родительское собрание педагогу необходимо подготовить к занятию соответствующие контакты).

  • Организация психологической, социальной психиатрической помощи на территории (необходимо подготовить к занятию соответствующие контакты).

  • Организация психологической помощи в образовательной организации

(необходимо подготовить к занятию соответствующие контакты)

Приложение Бланк теста на определение стиля воспитания в семье

Вопрос

Да/Нет

Пояснение

В нашей семье все стараются поддерживать уют в доме

Поддержание уюта в доме – самый простой способ сохранить хорошие отношения в семье. Забота о себе и окружающем пространстве – это хороший способ выразить заботу о ближнем и почувствовать себя вместе, что помогает преодолевать возникающие разногласия без конфликтов

Мы часто спрашиваем друг друга о впечатлениях, мыслях и чувствах по разным поводам

Человек – социальное существо. Эмоциональная закрытость у людей, живущих под одной крышей – сильный источник стресса, особенно для ребенка. Мы чувствуем себя в безопасности, только когда знаем, что окружающие нас люди хорошо к нам относятся и эмоционально отрыты

Я всегда стараюсь предоставить ребенку выбор, когда это возможно, чтобы он сделал так, как хочет

Успешность человека в жизни начинается со свободного выражения своих желаний в детстве и с попыток их реализации

Я стараюсь понять интересы и желания ребенка, даже когда они кажутся мне неправильными

Основа здорового поведения – внимание к своим чувствам. А также понимание, что чувства другого человека – это его мир, такой же важный для него, как наш мир для нас

Вместо запретов я стараюсь использовать объяснения, почему стоит сделать так, а не иначе

Для формирования здорового поведения ребенка важно обращаться к его разуму с помощью объяснений. Тогда в будущем ребенок сам сможет найти обоснования для правильного выбора в сложных ситуациях

Я считаю, что у ребенка должна быть возможность ошибаться и делать что-то по-своему

К моменту наступления совершеннолетия у ребенка должен быть накоплен собственный опыт совершенных ошибок и их исправления. Иначе ребенок не будет готов к самостоятельной жизни. Задача родителей – давать ребенку самостоятельно решать жизненные задачи, соответствующие уровню осознанности ребенка

15

Я не наказываю ребенка за ошибки или плохие оценки, но стараюсь объяснить риски и последствия совершенных ошибок

Чтобы помочь ребенку накапливать опыт принятия собственных решений, в том числе и неудачных, необходимы два условия: нельзя бояться совершить ошибку и важно искать разумные пути исправления ошибок

Я стараюсь поддерживать в ребенке любознательность и инициативность

Любознательность и инициативность – главные ресурсы творческой активности в течение всей жизни. Важно видеть и поощрять любые проявления творчества у ребенка – от самых простых каракулей на бумаге до принятия важных жизненных решений

Когда у нас с ребенком возникают разногласия и противоречия, мы всегда можем сесть, обсудить их и вместе найти оптимальное решение. В таких ситуациях

я всегда напоминаю себе, что «мы вместе»

Каждый человек – индивидуальность, и это нормально, что у каждого человека есть особое мнение по тому или иному поводу.

При возникновении разногласий важно помнить, что самое лучшее их решение возможно только при совместном обсуждении: сопоставлении аргументов и уважении к чувствам друг друга. Эмоциональное противопоставление друг другу порождает конфликт, который не решает проблему, а приводит к взаимной агрессии

Если мне что-то не нравится или беспокоит в поведении ребенка, я стараюсь сразу обсудить это с ним. И учу его тому же

Все люди имеют право на любые эмоции и чувства. Мы можем злиться или печалиться, но открытое обсуждение этих чувств страхует нас от эмоционального противопоставления друг другу.

Ребенок всегда может рассказать мне о своих плохих оценках к школе

Наказание за плохие оценки в школе не только разрушает доверительные отношения с ребенком, но и формирует страх перед неудачами. Оценки в школе ставят для того, чтобы ребенок знал о пробелах в своих знаниях. Чтобы ребенок получал хорошие оценки, вместо наказания стоит понять причины неудач и помочь их преодолеть

16

Мне всегда приятно хвалить ребенка

Хорошая самооценка – основа достижений ребенка. И главная задача родителей состоит в том, чтобы ее поддерживать. Распространенная практика ругать ребенка за неудачи всегда приводит к противоположному результату – ребенок теряет мотивацию к познанию и достижениям

Ребенок всегда может рассказать мне о своих переживаниях по любому поводу. Мне важно помогать ему разобраться в них

Родители – первые люди, которые встречаются ребенку в жизни. Они учат его доверию и закладывают основу взаимодействия с другими людьми. Именно от родителей ребенок ожидает поддержки, особенно в моменты неудач. Давая ребенку ощущение «мы вместе», родители формируют ему здоровую самооценку и уверенность при общении с другими людьми

Вопросы для обсуждения результатов теста

Перечисленные вопросы отражают ключевые аспекты воспитания здорового поведения ребенка. Обратите внимание на вопросы, на которые вы ответили отрицательно.

  • Подумайте, что их объединяет? Подумайте о причинах, почему вам пришлось ответить отрицательно.

  • Что можно сделать, чтобы добиться положительных ответов на эти вопросы?

  • Какая внешняя помощь вам может понадобиться для этого?