СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поможем малышу заговорить: советы логопеда родителям по запуску речи у детей от 1 до 3 лет

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация предназначена для родителей

Просмотр содержимого документа
«Поможем малышу заговорить: советы логопеда родителям по запуску речи у детей от 1 до 3 лет»

Составила: учитель-логопед Климарёва Дарья Анатольевна

Составила: учитель-логопед

Климарёва Дарья Анатольевна

Первый период – подготовительный: 1 этап: с рождения до 6 месяцев – у ребенка велика потребность в эмоциональном общении; период лепета(та-та, ба-ба, бе-бе, гу-гу и т.д.) Малыш тренирует свой артикуляционный аппарат. Лепетание совершенно непроизвольно, и не следует принимать их за слова. 2 этап: с 6 до 12 месяцев - появляется понимание движений, мимики, жестов, а затем и речи взрослого; ребёнок четко и ясно произносит свое первое слово . 3 этап: с 12 до18 месяцев - появление первых осмысленных слов( мама, папа, дай, на, тик-так, би-би, ав-ав, топ- топ). Словарный запас ребенка достигает 7-25 слов. Он уже может показывать части тела (на себе или на игрушке).

Первый период – подготовительный:

  • 1 этап: с рождения до 6 месяцев – у ребенка велика потребность в эмоциональном общении; период лепета(та-та, ба-ба, бе-бе, гу-гу и т.д.) Малыш тренирует свой артикуляционный аппарат. Лепетание совершенно непроизвольно, и не следует принимать их за слова.
  • 2 этап: с 6 до 12 месяцев - появляется понимание движений, мимики, жестов, а затем и речи взрослого; ребёнок четко и ясно произносит свое первое слово .
  • 3 этап: с 12 до18 месяцев - появление первых осмысленных слов( мама, папа, дай, на, тик-так, би-би, ав-ав, топ- топ). Словарный запас ребенка достигает 7-25 слов. Он уже может показывать части тела (на себе или на игрушке).
Второй период - оформление самостоятельной речи: 1 этап: появление однословных предложений – требований (1год 6 месяцев - 1 год 7месяцев) 2 этап: многословные предложения-требования (1год 8 месяцев – 1 год 9 месяцев). Ребенок начинает говорить предложениями, состоящим из двух слов («Мама, дай!», «Баба, на!»). Словарный запас увеличивается до 30 слов. 3 этап: возникновение и развитие описательной речи (18 месяцев - 24 месяца). Словарный запас малыша составляет более 50 слов. В речи появляется определенный порядок слов. Ребенка теперь понимает не только мама, но и другие родственники.

Второй период - оформление самостоятельной речи:

1 этап: появление однословных предложений – требований (1год 6 месяцев - 1 год 7месяцев)

2 этап: многословные предложения-требования (1год 8 месяцев – 1 год 9 месяцев). Ребенок начинает говорить предложениями, состоящим из двух слов

(«Мама, дай!», «Баба, на!»). Словарный запас увеличивается до 30 слов.

3 этап: возникновение и развитие описательной речи (18 месяцев - 24 месяца). Словарный запас малыша составляет более 50 слов. В речи появляется определенный порядок слов. Ребенка теперь понимает не только мама, но и другие родственники.

3 года 2 года 1 год 1500 – 2000 слов 50-300 слов 9-15 слов

3 года

2 года

1 год

1500 – 2000

слов

50-300 слов

9-15 слов

Ваш малыш не говорит… Что же делать?  

1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т т. д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок (оречевляйте все действия).

2. Говорите спокойно, в нормальном темпе, с интонацией, достаточно короткими фразами. Не переходите на «сюсюканье», поправляйте речевые ошибки. Во время общения приучайте ребенка смотреть на говорящего (так он перенимает правильную артикуляцию звуков).

3.  Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1 – 2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.

4. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, спрашивайте «Что он делает?» вместо «Он играет?». Если ребенок затрудняется в ответе, задавая вопрос, используйте слово «или». Например: «Мальчик прыгает или бегает».

5.  Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы. 6. Давайте малышу простые поручения: позови брата к столу, дай бабушки мишку . 7.  Развивайте слуховое внимание: учите прислушиваться к неречевым и речевым звукам. 8. Читайте каждый день ребенку стихи, сказки, обсуждайте картинки; не отказывайте, если ребенок попросит Вас в очередной раз прочитать его любимую сказку. Обсуждайте прочитанное, задавайте вопросы. 9. Занятия проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание. 10. Важную роль для развития речи играют пальчиковые игры, игры с массажными мячиками, бассейнами из круп (прячем игрушки в рис, горох), рисование по манке и др. Не забывайте: Учите ребенка, играя с ним. И помните, что Ваш ребенок самый замечательный!  

5.  Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

6. Давайте малышу простые поручения: позови брата к столу, дай бабушки мишку .

7.  Развивайте слуховое внимание: учите прислушиваться к неречевым и речевым звукам.

8. Читайте каждый день ребенку стихи, сказки, обсуждайте картинки; не отказывайте, если ребенок попросит Вас в очередной раз прочитать его любимую сказку. Обсуждайте прочитанное, задавайте вопросы.

9. Занятия проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.

10. Важную роль для развития речи играют пальчиковые игры, игры с массажными мячиками, бассейнами из круп (прячем игрушки в рис, горох), рисование по манке и др.

Не забывайте: Учите ребенка, играя с ним.

И помните, что Ваш ребенок самый замечательный!

 

*Следите за тем, чтобы выдох был ртом, плавный и нешумный, а вдох производился через нос.

*Следите за тем, чтобы выдох был ртом, плавный и нешумный, а вдох производился через нос.

Уже со 2-й недели жизни можно начинать стимулировать тактильные ощущения кистей рук ( пальчиковые игры ) .

*Самое простое упражнение - легкие круговые поглаживания ладони по часовой стрелке. Эта тактильная стимуляция необходима для развития речевого аппарата малыша.

*Помимо ладошки очень важно воздействовать на пальчики: каждый пальчик необходимо погладить со всех сторон.

*Кроме широко известной присказки «Сорока-ворона», можно использовать и другие, чтобы разнообразить ежедневные упражнения.

По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме, но и окружающим.

 

Этот пальчик-дедушка. Отгибается большой палец . Кто в домике живет? Руки ставятся «домиком»

Этот пальчик-бабушка. Отгибается указательный палец. Лежебока рыжий кот. Отгибается указательный палец.

Этот пальчик – папа. Отгибается средний палец. Желтеньки цыпленок. Отгибается средний палец.

Этот пальчик – мама. Отгибается безымянный палец. Маленький теленок. Отгибается безымянный палец.

Этот пальчик – Я. Отгибается мизинец. Раз, два, три, четыре, пять.

Вот и вся моя семья. Сжимаем и разжимаем кулачок . Их не трудно сосчитать. Сжимаем, разжимаем кулачок.

Ёжик, ёжик – чудачок - Сшил колючий пиджачок. Сто иголок позади, Сто иголок впереди. Бегает по травке, собирает на булавки: Яблоки, сливы, груши, листочки… Что ж ты, еж, такой колючий? Это я на всякий случай!  Знаешь кто мои соседи?  Лисы, волки и медведи. Гладь мои ладошки, ёж! Ты колючий, ну и что ж! Я хочу тебя погладить, я хочу с тобой поладить.

Ёжик, ёжик – чудачок -

Сшил колючий пиджачок.

Сто иголок позади,

Сто иголок впереди.

Бегает по травке, собирает на булавки:

Яблоки, сливы, груши, листочки…

  • Что ж ты, еж, такой колючий?
  • Это я на всякий случай!

Знаешь кто мои соседи?

Лисы, волки и медведи.

Гладь мои ладошки, ёж!

Ты колючий, ну и что ж!

Я хочу тебя погладить, я хочу с тобой поладить.

В заключение напомним общие  для всех методик развития речи правила : * говорите с ребенком медленно и внятно, достаточно короткими фразами; * каждый день читайте ребенку стихи, сказки, обсуждайте картинки; не отказывайте, если ребенок попросит Вас в очередной раз прочитать его любимую сказку; поддерживайте познавательный интерес; рассматривайте картинки в книгах, задавайте вопросы о прочитанном; * поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы; * игра - основная деятельность ребенка. поэтому все занятия с детьми раннего возраста возможно проводить только в игровой форме; * не переходите на

В заключение напомним общие для всех методик развития речи правила :

* говорите с ребенком медленно и внятно, достаточно короткими фразами;

* каждый день читайте ребенку стихи, сказки, обсуждайте картинки; не отказывайте, если ребенок попросит Вас в очередной раз прочитать его любимую сказку; поддерживайте познавательный интерес; рассматривайте картинки в книгах, задавайте вопросы о прочитанном;

* поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы;

* игра - основная деятельность ребенка. поэтому все занятия с детьми раннего возраста возможно проводить только в игровой форме;

* не переходите на "детский язык" (не "сюсюкайте") сами и просите не делать этого других взрослых.

* обязательно поправляйте речевые ошибки, допущенные ребёнком (согласование слов в предложении, употребление предлогов…)

* во время общения приучайте ребёнка смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает правильную артикуляцию звуков;

* называйте  всё, что видит или делает ребёнок;