СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поможем малышам ориентироваться в пространстве

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Нарушение зрения осложняет возможности ребенка при ориентировке в пространстве, самостоятельном передвижении в нем. Неумение ориентироваться в пространстве — одна из причин низкого уровня социальной адаптации ребенка с нарушением зрения, ограничения его мобильности и контакта с окружающим миром.

    В возрасте от трех до четырех лет ребенка с патологией зрения продолжаем учить различать правую и левую руки, ноги; верхнюю и нижнюю, переднюю и заднюю части своего тела (некоторые дети могут овладеть этим навыком и раньше, если их постоянно упражняют в этом).

Просмотр содержимого документа
«Поможем малышам ориентироваться в пространстве»

Поможем малышам ориентироваться в пространстве

(консультация)

Подготовила тифлопедагог МАДОУ №82 г.Златоуст

Карпова С.С


Нарушение зрения осложняет возможности ребенка при ориентировке в пространстве, самостоятельном передвижении в нем. Неумение ориентироваться в пространстве — одна из причин низкого уровня социальной адаптации ребенка с нарушением зрения, ограничения его мобильности и контакта с окружающим миром.

    В возрасте от трех до четырех лет ребенка с патологией зрения продолжаем учить различать правую и левую руки, ноги; верхнюю и нижнюю, переднюю и заднюю части своего тела (некоторые дети могут овладеть этим навыком и раньше, если их постоянно упражняют в этом).

Так, во время одевания и раздевания ребенка, умывания и купания, приема ребенком пищи даём пространственные обозначения частям его тела. Например: «Эта рука правая. (Дотрагиваемся до руки ребенка.) Возьми ложку в правую руку»; «Приподними левую ногу. (Дотрагиваемся до нее рукой.) Будем надевать колготки»; «Застегни на кофте пуговицы. Вот они — впереди. (Проводим рукой ребенка по пуговицам.)» и т. д.

Постепенно учим ребенка употреблять слова, обозначающие пространственное расположение частей его тела. Проводим такие упражнения: «Топни правой (левой) ногой»; «Какой ногой ты топнул?»; «Возьми игрушку в правую (левую) руку»; «В какой руке ты держишь игрушку?» и т. п.

Для облегчения и ускорения этого процесса делаем его интересным. Например, на правую руку ребенка надеваем детские часики, игрушечный браслет, на левую руку — завязываем бантик и т. п. Объясняем ребенку: «Часики на правой руке. Повтори, на какой руке часики? Бантик на левой руке. Повтори, на какой руке бантик?» Делать это надо каждый день длительное время, пока ребенок не запомнит, какая рука правая, а какая — левая.

Этот же прием эффективен при занятиях с ребенком по определению левой и правой стороны его тела, что также трудно для него. Прикладываем руку ребенка к его груди, помогаем найти сердце, предлагаем ощутить, как оно бьется. Делаем аппликационное изображение сердца (например, из ткани), прикрепляем его на одежду на груди с левой стороны. Объясняем, что эта сторона его тела — левая. С другой, правой стороны, можно прикрепить значок, бантик, аппликационное изображение цветка и т. п., объяснив ребенку, что эта сторона его тела — правая. Все эти метки (аппликационные изображения, бантики, значки, брошки и т. п.) должны быть яркими, с четко выраженными очертаниями, легко воспринимаемыми и зрительно, и осязательно.

При каждом удобном случае употребляем слова, обозначающие пространственное расположение частей тела ребенка и направления пространства. Обратите внимание, в вашем словаре не должно быть неточных слов («та», «эта», «там», «тут», «туда» …). Вместо них следует употреблять обозначения: «правая», «левая», «справа», «слева», «направо». Например: «Дай мне правую руку». Если ребенок не может самостоятельно определить, какая рука правая, а какая — левая, дотрагиваемся до той руки, которую назвали. На прогулке проговариваем те направления, по которым двигаемся с ребенком: «Сейчас мы с тобой идем прямо, вперед. Теперь мы повернем направо» и т. д.

Для закрепления навыка ориентировки на собственном теле, учим ребенка находить на своей одежде и правильно называть различные детали (воротник, рукава, карманы, застежки и т. д.), определяем, где они расположены, используя для этого пространственные обозначения: «Этот карман правый, а этот — левый»; «Воротник вверху»; «Пуговицы на платье сзади» и т. д. Предлагаем ребенку: «Положи носовой платок в правый (левый) карман»; «Покажи на своей рубашке левый (правый) рукав»; «Застегни верхнюю (нижнюю) пуговицу» и т. д.

Начинаем учить малыша ориентироваться в ближайшем пространстве с точкой отсчета «от себя». Предлагаем ему такие задания: «Покажи рукой (флажком) направо от себя», «Иди вперед», «Поставь игрушку слева от себя».