Государственное образовательное учреждение Республики Коми
«Специальная (коррекционная) школа-интернат № 7 » города Воркуты
Доклад
«Понятие и группы аутизма»
2016-2017 учебный год
Актуальность проблемы.
Сегодня проблемы аутизма привлекают должное внимание со стороны различных ученых: медиков, психологов, дефектологов, педагогов. Актуальность темы не вызывает сомнения, так как на сегодняшний день, несмотря на годы научных исследований и поиск причины аутизма, не существует научно обоснованного доказательства и объяснения того, от чего же возникает аутизм. Существование различных подходов к лечению аутизма ставит перед практиками, будь то педагог, психолог, социальный работник, вопрос – какой путь выбрать, какую позицию занять по отношению к ребенку?
Статистические показатели последних лет по России констатируют тенденцию к увеличению детей с диагнозом «ранний детский аутизм».
По данным Министерства просвещения РФ за последние годы количество детей с РАС увеличилось вдвое. Если раньше с аутизмом рождался каждый 88 ребенок, то сейчас —уже каждый 20
Неизвестно, когда в ваш кабинет войдет ребенок с РАС, но вы должны быть готовы к такому повороту событий.
Сегодня каждому специалисту важно не только видеть симптомы, но и уметь дифференцировать нарушения развития. Только в этом случае ребенку адресно будет оказана качественная помощь в адаптации к жизни.
Аутизм – «autos» (лат), это значит «сам». Термин «autismus» появился в 1912 году благодаря швейцарскому психиатру Юджину Блойлеру.
Аутизм – расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки проявляются в возрасте до трех лет. Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра.
Впервые о раннем детском аутизме (далее –РДА) заговорили в 1943г. именно тогда американский детский психиатр Лео Каннер ввел термин «ранний детский аутизм» и дал его клиническое описание. Это заболевание и сегодня называют синдромом Каннера.
Причины аутизма: вирусные заболевания, генетические заболевания, родовые травмы, хромосомные нарушения.
При аутизме психическое развитие ребенка протекает по–особому и имеет несколько вариантов. В отечественной коррекционной педагогике и специальной психологии принята классификация детей с аутизмом О.С. Никольской и соавторов на 4 группы в зависимости от взаимодействия с окружающей средой.
I ГРУППА – «отрешенные дети с лицом принца»
Характерные признаки:
эмоциональный контакт со взрослыми отсутствует;
реакция на внешние раздражители слабы;
может присутствовать мутизм;
типична мимическая маска глубокого покоя;
характерно полевое поведение (бесцельное перемещение по комнате);
избегание сильных стимулов, вызывающих страх (шум, яркий свет, прикосновение и т.д.).
II ГРУППА- «активно отвергающие дети», «тираны»
Характерные признаки:
присутствует реакция на неприятные физические ощущения (боль, холод, голод);
в речи преобладают однотипные штампы-команды;
возможно выполнение просьб матери;
чремерная привязанность к матери;
сочетание эмоциональной холодности к окружающим с повышенной чувствительностью к состоянию матери;
стереотипные действия, направленные на стимуляцию органов чувств (шуршание бумагой, вращение предметов перед глазами и т.д.);
стимулирование вестибулярного аппарата раскачиванием, подпрыгиванием и т.д.;
ритуализация повседневной жизни.
III ГРУППА – «захваченные энтузиасты»
Характерные признаки:
наличие речи в виде эмоционально насыщенного монолога;
способность выразить свои потребности посредством речи;
конфликтность;
поглощенность одним и тем же занятием;
большой словарный запас “книжного характера”;
парадоксальное сочетание тревожности и пугливости с потребностью в повторном переживании травмирующих впечатлений.
IV ГРУППА – «сверх тормозимые», «висящие на матери» дети. (наиболее благоприятная в плане коррекции).
Характерные признаки:
способность к общению;
интеллектуальные функции сохранны;
чрезмерная потребность к защите и эмоциональной поддержке со стороны матери;
присутствие ритуальных форм поведения;
круг общения ограничен близкими взрослыми;
трудности в усвоении двигательных навыков.
Жизненные трудности ребенка с аутизмом:
Другое видение мира
Острая потребность безопасности и защищенности
Раздражение окружающих на поведение ребенка.
Терапия РДА включает в себя три направления:
Лечение нарушений поведения
Психолого- педагогическая коррекция.
Семейная терапия