СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Понятие и группы аутизма»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня проблемы аутизма привлекают должное внимание со стороны различных ученых: медиков, психологов, дефектологов, педагогов. Актуальность темы не вызывает сомнения, так как на сегодняшний день, несмотря на годы научных исследований  и поиск причины аутизма, не существует научно обоснованного доказательства и объяснения того, от чего же возникает аутизм. Существование  различных подходов к лечению аутизма ставит перед практиками, будь то педагог, психолог, социальный работник, вопрос – какой путь выбрать, какую  позицию занять по отношению  к ребенку?

Просмотр содержимого документа
««Понятие и группы аутизма»»

Государственное образовательное учреждение Республики Коми

«Специальная (коррекционная) школа-интернат № 7 » города Воркуты









Доклад


«Понятие и группы аутизма»



















2016-2017 учебный год














  1. Актуальность проблемы.

Сегодня проблемы аутизма привлекают должное внимание со стороны различных ученых: медиков, психологов, дефектологов, педагогов. Актуальность темы не вызывает сомнения, так как на сегодняшний день, несмотря на годы научных исследований и поиск причины аутизма, не существует научно обоснованного доказательства и объяснения того, от чего же возникает аутизм. Существование различных подходов к лечению аутизма ставит перед практиками, будь то педагог, психолог, социальный работник, вопрос – какой путь выбрать, какую позицию занять по отношению к ребенку?

Статистические показатели последних лет по России констатируют тенденцию к увеличению детей с диагнозом «ранний детский аутизм».

По данным Министерства просвещения РФ за последние годы количество детей с РАС увеличилось вдвое. Если раньше с аутизмом рождался каждый 88 ребенок, то сейчас —уже каждый 20

Неизвестно, когда в ваш кабинет войдет ребенок с РАС, но вы должны быть готовы к такому повороту событий.

Сегодня каждому специалисту важно не только видеть симптомы, но и уметь дифференцировать нарушения развития. Только в этом случае ребенку адресно будет оказана качественная помощь в адаптации к жизни.

Аутизм – «autos» (лат), это значит «сам». Термин «autismus» появился в 1912 году благодаря швейцарскому психиатру Юджину Блойлеру.

Аутизм – расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки проявляются в возрасте до трех лет. Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра.

Впервые о раннем детском аутизме (далее –РДА) заговорили в 1943г. именно тогда американский детский психиатр Лео Каннер ввел термин «ранний детский аутизм» и дал его клиническое описание. Это заболевание и сегодня называют синдромом Каннера.

Причины аутизма: вирусные заболевания, генетические заболевания, родовые травмы, хромосомные нарушения.

При аутизме психическое развитие ребенка протекает по–особому и имеет несколько вариантов. В отечественной коррекционной педагогике и специальной психологии принята классификация детей с аутизмом О.С. Никольской и соавторов на 4 группы в зависимости от взаимодействия с окружающей средой.


I ГРУППА – «отрешенные дети с лицом принца»

Характерные признаки:

  • эмоциональный контакт со взрослыми отсутствует;

  • реакция на внешние раздражители слабы;

  • может присутствовать мутизм;

  • типична мимическая маска глубокого покоя;

  • характерно полевое поведение (бесцельное перемещение по комнате);

  • избегание сильных стимулов, вызывающих страх (шум, яркий свет, прикосновение и т.д.).


II ГРУППА- «активно отвергающие дети», «тираны»

Характерные признаки:

  • присутствует реакция на неприятные физические ощущения (боль, холод, голод);

  • в речи преобладают однотипные штампы-команды;

  • возможно выполнение просьб матери;

  • чремерная привязанность к матери;

  • сочетание эмоциональной холодности к окружающим с повышенной чувствительностью к состоянию матери;

  • стереотипные действия, направленные на стимуляцию органов чувств (шуршание бумагой, вращение предметов перед глазами и т.д.);

  • стимулирование вестибулярного аппарата раскачиванием, подпрыгиванием и т.д.;

  • ритуализация повседневной жизни.


III ГРУППА – «захваченные энтузиасты»

Характерные признаки:

  1. наличие речи в виде эмоционально насыщенного монолога;

  2. способность выразить свои потребности посредством речи;

  3. конфликтность;

  4. поглощенность одним и тем же занятием;

  5. большой словарный запас “книжного характера”;

  6. парадоксальное сочетание тревожности и пугливости с потребностью в повторном переживании травмирующих впечатлений.


IV ГРУППА – «сверх тормозимые», «висящие на матери» дети. (наиболее благоприятная в плане коррекции).

Характерные признаки:

  • способность к общению;

  • интеллектуальные функции сохранны;

  • чрезмерная потребность к защите и эмоциональной поддержке со стороны матери;

  • присутствие ритуальных форм поведения;

  • круг общения ограничен близкими взрослыми;

  • трудности в усвоении двигательных навыков.

Жизненные трудности ребенка с аутизмом:

  • Другое видение мира

  • Острая потребность безопасности и защищенности

  • Раздражение окружающих на поведение ребенка.

Терапия РДА включает в себя три направления:

  1. Лечение нарушений поведения

  2. Психолого- педагогическая коррекция.

  3. Семейная терапия