Актуализация знаний. (7 мин) | Учащимся предлагается разгадать кроссворд, в котором необходимо отгадать ключевое слово, которое является ключевым понятием к новой теме. (первым трем разгадавшим ставится оценка) – Приложение 1 Объект, отражающий существенные с точки зрения цели моделирования признаки изучаемого предмета, процесса или явления (модель) Состоит из вершин, связанные между собой линиями – ребрами (граф) Устройство вывода информации (монитор) Наука о законах и методах накопления и переработки информации (информатика) Устройство ввода информации (клавиатура) Устройство вывода информации на физический носитель (принтер) «Мозг» компьютера (процессор) Щелчок кнопкой мыши (клик) Ключевое слово: Описание последовательности действий, приводящих от исходных данных к требуемому результату (алгоритм) | Учащиеся разгадывают кроссворд | | Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя). Сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства Коммуникативные: уметь аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации, выражать мысли с достаточной точностью. Регулятивные: программировать последовательность действий на уроке. Личностные: формирование стартовой мотивации к изучению нового. |
3.Первичное усвоение нового теоретического учебного материала | – Молодцы ребята, вы отгадали ключевое слово – алгоритм, именно оно и будет ключевым к нашему сегодняшнему уроку В начале окунёмся немного в историю. Слово "алгоритм" происходит от имени великого среднеазиатского ученого VIII-IX вв. Аль-Хорезми. Из математических работ Аль-Хорезми до нас дошли только две - алгебраическая и арифметическая. Вторая книга долгое время считалась потерянной, но в 1857 в библиотеке Кембриджского университета был найден ее перевод на латинский язык. В ней описаны четыре правила арифметических действий, практически те же, что используются и сейчас. Первые строки этой книги были переведены так: "Сказал Алгоритми. Воздадим должную хвалу Богу, нашему вождю и защитнику". Так имя Аль-Хорезми перешло в "Алгоритми", откуда и появилось слово "алгоритм". Итак, что же такое алгоритм? (Ответы детей) Алгоритм - понятное и точное предписание исполнителю совершить определенную последовательность действий для достижения поставленной цели за конечное число шагов. 3. Свойства алгоритмов. Свойства алгоритмов: 1. Дискретность (алгоритм должен состоять из конкретных действий, следующих в определенном порядке); 2. Детерминированность (любое действие должно быть строго и недвусмысленно определено в каждом случае); 3. Конечность (каждое действие и алгоритм в целом должны иметь возможность завершения); 4. Массовость (один и тот же алгоритм можно использовать с разными исходными данными); 5. Результативность (отсутствие ошибок, алгоритм должен приводить к правильному результату для всех допустимых входных значениях). Некоторые процессы очень трудно или даже невозможно описать так, чтобы они стали понятны другому человеку или компьютеру. Например, человек легко читает печатный и рукописный текст. Алгоритм распознавания компьютером печатного текста уже создан (это была непростая задача), а вот создать алгоритм распознавания компьютером рукописного текста пока никому не удалось. Компьютер воспринимает такой текст как картинку. Это говорит о том, что изначально создаваемый алгоритм должен быть понятен человеку, а затем его необходимо объяснить другому человеку или объекту. При этом следует учитывать их особенности, в том числе среду, язык общения и прочее, так как, например, специфика среды во многом определяет конкретный язык алгоритма и уровень его детализации. 4. Способы записи алгоритмов. словесный (запись на естественном языке); графический (изображения из графических символов); программный (тексты на языках программирования). Для более наглядного представления алгоритма широко используется графическая форма - блок-схема, которая составляется из стандартных графических объектов. 5. Виды алгоритмов: 1. Линейный алгоритм (следование) – описание действий, которые выполняются однократно в заданном порядке); 2. Разветвляющий алгоритм (ветвление) – алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий) 3. Циклический алгоритм (цикл) – описание действий, которые должны повторятся указанное число, раз или пока не выполнено задание; 4. Вспомогательный алгоритм (процедуры и функции) – алгоритм, который можно использовать в других алгоритмах, указав только его имя. (раздаточный материал – Приложение 2) 6. Стадии создания алгоритма: 1. Алгоритм должен быть представлен в форме, понятной человеку, который его разрабатывает. 2. Алгоритм должен быть представлен в форме, понятной тому объекту (в том числе и человеку), который будет выполнять описанные в алгоритме действия. Объект, который будет выполнять алгоритм, обычно называют исполнителем. Исполнитель алгоритма - система, способная выполнить действия, предписываемые алгоритмом. Идеальными исполнителями являются машины, роботы, компьютеры... Компьютер - автоматический исполнитель алгоритмов. Алгоритм, записанный на "понятном" компьютеру языке программирования, называется программой. | Учащиеся записывают все то, что требует записать учитель. Обсуждают тему, отвечают на вопросы учителя и задают свои, если они появляются. | Формирование знаний умений и навыков об алгоритме, его свойствах и формах представления, а также о базовыми алгоритмическими конструкциями и стадиях создания алгоритма. | Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Познавательные: уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник). Воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения. Регулятивные: уметь работать по коллективно составленному плану. |
4. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач | (Учащиеся вместе с учителем разбирают этапы разработки алгоритма на примере 1) В процессе разработки алгоритма решения задачи можно выделить следующие этапы: Этап 1 . Математическое описание решения задачи. Этап 2 . Определение входных и выходных данных. Этап 3 . Разработка алгоритма решения задачи. Рассмотрим пример 1: Разработать алгоритм вычисления гипотенузы прямоугольного треугольника по известным значениям длин его катетов a и b. На примере данной задачи рассмотрим все три этапа разработки алгоритма решения задачи: Этап 1. Математическое описание решения задачи. Математическим решением задачи является известная формула: , где с-длина гипотенузы, a, b – длины катетов. Этап 2. Определение входных и выходных данных. Входными данными являются значения катетов a и b. Выходными данными является длина гипотенузы – c. Этап 3. Разработка алгоритма решения задачи. Словесное описание алгоритма | Запись алгоритма на языке блок-схем | Начало алгоритма. Ввод значений длин катетов a и b. Вычисление длины гипотенузы с по формуле Вывод значения длины гипотенузы. Конец алгоритма | На данной схеме цифрами указаны номера элементов алгоритма, которые соответствуют номерам пунктов словесного описания алгоритма. | . | Формирование навыка решения задач, на составление алгоритмов | Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно; определить последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной речи. |
5. Самостоятельное использование сформированных знаний и умений- | (Учащиеся самостоятельно решают задания, на составление алгоритмов, если необходимо, то решение производится на доске. В случае нехватки времени, задание дается на дом) Разработать алгоритм вычисления длины окружности и площади круга по известному радиусу r. Этап 1. Математическое описание решения задачи. Математическим решением задачи является известная формула: – площадь круга Где r – радиус Этап 2. Определение входных и выходных данных. Входными данными являются значения радиуса r. Выходными данными является длина окружности L и площадь круга S. Этап 3. Разработка алгоритма решения задачи. Словесное описание алгоритма | Запись алгоритма на языке блок-схем | Начало алгоритма. Ввод значения радиуса r Вычисление длины окружности по формуле Вычисление площади круга по формуле Вывод значения длины окружности Вывод значения длины окружности Конец алгоритма | На данной схеме цифрами указаны номера элементов алгоритма, которые соответствуют номерам пунктов словесного описания алгоритма. | Разработать алгоритм возведения числа a в 10 степень, используя только 4 операции. Этап 1. Математическое описание решения задачи. Математическим решением задачи является следующий алгоритм: Пусть , при этом Этап 2. Определение входных и выходных данных. Входными данными являются число a. Выходными данными является 10 степень числа a. Этап 3. Разработка алгоритма решения задачи. Словесное описание алгоритма | Запись алгоритма на языке блок-схем | Начало алгоритма. Ввод значения радиуса а Вычисление Вычисление Вычисление Вывод A Конец алгоритма | На данной схеме цифрами указаны номера элементов алгоритма, которые соответствуют номерам пунктов словесного описания алгоритма. | | | Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно; определить последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: уметь использовать знаково-символические средства. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной. |