СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 28.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие и виды функциональной грамотности. Способы формирования функциональной грамотности.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для расширения диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». (А.А. Леонтьев)

Просмотр содержимого документа
«Понятие и виды функциональной грамотности. Способы формирования функциональной грамотности.»

Понятие и виды функциональной грамотности. Способы формирования функциональной грамотности.

Понятие и виды функциональной грамотности.

Способы формирования функциональной грамотности.

Взаимодействие с окружающим миром Самообразование Саморазвитие

Взаимодействие с окружающим миром

Самообразование

Саморазвитие

« Функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для расширения диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». (А.А. Леонтьев) Что такое Функциональная грамотность ?

« Функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для расширения диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». (А.А. Леонтьев)

Что такое

Функциональная грамотность ?

  Функциональная грамотность включает в себя:  Читательская   грамотность  Математическая грамотность  Естественнонаучная грамотность  Финансовая грамотность  Глобальные компетенции    Креативное мышление Функциональная грамотность как базовое образование личности

Функциональная грамотность включает

в себя:

  • Читательская   грамотность

  • Математическая грамотность

  • Естественнонаучная грамотность

  • Финансовая грамотность

  • Глобальные компетенции  

  • Креативное мышление

Функциональная грамотность как базовое образование личности

Функциональная грамотность как базовое образование личности совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром возможность решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи способность строить социальные отношения

Функциональная грамотность как базовое образование личности

совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию

готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром

возможность решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи

способность строить

социальные

отношения

Читательская грамотность  - это способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

На уроках ФК понимать смысл рекомендаций по физической нагрузке, по дозировке и назначению «спортивных добавок», инструкций по выполнению упражнений, сводов правил спортивных игр и т.д.

Вот несколько примеров развития читательской грамотности на уроке физкультуры:

  • «Ассоциация». Детям прочитать тему урока и ответить на вопрос, о чём пойдёт речь.
  • «Ключевые слова». После объявления темы урока детям предлагается составить предложение из предлагаемых слов.
  • «Восстанови текст». Цель: сформировать умения сравнивать и анализировать полученную информацию.
  • «Соотнести рисунки и их названия». Учебное задание: посмотреть на графическое изображение гимнастического элемента и объяснить технику выполнения.
  • «Расставить в правильном порядке упражнения». Учебные задания: используя карточки с упражнениями, составить свой комплекс упражнений.
Математическая грамотность  - это способности человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.  Математическая грамотность на уроках физической культуры предполагает использование умений: формулировать ситуацию на языке математики; применять математические понятия, факты, процедуры; интерпретировать, использовать и оценивать результаты с опорой на математическое содержание. Как правильно построиться по росту учащимся имеющим следующий рост: Вова – 176,5 см, Сергей – 178,5 см, Маша – 155,4 см, Вика – 164,4 см, Миша – 172 см, Коля – 163,8 см.

Математическая грамотность  - это способности человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. 

Математическая грамотность на уроках физической культуры предполагает использование умений:

  • формулировать ситуацию на языке математики;
  • применять математические понятия, факты, процедуры;
  • интерпретировать, использовать и оценивать результаты с опорой на математическое содержание.

Как правильно построиться по росту учащимся имеющим следующий рост:

Вова – 176,5 см, Сергей – 178,5 см, Маша – 155,4 см, Вика – 164,4 см, Миша – 172 см,

Коля – 163,8 см.

Естественнонаучная грамотность  — это способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для: распознавания и постановки вопросов; освоения новых знаний; объяснения естественнонаучных явлений; формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой.   Изучите инструкцию «Защитимся от жары». Внимательно рассмотрите рисунок, на котором изображены ребята. Игра проходит в жаркую погоду в 13-30. Вопрос: Как вы считаете, кто из ребят защитился от жары? Отметьте знаком (V) на рисунке этих ребят? Спортсмены команды «Ювента» нанесли на кожу крем SPF 30, а их соперники, команда «Викинги» использовали крем SPF 50. Вопрос: Спортсмены, какой команды эффективнее защитили свою кожу, играя в волейбол на пляже?

Естественнонаучная грамотность  — это способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для:

  • распознавания и постановки вопросов;
  • освоения новых знаний;
  • объяснения естественнонаучных явлений;
  • формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой.

  Изучите инструкцию «Защитимся от жары». Внимательно рассмотрите рисунок, на котором изображены ребята. Игра проходит в жаркую погоду в 13-30.

Вопрос: Как вы считаете, кто из ребят защитился от жары? Отметьте знаком (V) на рисунке этих ребят?

Спортсмены команды «Ювента» нанесли на кожу крем SPF 30, а их соперники, команда «Викинги» использовали крем SPF 50.

Вопрос: Спортсмены, какой команды эффективнее защитили свою кожу, играя в волейбол на пляже?

Финансовая грамотность  — это сочетание осведомлённости, знаний, навыков, установок и поведения, связанных с финансами и необходимых для принятия разумных финансовых решений, а также достижения финансового благополучия личности и общества.

Для развития финансовой грамотности на уроке физической культуры можно использовать следующие задания:

  • Расчёт стоимости спортивного оборудования и инвентаря для организации соревнований в школе или в классе.
  • Подготовка сообщений о знаменитых спортсменах, истории развития спортивных игр.
  • Осознанный подбор спортивного инвентаря.
  • Использование абонементов в спортивные залы, фитнес-клубы.
  • Подбор рационального питания.

Мама Таня отправилась в магазин спорттоваров, чтобы купить велосипедные перчатки. В кошельке у неё оказалось 500р.

Митя любит плавать. Каждый день он посещает бассейн и плавает утром с 7-00 до 7-30. Стоимость 1 сеанса (30 мин) = 250р. Стоимость абонемента на 1 месяц = 6200р.

Вопрос: Под каким номером, мама Таня сможет купить велосипедные перчатки р. L, имея в кошельке указанную сумму?

Вопрос: Какую сумму Митя может сэкономить, если приобретёт абонемент на 2 месяца?

Наименование

1

Вид

2

Велосипедные перчатки / STG / L

3

Цена

Перчатки велосипедные STG с защитной подкладкой, размер L

520р

490р

930р

Глобальные компетенции – это способность воспринимать местные и глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими людьми, а также ответственно действовать для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.

Компетенции - это знания, умения, опыт в области физической культуры. Поэтому мы и должны все это передать своему ученику. Это относится не только к его физическим способностям, но и умения вести здоровый образ жизни, организовывать свой досуг и т.д.

На уроках физической культуры формируем следующие компетенции: ключевые (формирование воли к победе), социальная (спортивные игры как средство развития социальной компетенции), познавательная, личностная, информационная, коммуникативная, самообразовательная, компетентное отношение к собственному здоровью; предметные: оздоровительно-адаптивная, организационная (режим дня), двигательно-кондиционная, двигательно-прикладная, спортивно-рекреативная.

Внедрение на уроках компетентного подхода в физическом воспитании школьников поможет сформировать у обучающихся:

  • Способность работать без постоянного руководства, брать на себя ответственность по собственной инициативе;
  • Умение проявлять инициативу , не спрашивая других, следует ли это делать;
  • Готовность замечать проблемы и искать пути их решения;
  • Умение анализировать новые ситуации и применять в них уже имеющиеся знания;
  • Умение уживаться с другими;
  • Готовность приобретать новые знания по собственной инициативе ;
Креативное мышление – это способность создавать или иным образом воплощать в жизнь что-то новое, будь то решение проблемы, метод, устройство, художественные объект или форму, помогает быстро реагировать на любую проблему и находить нестандартные пути выхода из сложных ситуаций. Вам необходимо преодолеть полосу препятствий. В вашем распоряжении: В вашем распоряжении несколько мячей: «Волейбольный», «Футбольный», «Баскетбольный», «Набивной мяч 3кг», «Теннисный мяч», «мяч для пинпонга». 1. Баскетбольный мяч Вопрос: Вам необходимо расположить мячи таким образом (создать цепную реакцию), чтобы мяч для пинпонга оказался в лунке. 2. Волейбольный мяч 3. Футбольный мяч Вопрос: Необходимо выбрать любой из этих мячей, какой на ваш взгляд будет удобен для преодоления полосы препятствий? При этом победителем считается тот, кто сделает это за минимальный промежуток времени не допустив ошибок.

Креативное мышление – это способность создавать или иным образом воплощать в жизнь что-то новое, будь то решение проблемы, метод, устройство, художественные объект или форму, помогает быстро реагировать на любую проблему и находить нестандартные пути выхода из сложных ситуаций.

Вам необходимо преодолеть полосу препятствий. В вашем распоряжении:

В вашем распоряжении несколько мячей: «Волейбольный», «Футбольный», «Баскетбольный», «Набивной мяч 3кг», «Теннисный мяч», «мяч для пинпонга».

1. Баскетбольный мяч

Вопрос: Вам необходимо расположить мячи таким образом (создать цепную реакцию), чтобы мяч для пинпонга оказался в лунке.

2. Волейбольный мяч

3. Футбольный мяч

Вопрос: Необходимо выбрать любой из этих мячей, какой на ваш взгляд будет удобен для преодоления полосы препятствий? При этом победителем считается тот, кто сделает это за минимальный промежуток времени не допустив ошибок.

Таким образом, значимость формирования функциональной грамотности важна и необходима не только на уроках физической культуры, но и в целом, как важнейший компонент становления личности в системе образования. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников.

Таким образом, значимость формирования функциональной грамотности важна и необходима не только на уроках физической культуры, но и в целом, как важнейший компонент становления личности в системе образования. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!