Трофимюк Алла Константиновна
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СПОСОБНОСТЕЙ
ОСОБЕННОСТИ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
АННОТАЦИЯ
Целью статьи является знакомство студентов с понятием, видами и уровнями развития способностей, а также с особенностями развития творческих способностей.
Данная статья может быть использована студентами СПОУ при подготовке к семинарским занятиям по данной теме, а также преподавателями психологии в качестве лекции для студентов.
Способности – это индивидуально - психологические особенности личности, которые выражаются в быстром и качественном приобретении знаний, умений и навыков и эффективном их применении на практике.
Способностями называют не любые индивидуальные особенности, отличающие одного человека от другого, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности. От способностей зависят легкость и быстрота приобретения знаний, умений и навыков. В свою очередь, приобретение знаний и умений, содействует дальнейшему развитию способностей. Способности к определённому виду деятельности развиваются на основе природных задатков, связанных с чувствительностью анализаторов, с силой, подвижностью и уравновешенностью нервных процессов. Таким образом, природной основой формирования способностей являются задатки.
Задатки - это анатомо-физиологические особенности нервной системы, связанные с уровнем развития анализаторов. Например, определенные характеристики слухового восприятия могут выступать в качестве основы для развития музыкальных способностей.
На основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью. Например, человек, обладающий хорошим слухом и чувством ритма, может стать музыкальным - исполнителем, дирижером, танцором, певцом, музыкальным критиком, педагогом, композитором. Однако наличие определенных задатков у человека не означает, что у него будут развиваться те или иные способности. Например, существенной предпосылкой для развития музыкальных способностей является тонкий слух. Но строение слухового и центрального нервного аппарата является лишь предпосылкой к развитию музыкальных способностей.
Преобразование задатков человека в способности, зависит не только от его индивидуального развития. Это социально обусловленный процесс, который связан с воспитанием и особенностями развития общества. Так, если родители проявляют заботу о выявлении способностей у своих детей и создают благоприятные условия для их развития, то вероятность обнаружить у них способности более высока, чем у детей предоставленных самим себе. Способности развиваются только в деятельности, поэтому «нельзя говорить об отсутствии у человека каких-либо способностей до тех пор, пока он не испробует себя в данной сфере. Нередко интересы к тому или иному виду деятельности указывают на способности, которые могут проявиться в будущем» (4, с.227). Многие задатки, такие как хорошая зрительная память или абсолютный слух долгое время могут сохраняться у человека без тренировок. Однако если их не использовать, они оказываются бесплодными и не преобразовываются в способности.
Преобразование задатков в способности осуществляется в конкретной деятельности человека. "Способность закрепляется в личности как более или менее прочное её достояние, но она исходит из требований деятельности и, будучи способностью к деятельности, она в деятельности и формируется."
Общие способности - способности, которые одинаково важны для многих видов деятельности (мыслительные способности, точность ручных движений, память, речь способности в общении).
Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. (Музыкальные, математические, технические, литературные, художественные).
Общие и специальные способности взаимно дополняют и обогащают друг друга. "Нельзя внешне противопоставлять их друг другу. Между ними имеется и различие и единство. Это положение относится как к взаимоотношению общих и специальных умственных способностей, так и к взаимоотношению общей одарённости и специальных способностей. Наличие определённой специальной способности, особого, достаточно ярко выявившегося таланта накладывает определённый отпечаток на общую одарённость человека, а наличие общей одарённости в ещё большей мере сказывается на характере каждой специальной способности. Общая одарённость и специальные способности в этом смысле как бы взаимопроникают друг друга; они два компонента единого целого"(5, С.705). Теоретические и практические способности отличаются друг от друга тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые — к конкретным практическим действиям. Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков, в то время как вторые определяют возможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры.
В зависимости от того, существуют или отсутствуют условия для развития способностей, они могут быть потенциальными и актуальными.
Классификация уровней развития способностей:
1) одаренность – совокупность общих и специальных способностей, которые обеспечивают человеку возможность успешно выполнять определенную деятельность;
2) мастерство – техническое совершенство в определенном виде деятельности;
3) талант – выдающиеся индивидуальные способности людей в одной или нескольких отраслях творческой деятельности. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода.
4) гениальность – творческая деятельность, результаты которой имеют историческое значение в жизни общества, в развитии науки, литературы, искусства.
Лишь единство общих и специальных свойств, взятых в их взаимопроникновении, очерчивает истинный облик одарённости человека. Доказательством этому служат многочисленные случаи, когда человек, выявивший себя в одной области, при переходе на другую работу и на ней проявляет не меньшие способности. При этом общая одарённость является не только предпосылкой, но и результатом всестороннего развития личности (там же, с.708).
Исходной предпосылкой для развития способностей служат задатки, с которыми ребёнок появляется на свет. В действенном контакте ребёнка с окружающим его миром, в процессе постепенного освоения достижений предшествующего исторического развития человечества, совершающегося в ходе обучения, задатки превращаются в многообразные и всё более совершенные способности.
Каждый человек в своем развитии проходит периоды повышенной чувствительности к определённым воздействиям, к освоению того или иного вида деятельности. Причём, эти периоды особой готовности к овладению специальными видами деятельности имеют определённые сроки, и если какая-либо функция не получила своего развития в благоприятный период, то впоследствии ее развитие оказывается чрезвычайно затруднено, или невозможно. Поэтому для развития способностей ребенка важны все этапы его становления как личности. Нельзя думать, что в более старшем возрасте ребенок сможет наверстать упущенное.
В развитии способностей условно можно выделить несколько этапов.
Первичный этап в развитии любой способности связан с созреванием необходимых для нее органических структур и с совершенствованием работы анализаторов, а так же отдельных участков коры головного мозга. Это создает благоприятные условия для формирования и развития у ребенка общих и специальных способностей,
Например, у ребенка в возрасте двух-трех лет интенсивно развивается устная речь, в пять-семь лет он наиболее готов к овладению чтением. В среднем и старшем дошкольном возрасте дети увлеченно играют в ролевые игры и обнаруживают чрезвычайную способность к перевоплощению и вживанию в роли.
Игра является особенно значимым видом деятельности для детей. В процессе игры происходит развитие многих двигательных, конструкторских, организаторских, художественно-изобразительных и других творческих способностей. Причем, важной особенностью игр является то, что в них, как правило, развивается не одна, а сразу целый комплекс способностей.
Развитие специальных способностей продолжается в школе, особенно в младших и средних классах. Этому способствуют различного рода детские игры, а в дальнейшем учебная и трудовая деятельность. Способность закрепляется в личности как более или менее прочное её достояние, но она исходит из требований деятельности и, будучи способностью к деятельности, она в деятельности и формируется.
В способностях детей обнаруживаются многообразные индивидуальные различия. Эти различия проявляются в успешности их учебной работы. Так, различные ученики с различной степенью совершенства справляются с учебными заданиями, с разной глубиной осваивают определённую систему знаний, которой они обучаются. Однако, успешность саму по себе нельзя принимать за критерий одарённости. Причиной различной успеваемости разных учеников может быть интерес к учёбе, предшествующая учебная подготовка, а не их способности. Поэтому одни и те же успехи разных учеников могут быть показателями различных способностей, и при равных способностях их успехи могут быть различны. "Для того чтобы сколько-нибудь обоснованно заключать об одарённости детей по успешности их работы, темпам их продвижения, необходимо учесть условия их развития, а не только его результаты. Лишь соотнеся эти результаты с условиями, при которых они достигнуты, можно, исходя из успешности учебной работы детей, опосредованно составить себе суждение об их одаренности" (Там же, с.117).
Способности не могут существовать иначе как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой человек перестает пользоваться на практике, со временем утрачивается. Благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими творческими видами человеческой деятельности как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т. п., мы поддерживаем и развиваем у себя соответствующие способности.
Способности складываются в единый комплекс, внутри которого они взаимодействуют между собой. Развивая одну способность, мы влияем на другие. Таким образом, одним из важнейших условий развития способностей является комплексность, то есть одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих способностей.
При развитии способностей в процессе деятельности существенную роль играет своеобразная диалектика между способностями и умениями. Способности и умения, совершенно очевидно, не тожественны, но они всё же теснейшим образом связаны друг с другом; притом связь эта взаимная. С одной стороны, освоение умений и знаний предполагает наличие известных способностей, а с другой — само формирование способности к определённой деятельности предполагает освоение связанных с ней умений и знаний. В свою очередь, в процессе развития этих умений, они становятся основой для развития способностей (4, С.705)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.
Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова, – 9-е изд., доп. – М.: Издательский центр «Академик», 2008. – 416 с.
Котова И.А. Психология. Серия «Среднее профессиональное образование» / И.А.Котова, О.С. Канаркевич, В.Н. Петриевский. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. – 480с.
Петрушин В.И. Музыкальная психология: учебное пособие для вузов. - 2 изд. / В.И. Петрушин – М.: Академический Проект: Трикста, 2008. – 400 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Изд. 2-е, – 1946 г. [Электронный ресурс] / С.Л. Рубинштейн – СП-б.: Питер, 2002. – 720 с. – Режим доступа: rubinshteyn=osnovu_obzhey_psc.pdf
Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание 3-е, переработанное и дополненное [Электронный ресурс] / Л.Д. Столяренко. – Ростов-на- Дону: «Феникс», 2000. – 672 с. – Режим доступа: http://www.libros.am/book/read/id/296996/slug/osnovy-psikhologii
2