СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие и значение проектной компетентности в психолого-педагогической науке

Категория: Директору

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для администрации образовательных учре

Просмотр содержимого документа
«Понятие и значение проектной компетентности в психолого-педагогической науке»

ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

Сейдинова Р.Б,

студент,

Научный руководитель: Арсланова Алия Талгатовна

канд, пед.наук, доцент,

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический

университет им.М.Акмуллы»

Аннотация. В статье понятие и значение проектной компетентности в психолого-педагогической науке. Автором определены показатели личностного развития в современной образовательной среде и востребованность проектирования как метода образования.

Ключевые слова: проект, проектная деятельность, проектная компетентность, образовательная среда, метод обучения


Несмотря на почти двадцатилетнюю историю реализации компетентностного подхода в России, анализ научных публикаций и образовательной практики показывает несогласованность базовых понятий в исследованиях ученых, что определяет необходимость их конкретизации.

Проектная технология формирует все ключевые компетенции: ценностно-смысловую; общекультурную; учебно-познавательную; информационную; – коммуникативную; социально-трудовую; компетенцию личного самосовершенствования.

Компетентность – «совокупность личностных качеств субъекта (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере» [1, с. 34].

Согласимся с мнением Е. Советовой, что проектную компетентность можно определить как интегративную характеристику субъекта, выражающаяся в способности и готовности человека к самостоятельной теоретической и практической деятельности по разработке и реализации проектов в различных сферах [2, c. 47].

При этом метод проектов (от греч. – путь исследования, познания) – это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов [3, с. 43].

Проектное обучение – обучение, построенное приоритетно на основе метода проектов. Это обучение в проекте и с помощью проекта. Разработкой нового направления образования, основанного на формировании проектного способа взаимодействия с миром, занимаются Дж.К. Джонс, В.Ф. Сидоренко, Г.Л. Ильин, В.Д. Симоненко, М.Б. Павлова, Дж. Питт и другие. Интегрированное содержание, уровневый способ обучения, использование системы проектов – все это позволяет включить обучаемых в процесс «от идеи до реализации» и способствует более полному освоению современной научной картины мира. На основе метода проектов связывается познавательная и преобразовательная деятельность учащихся, повышается уровень усвоения знаний. Логика построения проектов основывается на включении обучаемых во все этапы практической деятельности.

Педагогическое проектирование позволяет определить методологические основы, содержательные составляющие и организационно-методическое сопровождение образования любого уровня. Формирование индивидуальной образовательной траектории специалиста, развитие его профессиональной гибкости и способности к самообразованию и профессиональному саморазвитию, приводят к наиболее полному удовлетворению потребностей и самой личности и общества в целом. Важным показателем эффективности процесса образования становится конечный результат, поэтому главным аспектом является выявление методологических основ проектирования педагогических объектов. Особое значение имеют проектные технологии, так как они осуществляют эмпирическую проверку значимости и состоятельности тех или иных теорий, поскольку в современной педагогике стоит выбор между гуманистическими ценностями обучения и рационалистическим подходом к образованию [3, с. 45].

Педагогические технологии ориентированы как на личностноориентированное образование, так и на прагматичность экономики, однако, в педагогике отражена рационалистическая парадигма, так как с ее точки зрения технологиями признаются только те, которые предполагают достижение заранее определенного результата.

Проектные действия преподавателя необходимы для структуризации образовательного процесса. Проектирование предполагает урегулировать структуру учебной программы, определить поле проектной деятельности и выстроить эффективный образовательный маршрут обучающегося, сформировать методологическую систему преподавания [3, с. 47].

Если в основе образовательной деятельности находится формирование познавательной деятельности, творческих и креативных способностей и мышления обучающихся, ответственность и самостоятельность в приобретении знаний и способность ориентироваться в информационноаналитическом поле, то преподаватель, владеющий проектными технологиями, может сформировать проектировочную компетентность у обучающихся.

Для реализации проектной деятельности необходимо взаимодействие структурных элементов различных видов деятельности: общения, игровой, творческой, познавательной, учебной, трудовой. Требуется положительная мотивация для успешности проектной деятельности, высокий уровень взаимопонимания между всеми участниками, добровольное участие в создании продукта, получении результата, что способствует возникновению положительных эмоциональных проявлений в учебной ситуации.

Содержание проектного обучения интегрирует теоретический и практический материал из различных сфер познания, что позволяет обучающимся приобретать опыт преобразовательной деятельности [4, с. 21].

Проектная компетентность является показателем личностного развития в результате овладения проектной деятельностью на содержательно-процессуальном и операциональном уровнях. В зависимости от дидактических целей и задач в образовательном процессе может происходить формирование проектной компетентности (в ФГОС проектная деятельность включена в структуру профессиональной деятельности), она «объединяет в своей структуре и общекультурные, и профессиональные компетенции» [5, c. 56].

Исследователи определяют следующие компоненты профессиональной проектной компетентности педагога к работе над собственной личностью [5, c. 77]:

1) мотивационный, определяющий стремление учителя к изменению собственного опыта, развитие профессиональной деятельности, способности к сотрудничеству и самообразованию;

2) когнитивный, описывающий профессиональные знания педагога, аргументированные пути их практического применения, способы добычи, хранения и переработки актуальной для педагогической деятельности информации;

3) операционный, характеризующий обладание способами развития профессиональных знаний и индивидуализации педагогических способностей, изменения деятельности;

4) рефлексивно-оценочный, включающий способность оценить трудности профессиональной деятельности, проанализировать их причины, а также результаты личностных достижений

В современной образовательной среде востребованность проектирования как метода образования и одновременно потенциала человеческой личности связана с тем, что постепенная замена научно-технократической ориентации на ценностно-смысловое самоопределение педагогов и приоритета гуманистической ориентации послужила основанием для поиска нового облика образовательного пространства, который соответствовал бы социальному и государственному заказу и потребностям всех субъектов образовательного процесса [13, с. 36].

Мировая практика и российский опыт свидетельствуют об эффективности проектных технологий в образовании. Проектная работа является культурно-творческой формой деятельности, в процессе которой происходит формирование способности к осуществлению осознанного и ответственного выбора личности.

Итак, проектная компетентность характеризует способность специалиста применять знания, умения и личностные качества, обеспечивающие готовность к выполнению проектной деятельности и ее успешность, осознание ее социальной значимости и личной ответственности за результат этой деятельности.

В документах Российского правительства, ориентирующих развитие отечественного образования принципы проектной деятельности рассматриваются в качестве основополагающих для поступательного развития профессионального образования. Инструментами их практической реализации разработчики выделяют применение проектных методов, адресность инструментов ресурсной поддержки, конкурсное выявление и поддержку лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, комплексный характер принимаемых решений и открытость российского образования к внешним запросам



Библиография

  1. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учеб.пособие для студ.учреждений высш.проф.образования.-М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 160с.

  2. Советова Е. Педагогическая мастерская. Эффективная форма развития учительского потенциала // Управление школой. – 2012. – №12. – С. 47-50.

  3. Соловьёва, Ю. А. Социально ориентированная проектная культура студентов: понятие и значение в формировании профессиональной компетентности выпускника вуза / Ю. А. Соловьёва // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. – С. 43-48.

  4. Гусев А.А. Организационно-педагогическое обеспечение процесса формирования и развития ключевых компетенций руководителей транспорта. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. – Екатеринбург, 2019. – 21 с.

  5. Комарова И.В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС / Комарова И.В. - СПб.: КАРО, 2015. - 128 с.

2