СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Понятие информационной грамотности и её аспекты
Понятие информационной грамотности и её аспекты
В Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения начального общего образования под термином «информационная грамотность младших школьников» понимается совокупность умений работы с информацией (сведениями). Эти умения формируются на уроках по предметам, на факультативах, в кружках и применяются при выполнении заданий, предполагающих активные действия по поиску, обработке, организации информации и по созданию своих информационных объектов, например, при работе над проектами.
Говоря об «информационно грамотном ученике», можно отметить такие его характеристики:
1. Ученик должен понимать потребность в аккуратной и значимой информации, уметь формулировать вопросы, определять источники информации и использовать успешные стратегии поиска информации.
1. Найдя подходящую информацию, ученик должен разбираться в том, где факты, а где мнения и отбрасывать ненужную информацию.
2. Для обмена найденной информацией ученик должен организовывать эту информацию и интегрировать ее со своими знаниями. Для этого он должен привлекать навыки критического мышления и навыки решения проблем.
3. После того, как ученик приобрел информационную грамотность, ему нужно начинать применять то, чему он научился, для своих личных интересов, продолжая самостоятельно учиться в течение всей жизни.
4. Ученик не только должен стать уверенным и заинтересованным читателем, но и уметь ценить представленную информацию и уметь самому представить ее с помощью различных средств.
5. Ученик должен оценивать процесс использования информации, достигнутые результаты, находить пути для пересмотра, улучшения или обновления своей работы.
6. Ученик должен быть ответственным потребителем информации, должен уважать принципы интеллектуальной свободы и прав на интеллектуальную собственность, давая верные ссылки на идеи других. Он должен понимать, что демократическое общество основывается на уважении идей и мнений других людей.
7. Ученик должен уметь сотрудничать с другими в поиске и использовании информации, а затем уметь делиться результатами своей деятельности.
При этом важно, чтобы ученик работал с информацией эффективно, используя доступный ему по возрасту инструментарий информационных технологий.
Определяя содержание понятия «информационная грамотность», важно понимать, что в формирование информационной грамотности делают вклад все школьные учебные предметы.
Раскрывая и уточняя формулировки, можно получить следующее определение содержания информационной грамотности.
Информационная грамотность - это:
умение определять возможные источники информации и стратегию ее поиска, получать ее;
умение анализировать полученную информацию, используя различного рода схемы, таблицы и т.д. для фиксации результатов;
умение оценивать информацию с точки зрения ее достоверности, точности, достаточности для решения проблемы (задачи);
умение ощущать потребность в дополнительной информации, получать ее, если это возможно;
умение использовать результаты процессов поиска, получения, анализа и оценки информации для принятия решений;
умение создавать новые (для данного случая) информационные модели объектов и процессов, в том числе с использованием схем, таблиц и т.д.;
умение наращивать собственный банк знаний за счет лично значимой информации, необходимой для своей деятельности в самых разных областях;
умение создавать свои источники информации;
умение использовать современные технологии при работе с информацией;
умение работать с информацией индивидуально и в группе.
Для того, чтобы систематизировать весь набор умений, входящих в информационную грамотность, выделим три основных раздела:
Человек. (В этом разделе будем рассматривать общие навыки работы с информацией: хранение, поиск, передача и использование, включая такие виды использования как принятие решений и создание информационных продуктов).
Человек и компьютер. (В этом разделе будем рассматривать навыки использования информационных технологий).
Человек и общество. (В этом разделе будем рассматривать навыки обращения человека с информацией в обществе).
В каждом их приведённых разделов выделим по четыре аспекта:
А. Концептуально-аналитический.
Этот аспект связан в первую очередь с осмыслением информационной деятельности, пониманием сути информационных процессов, формированием целостного представления об информационной картине мира. Рассматривая разделы в этом аспекте, ученики будут понимать, что именно они делают, для чего они это делают, будут знакомиться с новыми понятиями, связанными с информационной деятельностью.
Концептуально-аналитический аспект тесно связан с понятием «модель». Собирая информацию об объекте и явлении, ученики будут формировать новое представление об этом объекте или явлении. Закреплению этих новых представлений служит создание информационных моделей объектов или явлений - описаний в произвольной или заданной форме, с возможным дополнением изображениями, аудио- и видеозаписями. Модель может отражать структуру изучаемого объекта или явления, его поведение, отношения с другими объектами или явлениями.
Не менее важна роль моделей при создании информационных продуктов. В этих случаях модель выступает как средство фиксации замысла. В зависимости от вида информационного продукта ученики будут иметь дело либо с неформальными моделями-эскизами, либо с процессом формализации - поэтапного перехода от неформальной модели к все более строгим и точным формальным моделям с последующей реализацией получившейся в итоге формальной модели средствами компьютерных технологий и созданием исполняемого на компьютере информационного продукта. При рассмотрении раздела «Человек и общество» ученики будут знакомиться с информационными потоками и ролью информации в обществе на основе социальных моделей, описывающих те или иные аспекты жизни общества.
Б. Организационный.
Этот аспект связан со спецификой организации информации, наблюдаемой в конкретных видах информационной деятельности. Например, с организаций информации в книге, теле и радиопередаче, библиотеке; со структурой объектов, со структурой описывающих их моделей, и, как следствие, с организацией информации об этих объектах.
В. Коммуникационный.
Этот аспект связан с коллективными видами информационной деятельности, с вопросами взаимодействия в процессе информационной деятельности, а также с вопросами адаптации информационных продуктов под целевую аудиторию.
Г. Прикладной.
Этот аспект связан с практическим применением навыков информационной деятельности. При рассмотрении каждого раздела в этом аспекте основное внимание уделяется конечному результату той или иной информационной деятельности.
Далее рассмотрим каждый аспект каждого раздела с указанием перечня учебных предметов, на которых формируются перечисляемые навыки информационной деятельности.
1А. Концептуально-аналитический аспект поиска, хранения, передачи и информации и создания информационных продуктов.
В начальной школе дети будут:
Различать реальные и вымышленные рассказы, факт и вымысел.
Различать факт и мнение.
Выявлять предвзятость, необъективность в информации.
Пытаться предсказывать содержание книги по обложке.
Предсказывать события и проверять свои предсказания.
Составлять простые планы получения информации и последовательно их выполнять.
Составлять описания разных объектов и мероприятий.
Описывать структуру предметов через описание составных частей и их назначения.
Описывать общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов).
Называть общие признаки предметов из одного класса и значения признаков у разных предметов из этого класса.
Описывать типовые действия и сценарии с помощью алгоритмов.
Записывать выводы в виде правил "если-то" и для заданной ситуации составлять короткие цепочки правил "если-то".
Понимать, что такое ключевые слова и находить их.
Задавать вопросы для выяснения значений слов.
Получать информацию от изображений и реальных предметов.
Получать информацию из рекламных объявлений.
Составлять карты понятий, изображать сеть объектов, относящихся к поиску информации.
Изображать графы и выбирать графы, правильно отражающие предложенную ситуацию.
Составлять краткие обзоры тем или проблем по материалам справочных изданий.
Понимать разницу между эскизом, проектом и законченным продуктом.
Создавать схемы, эскизы.
1Б. Организационный аспект поиска, хранения, передачи и информации и создания информационных продуктов.
В начальной школе дети будут:
Разбираться в структуре литературных текстов (заглавие, автор, содержание, главы, иллюстрации).
Разбираться в структуре книги и использовать информацию из разных частей книги (оглавления, предметные указатели, приложения, и т.д.)
Разбираться в структуре атласов и детских энциклопедий.
Использовать словари для поиска информации.
Использовать ссылки в текстах для поиска информации.
Разбираться с информацией, упорядоченной разными способами (по алфавиту, по номерам, по тематике)
Описывать устройство библиотеки, режим работы, правила пользования; использовать библиотечную терминологию.
1В. Коммуникационный аспект поиска, хранения, передачи и информации и создания информационных продуктов.
В начальной школе дети будут:
Работать в группе - поочерёдно высказывать идеи, «держать" тему обсуждения, участвовать в коллективных ответах.
Участвовать в классных дискуссиях.
Использовать мозговой штурм для выяснения возможных идей и мнений.
Выражать чувства и мнения по поводу увиденного и услышанного
Логично и выразительно рассказывать о найденной информации
Обсуждать свои стратегии поиска с учителем и сверстниками и при необходимости пересматривать их
Иллюстрировать свои тексты для лучшего понимания другими.
Участвовать в инсценировках.
1Г. Прикладной аспект поиска, хранения, передачи и информации и создания информационных продуктов.
В начальной школе дети будут:
Создавать таблицы и графики, отражая, что уже известно, а что надо выяснить.
Создавать схемы рассказов (планы).
Обсуждать новый учебный материал.
Распознавать элементы книги и простых художественных текстов.
Создавать списки ключевых слов к тексту.
Прояснять значения слов с помощью словаря.
Использовать энциклопедии для создания обзора предложенной темы.
Выражать мысли и чувства относительно прочитанного в художественной, научно-популярной и справочной литературе.
Делать выводы о прочитанном.
Связывать прочитанное со своими знаниями и опытом.
Понимать организацию школьной библиотеки и принятые правила пользования, просматривать библиотечные полки при поиске информации.
Начинать пользоваться библиотечными каталогами для поиска по автору, названию, теме.
Начинать формировать своё мнение при рассмотрении сведений из разных источников.
Находить связанные между собой идеи.
Находить взаимосвязи и взаимозависимости в повседневной жизни.
2А. Концептуально-аналитический аспект информационной деятельности с применением информационных технологий.
В начальной школе дети будут:
Выбирать аудио-, видео- , CD-ресурсы для выполнения поставленной задачи.
Объяснять важность найденной информации.
Повторно воспроизводить нужную информацию на аудио- и видеомагнитофонах.
Использовать компакт-диски для сбора информации.
Знать средства информационных технологий и описывать их назначение: телефон, телевизор, компьютер.
Анализировать элементы рассказа в звуковом, видео и электронном представлении.
Знать принципы работы компьютера как исполнителя алгоритмов.
Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии.
Выполнять алгоритмы с ветвлениями, с повторениями, с параметрами, обратные заданным.
Перечисленные знания и умения формируются в первую очередь на уроках окружающего мира и комплекса естественнонаучных дисциплин, на уроках с применением компьютера как ТСО (технического средства обучения), а также в процессе урочной и внеурочной проектной деятельности.
2Б. Организационный аспект информационной деятельности с применением информационных технологий.
В начальной школе дети будут:
Отвечать по телефону и принимать сообщения для других.
Использовать аудио- и видеозапись для сбора информации.
Использовать меню на компакт-дисках для понимания того, как организована на диске информация.
Использовать планы работ в виде набора картинок при работе над проектами.
Понимать назначение составных элементов информационных продуктов.
Ориентироваться в операционной среде компьютера и запускать приложения на выполнение.
Перечисленные знания и умения формируются в первую очередь на уроках окружающего мира и комплекса естественнонаучных дисциплин, на уроках с применением компьютера как ТСО (технического средства обучения), а также в процессе урочной и внеурочной проектной деятельности.
2В. Коммуникационный аспект информационной деятельности с применением информационных технологий.
В начальной школе дети будут:
Формировать в ролевых играх навыки общения по телефону.
Выполнять принятые правила работы на компьютере.
Проводить интервью и опросы с использованием техники: телефона, факса, электронной почты.
Перечисленные умения формируются в первую очередь на уроках риторики, информатики, русского языка и литературы, на уроках с применением компьютера как ТСО (технического средства обучения), а также в процессе урочной и внеурочной проектной деятельности.
2Г. Прикладной аспект информационной деятельности с применением информационных технологий.
В начальной школе дети будут:
Искать информацию в тексте по ключевым словам.
Использовать кассеты и компакт-диски для прослушивания и сбора информации.
Использовать видео-кассеты и компакт-диски для просмотра и сбора информации.
Использовать магнитофон, фотоаппарат и видеокамеру для сбора данных.
Уметь обращаться с магнитофоном и видеомагнитофоном, чтобы представить собранную информацию.
Использовать графические редакторы для создания изображений.
Использовать текстовый процессор для ввода и редактирования текстов.
Использовать гиперссылки и алфавитные указатели при поиске информации на компакт-дисках.
Обращаться по предварительно созданным закладкам к страницам Интернет.
Перечисленные знания и умения формируются в первую очередь на уроках информатики, на уроках с применением компьютера как ТСО (технического средства обучения), а также в процессе урочной и внеурочной проектной деятельности.
3А. Концептуально-аналитический аспект деятельности человека в информационном обществе.
В начальной школе дети будут:
Знать опасные и безопасные пути добывания информации. Знать знакомые приборы, связанные с информацией, и описывать их использование.
Знать профессии людей, к чьим функциям в общественном устройстве относится предоставление информации, и описывать их деятельность.
Знать способы, с помощью которых информация попадает в книги и компьютеры (в печатные и электронные издания).
Понимать важность школьных и общественных библиотек.
Разрабатывать критерии отбора книг для чтения.
Анализировать различия между информацией, передаваемой в устной и письменной речи.
Следовать определенным правилам для конкретных задач.
Перечисленные знания и умения формируются в первую очередь на уроках информатики, окружающего мира, обществоведения и комплекса естественнонаучных дисциплин, а также в процессе урочной и внеурочной проектной деятельности.
3Б. Организационный аспект деятельности человека в информационном обществе.
В начальной школе дети будут:
Узнавать в повседневной жизни обыденные повторяющиеся действия и события, описывать их.
Объяснять, как организованы словари и энциклопедии.
Объяснять, как организованы предметные указатели.
Классифицировать способы организации информации дома и в школе.
Знать устройство библиотеки.
Классифицировать методы организации и хранения информации, такие как в алфавитном порядке, по тематике, по виду информации.
Сравнивать художественные тексты со справочными и научно-популярными и называть отличия.
Перечисленные знания и умения формируются в первую очередь на уроках информатики, русского языка и литературы, окружающего мира и комплекса естественнонаучных дисциплин, а также в процессе урочной и внеурочной проектной деятельности.
3В. Коммуникационный аспект деятельности человека в информационном обществе.
В начальной школе дети будут:
Выступать поочередно при обсуждении чего-либо и объяснять, почему поочередные выступления позволяют обмениваться информацией.
Понимать особенности иллюстрированных книг, используемые для передачи информации.
Понимать особенности учебников, используемые для передачи информации.
Описывать пути передачи информации дома и в школе.
Уметь читать информацию на упаковках товаров.
Иметь представление о том, что такое интеллектуальная собственность, авторство и плагиата.
Перечисленные умения формируются в первую очередь на уроках риторики, информатики, обществоведения, а также в процессе урочной и внеурочной проектной деятельности.
3Г. Прикладной аспект деятельности человека в информационном обществе.
В начальной школе дети будут:
Знать любимые тексты и пересказывать их своими словами.
Сопоставлять свой опыт и опыт других людей с жизнью литературных героев.
Читать художественную и научно-популярную литературу для собственного удовольствия.
Писать письма, стихи, рассказы для выражения своих мыслей и чувств.
Делать краткие устные выступления для выражения своих мыслей и чувств.
Перечисленные знания и умения формируются в первую очередь на уроках окружающего мира.
На уроках окружающего мира открываются широкие возможности по формированию данных умений, составляющлих информационную грамотность
https://infourok.ru/razvitie-informacionnoy-gramotnosti-i-informacionnoy-bezopasnosti-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-3404530.html
1.2. Педагогические условия формирования информационной грамотности у младших школьников
Одна из задач современной школы - научить детей правильно ориентироваться в огромном количестве разнообразной информации, грамотно осуществлять отбор и классификацию информации, работать с различными информационными источниками, а также владеть информационно-коммуникационными технологиями, помогающими образованию и самообразованию.
Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей. К началу XXI века создалась совершенно новая информационная образовательная среда. Но мы, педагоги, не являемся создателями этой среды, мы, скорее, её операторы. Современные информационные технологии радикально меняют форму и соответственно содержание представления и усвоения знаний. Заканчивается этап знакомства с информационными, коммуникационными и аудиовизуальными технологиями. Теперь необходимо правильно ввести их в учебно-воспитательный процесс, максимально использовать их обучающий потенциал, научить ребёнка правильно использовать ИКТ для успешной учёбы и самообразования.
Информационная грамотность педагогов и учащихся красной нитью проходит через концепцию новых образовательных стандартов. «Резко возросла информированность детей. Если раньше школа была основным источником получения ребёнком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ оказываются существенным фактором формирования у детей картины мира. Негативные последствия информационного шока должны нейтрализоваться позитивным, развивающим потенциалом информационной среды. Уже на первой ступени обучения система образования должна в полной мере использовать новые возможности - информационный потенциал Интернета, различные дистанционные формы обучения и др.»
Образование, полученное в начальной школе, является базой, фундаментом всего последующего обучения. В том числе это касается и того, как мы научим младших школьников владеть информацией: знать источники информации, уметь искать ответ на интересующий вопрос, отбирать правильно (в соответствии с темой и задачей) информацию, грамотно оформлять и представлять отобранный материал, то есть речь идёт об информационной компетентности учеников.
Под термином «информационная грамотность» понимается совокупность умений работы с информацией (сведениями). Эти умения формируются на уроках по предметам, на факультативах, в кружках и применяются при выполнении заданий, предполагающих активные действия по поиску, обработке, организации информации и по созданию своих информационных объектов, например, при работе над проектами.
Предполагается, что в результате освоения общих навыков работы с информацией выпускники начальной школы будут уметь:
оценивать потребность в дополнительной информации;
определять возможные источники информации и способы её поиска;
осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете; получать информацию из наблюдений, при обобщении;
анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части, применяя свёртывание информации и представление её в наглядном виде (таблицы, схемы, диаграммы);
организовывать информацию тематически, упорядочивать по алфавиту, по числовым значениям;
наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно-следственных связях;
создавать свои информационные объекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы);
использовать информацию для построения умозаключений;
использовать информацию для принятия решений;
при работе с информацией применять средства информационно-коммуникационных технологий.
Умения, относящиеся к информационной грамотности, ученики могут осваивать на любых уроках, факультативах, в кружках при выполнении некоторых видов заданий.
Таким образом, важным педагогическим условием является умение современного учителя найти и применить формы, методы и приёмы учебной деятельности, максимально способствующие формированию информационной грамотности обучающихся. Для решения этой задачи возможно применение методов и приёмов проектно-исследовательской деятельности, уже прочно вошедшей в современный учебно-воспитательный процесс. Обладая широкими интеграционными возможностями, проектно-исследовательская деятельность способствует также формированию универсальных учебных действий, определённых новыми образовательными стандартами. Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Формирование вышеперечисленных умений, связанных с информационной грамотностью учащихся, будет иметь больший успех при тесной взаимосвязи компонентов учебного процесса, воспитательных мероприятий и дополнительного образования. Это есть следующее педагогическое условие формирования информационной грамотности.
Предлагаем рассмотреть одну из форм работы с учащимися начальных классов по формированию информационной грамотности с использованием элементов проектно-исследовательской деятельности. Это так называемые тематические недели, при организации которых совмещаются роли педагога как учителя, классного руководителя, педагога дополнительного образования. В течение недели (или 10 дней) идёт подготовка материала по определённой тематике. С материалом по мере его накопления знакомятся все ученики на уроке или вне урока. А завершается такая неделя или внеклассным мероприятием, или изготовлением некоего продукта, обобщающего всю предыдущую работу. Темы недель соотносятся с календарно-тематическим планированием по предметам или с планом воспитательной работы. Схема довольно проста. Но в ходе реализации идеи проделывается огромная работа, как со стороны педагога, так и со стороны учеников. Тему недели определяет учитель, но делает это он таким образом, чтобы дети ощутили потребность в организации тематической недели как необходимой составляющей учебно-воспитательного процесса. Здесь должно проявиться мастерство педагога как организатора, его профессиональная выдумка, способность увлекать новыми идеями и проектами. При умелом вовлечении учащихся в этот процесс, они должны ощутить потребность в поиске новой информации, желание поделиться этой информацией с другими. Здесь педагог работает на повышение самооценки детей, реализацию творческого потенциала каждого ребёнка, утверждение его в коллективе и как отдельной и неповторимой личности. А у ребёнка формируется умение оценивать потребность в дополнительной информации.
Далее идёт сбор и обработка информации учащимися. Дети учатся пользоваться различными источниками информации, определяя, какой из них более эффективен для того или иного вида информации. Здесь велика доля самостоятельной работы учащихся. Учитель лишь знакомит детей с источниками информации (справочники, энциклопедии, Интернет, собственный опыт и наблюдения) и направляет по нужному пути поиска. Ученики приобретают навыки научной организации труда, формируется умение применять средства информационно-коммуникационных технологий. К работе также подключаются родители.
Собранную и обработанную информацию ученики оформляют в виде доклада или компьютерной презентации. При оформлении проявляются индивидуальные способности, фантазия, выдумка детей. Формируется умение создавать информационные объекты.
Подготовленное сообщение представляется всему классу. Формируется информационная компетентность учащихся, развиваются навыки публичных выступлений. Дети учатся оценивать и сравнивать информацию, которую выбрали они, с той, которую подготовили их товарищи.
Итогом тематической недели служит мероприятие по созданию общего продукта (проекта) или внеклассное мероприятие воспитательного или познавательного характера. Например, проведение тематической экскурсии, создание сборника сочинений, выставка творческих работ. Т.е. любая деятельность в рамках формирования информационной грамотности детей должна завершаться созданием некоего единого проекта/продукта, объединяющего виды работы отдельных школьников. Это следующее педагогическое условие.
Таким образом, реализуя названные педагогические условия, используя методы и приёмы проектно-исследовательской деятельности, мы формируем у учащихся начальной школы информационную грамотность: определение темы, исходя из текущей ситуации, погружение в изучаемую тему, поиск информации с использованием различных источников (литература, Интернет, личный опыт, опыт взрослых), оформление подобранного материала (доклад, презентация - формирование ИКТ-компетенций учащихся), умение преподнести материал, как итог - изготовление конкретного информационного продукта или обобщение темы в форме значимого мероприятия.
Скажем, более того, тематические недели дают хорошую основу для работы с мотивированными учащимися, ощущающими потребность в поиске дополнительной информации по изучаемым темам. Некоторые дети стали проявлять инициативу и самостоятельно готовить сообщения для уроков окружающего мира, литературного чтения, русского языка, для внеклассных мероприятий. Сообщения, оформленные в виде компьютерных презентаций или текстовых докладов, содержат дополнительный материал к теме урока, теме классного часа, часто связанный с личным опытом, с личными впечатлениями.
https://infourok.ru/razvitie-informacionnoy-gramotnosti-i-informacionnoy-bezopasnosti-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-3404530.html
Активные формы обучения на уроках информатики
Под активными формами обучения понимаются формы, которые реализуют установку на большую активность субъекта в учебном прогрессе, в противоположность так называемым «традиционным подходам», где ученик играет гораздо более пассивную роль.
Включение активных форм в учебный процесс активизирует познавательную активность обучающихся, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает в максимально возможной степени обратную связь между обучающимися и преподавателями. Исследователи активных форм обучения отмечают, что если при лекционной подаче материала усваивается не более 20% информации, то в деловой игре до 90%.
В преподавании информатики накоплен уже достаточно большой опыт использования конкретных активных форм обучения.
Активные формы и виды уроков
п/п | Формы уроков | Вид урока |
1. | Уроки в форме соревнования и игр | конкурс, турнир, эстафета, КВН, деловая/ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п. |
2. | Уроки, основанные на нетрадиционной подаче учебного материала | урок мудрости, урок-блок, урок-«дублер» начинает действовать». |
3. | Уроки, опирающиеся на фантазию | урок-сказка, урок-сюрприз, урок-проект |
4. | Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы | КВН, «следствие ведут знатоки», «посиделки», «клуб знатоков». |
5. | Интегрированные уроки | Информатика-математика, информатика-география, информатика-ИЗО, информатика-история и т.д. |
1. Уроки в форме соревнования и игр.
2. Уроки, основанные на нетрадиционной подаче учебного материала.
3. Уроки, опирающиеся на фантазию.
4. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы.
5. Интегрированные уроки.
1. Урок – игра для 2 класса «Созвездие»
Урок - игра - это метод обучения, направленный на моделирование реальной действительности с целью принятия решений в моделируемой ситуации.
Основная цель игры - поднять интерес учащихся к учебе, и тем самым повысить эффективность обучения.
Поэтому, урок - игру можно рассматривать как одну из форм активного обучения, такие уроки предполагают творческий подход со стороны учителя и учащихся, освоение умений учащимися в процессе активной познавательной деятельности.
Учитель
В русском языке очень много слов, и чем больше вы их будете знать, тем богаче будет ваша речь. Чем больше человек знает, тем точнее и ярче выражает он свои мысли. Чтобы речь ваша была красивой , чтобы каждое слово стояло в ней на своём месте, надо иметь большой словарный запас. Для этого в программу введён специальный урок – УРОК РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ, на котором мы с вами совершенствуем нашу речь. А помогут нам в этом различные упражнения.
Сегодня мы устроим состязании между двумя командами. Подберите название, небольшая подсказка:
М. В. Исаковский написал прекрасное стихотворение об осени. ( Д/З Чтение стихотворения учеником).
В дни осени
Не жаркие, не летние,
Встают из - за реки
Осенние, последние,
Останние деньки
Еще и солнце радует,
И синий воздух чист.
Но падает и падает
С деревьев мертвый лист.
Пусть названия ваших команд будут на осеннюю тематику. (Листопад, осень).
Награда за каждый правильный ответ – осенний листок ( а как называется дерево с которого эти листья?) (Клен)
Команда, которая соберёт самый красивый (большой) букет станет победителем данного урока.
Игру нашу начнем, ребята как сказку, со слов «Жили-были…»
Итак, жили – были в стране Школяндия два друга: Любознашка и Зазнашка. Как вы уже догадались, Любознашка был очень любознательным и интересовался всем на свете и даже тем, чем ему не следовало бы интересоваться. А Зазнашка очень любил хвастаться и говорил, что всё умеет, хотя, конечно, умел не всё. И вот однажды рано утром, когда светило яркое солнце и щебетали птицы, друзья Любознашка и Зазнашка пришли в компьютерную школу. Вдруг, они увидели, что навстречу им движется очень маленький компьютер.
- Как тебя зовут? – тут же поинтересовался Любознашка.
- Калькулятор, - гордо ответил малыш, или сокращённо «Кальк».
- А кто здесь учится? – продолжал спрашивать Любознашка.
-Здесь ученики учатся работать на самых разных компьютерах.
-Скажи, пожалуйста, а что означает слово «компьютер»? – немедленно задал вопрос Любознашка.
- Компьютер в переводе с английского языка означает «вычислитель» - пояснил Кальк.
- Понятно, компьютеры могут вычислять, а ты что можешь делать? – поинтересовался Любознашка.
- Я один из самых маленьких калькуляторов из огромного семейства и могу только быстро считать примеры с 4 - мя арифметическими действиями: складывать, вычитать, умножать и делить. Например, 2+5=7
- Ох, уж невидаль какая, - со скукой сказал Зазнашка. – Я этот примерчик сделаю ещё быстрее.
- Этот пример, может быть, и быстрее, ответил Кальк. А вот, например, 37+128=?
Друзья переглянулись и задумались.
- Вот тут-то, при работе с большими числами я вам и помогу. 37+128=165
- Я, конечно, очень маленький, но мои старшие братья умеют гораздо больше. Но чтобы с ними работать вы должны знать очень многое. В «Компьютерной школе» вас этому научат.
Первое, что нужно научиться делать – это физкультминутка, и я вас этому быстро научу.
Слушайте и делайте то, что я вам буду говорить.
Много птиц живёт у нас: все красивые сейчас.
Смотрим вниз – идут утята, слева – цапля, справа – гусь;
Прямо – голуби летают; сверху – ласточки порхают.
Вы представьте, что вы в сказке, и закройте свои глазки.
Итак, ребята наш компьютер умеет считать, писать, умеет рисовать и показывать мультфильмы и ещё он может воспроизводить музыку.
Вы сами убедились, что компьютер может очень многое. И каждому из нас он может оказать помощь и многому научить.
Предмет «Информатика» не только учит вас работать на вычислительной технике, но и развивает вашу память, внимание, логику и мышление. Сегодня мы убедимся в этом.
Начинаем нашу игру – соревнование.
На игре представлены две команды: «Курсор» и «Алгоритм»
Все конкурсы оцениваются по 5 бальной системе.
Итак, начинаем первый конкурс, который называется «Разминка»
I. РАЗМИНКА.
Этот конкурс ребята проверяет ваши мыслительные способности.
Учитель задаёт каждой команде логические задачи. Каждый правильный ответ приносит команде 1 балл.
1. Кого в зоопарке больше: зверей или тигров? (Зверей)
2. Кого в школе больше: людей или учеников? (Людей)
3. Чего в поле больше: цветов или васильков? (Цветов)
4. Чего в лесу больше: деревьев или берёз? (Деревьев)
Исправляем ошибки:
5. Закричал охотник: «ОЙ! Двери гонятся за мной!» (Звери)
6. На виду у детворы, крысу красят маляры. (Крышу)
7. Мы собрали васильки, на головах у нас – щенки. (Венки)
8. Тает снег. Течёт ручей. На ветвях полно врачей. (Грачей)
9. Старый дедушка Пахом, на козе скакал верхом. (коне)
10. Жучка будку не доела. Неохота. Надоело. (Булку)
Ну, ребята я вижу с мышлением у вас всё нормально. Давайте проверим с помощью компьютера как у вас обстоят дела с вниманием и памятью.
1. Разминка
«Назовите одним словом». Болтливый человек - … (болтун)
Ленивый человек - … (лентяй)
Храбрый человек - … (храбрец)
Мудрый человек - … (мудрец)
Богатый человек - … (богач)
Грубый человек - … (грубиян)
Сильный человек – (силач)
Весёлый человек - … (весельчак)
2. Составьте слова:
Из букв слова «ТРАНСПОРТ» надо составить как можно больше новых слов.
3. Закончи пословицу:
Ученье свет - … (а неученье - тьма).
Доброе слово дом построит - …(а злое разрушит).
Родина - мать … (умей за нё постоять).
Книга – твой друг … (без неё как без рук).
Без труда - … (не вытащишь и рыбку из пруда).
Объясните смысл последний пословицы.
4. «Устами младенца»
Каждой команде выдаются предметные картинки
Команде «Листопад» - чайник, мобильный телефон. Команде «Осень» - комар, компьютер.
Задание: словесное рисование «Отгадайте, что это за предмет?»
5. Работа в тетради по развитию речи (с. 4) (коллективная)
Работа над деформированным текстом.
6. Физминутка
7. «Какие мы?» (коллективный шуточный рассказ).
Назовите любые слова, которые отвечают на вопрос «Какой?», т. е. слова - признаки характеризующие настроение, цвет для того, чтобы помочь мне сочинить шуточный рассказ о вас самих. (Называемые слова записываются в заготовленную основу рассказа).
Утром спросонок мы … и….
За завтраком мы уже … и….
Вот мы спешим в школу - … и….
На уроках мы, конечно, … и….
После уроков и …обеда можно поиграть во дворе. Здесь мы … и….
Д/ П задание: продолжить рассказ
Ответы детей
Утром спросонок мы вялые и зеленые
За завтраком мы бодрые и розовые.
Вот мы спешим запыхавшиеся и красные.
На уроках мы, конечно, сосредоточенные и оранжевые.
После уроков и вкусного обеда можно поиграть во дворе. Здесь мы веселые, фиолетовые.
Наступает вечер. Дома мы сонные и желтые.
Во сне мы спокойные и разноцветные.
8. Подведение итогов
Подсчет листочков. Букеты описываются (по - одному представителю
от команды).
Команда - победительница награждается медалями. 2 - я команда – поощрительными призами.
Веселый урок русского языка подходит к концу. (Д/З Чтение стихотворения учеником)
Речь народа красная, будто ткань атласная,
Слово золотом расшито, жемчугом покрыто.
В речь затейную основу положил народ,
И от маленького слова гул большой идет.
Веками речь хранена, умом гранена.
Просторов километрами промыта и проветрена,
Судьей надежным – временем - внимательно проверена,
Раздумьями обильна речь наша молодильная.
У народа речь - союзница,
Он в нее всю душу влил,
В самом сердце, словно, в кузнице,
Все слова закалил.
3. Урок – сказка «Компуша и его друзья» 3 класс.
Цели урока:
Образовательные: ознакомить учащихся с основными составными частями компьютера, устройствами ввода-вывода;
Развивающие: развитие познавательных умений, внимательности и самостоятельности; развитие у учащихся логического мышления, речи, памяти.
Воспитательные: воспитание дисциплинированности, добросовестного отношения к труду, воспитание положительного отношения к учебе
Тип урока: урок-сказка
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал
(листы с бланками тестирования).
План урока
1. Организационный момент (1 мин)
2. Объявление темы и целей урока (2 мин)
3. Объяснение нового материала (30 мин)
4. Закрепление изученного.
5. Физкультминутка.
6. Проверка степени усвоения нового материала.
7. Задание на дом.
8. Подведение итога урока.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Громко прозвенел звонок
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
II. Объявление темы и целей урока.
- В некотором царстве, в некотором государстве жил да был ….. .
Кто это был, узнаете, разгадав загадку.
Миллион задачек сразу
Вам решит помощник мой.
Он с одним огромным глазом
И квадратной головой. (компьютер)
-Он был добрый, поэтому его все любили и ласково называли Компуша.
-Что же такое компьютер? (Ответы детей)
Компьютер –это электронное программно управляемое устройство, созданное человеком для обработки, хранения и передачи информации. А выглядит он так
III. Объяснение нового материала.
- А хотите узнать, что он из себя представлял?
Первые компьютеры появились 60 лет назад. Один компьютер занимал несколько комнат, основным элементом была электронная лампа. Затем начали применять транзисторы, а позже микросхемы. Компьютеры стали значительно меньше в размерах, скорость вычисления и надежность во много раз возросли. Компьютеры научились не только считать, но и «рисовать», «петь», «моделировать» и многому другому.
- Из каких же частей состоит компьютер?
Компьютер состоит из частей, каждая из которых выполняет свое действие. Самыми важными являются:
Системный блок.
Ну а друг – системный блок
Для компьютера как Бог.
Он решает все проблемы
И содержит микросхемы.
Системный блок (мозг), который производит обработку закодированной информации и хранит ее в своей памяти.
2.Монитор – это устройство для вывода информации, во время
работы компьютера на экране которого мы строим таблицы, рисуем, пишем тексты.
Монитор, скажу, ребята,
Очень нам необходим,
Он покажет текст и игры,
Интереснейший мультфильм.
3. Клавиатура – служит для ввода информации в память компьютера.
Кнопочки на ней всегда
Нажимают без труда.
Знаки, буквы, даже цифры
Знает эта Царь – девица.
- И вот однажды решил Компуша прогуляться по сети Интернет. А вы знаете что это такое?
Учащиеся высказывают свое мнение
4. Интернет
Тут, дружок, секрета нет:
Все компьютеры на свете
Соединили эти сети.
И теперь любой из нас
За секунды узнает,
Где, и кто, и как живет.
- Но для того, чтобы Компуша мог путешествовать по Интернету,к нему необходимо подключить устройство, которое называется Модем.
- А как вы думаете, что - нибудь еще можно дополнительно подключить к компьютеру? Конечно! Пришла пора познакомиться с друзьями Компуши. И начнем, пожалуй, с … мыши. Нет, нет, это не грызун! Это такое устройство, которое помогает вводить информацию в компьютер.
5. Мышь
Мышка в норке серая
Сыр погрызть мечтает,
Ну а наша на столе
По коврику «летает».
Вправо, влево, вверх и вниз
По экрану стрелку движет,
А на кнопочку нажмешь-
Выполнит, что ни укажешь!
Задание: Определите, какая мышка подключена к Компуше.
-Но информацию компьютер может получать не только с клавиатуры, но и со сканера.
6.Сканер
Сканер – чудная вещица,
В него положишь ты страницу,
И все, что было там,
На экране видишь сам.
Задание: Найдите спрятанное слово в каждой из групп (из каждого слова можно взять только один слог) и вы узнаете, что именно можно сканировать.
Например: малина, галоши, налет = машина.
- картошка, пластина, калина. (Картина)
- фонарь, томат, градус, фикус, яма (Фотография)
- Растение, сказка (Рассказ)
А знаете ли вы, что Компуша не только может получать получать информацию, но и способен сам ее представлять. Например, любое сообщение можно прочитать на мониторе, напечатать на бумаге.
Задание: Разгадайте ребус, и тогда вы узнаете, как называется устройство, которое позволяет выводить информацию из компьютера на бумагу. Составьте слово из первых букв названий картинок.
(Показывается ребус)
-Правильно, это — ПРИНТЕР
- Данные устройства подключаются к системному блоку. Внутри системного блока находятся все самые важные детали, обеспечивающие работу компьютера, а также ПАМЯТЬ, где хранится информация. Информация помещается на диски.
8.Диски.
Диск, дискета – это чудо,
Нам без них, ох, будет худо!
С диска новую игру
Я в компьютер загружу.
Чтобы текст не потерять,
Снова диски нужно взять.
Сохранит все точно нам,
Передам его друзьям.
-Но компьютер может не только хранить информацию. Узнайте его возможность по буквенному лабиринту.
(Пишет, считает, играет, рисует)
IV.Закрепление изученного.
Задание: Разгадайте кроссворд
-А теперь давайте вспомним, с какими устройствами, подключаемому к компьютеру, мы познакомились.
1. Устройство для ввода информации с помощью нажатия на кнопки.
Устройство, с помощью которого можно подключиться к сети Интернет.
Устройство, выводящее информацию из компьютера на бумагу.
4. Устройство для ввода информации.
Устройство вывода информации на экран.
6. Устройство, копирующее любую информацию в компьютер с бумаги.
V. Физкультминутка
Поднимайте плечики ,
Прыгайте, кузнечики,
Прыг – скок, прыг – скок.
Сели. травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко
Прыгай на носках легко.
VI.Проверка степени усвоения нового материала.
-Только самые внимательные могут ответить на вопросы, которые вы получили на листочках.
I вариант
1. Компьютер - это инструмент для:
а) работы на огороде
б) обработки дерева
в) работы с информацией
2. Клавиатура - это часть:
а)телевизора
б)радиоприемника
в) компьютера
3. Память компьютера бывает:
а) электронной
б) бумажной
в) каменной
4. Основные части компьютера- это:
а) монитор, клавиатура, мышь, системный блок
б) монитор, клавиатура, мышь, лазерный диск
5. Принтер- это устройство для:
а) хранения информации
б) передачи информации
в) печати (вывода информации)
II вариант
1. Монитор - это часть:
а) компьютера
б) телевизора
в) радиоприемника
2. Клавиатура -это устройство для:
а) хранения информации
б) ввода информации
в) передачи информации
3. Часть компьютера это:
а) цепь
б) столб
в) кошка
г) мышь
4. Компьютер нельзя использовать для работы:
а) с буквами
б) с цифрами
в) со знаками препинания
г) с песком
5. Основные части компьютера- это:
а) монитор, клавиатура, мышь, системный блок
б) монитор, клавиатура, мышь, сканер
в) монитор, клавиатура, мышь, лазерный диск
VII. Задание на дом.
- Расскажи родителям о применении компьютеров в жизни человека и узнайте, для чего используются компьютеры у них на работе. Подумай и нарисуй, где люди используют компьютеры в повседневной жизни
VIII. Подведение итога урока.
-Теперь вы знаете, что у Компуши очень много разнообразных друзей и все они созданы для того, чтобы облегчить труд человека. Таким образом, важность компьютера очевидна. Сегодня он применяется в автомобильных двигателях, телефонных сетях, промышленных роботах, в быту.
https://infourok.ru/urokskazka-po-informatike-kompusha-klass-3990052.html
Занимательная информатика на уроках и внеклассных мероприятиях (2-11 классы) /Авт. ГераськинаИ.Ю., Тур С.Н. – М.: планета, 2011.
https://multiurok.ru/files/aktivnye-formy-obucheniia-na-urokakh-informatiki.html
4. КВН по информатике для обучающихся 4 -ых классов.
Тип урока: обобщающий.
Задачи:
Проверить ЗУН обучающихся 4 класса по информатике.
Развивать внимание, логическое мышление, память и воображение.
Воспитывать интерес к предмету, работать в команде, дружелюбие.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска.
На уроке присутствует класс, из класса выбираются команды по 6 человек, каждая команда представляет свое название и девиз. За ходом урока следят жюри, в количестве 3 человек и оценивают ответы команд. По завершению урока подводят итоги, и выявляют победителя.
Конкурс 1.«Что это?»
Командам, по очереди будут предложены четверостишья-загадки, за каждый правильный ответ по 1 баллу.
Не оставит без ответов,
Телевизор умный этот,
Задавай вопрос быстрей
И смотри-ка на …(дисплей)
Как заправский эрудит
Он легко руководит
Вычислительным процессом
Ум компьютера – ...(процессор)
Чтобы мысль не потерять,
Нужно в файл всё записать,
А потом без всякой спешки
В папке сохранить на ... (флешке)
На вопросы даст ответ
Наш помощник – Интернет.
Письма быстро получаем,
К телефону подключаем
Вещь, известную не всем!
Называется ... (модем)
Он решает все проблемы
И содержит микросхемы.
Для компьютера – как бог,
Лучший друг – ...(системный блок)
Вдруг на беленьком листочке
Появляться стали точки,
Строки выросли из слов.
Вот и текст уже готов.
Очень быстро, словно спринтер
На печать выводит … (принтер)
Конкурс 2. «Работа с компьютером»
С обеих команд выбираются по два человека, которые должны на скорость и правильность набрать текст.
«Информатизация шагает по стране:
И в крупном мегаполисе, и в маленьком селе.
Компьютеризация проникла в каждый дом:
Мы видим ноутбуки, компьютеры кругом»
Это задание оценивается в 2 этапа, первый правильность, второй-скорость. Правильность оценивается в 5 баллов, но за каждые 2 допущенные ошибки снимается один балл, за скорость присваивается 1 балл.
Конкурс 3. «Замени букву».
Участникам предоставляются слова, из которых путем замены одной буквы можно получить слово, связанное с информатикой и компьютерами. Командам на выполнение этого задания дается 5 – 6 минут, тем временем болельщики отвечают на вопросы, зарабатывают дополнительные баллы. Листы с ответами команды отдаются жюри, каждый правильный ответ, 1 балл. Каждый правильный ответ болельщиков, приносит команде своего класса 1 балл.
Задание команде:
Бант (байт), болонка (колонка), интернат (интернет), кафель (кабель), кол (код), нависание (завасание), профессор (процессор), соль (ноль), суть (сеть), хобот (робот).
Вопросы для болельщиков:
Универсальное устройство для обработки информации (компьютер).
Устройство ввода информации (клавиатура).
Как иначе можно назвать новости, знания, сообщения (информация).
Самая длинная клавиша.(пробел)
Устройство для вывода информации на экран.(дисплей)
Монитор, клавиатура, системный блок, мышь - все вместе это называется …(компьютер)
Устройство для вывода текста на печать? (принтер)
Конкурс 4. Задача «Закодированное слово».
Напишите шесть раз цифру, 2. Каждую вторую цифру замените буквой О.
Первую цифру 2 замените на 14-ю букву алфавита, вторую цифру 2 замените на предыдущую букву алфавита (13-ю). Подумайте и замените последнюю оставшуюся цифру на букву, чтобы получилось всем известное слово. (Молоко)
За правильное разгаданное слово 3 балла.
Конкурс 5. «Устами младенца».
Командам по очереди задается вопрос, если слово угадали с первого определения – 15 баллов, со второго – 10 баллов, с третьего – 5 баллов, не угадали – 0 баллов.
1. Процессор – 1. Часть компьютера
2. Находится в системном блоке
3. Он производит все расчеты
2. Мышь – 1. Манипулятор
2. Для ввода информации
3. У нее есть коврик
3. Монитор – 1. Часть компьютера
2. На корпусе есть кнопки
3. Имеется экран
4. Дискета (флешка) - 1. Небольшая штучка
2. Нужна для каждого пользователя
3. Служит для хранения и переноса информации
После окончания конкурсов, жюри дается несколько минут для подведения итогов и выявления победителей.
Учебник «Информатика и ИКТ», под редакцией Н.В. Макаровой. 2-е издание, изд. Питер, 2007 год, 160 с.
Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». № 8 – 2006. – М.: Образование и Информатика, 2006. – 112 с.: ил.
5. Интегрированный урок по математике и информатике в 3-м классе с элементами личностно-ориентированного обучения
Цели урока:
закреплять умение решать составные задачи;
знания табличного умножения и деления;
совершенствовать вычислительные навыки;
развивать умение логически мыслить, рассуждать, анализировать;
воспитывать умение работать в паре, группе, интерес к предмету через применение компьютерных технологий.
Цели, ориентированные на развитие личности ребёнка:
развитие личностного отношения к учебным предметам;
создание условий для развития умения высказывать своё мнение, аргументировать его;
коррекция самооценки.
Оборудование урока:
сигнальные карточки с математическими знаками у детей,
презентация,
плакаты с изображением первобытного человека,
учебники,
тетради,
листы с заданиями по информатике.
Форма урока: интегрированный урок математики и информатики.
Ход урок
1. Сообщение темы и целей урока.
Учитель нач.кл.:
- Весёлый прозвенел звонок,
Мы начинаем наш урок.
Продолжить учиться задачи решать
Компьютер будет помогать.
2. Актуализация знаний детей.
Учитель нач.кл.: - Чтоб работать быстро и ловко, нам нужна для ума тренировка.
Игра “Ты мне, я тебе”
Задание: вспомнить математические правила, утверждения, начать его, а сосед должен закончить, затем наоборот.
- Прямая, у которой есть начало и конец, называется… (отрезок).
- Если к значению разности прибавит вычитаемое, то получится …(уменьшаемое).
- Прямоугольник, у которого все стороны равны …(квадрат).
- В выражениях со скобками в первую очередь... (выполняется действие в скобках).
Игра “Живая таблица на 5”.
Учитель называет пример, а дети с помощью рук должны показать ответ, образовав его все вместе. Например, 5·4, дети должны показать 4 ладошки – это 20.
Решение задач с помощью сигнальных карточек - математических знаков.
- Просигнальте, каким действием решается задача. Задачи подобраны из истории жизни древнего человека.
Племя первобытного человека занимало 2 пещеры. В первой жили 54 человека, а во второй на 8 человек больше. Сколько человек жило во второй пещере? (+)
Затем люди научились строить жилища из веток и стволов деревьев. На постройку одного дома требовалось 7 таких деревьев. Сколько деревьев понадобится на постройку 4 таких жилищ? (·)
Стариками племени было заготовлено 65 наконечников для стрел. Когда часть из них раздали охотникам, осталось 20 штук. Сколько наконечников для стрел получили охотники?
Для приготовления лекарства от ран ведуны понадобилось 20 корешков. Она их расположила по 4 штуки на большом камне. Сколько кучек кореньев получилось? (:)
3. Работа над новым для детей понятием
Учитель информатики: - С незапамятных времён человек искал ответ на вопрос: “Могу ли я достичь того же, чего достигли другие объекты природы? Смогу ли я научиться летать по воздуху как птицы, или плавать под водой, как рыбы?”
Сначала человек только мечтал об этом: он создавал сказки о волшебном ковре-самолёте, о подводных царствах, в которых живут люди.
Затем человек начал наблюдать за растениями и животными, начал изучать их строение с тем, чтобы научиться делать то же, что уже создала сама природа. И в этом ему сейчас помогает наука, название которой вы составите сами.
Возьмите в конверте полоски бумаги и попробуйте из них составить 2 слова:
|
| ||
|
|
На границе этих двух наук и возникла новая наука БИОНИКА- наука, которая черпает идеи у природы и применяет их в технике.
Наблюдения за птицами послужили толчком в создании самолёта, за рыбами – подводной лодки, за кальмарами – ракеты. Проанализируйте оставшиеся рисунки и восстановите недостающие элементы в схеме:
Рисунок 1
Учитель нач.кл.: - Возвращаемся из мира наук с помощью волшебных колёс на с. 58 учебника.
Посчитайте примеры цепочки и назовите ответы. С каждым названным ответом появляется буква на экране.
Рисунок 2
4. Закрепление изученного.
Итак, у нас появился новый друг, о котором мы знаем не так уж много. Он предлагает отказаться от учебника и работать с ним. Кто согласен? Я бы не спешила отказываться от старых, проверенных друзей.
Посмотрите на нашу страничку. Чему она учит? (Решать задачи).
Задача 2.
Прочитайте задачу.
Кто знает, как её решить?
Кто сомневается?
Внимание! На помощь пришёл наш друг!
Рисунок 3
- Кому помогла подсказка компьютера? Значит, он может нам помочь правильно решать задачи.
Физкультминутка
Рисунок 4
Игра “Море волнуется…” под музыку.
Уч. информатики: - Итак, компьютер помогает нам учиться, а также отдыхать и развлекаться. Но кроме этого, он хочет, чтобы вы выполнили его задание.
Рисунок 5
5. Создание ситуации выбора.
А вот ещё задание, но уже по математике.
Рисунок 6
- Увы, компьютер устал, произошёл какой-то сбой. Как же быть с задачей?
Давайте обратимся к учебнику.
Прочитайте задачу 3. Что значит 2 недели? Сколько дней в неделе?(7) а в двух?(14) Как узнали? Можем ли мы ответить на вопрос задачи? Как? Запишите решение задачи. Её ответ.
Записали? А компьютер предлагает вам проверить себя:
Рисунок 7
Значит, наш друг умеет проверять.
6. Рефлексия.
Итак, давайте обобщим. Сегодня мы узнали, что:
Рисунок 8
Поставьте учебнику и компьютеру оценки за урок.
Итак, учебник- это книга, а компьютер – это техническое устройство, у которого, несомненно, больше возможностей, чем у учебника. Вы это должны всегда помнить. Однако и тот, и другой созданы человеком для передачи информации, т.е. своих знаний. К тому же компьютеры пока ещё являются предметом роскоши, а учебники доступны практически всем ученикам.
Мы с вами должны учиться работать с компьютером и не забывать о своём проверенном помощнике – учебнике.
Ведь недаром народная мудрость гласит:
Рисунок 9
Кому понравился наш урок?
Кто считает, что он был активным на уроке, у него всё получилось? Какое задание было самым простым и самым трудным? Что нового вы узнали?
Источники:
Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах. 3 класс: Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2005. – 144 с.
Математика. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч 2. (Второе полугодие) /М. И. Моро, М.А. Бантова и др. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2004. – 96 с.
Соловьёва Т. А. Уроки естествознания во втором классе гимназии:/ опыт развития интеллекта младших школьников в учебном процессе/. – М.: Прометей, 1997.
https://urok.1sept.ru/articles/509942