СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие о бессоюзном сложном предложении

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятие о бессоюзном сложном предложении

Просмотр содержимого документа
«Понятие о бессоюзном сложном предложении»

  1. МБОУ СОШ с.Старобазаново

  2. Конспект открытого урока в 9 классе

  3. «Понятие о бессоюзном сложном предложении»

  4. Урок подготовила и провела

  5. учитель русского языка и

  6. литературы Янбарисова М.Б.

  7. Старобазаново

Понятие о бессоюзных сложных предложениях

Цели урока:

познакомить учащихся со сложными предложениями с бессоюзной связью;

показать различие между предложениями союзными и бессоюзными, а также между предложениями сложными бессоюзными и предложениями простыми с однородными членами предложения;

тренировать внимательность;

воспитывать толерантное отношение к мнению собеседника;

воспитывать умение работать в паре и в коллективе.

Оборудование:

  • Технологическая карта работы.

  • Карточки с текстом для исследования.

  • Учебник.

  • Грамматическая таблица “Сложные предложения”.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент

Здравствуйте, дорогие ребята и дорогие наши гости! Сегодня мы с вами познакомимся с бессоюзными сложными предложениями, выявим различие между предложениями союзными и бессоюзными, а также между предложениями сложными бессоюзными и предложениями простыми с однородными членами предложения. (Запись числа и темы урока)

II. Закрепление изученного материала

На предыдущих уроках мы изучали сложноподчинённые предложения. И сейчас я бы хотела обратить ваше внимание на раздаточный материал.

У вас на партах лежат листочки с таблицей. В ней 3 колонки: Знаю, хочу знать, узнал (а).

Ваша задача заполнить 1 и 2 столбики таблицы вместе со своим соседом по парте.

( Учащиеся по парам составляют список того, что они знают или думают, что знают по теме - 5 минут). В колонку “Знаю” вносят сведения, полученные в результате обсуждения в паре. В колонку “Хочу узнать” предлагается внести спорные идеи и вопросы.

Знаю

Хочу знать

Узнал(а)

Сложные предложения делятся на три группы: ССП, СПП и бессоюзные.

Сложные предложения состоят из нескольких простых.

В ССП и СПП простые предложения соединяются при помощи союзов.

Само название “бессоюзные” говорит о том, что в них нет союзов.

Что такое сложные бессоюзные предложения?

Из чего они состоят?

Какие смысловые отношения между частями бессоюзных предложений имеются?

При помощи каких знаков в них соединяются простые?




Учитель. Давайте, определим, что вы знаете.

Учащиеся:

  • Сложные предложения делятся на три группы: сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные.

  • Все сложные предложения состоят из нескольких простых.

  • В сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях простые предложения соединяются при помощи союзов и союзных слов.

  • Название третьей группы говорит о том, что в бессоюзных предложениях простые соединены без союзов и союзных слов. А каким образом, мы не знаем.

Учитель: Очень хорошо. А теперь подтвердим ваши ответы, по ранее изученному, высказываниями великих людей прошлого на вечные темы, не всегда бесспорные, но с огромным смыслом, которые могут заинтересовать вас. И обсудим их с точки зрения пунктуации. ( Тексты с высказываниями распечатаны и лежат на партах)

Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь (Л.Н. Толстой). (СПП. Прид. изъяснительное)

Неправда, что жизнь мрачна, неправда, что в ней только язвы да стоны, горе и слезы! В ней есть все, что захочет найти человек, а в человеке есть силы создать то, чего в ней нет (М.Горький). (СПП. Прид. Изъяснит.)

Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным (Сенека, древнеримский философ). (СПП. Прид. Обстоятельст.)

Чем больше человек доволен собой, тем меньше в нем того, чем можно быть довольным (Л.Н. Толстой). (СПП.)

Больше всех говорит тот, кому нечего сказать (Л.Н. Толстой). (Указательные слова в СПП.)

Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства (В.О. Ключевский). (СПП.)

Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой (А.П. Чехов). (СПП.)

Учитель. Как вы думаете, не устарели ли взгляды на мир, высказанные писателями, философами много лет назад? И какими предложениями они являются? (ответы учащихся)

Учитель. Ребята, а сейчас обратите внимание на высказывания, которые приведены ниже. И давайте подумаем, какие же это предложения? (учитель читает высказывания, а дети отвечают)

Избери себе друга; ты не можешь быть счастлив один: счастье есть дело двоих (Пифагор). (Бессоюзное сложное предложение – БСП.)

Улыбнись над своими горестями – горечь их исчезнет. Улыбнись над своим противником – исчезнет его озлобление. Улыбнись над своим озлоблением – не станет и его (Янис Райнис, латышский поэт начала XX века). (Тире в бессоюзном сложном предложении.)

III.. Основная часть. Изучение нового материала

Молодцы, очень хорошо. А сейчас мы обратимся непосредственно к БСП.

Материал учебника с.58

Учитель. У вас на партах лежат распечатанные тексты. Прочитайте их внимательно и попытайтесь найти ответы на поставленные вами вопросы. После чтения текста заполните колонку “Узнал (а)", располагая ответы напротив вопросов, находящихся в колонке “Хочу знать”.



Примеры предложений с различной интонационной связью:

  • Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер. (Перечисление.)

  • Служить бы рад – прислуживаться тошно. (Противопоставление.)

  • Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках разбойников. (Пояснение.)

Вывод: Смысловые отношения в БСП зависят от содержания входящих в них простых предложений и выражаются в устной речи интонацией, а на письме различными знаками препинания: запятыми, точкой с запятой, тире и двоеточием.

. Понятие сложного бессоюзного предложения

Бессоюзное сложное предложение – это предложение, части которого соединены по смыслу и с помощью интонации. Части бессоюзного сложного предложения находятся между собой в различных смысловых отношениях, что отражается в постановке знаков препинания на письме, а в устной речи – интонацией. В бессоюзном сложном предложении ставится запятая, точка с запятой, тире и двоеточие на письме.
Смысловые отношения в них выражаются менее четко, чем в союзных.

IV. Тренировочные упражнения.

1. Запись учащимися предложений у доски и определить сложное это предложение или простое с однородными членами или с обособлениями.

1) Искры полетели огненной метелью, избы загорелись.

2) Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал.

3) В глазах у меня потемнело, голова закружилась.

4) Тронутый преданностью старого кучера, Дубровский замолчал.

5) В поле шла жатва, листья на деревьях стали желтеть.

6) Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.

7) Валить на товарища собственную вину-подлость в кубе.

8) Алешка поднялся - заря еще не занималась.

9) В молодости своей служил он в гвардии, вышел в отставку в начале 1797 года, уехал в деревню и с тех пор он оттуда не выезжал.

Бессоюзные предложения: 1,3,5,6,8.


2. Определить на слух, какое предложение бессоюзное, а какое союзное. Бессоюзные предложения записать в тетрадь.

1) Марья Дмитриевна скоро задремала, девочки и горничная заснули тоже.

2) Устало никла трава, пахло горячей сосновой корой и земляникой.

3) Я несколько раз выбегал посмотреть, не идет ли снег.

4) Алехин простился и ушел к себе вниз, а гости остались наверху.

5) Секунду он молчал, мать смотрела на него и тоже молчала.

6) Пробудился воздух, свежие ветерки взвихрились над тайгою.

7) Грустные мысли бродили у меня в голове, отец также был печален.

8) Мне вздумалось завернуть под навес, где стояли наши лошади, посмотреть, есть ли у них корм.

9) Едешь на день, хлеба бери на неделю.

10) Нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки поет.

Бессоюзные предложения: 2,5,6,9,10.

3. На доске записаны предложения.

.На доске записаны предложения

1.Толстые сосульки свисали с крыши и обтаивали на солнце.

2.Капли падали с них, звонко ударяли о лед, по всем улицам пели песню весны.

Замените в первом предложении одно из однородных сказуемых обособленным определением, выраженным причастным оборотом, во втором - обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

Составьте из получившихся предложений:

1 ряд - сложносочиненное предложение,

2 ряд - сложноподчиненное предложение,

3 ряд - бессоюзное сложное предложение.

1.Толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце, и капли, падая с них, звонко ударяли о лед, по всем улицам пели песню весны.

2.Если толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце, капли, падая с них, звонко ударяли о лед, по всем улицам пели песню весны.

3.Толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце; капли падая с них, звонко ударяли о лед, по всем улицам пели песню весны.


4. Самостоятельное выполнение упражнения № 139 с. 59 (1-5)


V . Заключительная часть. Выводы

Учитель: Давайте повторим все, с чем познакомились на уроке. Дайте определение бессоюзного предложения.

Бессоюзное сложное предложение – это предложение, части которого соединены по смыслу и интонационно. Части бессоюзного сложного предложения находятся между собой в различных смысловых отношениях. В бессоюзных сложных предложениях ставится запятая, точка с запятой, тире и двоеточие.

VI. Домашнее задание. Найти в художественном тексте три бессоюзных сложных предложения с разными знаками препинания. Записать их в тетрадь. Читать теорию (стр.58 – 59).