Атрибуты урока
Автор составитель урока Карнаухова О.Г.
Предмет Русский язык
Класс 7
Учебник Русский язык 7 класс
Автор учебника М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская
ПОНЯТИЕ О ЧАСТИЦЕ СЛАЙД 1
Цели урока:
Рассмотреть отличие частицы от знаменательных частей речи.
Показать учащимся сходства и различия частицы в ряду служебных частей речи.
Выяснить роль частиц в предложении, в речи.
Оборудование: тексты Н. В. Гоголя, учебник, пословицы, план разбора, компьютерная презентация.
Оргмомент.
Повторение.
Запись под диктовку (комментируемое письмо) предложений из повести
Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». СЛАЙД 2
Нигде не попадались им деревья, все та же бесконечная степь.
Пусть же стоит на вечные времена Русская земля.
«Да скажи же мне, где я теперь?» — спросил опять Тарас, напрягая ум.
Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!
Когда ученики записали предложения, дать им такие задания:
Определите характер пунктограмм во всех предложениях и смысл второго предложения по цели высказывания.
Используя справочный отдел учебника (с. 357), определите смысл орфограмм в словах нигде, не попадались, та же, бесконечная, времена, напрягая, найдутся.
По плану разбора простого предложения, данному на доске, проведите устный синтаксический разбор второго предложения.
Определите части речи во втором предложении, назовите слова, которые не являются членами предложения, определите их роль в предложении. Назовите служебные части речи. Почему они так называются?
Сделайте вывод — что называется частицей? Сравните свой вывод с выводом учебника (с. 332), указав, сколько частей содержит данное в учебнике определение частицы.
Эти задания построены так, чтобы начало работы над темой «Частицы» связать с повторением предыдущего материала.
II. Работа по теме урока.
Вторая часть урока посвящена роли частиц в предложении, в речи. Вывод, к которому нужно подвести учащихся в результате работы, заключается в том, что предложение или слово, употребленные с частицами, получают дополнительные оттенки значения; речь становится ярче, эмоциональнее, точнее, конкретнее. К этому выводу учащиеся приходят, анализируя один из текстов Н. В. Гоголя, который демонстрируется через проектор. СЛАЙД 3
Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии! Как томительно жарки те часы, когда полдень блещет в тишине и зное... На нем (на небе) ни облака. В поле ни речи. Все как будто умерло; вверху только, в небесной глубине, дрожит жаворонок, и серебряные песни летят ... на землю. СЛАЙД 4
Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее: с середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебристом свете.
А вверху все дышит, все видно, все торжественно. А на душе и необъятно, и чудно. Божественная ночь! Очаровательная ночь!
В этих текстах, записанных учащимися, подчеркиваются частицы, выясняется их роль в предложении, тексты выразительно читаются.
III. Закрепление.
1. Выразительно прочитайте текст. Найдите частицы. Укажите, какие смысловые оттенки они вносят. СЛАЙД 5
И желанная страна
Вот уж издали видна.
Вот на берег вышли гости...
Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? Куда?
Ладно ль за морем иль худо?
И какое в свете чудо?
(А. С. Пушкин.)
2. Найдите служебные части речи. Определите разницу между союзами и частицами. СЛАЙД 6
1) Да здравствует солнце, да скроется тьма! (П.) 2) Мал золотник, да дорог. (Поел.) 3) Кумушка, мне странно это: да работала ль ты лето? 4) Какие перышки? Какой носок? — Какие перышки! Какой носок! И, верно, ангельский быть должен голосок! (Кр.) 5) Какое раздолье! Погляди-ка раздолье какое! (Глад.) 6) Да надо ли это делать? 7) Да перестаньте, наконец, шуметь.
3. Определите, какой частью речи являются слова и, же в данных предложениях. СЛАЙД 7
1) Ну и пуглив же ты! (М. Г.) 2) Звезды меркнут и гаснут! (Ник.) 3) И надо же беде случиться, что около тех мест голодный рыскал волк. (Кр.) 4) Я же тебе говорил. 5) Пойдем же!
IV. Итоги урока
Домашнее задание: Составьте словарную диктовку на орф. 1 —10.