СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие о частице

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Понятие о частице»

Атрибуты урока

  • Автор составитель урока Карнаухова О.Г.

  • Предмет Русский язык

  • Класс 7

  • Учебник Русский язык 7 класс

  • Автор учебника М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская


ПОНЯТИЕ О ЧАСТИЦЕ СЛАЙД 1

Цели урока:

  1. Рассмотреть отличие частицы от знаменатель­ных частей речи.

  2. Показать учащимся сходства и различия частицы в ряду служебных частей речи.

  3. Выяснить роль частиц в предложении, в речи.


Оборудование: тексты Н. В. Гоголя, учебник, пословицы, план разбора, компьютерная презентация.


  1. Оргмомент.

  2. Повторение.

Запись под диктовку (комментируемое письмо) предложений из повести

Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». СЛАЙД 2

  1. Нигде не попадались им деревья, все та же бесконечная степь.

  1. Пусть же стоит на вечные времена Русская земля.

  1. «Да скажи же мне, где я теперь?» спросил опять Тарас, напрягая ум.

  2. Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!


Когда ученики записали предложения, дать им такие задания:

  1. Определите характер пунктограмм во всех предложениях и смысл второго предложения по цели высказывания.

  2. Используя справочный отдел учебника (с. 357), определите смысл орфограмм в словах нигде, не попадались, та же, беско­нечная, времена, напрягая, найдутся.

  1. По плану разбора простого предложения, данному на дос­ке, проведите устный синтаксический разбор второго предложения.

  2. Определите части речи во втором предложении, назовите слова, которые не являются членами предложения, определите их роль в предложении. Назовите служебные части речи. Почему они так называются?

  3. Сделайте вывод — что называется частицей? Сравните свой вывод с выводом учебника (с. 332), указав, сколько частей со­держит данное в учебнике определение частицы.

Эти задания построены так, чтобы начало работы над темой «Частицы» связать с повторением предыдущего материала.


II. Работа по теме урока.

Вторая часть урока посвящена роли частиц в предложении, в речи. Вывод, к которому нужно подвести учащихся в результате работы, заключается в том, что предложение или слово, употреб­ленные с частицами, получают дополнительные оттенки значения; речь становится ярче, эмоциональнее, точнее, конкретнее. К этому выводу учащиеся приходят, анализируя один из текстов Н. В. Го­голя, который демонстрируется через проектор. СЛАЙД 3

  1. Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии! Как томительно жарки те часы, когда полдень блещет в тишине и зное... На нем (на небе) ни облака. В поле ни речи. Все как будто умерло; вверху только, в небесной глубине, дрожит жаворонок, и серебряные песни летят ... на землю. СЛАЙД 4

  2. Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее: с середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебристом свете.

А вверху все дышит, все видно, все торжественно. А на душе и необъ­ятно, и чудно. Божественная ночь! Очаровательная ночь!

В этих текстах, записанных учащимися, подчеркиваются час­тицы, выясняется их роль в предложении, тексты выразительно читаются.


III. Закрепление.

1. Выразительно прочитайте текст. Найдите частицы. Ука­жите, какие смысловые оттенки они вносят. СЛАЙД 5

И желанная страна

Вот уж издали видна.

Вот на берег вышли гости...

Ой вы, гости-господа,

Долго ль ездили? Куда?

Ладно ль за морем иль худо?

И какое в свете чудо?

(А. С. Пушкин.)

2. Найдите служебные части речи. Определите разницу между союзами и частицами. СЛАЙД 6

1) Да здравствует солнце, да скроется тьма! (П.) 2) Мал золотник, да дорог. (Поел.) 3) Кумушка, мне странно это: да работала ль ты лето? 4) Какие перышки? Какой носок? — Какие перышки! Какой но­сок! И, верно, ангельский быть должен голосок! (Кр.) 5) Какое раздолье! Погляди-ка раздолье какое! (Глад.) 6) Да надо ли это делать? 7) Да пе­рестаньте, наконец, шуметь.

3. Определите, какой частью речи являются слова и, же в данных предложениях. СЛАЙД 7

1) Ну и пуглив же ты! (М. Г.) 2) Звезды меркнут и гаснут! (Ник.) 3) И надо же беде случиться, что около тех мест голодный рыскал волк. (Кр.) 4) Я же тебе говорил. 5) Пойдем же!


IV. Итоги урока


Домашнее задание: Составьте словарную диктовку на орф. 1 —10.