Просмотр содержимого документа
«Понятие о жизни. Живая и неживая природа»
Конспект урока
Тема урока: Понятие о жизни. Живая и неживая природа
Цель урока:
Формирование представления о сущности жизни, отличиях живой и неживой природы, выявление основных признаков живых организмов.
Ход урока
I. Организационная часть
Приветствие учителя, подготовка детей к началу занятия.
II. Мотивация учебной деятельности
Учитель обращает внимание на окружающую природу и предлагает задуматься над вопросом: почему одни объекты мы называем живыми, а другие нет?
III. Изучение новой темы
1. Понятие о жизни
Жизнь — особая форма существования материи, характеризующаяся обменом веществ, способностью к росту, развитию, размножению и адаптации к условиям среды.
Вопрос классу: Какие признаки помогают отличить живое существо от неживого объекта?
2. Признаки живых организмов
Учащиеся вместе с учителем выделяют следующие признаки:
Обмен веществ (питание, дыхание);
Рост и развитие;
Раздражимость (реакция на внешние воздействия);
Способность к движению;
Воспроизведение себе подобных (размножение);
Наследственность и изменчивость.
3. Отличительные черты живой и неживой природы
Разбор понятий живой и неживой природы с примерами.
Живая природа: растения, животные, микроорганизмы. Неживая природа: камни, вода, воздух, почва.
Задания для закрепления:
Рассмотрите картинку с природой и назовите живые и неживые объекты.
Предложите классификацию окружающего пространства на классы живой и неживой природы.
IV. Практическая работа
Выполнение лабораторной работы: наблюдение клеток растений под микроскопом (если имеется оборудование). Обсуждение результатов наблюдения.
V. Итоги урока
Подведем итоги нашего урока:
Мы узнали, что такое жизнь и выделили её основные признаки.
Научились различать живую и неживую природу.
Осознали уникальность живых организмов и необходимость заботы о природе.
VI. Домашнее задание
Записать в тетради определение жизни и привести примеры пяти разных видов живых организмов с указанием особенностей каждого.
VII. Оценка и рефлексия
Оценивание активности учеников на уроке, обсуждение трудностей и успехов.