СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Понятие об обособлении. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных членах предложения. Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Понятие об обособлении. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных членах предложения. Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений».

Просмотр содержимого документа
««Понятие об обособлении. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных членах предложения. Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений».»

Предмет: русский язык

Класс: 8

Тема: «Понятие об обособлении. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных членах предложения. Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений».


Дата проведения :


Продолжительность урока: 40 минут

Тип урока: открытие новых знаний.

Место урока в системе уроков по теме: 1 урок по теме «Обособленные члены предложения».

Использованная технология: «Развитие критического  мышления через чтение и письмо».

Использованные приемы:

- «мозговой штурм»,

- таблица «Знаю – хочу знать — узнал»,

- объединение информации в блоки через сопоставление.

Оборудование:

- раздаточный материал с таблицей «Знаю – хочу знать — узнал».

Цели образовательные:

 систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Определение»;


- формирование знаний об обособленных членах предложения, формирование умений определять обособленные члены предложения, выделять их интонационно в устной речи и запятыми в письменной;


- формирование знаний об обособленных согласованных распространённых и нераспространённых определениях, формирование умений обособлять согласованных распространённые и нераспространённые определения.


цели развивающие:

- развитие навыков монологической речи;

- развитие навыков парной и групповой работы;

- развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);

цели воспитательные:

-способствовать воспитанию уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.

 

Ход урока

I. Организационный момент. (3 минуты)

- Ребята, из материала, изученного на прошлых уроках, мы знаем, что простое предложение может быть осложненным. Чем может быть оно осложнено?

( Обучающиеся перечисляют знакомые виды осложнений: ряды однородных членов, обращения, вводные слова и предложения).

А сегодня мы узнаем, чем ещё может быть осложнено простое предложение. Перед нами  новая тема – «Понятие об обособлении. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных членах предложения. Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений».

(Запись даты, темы урока в тетради)

- Кто может сформулировать цель нашего урока?

(Ученики определяют цель урока, исходя из темы: узнать, что такое обособление, какие члены предложения могут обособляться, в каких случаях определения могут быть обособленными)

- Достичь цели предлагаю через внимательную, вдумчивую работу с текстом и языковым материалом. При этом договоримся, что сегодня каждый  может высказывать свое предположение, но никто не должен его опровергать без аргументов. В конце урока мы проверим правильность наших выводов по теме и выясним, насколько хорошо тема усвоена.

II. Стадия вызова.

1. Вопросы учащимся:

- Ребята, какое понятие из темы урока для вас новое? (Обособление)

- Где можно узнать значение этого слова? (В словаре)

- Обратимся к Толковому словарю С.И. Ожегова. Какое значение слова нужно для нашего урока?

ОБОСО́БЛЕННЫЙ

1.

Стоящий особняком, отдельный.

"Занимать обособленное положение"

2.

В грамматике: являющийся самостоятельной (по интонации) составной частью предложения. "О. второстепенный член предложения"


- Попробуйте, опираясь на словарную статью, сформулировать определение обособленных членов предложения. Только имейте в виду, что обособленными членами предложения могут быть только второстепенные члены.

- А теперь прочитаем материал на стр. 133 учебника и сверим свои ответы с правилом. (5 минут)

2. Работа в парах. (3 минуты)

  • Найдите примеры предложений с обособлением:

а) Вступив в лицей, Пушкин уже знал английский язык. (А. Пушкин)

б) Вне лицея Пушкин был знаком с некоторыми гусарами, жившими в то

время в Царском Селе. (С. Комовский)

в) Учился Пушкин легко, но небрежно. (А. Пушкин)

г) В сущности, он обожал только свою музу и поэтизировал всё, что

видел. (М. Волконская)

д) Друг мой, упрёки твои жестоки и несправедливы. (А. Пушкин)

  • Разберите (устно) предложение под буквой б) по членам. Каким членом предложения является грамматическая конструкция «жившими в то время в Царском Селе»? Чем выражена? (Определением; причастным оборотом)

  • Давайте вспомним всё об определении и заполним первую графу таблицы, которая поможет нам систематизировать материал. ( 3 мин)



Знаю

Хочу узнать

Узнал

Отвечает на вопросы какой? Чей?

Какие определения обособляются


Обозначает признак предмета


Поясняет подлежащее, дополнение и др. члены предложения, выраженные существительными.

Причины обособления определения

Может быть согласованным и несогласованным


Может быть выражено причастным оборотом, который выделяется запятыми, если стоит после определяемого слова


Приложения



Ученики по очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов. Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются при общем обсуждении. Положения записываются в колонку «Знаю».

- Мы проверили знания, полученные на прошлых уроках. Теперь нужно заполнить колонку «Хочу знать». Поэтому приступим к следующему заданию.

3. Групповая работа (по 4 человека). Прием объединения в блоки.

Задание: Обсудите в группе данные предложения. Подчеркните определения. Запишите предложения, объединив их в блоки. Время на выполнение – (7 минут).

  1. Вулкан, дремавший несколько столетий, пробудился. 2. Погруженный в свои мысли, Чечевицын ничего не ответил. (А. Чехов) 3. Палатка, наполовину скрытая мелкими лиственницами, казалась совсем маленькой. 4. Ветер, злой и холодный, уныло запел свою песню (А. Федосеев) 5. Меня, мокрого до последней нитки, сняли с лошади почти без памяти. (С. Аксаков) 6. Уверенный в своей правоте, Андрей Гаврилович мало беспокоился о деле. (А. Пушкин) 7. Дорогу перегораживала недавно обрушившаяся береза. (И. Тургенев) 8. В воздухе, полном копоти, чувствовалось влияние чего-то бодрого. (М. Горький) 9. В седьмом часу вечера, пыльные и усталые, мы вступили в широкие, укрепленные ворота крепости. (А. Толстой). 10.Молодой и росистый лес окружал нас.


- Сколько блоков вы получили? По какому принципу объединяли предложения?

Учащиеся озвучивают свои предложения: 1. Можно было разделить на 2 группы : определения, обособленные запятыми и не обособленные. 2. Можно было объединить по способу выражения определений.)

- Что сегодня для нас важно? Что бы мы хотели узнать, выполняя данную работу? Давайте заполним вторую графу таблицы.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Отвечает на вопросы какой? Чей?

Какие определения обособляются


Обозначает признак предмета



Поясняет подлежащее, дополнение и др. члены предложения, выраженные существительными.

Причины обособления определения


Может быть согласованным и несогласованным



Может быть выражено причастным оборотом, который выделяется запятыми, если стоит после определяемого слова

Зависит ли обособление от того, какой частью речи выражено определение?



Приложения



Физкультминутка. ( 1 мин) Ребята, выпрямились все, заложили руки за голову, развернули плечи, повернулись направо, налево, подняли голову вверх, подняли руки вверх. Поглядели друг на друга, улыбнулись и продолжили работу.

III. Стадия осмысления.

1. Парная работа с таблицей «Знаю – хочу знать — узнал».

- Для того чтобы найти ответы на поставленные вопросы, внимательно прочитайте параграф 29 (стр.133 — 134). Запишите ответы в колонку «Узнал», обсуждая узнанное в паре. Время на выполнение – 4 минуты.

Проверка колонки «Узнал».

В ходе чтения параграфа таблица заполняется так:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Отвечает на вопросы какой? Чей?

Какие определения обособляются

Обособляются:

  1. любые определения, относящиеся к личному местоимению;

  2. согласованные распространенные определения, стоящие после определяемого существительного;

  3. согласованные нераспространенные однородные определения, стоящие после определяемого существительного;

  4. согласованные определения, стоящие перед определяемым сущ., если:

а) имеют добавочное обстоятельственное значение;

б) отделены от определяемого слова другими членами предложения.



Обозначает признак предмета


Поясняет подлежащее, дополнение и др. члены предложения, выраженные существительными.

Причины обособления определения

Может быть согласованным и несогласованным


Может быть выражено причастным оборотом, который выделяется запятыми, если стоит после определяемого слова

Зависит ли обособление от того, какой частью речи выражено определение?


Приложения




2. Применение правила на практике. ( 3мин)

Задание. Объясните обособление определений в предложениях, над которыми вы работали. ( После недолгого обсуждения в группах учащиеся дают объяснение причин обособления определений)

3. Практическое закрепление знаний. ( 7 мин)

1. Упражнение 300. (Необособленные определения сделать обособленными, а обособленные - необособленными. Списать. Указать, как при этом меняются интонация и смысл предложений.)

2. Проверка выполнения.

IV. Стадия рефлексии (3 мин)

 Что узнали сегодня нового?

- Что вы делали для того, чтобы узнать новое?

(Этапы:

1) вспомнили то, что известно, объединяли в блоки предложения, сами формулировали вопросы, требующие решения;

2) при помощи работы с учебником самостоятельно в паре находили ответы на вопросы, сформулированные на первом этапе;

3) закрепляли знания через применение их на практике.)

- Что было легко?

- Что вам помогало в работе?

- Как оцениваете свои действия?

5. Домашнее задание:

1) §29, знать правила обособления определений

2) на выбор:

  • написать сочинение - миниатюру, используя как можно больше предложений с обособленными согласованными распространенными и нераспространенными определениями.

  • сделать упражнение 301, 302 (1 мин)