Урок математики в 5 классе Б
Дата проведения: 25.02.2023 г.
Учитель: Шегунова Елена Алексеевна
Класс: 5А
Предмет: Математика
Тема: Понятие обыкновенной дроби
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цели урока:
Предметные: ознакомить с понятием дроби, научиться определять числитель и знаменатель дроби, что показывает числитель и знаменатель дроби; уметь записывать дроби.
Личностные: развивать навыки самостоятельной работы, эмоциональной сферы, анализа своей работы.
Метапредметные: ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.
Задачи урока:
Образовательные: ввести понятие доли, обыкновенной дроби; развивать навыки записи и чтения обыкновенных дробей.
Развивающие: создать условия для развития навыков самостоятельной работы, самоконтроля и самооценки, развития интеллектуальных качеств: внимания, воображения, памяти, умения анализировать, обобщать, выделять главное.
Воспитательные: воспитать чувство дружественной атмосферы в классе и чувство сопереживания друг к другу. Воспитывать самостоятельность мышления, уважение к мнению других, умение работать в паре, формировать культуру устной и письменной речи, умение слушать и слышать.
УУД, формируемые на уроке:
Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебный текст учебника, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); уметь извлекать из математических текстов необходимую информацию.
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Основные понятия: доля, дробь, числитель, знаменатель.
Методы, используемые в ходе уроке:
Словесные: беседа, объяснение, чтение.
Наглядные: компьютерная презентация.
Практические: выполнение устных и письменных заданий.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная работа, самостоятельная работа.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки для самостоятельной работы.
Образовательные ресурсы: учебник «Математика 5 класс, ФГОС», презентация по теме.
Педагогические технологии, применяемые на уроке: Здоровьесбережения, технология уровневой дифференциации, информационно-коммуникационные технологии.
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Организационный момент | Приветствие учащихся. Проверка отсутствующих. | Приветствие учителя. |
2. Этап мотивации к учебной деятельности | - Ребята, сделаем разминку и посчитаем по цепочке: 33 * 2 = … + 6 = … * 5 = … - 359 = … : 5 = ? - Перед нами появилась проблема, и мы с вами сегодня на уроке должны ее решить. - Какой результат получится в результате деления? - Как записать результат этого деления? - Сейчас мы с вами посмотрим мультфильм, герои которого - животные. - Какой фрукт делили звери? - Из чего он состоит? - А какие дольки в апельсине? - Значит, что такое доли? - Молодцы! - На сколько частей надо разделить апельсин, чтобы все звери получили поровну? - А сколько долек достанется трём зверям, а пяти? - Так как апельсин разделили на 5 равных частей, значит, его разделили на 5 долей и каждый получил «одну пятую» долю апельсина, или, короче «одну пятую апельсина». | Считают по цепочке. Просмотр мультфильма. Отвечают на вопросы после просмотра мультфильма. - Апельсин. - Из долек. - Одинаковые. - Каждая из равных частей единицы, часть от чего-нибудь целого. Доли – это равные части. - 5 долей. - 3 доли, 5 долей. |
3. Выявление места и причины затруднения | - Давайте попробуем ответить на первый вопрос. Получилось ли нам разделить единицу на 5? Как это сделали? - Как правильно записать результат такого деления? Можем мы ответить на этот вопрос? - Чтобы узнать, какие числа существуют для записи результата такого деления, для записи долей, отгадаем ребус: | - 1 разделили на 5 частей, долей. - Нет. - Дробь. |
4. Этап постановки темы урока и учебной цели. | - Давайте сформулируем тему нашего урока. - Ребята, а какую цель мы поставим себе на этом уроке? Задачи? | - Тема нашего урока: «Дроби». - Сегодня на уроке мы ставим перед собой задачи: узнать, что такое дробь, научиться читать и записывать дроби, решать простейшие задачи на дроби. |
5. Этап открытия новых знаний | - Ребята, открываем наши тетради и запишем в них сегодняшнее число, классную работу и тему нашего урока. - Чтобы доли можно было записать, придумали такое математическое понятие, как обыкновенная дробь. - Дробь - число, состоящее из одной или нескольких частей (долей) единицы.
- Для записи любой дроби используют горизонтальную чёрточку. Её называют дробной чертой. Дробная черта обозначает деление. Пишут: - Откройте учебник на странице 171. На слайде вы видите вопросы, давайте найдем ответы на них. - Как называют число, записанное над чертой? - Как называют число, записанное под чертой? - Записать дробь , указать, где числитель, а где знаменатель. - Что показывает знаменатель? - Что показывает числитель? - Вот такое стихотворение позволяет запомнить, как называются компоненты дроби: Каждый может за версту Видеть дробную черту. Над чертой – числитель, знайте, Под чертою – знаменатель. Дробь такую, непременно, Надо звать обыкновенной. - Название дроби зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу. - При чтении дробей надо помнить: числитель дроби – количественное числительное женского рода – сколько? (одна, две, восемь), а знаменатель – порядковое числительное, которое отвечает на вопрос какая, каких. | Записывают число, тему и классную работу. Записывают понятие «дробь». Читают текст на странице 171. Отвечают на вопросы. - Числитель. - Знаменатель. Записывают в тетрадь дробь. - Знаменатель дроби показывает, на сколько равных частей разделили нечто целое. - Числитель показывает, сколько таких частей взяли. |
6. Этап первичной проверки понимания | - Ребята, а сейчас мы с вами поучимся читать дроби, называть, что показывает числитель и знаменатель каждой дроби. - Прочитайте дробь, назовите числитель и знаменатель дроби. Выполнение задания по цепочке. - Давайте рассмотрим пример, нам нужно определить, какая часть фигуры закрашена в зелёный цвет. - Перед нами геометрическая фигура, как она называется? - Прямоугольник разделили на равные части. - Сколько таких частей? - Что такое 5? - Где нужно записать 5? - Сколько частей закрасили? - Что такое 3? - Где нужно записать 3? - Значит, фигуры закрасили в зелёный цвет. - Назовите, какая часть каждого вагона у поезда закрашена. - Вагон, это какая геометрическая фигура? - На сколько частей разделен прямоугольник? - Сколько частей закрашено? - Какая часть вагона закрашена? Аналогично остальные вагоны. | Работа со слайдом. - Прямоугольник. - 5. - Знаменатель. - Под дробной чертой. - 3. - Числитель. - Над дробной чертой. - Прямоугольник. - 4. - 1. - |
7. Физкультминутка | Ребята, сейчас мы с вами немного отдохнем. | Выполняют упражнения. |
6. Этап первичной проверки понимания | - У вас на партах лежит листочек с текстом, работая в парах, прочитайте его вместе, подчеркните словосочетания, которые обозначают дроби. Текст на слайде: «Дорога от школы до дома у Зои занимала четверть часа. Пойдя треть пути, она зашла в магазин: надо выполнить поручение мамы – купить хлеба и пол - литра молока. Продавщица тётя Лена угостила Зою большой конфетой. Половину она съела, а вторую долю оставила для маленького брата Гены». - Я думаю, что вы все правильно справились с заданием, но давайте проверим себя? - Молодцы! - В учебнике на стр. 173 находим номер 676. | Выполняют работу в парах. Проверяют ответы по слайду. |
8. Этап диагностики качества освоения темы | - Выполните задание на карточках. -Заштрихуйте соответствующую дроби часть фигуры. Математический диктант. -Я сейчас продиктую дроби, а вы запишите их себе в тетрадь. - 2\5; 3\4; 7\12; 5\13; 4\21; 1\2; 1\4; 1\3, 2\4, 3\6. | |
9. Подведение итогов урока | - Приведите примеры обыкновенных дробей. - Как называется число, которое пишут над дробной чертой? - Как называется число, которое пишут под дробной чертой? - Что показывают числитель и знаменатель дроби? | - Число, которое записывают над чертой, называется числитель, под чертой – знаменатель. - Знаменатель показывает, на сколько долей делят, а числитель – сколько таких долей взято |
10. Домашнее задание | §25, вопросы 1-4, №677, №679, №681 | |
11. Рефлексия | - Ребята, подумайте и нарисуйте в тетради тот смайлик, который отражает ваше состояние в конце урока: - Улыбчивый смайлик - урок прошёл полезно, плодотворно, я все понял; - Спокойный смайлик - урок прошёл довольно неплохо, но надо еще раз прочитать; - Хмурый смайлик - не совсем удовлетворён уроком, ничего не понял, нужна помощь. | |