Понятие проектной деятельности ДОУ
В настоящее время проект рассматривается, как основа инноваций в системе дошкольного образования.
Проектная деятельность в ДОУ — это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность воспитателя, детей и родителей, которая имеет общую цель, согласованные методы, средства, приёмы и способы деятельности, направленные на достижение общего результата.
В процессе проектной деятельности ребёнок познаёт себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.
Основная цель проектного метода в дошкольных учреждениях - развитие свободной творческой личности ребёнка.
Существует много определений проекта. Поскольку речь идёт о проектной деятельности в дошкольном учреждении, вот примеры высказываний педагогов:
По мнению Виноградовой Н.А и Панковой Е.П., проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов.
Ряд ученых (Т.А. Данилина, М.Б. Зуйкова, Л.С. Киселева и др.) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.
Таким образом, в дошкольном образовании проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития социальной активности и поддержки детской инициативы. В процессе проектной деятельности ребенок учится решать интеллектуальные и личностные задачи, управляя своим поведением и планируя свои действия, овладевает средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, предполагает интеграцию различных образовательных областей и основывается на потребностях и интересах детей.
Метод проектов предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада, однако ребёнок не может самостоятельно сформулировать проблему и определить замысел, он не может быть автором и организатором проектной деятельности, нуждаясь в помощи взрослых, которые способны понять его интересы и воплотить в предстоящей деятельности.
В зависимости от количества участников, продолжительности реализации и доминирующего вида деятельности, проекты классифицируются следующим образом:
По количеству участников в проекте:
- индивидуальные;
- групповые;
- коллективные;
По продолжительности выполнения проекта:
- краткосрочные (один или несколько дней, неделя, месяц);
- средней продолжительности (до 3 мес.);
- долгосрочные (полугодие, учебный год);
По доминирующему виду деятельности:
Исследовательско-творческий;
Информационный (практико-ориентированный);
Ролево-игровой;
Творческий.
Основные этапы.
I этап. Поисковый.
Определение темы проекта.
В самом начале проекта должны прозвучать какая-либо проблема, вопрос, просьба, побуждающая детей искать выход из создавшегося положения и решения задачи. Проблемная ситуация должна быть с опорой на детский личный опыт. При этом любая ситуация может приобрести проблемный характер.
Педагог вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулирует проблему цели и задачи проекта. Важно при формулировке темы и определения сроков учитывать возрастные особенности детей.
При определении темы и цели важно ориентироваться на итог: что мы хотим получить, каковы будут результат и форма его презентации.
2 этап. Плановый.
Разработка плана деятельности по достижению цели:
- К кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);
- В каких источниках можно найти информацию;
- Какие предметы использовать (принадлежность, оборудование);
- С какими предметами научиться работать для достижения цели.
Включение в план проекта занятий, игр и других видов детской деятельности. Педагоги, дети и родители подготавливают все необходимое для проекта.
3этап. Практический.
Выполнение проекта.
Работа с дошкольниками, работа с родителями, оснащение предметно- развивающей среды.
Соблюдение принципа последовательности и регулярности в работе над проектом.
В ходе работы над проектом необходимо создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям и родителям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Воспитатель по необходимости оказывает все участникам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта. На данном этапе содержание деятельности взрослого определяется фразой: «Практическая помощь по необходимости», так как у детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
4 этап. Завершающий или контрольный.
Подведение итогов.
Проводится презентация продуктов проекта и рефлексия, то есть размышления над новым знанием, приобретённым опытом. На данном этапе осуществляется не только оценка результатов проектной деятельности, но и определяются задачи для создания новых проектов.
При этом демонстрируется вклад каждого ребенка, родителя и педагога, возвращаясь к цели (получилось ли, что хотели).
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат.
Подводя итог, всему сказанному выше, следует сказать, что основной целью включения проектного метода в практику работы ДОУ является создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов, способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников педагогического процесса.