СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие проектной деятельности в ДОУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная деятельность в ДОУ — это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность воспитателя, детей и родителей, которая имеет общую цель, согласованные методы, средства, приёмы и способы деятельности, направленные на достижение общего результата.

Просмотр содержимого документа
«Понятие проектной деятельности в ДОУ»

Понятие проектной деятельности ДОУ


В настоящее время проект рассматривается, как основа инноваций в системе дошкольного образования.

Проектная деятельность в ДОУ — это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность воспитателя, детей и родителей, которая имеет общую цель, согласованные методы, средства, приёмы и способы деятельности, направленные на достижение общего результата.

В процессе проектной деятельности ребёнок познаёт себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.

Основная цель проектного метода в дошкольных учреждениях - развитие свободной творческой личности ребёнка.

Существует много определений проекта. Поскольку речь идёт о проектной деятельности в дошкольном учреждении, вот примеры высказываний педагогов:

  • По мнению Виноградовой Н.А и Панковой Е.П., проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов.

  • Ряд ученых (Т.А. Данилина, М.Б. Зуйкова, Л.С. Киселева и др.) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.

Таким образом, в дошкольном образовании проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития социальной активности и поддержки детской инициативы. В процессе проектной деятельности ребенок учится решать интеллектуальные и личностные задачи, управляя своим поведением и планируя свои действия, овладевает средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, предполагает интеграцию различных образовательных областей и основывается на потребностях и интересах детей.

Метод проектов предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада, однако ребёнок не может самостоятельно сформулировать проблему и определить замысел, он не может быть автором и организатором проектной деятельности, нуждаясь в помощи взрослых, которые способны понять его интересы и воплотить в предстоящей деятельности.

В зависимости от количества участников, продолжительности реализации и доминирующего вида деятельности, проекты классифицируются следующим образом:

По количеству участников в проекте:

- индивидуальные;

- групповые;

- коллективные;

По продолжительности выполнения проекта:

- краткосрочные (один или несколько дней, неделя, месяц);

- средней продолжительности (до 3 мес.);

- долгосрочные (полугодие, учебный год);

По доминирующему виду деятельности:

  1. Исследовательско-творческий;

  2. Информационный (практико-ориентированный);

  3. Ролево-игровой;

  4. Творческий.

Основные этапы.

I этап. Поисковый.

Определение темы проекта.

В самом начале проекта должны прозвучать какая-либо проблема, вопрос, просьба, побуждающая детей искать выход из создавшегося положения и решения задачи. Проблемная ситуация должна быть с опорой на детский личный опыт. При этом любая ситуация может приобрести проблемный характер.

Педагог вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулирует проблему цели и задачи проекта. Важно при формулировке темы и определения сроков учитывать возрастные особенности детей.

При определении темы и цели важно ориентироваться на итог: что мы хотим получить, каковы будут результат и форма его презентации.

2 этап. Плановый.

Разработка плана деятельности по достижению цели:

- К кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);

- В каких источниках можно найти информацию;

- Какие предметы использовать (принадлежность, оборудование);

- С какими предметами научиться работать для достижения цели.

Включение в план проекта занятий, игр и других видов детской деятельности. Педагоги, дети и родители подготавливают все необходимое для проекта.

3этап. Практический.

Выполнение проекта.

Работа с дошкольниками, работа с родителями, оснащение предметно- развивающей среды.

Соблюдение принципа последовательности и регулярности в работе над проектом.

В ходе работы над проектом необходимо создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям и родителям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Воспитатель по необходимости оказывает все участникам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта. На данном этапе содержание деятельности взрослого определяется фразой: «Практическая помощь по необходимости», так как у детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

4 этап. Завершающий или контрольный.

Подведение итогов.

Проводится презентация продуктов проекта и рефлексия, то есть размышления над новым знанием, приобретённым опытом. На данном этапе осуществляется не только оценка результатов проектной деятельности, но и определяются задачи для создания новых проектов.

При этом демонстрируется вклад каждого ребенка, родителя и педагога, возвращаясь к цели (получилось ли, что хотели).

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат.

Подводя итог, всему сказанному выше, следует сказать, что основной целью включения проектного метода в практику работы ДОУ является создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов, способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников педагогического процесса.