СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие «самостоятельная работа». Функции, виды и подвиды самостоятельной работы обучающихся 5-6 классов в процессе овладения коммуникативной деятельностью на уроках иностранного языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятие «самостоятельная работа». Функции, виды и подвиды самостоятельной работы обучающихся 5-6 классов в процессе овладения коммуникативной деятельностью на уроках иностранного языка

Просмотр содержимого документа
«Понятие «самостоятельная работа». Функции, виды и подвиды самостоятельной работы обучающихся 5-6 классов в процессе овладения коммуникативной деятельностью на уроках иностранного языка»

Понятие «самостоятельная работа». Функции, виды и подвиды самостоятельной работы обучающихся 5-6 классов в процессе овладения коммуникативной деятельностью на уроках иностранного языка

Искакова Наталья Николаевна

ФГБОУ ВО «Мичуринский государственный

аграрный университет»

В дидактике под «самостоятельной работой ученика понимают такую деятельность, которую ученик выполняет без непосредственного участия учителя, но по заданию, под руководством и наблюдением учителя» [Педагогика 2013: 47]. Доказано, что ученик, обладающий навыками самостоятельной работы, «активнее и глубже усваивающий учебный материал, оказывается лучше подготовленным к творческому труду, к самообразованию и продолжению учебы» [Панфилова 2010: 53-55].

Специалистами в этой области подчеркивалось, что обучающимся важно дать метод, путеводную нить для организации, приобретения знаний, а это значит – вооружить их умениями и навыками научной организации умственного труда, т.е. умениями ставить цель, выбирать средства ее достижения, планировать работу во времени. Для формирования целостной и гармоничной личности необходимо систематическое включение ее в самостоятельную деятельность, которая в процессе особого вида учебных заданий – самостоятельных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.

Самостоятельная работа – это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Ее правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения обучающихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации.

Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

Существуют некоторые структурные принципы анализа значения, места и функции самостоятельной деятельности. Имеются два варианта, близких по сути, но имеющих собственно наполнение и специфику: они и определяют (при условии их единения) сущность самостоятельной окраски деятельности.

Первая группа:

- содержательный компонент: знания, выраженные в понятиях, образах, восприятиях и представлениях;

- оперативный компонент: разнообразные действия, оперирование умениями, приемами, как во внешнем, так и во внутреннем плане;

- результативный компонент: новые знания, способы, социальный опыт, идеи, способности, качества.

Вторая группа:

- содержательный компонент: выделение познавательной задачи, цели учебной деятельности;

- процессуальный компонент: подбор, определение, применение адекватных способов действий, ведущих к достижению результатов;

- мотивационный компонент: потребность в новых знаниях, выполняющих функции словообразования и осознания деятельности. Собственно процесс самостоятельной деятельности представляется в виде триады: мотив – действие – результат. В социальном плане самостоятельная деятельность может рассматриваться в очень широком спектре. В любом отношении личности к окружающему миру, в любом виде ее конкретного взаимодействия. Для учителей начальных классов большую роль играет самостоятельная работа на уроке. Анализ монографических работ, посвященных проблеме организации самостоятельной работы школьников, П.И. Пидкасистого, И.А. Зимней, показал, что понятие «самостоятельная работа» трактуется неоднозначно.

Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время. При этом обучающиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных и физических действий.
Самостоятельная работа наиболее полно определяется А.И.Зимней. По ее определению самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Ее выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания.

В процессе обучения применяются различные виды самостоятельной работы обучающихся. Их можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по характеру учебной деятельности обучающихся, по содержанию, по степени самостоятельности и элементу творчества обучающихся. По дидактической цели самостоятельные работы можно разделить на пять групп:

• приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;

•закрепление и уточнение знаний;

• выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;

• формирование умений и навыков практического характера;

• формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.

А.И. Зимняя подчеркивает, что самостоятельная работа школьника есть следствие правильно организованной учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное ее расширение, углубление и продолжение в свободное время. Для учителя это означает четкое осознание не только своего плана учебных действий, но и осознанное его формирование у школьников как некоторой схемы освоения учебного предмета в ходе решения новых учебных задач. Но в целом это параллельно существующая занятость школьника по выбранной им из готовых программ или им самим выработанной программе усвоения какого-либо материала.
Эффективность учебного процесса познания определяется качеством преподавания и самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся.

Эти два понятия очень тесно связаны, но следует выделить самостоятельную работу как ведущую и активизирующую форму обучения в связи с рядом обстоятельств. Во-первых, знания, навыки, умения, привычки, убеждения, духовность нельзя передавать от преподавателя к ученику так, как передаются материальные предметы. Каждый ученик овладевает ими путем самостоятельного познавательного труда: прослушивание, осознание устной информации, чтение, критический анализ. Во-вторых, процесс познания, направленный на выявление сущности и содержания изучаемого подчиняется строгим законам, определяющим последовательность познания. Нарушение последовательности приводит к поверхностным, неточным, неглубоким, непрочным знаниям, которые практически не могут реализоваться. В-третьих, если человек живет в состоянии наивысшего интеллектуального напряжения, то он непременно меняется, формируется как личность высокой культуры. Именно самостоятельная работа вырабатывает высокую культуру умственного труда, которая предполагает не только технику чтения, изучение книги, ведение записей, а прежде всего ума, стремление вникнуть в сущность вопроса, идти в глубь еще не решенных проблем. В процессе такого труда наиболее полно выявляются индивидуальные способности школьников, их наклонности и интересы, которые способствуют развитию умения анализировать факты, учат самостоятельному мышлению, которое приводит к творческому развитию и созданию собственного мнения, своих взглядов, представлений, своей позиции.

Существует множество различных направлений в исследовании природы самостоятельности обучающихся в обучении. Первое направление берет начало еще в древности. Его представителями можно считать древнегреческих ученых: Сократа, Платона, Аристотеля. Они глубоко и всесторонне обосновали значимость добровольного, активного и самостоятельного овладения ребенком знаниями. В своих суждениях они исходили из того, что развитие мышления человека может успешно протекать только в процессе самостоятельной деятельности, а совершенствование личности и развитие ее способностей – путем самопознания (Сократ). Такая деятельность доставляет ребенку радость и удовлетворение и тем самым устраняет пассивность с его стороны в приобретении новых знаний. Те же мысли развиваются на страницах педагогических трудов Я.Коменского, Ж.Руссо, И.Песталоцци, К.Ушинского. В педагогических работах ученые-теоретики в единстве с философами, психологами, социологами и физиологами исследуют и теоретически обосновывают этот аспект проблемы в свете основных качеств личности представителя современной эпохи – инициативности, самостоятельности, творческой активности.

Изучая сущность самостоятельной работы в теоретическом плане, выделяется три направления деятельности, по которым может развиваться самостоятельность учения – познавательная, практическая и организационно-техническая. Б.Есипов в 60-тых годах обосновал роль, место, задачи самостоятельной работы в учебном процессе. При формировании знаний и умений обучающихся стереотипный способ обучения становится малоэффективным. Роль самостоятельной работы школьников возрастает так же в связи с изменением цели обучения, его направленностью на формирование навыков, творческой деятельности, а также в связи с компьютеризацией обучения.

Второе направление берет свое начало в трудах Я.Коменского. Содержанием его является разработка организационно-практических вопросов вовлечения школьников в самостоятельную деятельность. При этом предметом теоретического обоснования основных положений проблемы выступает здесь преподавание, деятельность учителя без достаточно глубокого исследования и анализа природы деятельности самого ученика.

Третье направление характеризуется тем, что самостоятельная деятельность избирается в качестве предмета исследования. Это направление берет свое начало в основном в трудах К.Ушинского, однако при всех имеющихся достижениях в исследовании этого направления самостоятельной деятельности школьника, ее процесс и структура еще недостаточно полно раскрыты.

Так, в условиях научно-технической революции, которая коснулась и специфику «добывания» и развития знаний, возникает необходимость непрерывного пополнения знаний в целом и в области гуманитарных дисциплин в частности. Однако, доказано, что самопроизвольное формирование рациональных приемов учения школьников протекает медленно и малоэффективно [см.: Орловский 1996: 118-123]. Поэтому школьников нужно учить самостоятельно добывать необходимую информацию, что возможно в рамках решения проблемы активизации самостоятельной деятельности обучающихся 5-6 классов.

Изучение специальных источников [см.: Меньшенина 1999: 14; Лейкина 1986: 59-60; Калмыкова 1988: 105-117] свидетельствует о том, что можно выделить такие виды самостоятельной работы обучающихся, как самостоятельная работа непосредственно на уроках иностранного языка (под наблюдением учителя) и самостоятельная работа при изучении иностранного языка во внеурочное время (без непосредственного наблюдения учителя, но с последующей проверкой выполненного задания).

Каждый вид работы имеет свои особенности [см.: Пидкасистый 2010: 167], что дает возможность выделить подвиды самостоятельной работы обучающихся на уроках иностранного языка, а именно: работа с книгой, учебной и справочной литературой, составление конспектов, выполнение упражнений, работа с раздаточным материалом, рецензирование ответов и выступлений товарищей, подготовка небольших сообщений, наблюдение опытов и построение умозаключений на основе их результатов, выполнение практических заданий во время экскурсий, постановка опытов и выполнение наблюдений в домашних условиях. Полагаем, что выделенные подвиды самостоятельной работы согласуются с соответствующими видами самостоятельной работы (см. таблицу 1).

Таблица 1

Соответствие видов самостоятельной работы

подвидам самостоятельной работы

Виды самостоятельной работы

Подвиды самостоятельной работы

Самостоятельная работа на уроках иностранного языка

Работа с книгой (учебником), выполнение упражнений в классе, работа с раздаточным материалом, рецензирование ответов и выступлений товарищей, наблюдение опытов в классе и построение умозаключений на основе их результатов, выполнение практических заданий во время экскурсий,

Самостоятельная работа при изучении иностранного языка во внеурочное время

Работа с книгой (учебником), учебной и справочной литературой, составление конспектов, выполнение упражнений (домашнее задание), подготовка небольших сообщений, постановка опытов и выполнение наблюдений в домашних условиях


По основной дидактической цели обозначенные виды самостоятельной работы обучающихся 5-6 классов можно разделить на три группы работ, направленных на:

1) приобретение и расширение соответствующих знаний, получаемых при изучении иностранного языка (правила чтения, орфографические правила, правила оформления предложений, правила оформления устного высказывания и т.д.);

2) овладение перечнем умений и навыков, которые необходимо сформировать в рамках изучения иностранного языка (например, правильно артикулировать звуки, интонационно верно оформлять различные виды высказываний, грамотно оформлять письменную речь, творчески мыслить, обосновывать свою точку зрения, добывать необходимую информацию и т.д.);

3) применение обозначенных знаний, умений, навыков на практике (в ходе изучения не только иностранного языка, но и других школьных дисциплин) [см.: Есипов 1961: 5-37; Ерастов 1992: 10-28; Бутузова 1991: 114-118].

Как и многие классификации в педагогике, подобное выделение групп работ по видам самостоятельной работы является условным, так как любая самостоятельная работа будет включать в себя все три вышеперечисленные группы работ. В зависимости от содержания учебного материала, особенностей его изложения в учебнике, имеющегося оборудования и других факторов учитель планирует применение в учебном процессе тех или иных видов самостоятельной работы обучающихся или их сочетания, руководясь следующими принципами: постепенность в нарастании трудностей, творческая активность учеников, сознательность в обучении, индивидуализированность в процессе обучения, коммуникативность в обучении, выделение необходимого минимума знаний, развития максимального количества умений на минимуме материала, тематический принцип [см.: Барцалкина 1977: 167].

При выборе конкретного вида и подвида самостоятельной работы, планируемой в ходе выполнения того или иного вида задания, «учитель обязательно должен учитывать индивидуальные особенности учеников, что выражается в подборе соответствующих заданий для самостоятельного выполнения» [Ерастов 1992: 10-28]. Задания, предлагаемые для самостоятельного выполнения, должны иметь ясную цель, однозначно определенную медику выполнения и вызвать у обучающихся интерес. Последнее достигается новизной содержания или формы задания, раскрытием практического значения рассматриваемого вопроса, исследовательским характером заданий [см.: Изюмова 2001: 266-270]. Становится очевидным, что решение такой педагогической проблемы как активизация самостоятельной работы обучающихся 5-6 классов зависит от распределения видов и подвидов самостоятельной работы по условиям выполнения данного вида деятельности, от использования соответствующих принципов обучения и от адекватного подбора соответствующих заданий для самостоятельного выполнения учениками на уроках иностранного языка.

Начальным этапом для активизации самостоятельной работы обучающихся может стать «постановка проблемного вопроса и создание проблемной ситуации, которая возникает при противоречии между необходимостью выполнить задание и невозможностью сделать это с помощью тех знаний и умений, которые уже имеются в наличии» [Кумарина 1991: 32]. Осознание этого противоречия учеником может служить мотивом познавательной деятельности для осуществления самостоятельной работы и вызывает у него необходимость в открытии (при условии творческого познания) либо в получении (при репродуктивном и частично-поисковом познании) новых знаний о предмете, либо условиях выполнения действий по ответу на проблемный вопрос.

Следует заметить, что на мотивационном этапе возникает возможность, учитывая жизненный опыт обучающихся, через создание проблемной ситуации путем постановки учителем познавательной задачи, способы решения которой лежат в зоне ближайшего развития ученика, организовать активизацию самостоятельной работы обучающихся 5-6 классов [см.: Кухарев 1972: 98]. При этом учитель «выделяет существенные связи, которые подлежат усвоению, показывает обучающимся, как решить проблему или ответить на вопрос, т.е. дает план и модель деятельности. В дальнейшем предусматривается самостоятельная работа самих обучающихся» [Лында 2011: 91-96]. Следовательно, активизация самостоятельной работы предусматривает вооружение обучающихся необходимыми инструментами поиска знаний, что позволяет достигнуть самого высшего творческого уровня деятельности, основой которого выступает творческое мышление обучающихся 5-6 классов.

Итак, мы рассмотрели виды и подвиды самостоятельной работы обучающихся 5-6 классов на уроках иностранного языка, определители группы самостоятельных работ, выявили принципы и задания, активизирующие самостоятельную деятельность обучающихся 5-6 классов, определили взаимосвязь между активизацией самостоятельной работы обучающихся и мотивацией к дальнейшему изучению иностранного языка. Самостоятельная работа – это высшая работа учебной деятельности школьника и является компонентом целостного педагогического процесса, поэтому ей присущи такие функции, как воспитательная, образовательная, развивающая.