Понятие, социокультурные предпосылки и условия возникновения науки
На современном уровне развития общества и культуры наука понимается как своеобразная форма познания, специфический тип духовного производства и социальный институт. Однако в таком качестве она возникла в условиях новоевропейской культуры только в ХVI–ХVII в.
В первую очередь следует обратить внимание на то, что в это время во Франции, Нидерландах, а затем и в Англии совершаются буржуазно-демократические революции, в результате которых происходит становление капиталистических отношений, давших толчок для развития промышленной революции – массовому строительству железных дорог, фабрик, заводов; утвердивших товарно-денежные отношения в качестве господствующих отношений между людьми в обществе.
Вместе с тем в условиях техногенной цивилизации сама наука испытывает определяющее обратное воздействие со стороны ценностных мировоззренческих доминант индустриальной культуры, которые выступают в качестве глубинных оснований развития науки.
Техногенная цивилизация началась задолго до компьютеров
и даже задолго до паровой машины. Ее преддверием можно назвать развитие античной культуры, прежде всего культуры полисной, которая подарила человечеству два великих изобретения – демократию и теоретическую науку, первым образцом которой была Евклидова геометрия.
Эти два открытия – в сфере регуляции социальных связей и в способе познания мира – стали важными предпосылками для будущего, принципиально нового типа цивилизационного процесса.
Второй и очень важной вехой стало европейское средневековье
с особым пониманием человека, созданного по образцу и подобию Бога,
с культом человекобога и культом любви человека к человекобогу,
к Христу, с культом человеческого разума, способного понять и постигнуть
тайну божественного творения, расшифровать те письмена, кото рые Бог заложил в мир, когда он его создавал.
Впоследствии, в эпоху Ренессанса , происходит восстановление
многих достижений античной традиции, но при этом ассимилируется
и идея богоподобности человеческого разума. И вот с этого момента
закладывается культурная матрица техногенной цивилизации, которая
на чинает свое собственное развитие в XVII в.
Она проходит три стадии:
сначала – предындустриальную , потом – индустриальную и, наконец, –
постындустриальную . Важнейшей основой ее жизнедеятельности становится прежде всего развитие техники, технологии, причем не только путем стихийно протекающих инноваций в сфере самого производства,
но и за счет генерации все новых научных знаний и их внедрения в технико-технологические процессы. Так возникает тип развития, основанный на ускоряющемся изменении природной среды, предметного мира, в котором живет человек. Изменение этого мира приводит к активным трансформациям социальных связей людей . В техногенной цивилизации научно-технический прогресс постоянно меняет типы общения, формы коммуникации людей, типы личности и образ жизни. В результате возникает отчетливо выраженная направленность прогресса с ори ентацией на будущее.
Итак, мы рассмотрели основные предпосылки и факторы генезиса и развития современной науки.
Это, во-первых, потребности общества на стадии капитализма, утверждающего с помощью науки новые методы воздействия на природу, это – промышленные, фабричные, индустриальные методы;
во-вторых , мировоззренческие доминанты и ценностные установки техногенной культуры, представляющие глубинные основания науки и научно-технического прогресса.
Отметим, что это не единственные предпосылки и основания генезиса науки. Следует обратить внимание на ещё одну важнейшую западно-европейскую культурную традицию, вобравшую в себя многовековые познавательные усилия по разгадке тайн природы и человека. Назовём их гносеологическими предпосылками. Это – античная и средневековая наука и философия, абстрактное римское право, герметические школы, схоластические дискуссии в средневековых монастырях, эксперименты в алхимических лабораториях и т. п.