СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие, социокультурные предпосылки и условия возникновения науки

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В первую очередь следует обратить внимание на то, что в это время во Франции, Нидерландах, а затем и в Англии совершаются буржуазно-демократические революции, в результате которых происходит становление капиталистических отношений, давших толчок для развития промышленной революции – массовому строительству железных дорог, фабрик, заводов; утвердивших товарно-денежные отношения в качестве господствующих отношений между людьми в обществе.

Просмотр содержимого документа
«Понятие, социокультурные предпосылки и условия возникновения науки»

Понятие, социокультурные предпосылки и условия возникновения науки

Понятие, социокультурные предпосылки и условия возникновения науки

На современном уровне развития общества и культуры наука понимается как  своеобразная форма познания, специфический тип духовного производства и социальный институт. Однако в таком качестве она возникла в условиях новоевропейской культуры только в ХVI–ХVII в. В первую очередь следует обратить  внимание на то, что в это время во Франции, Нидерландах, а затем  и в Англии совершаются буржуазно-демократические революции, в результате которых происходит становление капиталистических отношений, давших толчок для развития промышленной революции – массовому строительству железных дорог, фабрик, заводов; утвердивших товарно-денежные отношения в качестве господствующих отношений  между людьми в обществе.

На современном уровне развития общества и культуры наука понимается как своеобразная форма познания, специфический тип духовного производства и социальный институт. Однако в таком качестве она возникла в условиях новоевропейской культуры только в ХVI–ХVII в.

В первую очередь следует обратить внимание на то, что в это время во Франции, Нидерландах, а затем и в Англии совершаются буржуазно-демократические революции, в результате которых происходит становление капиталистических отношений, давших толчок для развития промышленной революции – массовому строительству железных дорог, фабрик, заводов; утвердивших товарно-денежные отношения в качестве господствующих отношений между людьми в обществе.

Вместе с тем в условиях техногенной цивилизации сама наука испытывает определяющее обратное воздействие со стороны ценностных мировоззренческих доминант индустриальной культуры, которые выступают в качестве глубинных оснований развития науки. Техногенная цивилизация началась задолго до компьютеров и даже задолго до паровой машины. Ее преддверием можно назвать развитие античной культуры, прежде всего культуры полисной, которая подарила человечеству два великих изобретения – демократию и теоретическую науку, первым образцом которой была Евклидова геометрия. Эти два открытия – в сфере регуляции социальных связей и в способе познания мира – стали важными предпосылками для будущего, принципиально нового типа цивилизационного процесса.

Вместе с тем в условиях техногенной цивилизации сама наука испытывает определяющее обратное воздействие со стороны ценностных мировоззренческих доминант индустриальной культуры, которые выступают в качестве глубинных оснований развития науки.

Техногенная цивилизация началась задолго до компьютеров

и даже задолго до паровой машины. Ее преддверием можно назвать развитие античной культуры, прежде всего культуры полисной, которая подарила человечеству два великих изобретения – демократию и теоретическую науку, первым образцом которой была Евклидова геометрия.

Эти два открытия – в сфере регуляции социальных связей и в способе познания мира – стали важными предпосылками для будущего, принципиально нового типа цивилизационного процесса.

Второй и очень важной вехой стало европейское средневековье с особым пониманием человека, созданного по образцу и подобию Бога, с культом человекобога и культом любви человека к человекобогу, к Христу, с культом человеческого разума, способного понять и постигнуть  тайну божественного творения, расшифровать те письмена, кото рые Бог заложил в мир, когда он его создавал. Впоследствии, в эпоху Ренессанса , происходит восстановление многих достижений античной традиции, но при этом ассимилируется и идея богоподобности человеческого разума. И вот с этого момента закладывается культурная матрица техногенной цивилизации, которая на чинает свое собственное развитие в XVII в.

Второй и очень важной вехой стало европейское средневековье

с особым пониманием человека, созданного по образцу и подобию Бога,

с культом человекобога и культом любви человека к человекобогу,

к Христу, с культом человеческого разума, способного понять и постигнуть

тайну божественного творения, расшифровать те письмена, кото рые Бог заложил в мир, когда он его создавал.

Впоследствии, в эпоху Ренессанса , происходит восстановление

многих достижений античной традиции, но при этом ассимилируется

и идея богоподобности человеческого разума. И вот с этого момента

закладывается культурная матрица техногенной цивилизации, которая

на чинает свое собственное развитие в XVII в.

Она проходит три стадии: сначала – предындустриальную , потом – индустриальную и, наконец, – постындустриальную . Важнейшей основой ее жизнедеятельности становится прежде всего развитие техники, технологии, причем не только путем стихийно протекающих инноваций в сфере самого производства, но и за счет генерации все новых научных знаний и их внедрения в технико-технологические процессы. Так возникает тип развития, основанный на ускоряющемся изменении природной среды, предметного мира, в котором живет человек. Изменение этого мира приводит к активным трансформациям социальных связей людей . В техногенной цивилизации научно-технический прогресс постоянно меняет типы общения, формы коммуникации людей, типы личности и образ жизни. В результате возникает отчетливо выраженная направленность прогресса с ори ентацией на будущее.

Она проходит три стадии:

сначала – предындустриальную , потом – индустриальную и, наконец, –

постындустриальную . Важнейшей основой ее жизнедеятельности становится прежде всего развитие техники, технологии, причем не только путем стихийно протекающих инноваций в сфере самого производства,

но и за счет генерации все новых научных знаний и их внедрения в технико-технологические процессы. Так возникает тип развития, основанный на ускоряющемся изменении природной среды, предметного мира, в котором живет человек. Изменение этого мира приводит к активным трансформациям социальных связей людей . В техногенной цивилизации научно-технический прогресс постоянно меняет типы общения, формы коммуникации людей, типы личности и образ жизни. В результате возникает отчетливо выраженная направленность прогресса с ори ентацией на будущее.

Итак, мы рассмотрели основные предпосылки и факторы генезиса и развития современной науки. Это, во-первых, потребности общества на стадии капитализма, утверждающего с помощью науки новые методы воздействия на природу, это – промышленные, фабричные, индустриальные методы;  во-вторых , мировоззренческие доминанты и ценностные установки техногенной культуры, представляющие глубинные основания науки и научно-технического прогресса.

Итак, мы рассмотрели основные предпосылки и факторы генезиса и развития современной науки.

Это, во-первых, потребности общества на стадии капитализма, утверждающего с помощью науки новые методы воздействия на природу, это – промышленные, фабричные, индустриальные методы;

во-вторых , мировоззренческие доминанты и ценностные установки техногенной культуры, представляющие глубинные основания науки и научно-технического прогресса.

Отметим, что это не единственные предпосылки и основания генезиса науки. Следует обратить внимание на ещё одну важнейшую западно-европейскую культурную традицию, вобравшую в себя многовековые познавательные усилия по разгадке тайн природы и человека. Назовём их гносеологическими предпосылками. Это – античная и средневековая наука и философия, абстрактное римское право, герметические школы, схоластические дискуссии в средневековых монастырях, эксперименты в алхимических лабораториях и т. п.

Отметим, что это не единственные предпосылки и основания генезиса науки. Следует обратить внимание на ещё одну важнейшую западно-европейскую культурную традицию, вобравшую в себя многовековые познавательные усилия по разгадке тайн природы и человека. Назовём их гносеологическими предпосылками. Это – античная и средневековая наука и философия, абстрактное римское право, герметические школы, схоластические дискуссии в средневековых монастырях, эксперименты в алхимических лабораториях и т. п.