Просмотр содержимого документа
«Понятие власть, лидерство, стиль»
Понятие власть, лидерство, стиль.
План
1. Понятие и виды власти
2. Лидерство и стили руководства
3. Понятие самоменеджмента
4. Имидж руководителя
« Величайшее искусство правления заключается в том, чтоб сделать свою власть незаметной»
(Ж. Ж. Руссо).
1. Понятие и виды власти
Власть - это способность менеджера распоряжаться предоставленными ресурсами (материальными, трудовыми, финансовыми и др.), влиять на действия и поведение людей, с помощью воли, авторитета, права, насилия.
- Влияние - это любое поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущение и т.п. другого индивида.
- Для того чтобы сделать свое влияние эффективными, руководитель должен обладать властью .
- Обладать властью – значит уметь оказывать влияние на людей, изменять поведение и отношение человека или группы людей.
Виды власти в организации:
Единоличная (осуществляется одним лицом)
Коллективная (осуществляется группой)
Коллегиальная (осуществляется одним лицом с учетом общего мнения)
Баланс власти
- Власть руководителя – должна быть достаточный для достижения целей организации, но не вызывающий у подчиненных отрицательных реакций
- Власть подчиненных. Подчиненные в любой организации обладают властью над своими начальниками.
2. Лидерство и стили руководства
- Лидерство - это способность формировать коллектив и вести его к намеченным целям на основе личного авторитета.
Качества лидера
- Честность
- Высокий интеллект
- Способность понимать людей
- Устойчивость взглядов
- Уверенность в себе
- Скромность в быту
- Эрудированность
- Стиль руководства - типичный вид поведения руководителя в отношении с подчиненными в процессе достижения поставленной цели.
- Стиль управления - это относительно устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера, привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, нацеленная на влияние и побуждения их к достижению целей организации.
Стили управления
Авторитарный
Либеральный
Демократический
- Авторитарный стиль управления сводится к тому, что руководитель, не доверяя подчиненным и не спрашивая их мнения и совета, единолично решает все вопросы и берет на себя ответственность за все, давая исполнителям лишь указания, что, как, когда делать, а в качестве основной формы мотивации использует наказание. Сотрудники относятся к навязанным руководителем решениям в основном безразлично или негативно, радуются любой его ошибке, находя в ней подтверждение своей правоты.
- Демократический стиль управления, характеризуются высокой степенью децентрализации полномочий, активным участием сотрудников в принятии решений, созданием таких условий, при которых выполнение служебных обязанностей оказывается для них привлекательным, а достижение успеха служит вознаграждением.
- Либеральный стиль управления. Его суть в том, что руководитель ставит перед исполнителями проблему, создает необходимые организационные условия для их работы, определяет ее правила, задает границы решения, а сам отходит на второй план, за собой он оставляет функции консультанта, арбитра, эксперта, оценивающего полученные результаты.
3. Понятие самоменеджмента
Руководитель должен овладеть наукой и искусством управления самим собой, освоить приемы персонального менеджмента.
Это позволит :
- эффективно организовывать свой личный труд;
- кратчайшим путем достигать профессиональных и жизненных целей;
- избегать стрессовых ситуаций, сохранять высокую работоспособность;
- достигать наилучших результатов труда;
- получать удовлетворение от выполняемой работы
- Самоменеджмент – целенаправленное сознательное управление собой и своими действиями, эффективное использование собственного времени и собственных способностей, преодолевая внешние обстоятельства в личной жизни и в профессиональной деятельности.
- Тайм-менеджмент – это технология организации времени и повышения эффективности его использования.
- Самоуправление - это сознательное воздействие человека на свою психическую деятельность, собственное поведение с целью сохранения или изменения характера их протекания.
Самоуправление для человека - это решение вопросов о том, что и как делать.
- Самовоспитание можно понимать, как процесс самоуправления, направленный на осознанное изменение своей личности.
- Процесс самовоспитания зависит от уровня развития самооценки.
- Самооценка - ценность, значимость, которой человек наделяет себя в целом и отдельные стороны своего поведения.
- Интеллект - это система психических процессов, обеспечивающих реализацию способности человека оценивать ситуацию, принимать решение и в соответствии с этим регулировать своё поведение.
- Биоритмы - это колебания работоспособности в течение длительных периодов времени
4. Имидж руководителя
- Имидж - (от лат., англ. - образ, вид) - целенаправленно формируемый об-раз какого-либо лица, явления, предмета, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и др.
Субъекты имиджа.
- Индуктор (прототип) имиджа – субъект, образ которого формируется. Индуктором имиджа может быть человек, группа, организация, предмет (товар).
- Реципиент имиджа – субъект, воспринимающий индуктора, в чьих глазах формируется имидж. Реципиентом может быть отдельный индивид или группа.
- Средства самопрезентации – это средства, используемые индуктором с целью повлиять на свой имидж в глазах реципиента.
Основными функциями имиджа являются:
1) профессиональная – позволяет человеку реализоваться в конкретной области современного деятельности;
2 ) адаптационная – необходима для комфортного приспособления к определенной среде, группе, беседе;
3) личностная реализация – позволяет максимально раскрыть индивидуальные способности и задатки применительно к конкретной сфере деятельности;
4) аксиологическая – ориентирует специалиста на индивидуальные и профессиональные ценности, являющиеся ориентиром субъективном и объективном мире; (аксиоло́гия — теория ценностей)
5) эвристическая – сосредоточивает внимание специалиста на реализации своего творческого потенциала в профессиональном успехе, научном открытии, создании уникального произведения;
6) психотерапевтическая – заключается в осознании своей значимости, психологической устойчивости, уверенности, оптимизме;
7) коммуникативная – позволяет специалисту позитивно организовать и осуществлять общение на всех уровнях, получать от него максимум информации, а также воздействовать на собеседника или аудиторию в нужном для себя направлении
Спасибо за внимание!