СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие о языках программирования

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

помочь учащимся усвоить понятие алгоритма, программы, ознакомить с языками программирования, научить создавать простые программы на языке программирования Паскаль

Просмотр содержимого документа
«Понятие о языках программирования»

Тема урока: «Понятие о языках программирования»



Цели урока:

  • помочь учащимся усвоить понятие алгоритма, программы, ознакомить с языками программирования, научить создавать простые программы на языке программирования Паскаль.

  • воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

  • развитие алгоритмического мышления, познавательных интересов, навыков работы на компьютере.

Тип урока: изучение нового материала.


Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний

Фронтальный опрос:

· Что такое алгоритм?

· Какие типы алгоритмов вы знаете?

· Какой алгоритм называется линейным?

· Какой алгоритм называется ветвлением?

· Какой алгоритм называется циклом?

  1. Изучение нового материала

Компьютер – это устройство не способное мыслить самостоятельно, как человек. Для того чтобы компьютер мог работать с информацией (передавать, обрабатывать, хранить) его нужно научить делать все это. Научить значит построить работу компьютера по инструкции. Такая инструкция и называется программой.

Транслятор — средство для преобразования текстов из одного языка, понятного человеку, в другой язык, понятный компьютеру. Трансляторы бывают двух типов — интерпретаторы и компиляторы. Отличие между ними заключается в том, что интерпретатор последовательно анализирует и исполняет каждую строку программы, а компилятор проводит полный анализ написанной программы и формирует уже готовый к исполнению машинный код.

Компьютер без программ - это бесполезный хлам. Но чтоб компьютер мог работать по программе, программа должна быть записана на языке понятном компьютеру, такой язык называется – языком программирования.

Людей занимающихся созданием и написание программ называют – программистами. А их деятельность – программированием.

Программирование - процесс и искусство создания компьютерных программ и/или программного обеспечения с помощью языков программирования.

Языки программирования – это искусственные языки. От естественных они отличаются ограниченным количеством «слов», и очень строгими правилами записи команд. Процесс поиска ошибок называется – тестированием. Процесс устранения ошибок – называется отладкой.

Все языки программирования делятся на 2 группы:

1. Языки высокого уровня – ближе и понятнее человеку. Разрабатывать программы на языке высокого уровня значительно проще, а ошибок при создании программ гораздо меньше (Fortran, Pascal, Basic, Cobol, Java, Си, Си++ и т.д.). Наиболее широко распространенным типом языков программирования высокого уровня являются процедурные языки. В таких языках широко используются управляющие конструкции (операторы), которые позволяют закодировать различные алгоритмические структуры (линейную, ветвление, цикл).

2. Языки низкого уровня – практически не используются. Они ближе исполняемой машине, чем человеку.

-На уроках информатики мы будем изучать язык программирования Паскаль, автором и одним из разработчиков которого был Никлаус Вирт. Язык разрабатывался для обучения студентов программированию и назван был в честь французского ученого Блеза Паскаля. Язык программирования Паскаль относится к процедурным языкам высокого уровня и вы, наверное, уже немного представляете, что из себя будут представлять программы на этом языке.

-Давайте представим себе, что у нас уже есть готовая программа, и мы хотим, чтобы компьютер ее выполнил. Что для этого мы должны сделать? ( Ввести программу в компьютер)

-Верно. И текстовую информацию, и числовую, и программу мы можем ввести в компьютер с клавиатуры. Но для обработки текстовой информации нам понадобится….. (Текстовый процессор)

-Для обработки числовой информации нам понадобится …(Электронные таблицы или калькулятор.)

-А какую программу нужно использовать, чтобы компьютер воспринял созданную нами программу как инструкцию для выполнения?(Высказывают предположения, возможно, выскажут мнение, что понадобится какая-нибудь специальная программа.)

- Еще одна проблема. Открывается элементы слайда с изображением текста программы на языке программирования высокого уровня и текст программы в двоичном коде. Дети самостоятельно озвучивают проблему.

-Нужна программа-переводчик, транслятор.

-Трансляторы бывают двух видов: интерпретаторы и компиляторы. Кратко характеризует особенности интерпретатора и транслятора, сообщает, что для языка Паскаль разработан компилятор.

-Еще одна проблема: при вводе текста, созданной нами программы, мы можем допустить ошибки. Здесь они подчеркнуты. Компьютер не может выполнить программу с такими ошибками. Как быть?( Нужно исправить ошибки.)

-Поиск и исправление некоторых ошибок можно поручить компьютеру. Для этого понадобится… (Специальная программа.)

-Кроме того, нам было бы удобнее работать, если был бы многооконный режим работы, “дружественная” нам диалоговая среда, библиотека стандартных программ и функций, графические библиотеки, утилиты, т. е. сервисные программы для работы с библиотеками, справочная служба и многое другое.

-Итак, для того чтобы созданная нами программа стала для компьютера руководством к действию, необходим целый комплекс программ, который называется системой программирования. Какие программы должны, на ваш взгляд, входить в систему программирования? Открывает список (Записывают компоненты системы программирования в тетрадях.)

-На последующих уроках мы с вами будем осваивать систему программирования Turbo Pascal, т. е. будем учиться работать с этими программами.

  1. Итог урока

  1. Что такое программа?

  2. Какие основные языки программы вы узнали на уроке?

  3. Что такое транслятор?

  1. Домашнее задание

Учить определения

Составить кроссворд по данной теме