СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие о несклоняемых именах существительных

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка по теме "Понятие о несклоняемых именах существительных". Данный урок предназначен для учителей, работающих в 4 классах.

Просмотр содержимого документа
«Понятие о несклоняемых именах существительных»

Класс: 4

Урок русского языка

Тема: Понятие о несклоняемых именах существительных

Цели:

– Введение нового понятия – несклоняемые имена существительные, развитие умений отличать склоняемые и несклоняемые формы на – о, определять их морфемный состав.

– Формирование навыков культуры речи: правильно употреблять несклоняемые имена существительные и согласовывать их с именами прилагательными.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Этапы урока

Ход урока

Ι. Актуализация знаний.


– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».

Просклоняйте устно слова копейка, рубль.

II. Формулирование проблемы.


– Просклоняйте слова пальто, кино, лото.

– Что вы заметили? (Слова остались теми же, не изменились.)

– Как можно назвать такие слова? (Неизменяемыми.)

– Попробуйте дать название этим словам, опираясь на ключевое слово – склонение.

– Назовите и запишите ключевое слово урока. (Несклоняемые.)

– Оставьте ещё одну строчку для записи ключевых слов.

– Давайте составим план урока.

Дети вместе с учителем составляют план.

– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)

III. Открытие новых знаний.

1. Работа на доске.

– Запишите слова лото, село.

– Что у них общего? (сущ., ср.р.)

– Просклоняйте в тетрадях имена существительные лото и село.

– Какие отличия вы заметили? (Одно склоняемое, другое – несклоняемое.)

– Выделите окончания.

– Можно ли сказать, что у слова лото – окончание -о? Почему? (Эта часть у слова не меняется).

Вывод: у слова лото нет окончания. Это значит, что не нужно его никак обозначать. Всё слово является основой.

2. Работа по учебнику.

Упр. 23 – группировка слов по группам: склоняемые и несклоняемые.

Ученики находят общий признак: все существительные оканчиваются на буквы -о, -е, все (кроме кофе) среднего рода. Отличие: часть существительных не изменяется по падежам и числам.

Запись слов по столбикам: склоняемые и несклоняемые имена существительные.

У несклоняемых имён существительных нет окончания, так как нет изменяемой части слова.

– Как вы думаете, почему одни слова среднего рода по падежам изменяются, а другие нет?

Текст выводится на экран с помощью мультимедийного проектора.

Несклоняемые существительные – слова иноязычные. Слов, пришедших к нам из других языков, немало: около 10% от всех слов русского языка. Ко многим из них мы привыкли и не задумываемся о том, что они – иноязычные: библиотека, флот, шарф, антилопа…

Все эти слова изменяются по падежам. Несклоняемыми являются не все иноязычные слова, а только небольшая их часть.

(По Т. Рик)

– Сделайте вывод: в чём особенность несклоняемых существительных? (Эти слова иноязычные, заимствованы из других языков.)

3. Постановка и поиск решения проблемной задачи.

– Прочитайте предложение, вставьте необходимые окончания.

В московск… метро на стене висело огромн… табло.

– Как вы действовали? (Ставили вопрос, смотрели на предлог. Можно подставить склоняемое существительное.)

– Почему у прилагательного огромное окончание -ое? (Существительное табло среднего рода. Поставим вопрос к прилагательному:

табло (как ое ?) огромн ое.)

Такое же окончание у прилагательного.

IV. Развитие умений.

Работа в учебнике.

1. Упр. 23 – развитие умения согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.

Все имена существительные, данные в упражнении, среднего рода.

Но они не относятся ко 2-му склонению, так как не имеют окончания, не изменяются по падежам, это несклоняемые имена существительные.

Методическая рекомендация: следует обязательно сделать акцент не только на выделении основ неизменяемых слов, но и на отсутствии вообще окончания. У этих слов НЕТ окончания, в том числе и нулевого (нулевое – это окончание, которое появляется в других формах слова), так как ни в одной из форм не появляется ничего нового. Слово как будто застыло.

3. Упр. 22 – развивается умение правильно употреблять в речи несклоняемые имена существительные.

Самостоятельную работу можно запланировать по вариантам.

— Найдите в предложениях несклоняемые существительные. Определите их падеж.

  1. Морж спросил у кенгуру:

«Как выносишь ты жару?»

2. Еду с мамой я в метро

И веду беседу.

  1. У фламинго оперенье

Вызывает восхищенье,

Потому что птица эта

Нежно-розового цвета.

  1. Мама пьет кофе, а я пью какао.

  2. В цирке шимпанзе катается на пони.

6. По радио я слушал передачу об истории пианино и фортепиано

Проверка коллективная.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Что мы делали на уроке? Какие умения формировали?

V. Итог урока. Рефлексия.


– Прочитайте вывод урока на с. 15 к упр. 22. Допишите ключевые слова к записанному в начале урока слову

несклоняемые… (неизменяемые, заимствованы).

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

VI. Домашнее задание.

Упр. 21, с. 14.