СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие об обращении. Знаки препинания при обращении

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: сформировать представление об обращении, учить правильно оформлять на письме предложения с обращением.

Просмотр содержимого документа
«Понятие об обращении. Знаки препинания при обращении»

Технологическая карта урока 60 Учитель: Жарова Т.А.

Тема: Понятие об обращении. Знаки препинания при обращении

Класс: 5

Базовый учебник: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. "Русский язык. 5 класс.

Цель урока: сформировать представление об обращении, учить правильно оформлять на письме предложения с обращением.

Задачи:

образовательные – познакомить обучающихся с обращением, развивать умения точно употреблять в речи обращение, совершенствовать навыки постановки знаков препинания при обращении.

развивающие – развитие мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, обобщений, конкретизаций, сознательного восприятия учебного материала, развитие зрительной и смысловой памяти, речи учащихся, потребности к самообразованию, способствовать развитию творческой деятельности учащихся, приобщение к информационно-поисковой деятельности, языковой интуиции.

воспитательные - воспитывать познавательную активность, любовь к родному языку, любознательность, настойчивость в достижении цели уверенность в себе, воспитание культуры общения.

Тип урока: урок изучения нового материала

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, самостоятельная

Средства обучения: компьютер, проектор, экран



СЦЕНАРИЙ УРОКА

Этап урока

Цели и задачи

Деятельность учителя


Деятельность обучающихся

Время

(в мин.)

1

2

3

4

5

6

1.

Организационный момент

Музыкальное сопровождение

Цель: эмоциональный настрой учащихся на урок

Приветствие

-Здравствуйте, дорогие друзья! Присаживайтесь на места. Проверьте свою готовность к уроку. На сегодняшнем уроке нам понадобятся знания прошлого урока, ваше внимание и сосредоточенность, чтобы закрепить уже имеющиеся приобретенные навыки. Итак, начнем.

Приветствие.

Запись числа.

2

2.

Актуализация знаний


Предлагает повторить тему «Синтаксис», выполнив Лингвистическую разминку (кроссворд)

-Цель нашего урока: повторить пройденный материал и закрепить его, а значит понять значение научного решения вопроса для человеческой жизни. «Какого?» - спросите вы. Узнаете после того, как успешно вспомните изученный материал.

Лингвистическая разминка (кроссворд)

Это сочетание двух слов, связанных по смыслу и грамматически. (Словосочетание)

Второстепенный член предложения, обозначает признак по месту, времени, причине, цели, выражен наречием или существительным с предлогом. (Обстоятельство)

Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. А определение, дополнение, обстоятельство – это … (Второстепенные)

Главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. (Сказуемое)

Главный член предложения, который обозначает предмет речи. (Подлежащее)

Второстепенный член предложения, обозначает предмет, отвечает на вопросы косвенных падежей и выражается обычно существительным и местоимение. (Дополнение)

Эти члены предложения относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос и произносятся с интонацией перечисления или противопоставления. (Однородные)

Если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в форме именительного падежа, то между ними ставится… (Тире)

Второстепенный член предложения обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? чей? и выражается обычно именами прилагательными и некоторыми местоимениями. (Определение)

Решают кроссворд.

10

3.

Сообщение темы урока, цели


Сообщает тему урока, цель

Получилось слово обращение.

-Эта конструкция осложняет наши предложения, но значительно облегчает нашу жизнь. Кто хорошо владеет ею, тот непременно добивается успехов в общении, а значит, и в жизни. Тема урока – «Обращение», а именно – «Знаки препинания при обращении».

Записывают в тетрадь тему урока.

2

4.

Введение новой информации

Цель: дать представление об обращении, постановке знаков препинания при обращении


Задает проблемные вопросы. Побуждает к высказыванию своего мнения. Координирует действия.





-Что такое обращение?

Послушайте предложения, назовите обращения. Работа с классом, демонстрация на экране через проектор

Выделите обращения. Работа в парах

-Прочитайте стихотворение, обратите внимание на последние строки.

Всем нам при общении

Поможет обращение.

К людям, звёздам или птицам

Можно смело обратиться.

Только, друг, не забывай:

Запятые расставляй.

- На уроке будем совершенствовать навыки выделения обращений запятыми.

- Кроме запятой, какой еще знак можно поставить? (!)

- Определите грамматический признак обращения. (Выражено чаще всего существительным в именительном падеже).

Сравнение с подлежащим.

- Как можно отличить обращение от подлежащего?

(1. От подлежащего к сказуемому можно задать вопрос, от обращения нет. 2. Между подлежащим и сказуемым нет паузы, после обращения есть. 3. Обращение может быть выражено не одним словом, а целым сочетанием).


Отвечают на вопросы, сравнивают, делают выводы.

5-7

5.

Первичное закрепление

Цель: формировать умения и навыки нахождения обращений в тексте и постановки знаков препинания при обращении


Найдите и выделите в текстах обращения (самостоятельная работа )

Выполняют практический модуль

3-5

6.

Применение полученных знаний


Разъясняет действия. Организует работу учащихся. Консультирует, координирует, стимулирует деятельность учащихся, отслеживает правильность выполнения работы учащимися. Упр.207 (у доски с комментариями)

Выполняют упражнение

10

7.

Контроль полученных знаний

Цель: диагностировать понимание темы и сформированность учебных умений и навыков в постановке знаков препинания


Анализирует ответы учащихся, оценивает их деятельность. Индивидуальна работа.

Выполняют задания

7-10

8.

Итог урока








Подводит итог, задает вопросы. Формулирует выводы

Обращение – это слово (или словосочетание), называющее того,

_______________________________________________________________

В устной речи обращение выделяется __________________________,

а в письменной - ___________________________________________.

Обращение не является _____________________________________.

Слова ты и вы ______________________________________________.

Если обращение произносится с особым чувством, то после него на письме ставится _____________________________________________.



Фиксируют выводы

3

9.

Домашнее задание



§ 42, упр.210

Разъясняет, как выполнять домашнее задание

Делают записи в дневники

2