СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понимание смысла счастья героями рассказов Б. П. Екимова и современными подростками.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что значит счастье для героев Б.П.Екимова и для современных подростков?

Просмотр содержимого документа
«Понимание смысла счастья героями рассказов Б. П. Екимова и современными подростками.»

19


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Первомайская средняя школа»



















Понимание смысла счастья героями рассказов

Б. П. Екимова и современными подростками.











Выполнил:

Тарасов Максим,

обучающийся 9 в класса

МАОУ «Первомайская СШ»

Руководитель:

Авдонина В.В.,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «Первомайская СШ»





г. Первомайск

2023 г.

Оглавление:



1.Введение



  • Определение проблемы 3

  • Обоснование темы исследования и её актуальность 3-4

  • Цели исследования 4

  • Задачи исследования 4

  • Объект исследования 4

  • Предмет исследования 4

  • Гипотеза исследования 4-5

  • Метод исследования 5

  • Новизна исследования 5

2. Теоретическая часть

  • Волгоградский писатель Б.П. Екимов - один из лучших современных русских писателей. 5

  • Понимание счастья героями рассказов Б.П. Екимова. 6-9

  • Моё понимание счастья. 9-11

3. Практическая часть 11-13

4. Выводы 13

5. Заключение 13

6 Практические рекомендации 14

7. Биографический список использованных источников 14

8. Приложение 14-18







Введение

Что такое счастье?
Кто ответит мне?
Счастье есть в ненастье?
Иль оно в тепле?
Может счастье в море?
В умиротворенье?
Или оно в редком ...
Солнечном затменье?

Елена Штоль

Люди приходят в этот мир, чтобы познать его. При этом мы неизбежно обращаемся к понятию счастья. Счастье - понятие изменчивое. Как определить, сколько именно здоровья, успеха надо для счастья конкретному человеку? Где эта мера? Сегодня для меня, например, может быть счастьем участие или даже победа в этой конференции. Но не факт, что я буду чувствовать то же самое через месяц или через год.

По мнению известного критика Льва Аннинского, русская литература «…никогда не была только литературой. И не будет. В том-то её судьба, что она всегда была и философией, и социологией, и ещё много чем. У нас литература всегда была Всем». Поэтому мы обращаем свои взгляды к русской литературе – нравственному ориентиру, утверждающему высокие духовные ценности нашего народа.

Волгоградский писатель, лауреат Государственной премии России, Борис Петрович Екимов – один из лучших писателей современности. Моя работа будет посвящена сопоставлению понимания счастья героями рассказов Б. П. Екимова и современными подростками.

Определение проблемы

Что значит счастье для героев Б.П. Екимова и для современных подростков?

Обоснование темы исследования и её актуальность

Что такое счастье? Я думаю, этот вопрос волновал человечество со времён его возникновения. Счастье - это действительно важная часть нашей жизни, одна из основных человеческих ценностей. Стремление к счастью заложено в каждом человеке и составляет неотъемлемую часть его природы.

Тема счастья была актуальна во все времена для мыслящих людей. В условиях современного духовного кризиса, когда изменяются нравственные ценности, эта тема встает особенного остро перед нами, молодым поколением. Нам строить будущее, осознавая настоящее и прошлое, осмысливая свои взгляды. В этом актуальность моего исследования.

Признавая актуальность счастья как общечеловеческих целей и устремлений в жизни людей во всем мире, Генеральная Ассамблея в своей резолюции 66/281 от 12 июля 2012 года провозгласила 20 марта Международным днём счастья.

Цели исследования

1. Исследовать и сопоставить понимание счастья героями рассказов Б.П. Екимова и современными подростками.

2. Результат своей работы представить в виде презентации.

Задачи исследования

  1. Задуматься над тем, что есть счастье, что может сделать человека счастливым.

  2. Провести социологический опрос среди учащихся МАОУ «Первомайская СШ» по пониманию счастья.

  3. Установить общие нравственные ценности, которые жизненно важны и для молодого поколения, и для героев Бориса Екимова;

Объект исследования

Художественная проза Б. Екимова и размышления о счастье современных подростков.

Предмет исследования

Тема счастья в рассказах Бориса Екимова; понимание этого понятия учащимися МАОУ «Первомайская СШ».

Гипотеза исследования:

Счастье – это понятие относительное, каждый человек понимает его

по-своему.

Методы исследования

  1. Метод изучения и анализ литературы;

2. Методы наблюдения, сравнения;

3. Метод социологического опроса

Новизна исследования

- Эта работа может использоваться учащимися и педагогами при подготовке к урокам внеклассного чтения в 7 – 11 классах по произведениям Б.П. Екимова;

- Для подготовки литературных вечеров, посвящённых творчеству Б.П. Екимова;

- Для написания сочинений по современной русской литературе.

Теоретическая часть

Волгоградский писатель Б.П. Екимов - один из лучших

современных русских писателей.

Борис Петрович - замечательный человек, талантливый писатель.

В этом году Борису Петровичу Екимову исполнится 85 лет!

За свою долгую творческую писательскую деятельность он написал больше 200 произведений. Они переводились на множество иностранных языков: французский, испанский, английский, немецкий и многие другие.

Борис Екимов в 2000 году был удостоен Премии Александра Солженицына. Он лауреат премии имени И.А. Бунина.

На вопрос: «Что вас в сегодняшней жизни радует и удивляет?» Борис Петрович Екимов ответил: «Жизнь! Жизнь во всех проявлениях!»

Проблема смысла жизни и понимания счастья - одна из центральных в творчестве Б. Екимова. Его герои размышляют о нравственных основаниях человеческого бытия, его истинных и ложных ценностях.




Понимание счастья героями рассказов Б.П. Екимова.


С творчеством Б.П. Екимова мы уже знакомились раньше, читая рассказы на уроках внеклассного чтения в 7 классе «Ночь исцеления», в 8 классе «Говори, мама, говори…».

Рассказ Б. П. Екимова «Говори, мама, говори…»

Счастлив тот, кто с детства знает материнскую любовь. К сожалению, Б. Екимов не помнит свою маму. Может быть, поэтому он обращается к этому образу в рассказе «Говори, мама, говори…» Писатель своим произведением хочет довести до читателя важную составляющую счастья, для которого необходимо ценить каждое мгновение, проведённое с родителями. Нужно ценить моменты с родителями, чего бы это ни стоило, ведь однажды их может не стать, а вы так и не поговорили о том, что действительно важно. Счастье - когда у человека есть мама.

Рассказ Б. П. Екимова «Ночь исцеления».

Это рассказ о том, как внук помог бабушке исцелиться от мучительных снов, в которых она видит события военного времени. Чтобы помочь бабушке, Гриша придумал свой способ ее исцеления. Гришин способ долгий, трудный, чуткий, добрый; он успокаивает психику, избавляет бабушку от переживаний. Гриша проявляет гуманность, любовь, милосердие, сострадание.

Для внука Гриши – исцелить бабушку - это счастье.


Рассказ Б.П. Екимова «Про счастье».


Предметом исследования я выбрал также рассказ Б.П. Екимова «Про счастье», так как мы читали его в 9 классе. Первоначально мы работали с притчей о счастье, чтобы попытаться понять, о чём пойдёт речь на уроке. Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Все понимают счастье по – разному.

Нам предлагалось интересное задание по группам: собрать из карточек своей команды цитаты про счастье и порассуждать, ответив на вопросы.

Группа 1.
Цитата: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное». Платон

Как вы думаете почему наивысшее счастье — это помогать другим? (Помогая своим знакомым, родственникам, мы сами счастливы, а отказывая даже в незначительных просьбах, ощущаем вину).

Группа 2.
Цитата: «Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом». Пифагор

Значит ли это, что счастье – это и есть внутренний покой? (Да, когда тебя не переполняют тревоги, страхи и любые негативные чувства, ты ощущаешь внутренне умиротворение и счастье).

Группа 3.

Цитата: «Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей». Д. Дидро

Можно ли сказать так: осчастливив другого человека, мы находим это чувство и для себя? (Счастье – состояние души человека, ощущение благополучия. Помогая людям преодолеть их проблемы, мы в какой-то мере избавляемся и от собственных невзгод).

Группа 4.

Цитата: «Счастье не в том, что мы в чем-нибудь преуспели, а в самом преуспевании». Томас Гоббс

Как в вашем понимании выглядит счастливая жизнь? (Заниматься любимым делом, когда все близкие люди здоровы, когда уютно дома, когда есть о ком заботиться, когда никто не ссорится).


Далее мы продолжали работать в группах, с целью определения своего понимания счастья из предложенного рассказа.

Группы получали одинаковые задания, но у каждой – свой отрывок из рассказа.

Задание: выразительно прочитайте свой эпизод. Озаглавьте его. Сформулируйте и запишите главную мысль отрывка. Подумайте, о каком счастье говорит писатель.

Вывод 1 группы: знакомый автора, художник-оформитель мечтает оставить след в истории, память о себе, но не в качестве оформителя, а как художник. Его счастье - в создании своего альбома. Ведь каждому деятелю искусства хочется не только творить, но и оставить после себя память.

Вывод 2 группы: знакомый автора - врач мечтает увидеть муравьёв «в лапоть». В этом его счастье. Было бы интересно узнать, а существуют ли они на самом деле.

Вывод 3 группы: знакомый автора- дачник занимается нужным делом, он помогает своим соседям, трудится на благо поселка. Счастье в этом отрывке заключается в занятии нужным делом.

Вывод 4 группы: знакомый автора- начальник, случайно узнав о том, что губернатор едет следующим поездом, меняет билеты, а потом стоит в ожидании в коридоре, ведь там узко, не развернуться. Счастье начальника в славе и почестях, продолжении карьеры.

Больше всего мне понравился просмотр фрагмента о счастье из фильма «Доживём до понедельника», обсуждение и сравнение с современными школьниками. После этого урока я задумался, что же такое счастье для меня? Все писали сочинения – рассуждения о счастье.

Поразмышляйте и напишите творческую работу:


  • В чём счастье заключается для Вас?

  • Счастье…

  • Что такое счастье?

Совет учителя: прочитать на будущее рассказы Б. Екимова «Мальчик на велосипеде», «Холюшино подворье», «Подарок»…

Моё понимание счастья.



  Что такое счастье? Наверное, у каждого человека будут свои определения, потому что это риторический вопрос, на который люди отвечают веками и на который не может быть однозначного ответа. Вопрос этот относится к области философии, а она, в свою очередь, не является наукой точной, математической. Здесь нет аксиом и формул, но это не лишает ее привлекательности, скорее наоборот.  Описать понятие "счастье" невозможно.  Полагаю, что можно описать ощущения, чувства, состояние. Ощущение счастья может выражаться едва заметно, когда посмотришь в глаза человека, а они излучают радость, восторг. Бывает счастье, когда получил то, чего давно желал. А бывает, когда увижу закат невероятных красок или радугу в полнеба.

Счастье – это то, к чему надо стремиться, ради чего надо жить, благодаря чему могу быть полезным, в осуществление моей мечты, в надежде на будущее.  Счастье – это когда я достигну своей цели в жизни.

Счастье - в тебе самом! Счастье - это твоя жизнь!

Известные цитаты о счастье:


Когда одна дверь счастья закрывается, открывается другая; но мы часто не

замечаем её, уставившись взглядом в закрытую дверь.

Элен Келлер

Когда мы осмыслим свою роль на Земле, пусть самую скромную и незамет-

ную, тогда лишь мы будем счастливы.

Сент-Экзюпери

Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хо-теть того, что делаешь.

Лев Толстой

Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное.

Платон

Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей.

Дени Дидро

К счастью приводит не поиск счастья. Если искать его, сядешь и будешь си-

деть, не зная, в какую сторону податься. Но вот ты трудишься не покладая рук, ты творишь, и в награду тебя делают счастливым.

Сент-Экзюпери

Счастье подобно бабочке. Чем больше ловишь его, тем больше оно ускользает. Но если вы перенесете свое внимание на другие вещи, оно придет и тихонько сядет вам на плечо.

Виктор Франкл

Произведения художественной литературы о счастье.

Э. Асадов «Что такое счастье?»

Что же такое счастье?

Одни говорят:

- Это страсти:

Карты, вино, увлеченья -

Все острые ощущенья.


Другие верят, что счастье -

В окладе большом и власти,

В глазах секретарш плененных

И трепете подчиненных.


Третьи считают, что счастье -

Это большое участие:

Забота, тепло, внимание

И общность переживания.


По мненью четвертых, это

С милой сидеть до рассвета,

Однажды в любви признаться

И больше не расставаться.


Еще есть такое мнение,

Что счастье - это горение:

Поиск, мечта, работа

И дерзкие крылья взлета!


А счастье, по-моему, просто

Бывает разного роста:

От кочки и до Казбека,

В зависимости от человека!

А. Грин «Алые паруса»

А.И. Куприн «Куст сирени»

А. Платонов «Юшка»

Н.В. Гоголь «Шинель»

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

А.С. Грибоедова «Горе от ума» 

А.С. Пушкина «Евгений Онегин» 

М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

М.А. Шолохов «Судьба человека»

А.И. Солженицын «Матренин двор»

И. Курамшина (современная писательница) "Эквивалент счастья"

А. Де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

О. Генри «Дары волхвов» и многие другие

Практическая часть проекта

Анкетирование

В анкетировании принимали участие 23 ученика 9в класса. Предлагалось 3 вопроса.

1. Твоё представление о счастье.

2. Что Вам не хватает для ощущения счастья?

3. Какие у Вас ощущения, когда Вы счастливы?

Обобщим данные социологического опроса. Выяснилось, что счастье для ребят – иметь семью, друзей, счастье для ребят в том, чтобы любить и быть любимыми; в здоровье близких людей. Для некоторых счастье – это мир и стабильность, успех, достижение цели в жизни. Такова формула счастливого человека: счастлив тот - кто здоров, имеет деньги, у него все хорошо в семье, ладится работа и придёт успех. Много ответов, направленных лично на себя.

2. Что Вам не хватает для ощущения счастья?

Для ощущения счастья девятиклассникам не хватает денег, сна, любви, внимания, понимания, спокойствия. Есть ответ, что всего хватает.

3. Какие у Вас ощущения, когда Вы счастливы?



В большинстве дети чувствуют радость, а также спокойствие, желание жить.

- Какие же нравственные ценности необходимы нам, молодому поколению, в современной жизни?

Думаю, что это понимание самоценности жизни, способности любить и быть любимым, семья, дружба, настоящая человечность, здоровье, познание (образование), подлинная любовь к труду и родной земле, на которой ты живешь. Счастье – в самой жизни, любви к родной земле.

Выводы

Цель, поставленная в работе достигнута, я выявил, как понимали, что такое счастье герои рассказов Б. Екимова и современные подростки. Поставленные задачи решены.

Читая рассказы Б.П. Екимова, я по-новому открыл для себя жизнь, стал иначе понимать её, может быть, даже изменился внутренне. Я стал другими глазами смотреть на мир, на родных: заметил заботу родителей, понял, как они мне дороги. Я думал, что счастье – это что-то глобальное, сверхъестественное, то, чего ждешь. На самом же деле счастье рядом, оно вокруг нас, стоит только присмотреться. Солнце светит – это наше счастье! Тебя любят – это тоже счастье. Почему же мы живем и не видим этого?

Заключение

В заключение приведу лишь совет мудрого Горация, который поможет счастливым лучше сохранить свое счастье, а несчастных утешит в печали:

Будь доволен тем, что в руках имеешь.

Ни на что не льстись. И улыбкой мудрой

Умеряй беду. Ведь не может счастье

Быть совершенным.

Лучше ещё никто не сказал.

Будьте счастливы каждое мгновение каждого дня!!!




Практические рекомендации

Рекомендации «Как стать счастливым?»


1. Для начала – взгляните на мир по-новому, а именно будьте тем, кем вы

хотите быть. Если вы на самом деле хотите быть счастливым, самое лучшее,

что вы можете сделать для себя — это быть тем, кем вы хотите быть.

2. Думайте позитивно.

3. Живите настоящим.

4. Цените то, что вы имеете в данный момент.

5. Постарайтесь больше думать о своих потребностях.

6. Окружите себя людьми, рядом с которыми вы чувствуете себя хорошо.

7. Решите свои проблемы.

8. Научитесь справляться со стрессом.

9. Выделите время на любимое занятие.

10. Ешьте здоровую пищу.

11. Научитесь радоваться общению с друзьями и родными.

12. Устройте себе день удовольствия в домашних условиях.


Литература

  1. Екимов Б. П. Избранное. В 2 т. – Волгоград: Комитет по печати и информации. - 1998.  Т. 1. – 608 с.

  2. Екимов Б.П. Рассказы//Новый мир, 2006. №12

  3. Екимов Б.П. «Говори, мама, говори»// новый мир, 2006 № 12

  4. Екимов Б.П. «Ночь исцеления», 2008

  5. Компанеец В. Мир Бориса Екимова //Отчий край. – 1986. - №3. – С. 210-212.

  6. Суворова С. Е. Исцеление добротой. Урок в 11-м классе по рассказам Бориса Екимова // Литература. – 2004. – № 45. – С. 15 – 18

7. http://kratkoe.com/boris-ekimov-biografiya-kratkaya/ 


Приложение

Биография Б.П. Екимова.


Борис Екимов родился 19 ноября 1938 года в далекой северной Игарке Красноярского края, куда родители будущего писателя – специалисты по пушнине - приехали работать. Отец Бориса Екимова, Петр Александрович, вскоре тяжело заболел и умер в мае 1939 года в Иркутске, на своей родине. Мать, Антонина Алексеевна, уехала с сыном в Казахстан, на станцию Или, неподалеку от Алма-Аты, где с малолетним сыном проживала высланная как жена «врага народа» её родная сестра Анна Алексеевна. Сестры решили жить вместе и прожили так всю жизнь. Муж сестры матери, к счастью, вернулся из лагеря живым, и в конце войны им всем разрешили вернуться в Россию, правда, «без права проживания в областных центрах». Так Екимов оказался в поселке Калач-на-Дону Волгоградской области, у донских казаков. Путь в литературу начался с книжного чтения. Читать он научился в 4 года у соседской девочки-первоклассницы.

Окончив среднюю школу, учился в Сталинградском механическом институте, но, как рассказывает сам писатель, институт «не домучил». Служил в армии, работал на заводе электромонтером. Род его деятельности был довольно обширным, ему приходилось работать на заводе токарем, наладчиком, слесарем, электромонтером. Работал на стройках в Казахстане т в Тюменской области, работал в сельской школе учителем труда.

За свою долгую творческую писательскую деятельность он написал больше 200 произведений. Его труды печатали в самых популярных в то время литературных изданиях таких как: «Наш современник», «Новый мир», «Знамя», «Россия», «Нива Царицынская».

Первый рассказ был напечатан в 1965 году в журнале «Молодая гвардия». Окончил высшие литературные курсы при Литературном институте. Наиболее известны такие произведения писателя, как рассказы «Офицерша», «Ёлка для матери», «Живая душа», «За теплым хлебом», «Ночь исцеления», «Фетисыч», роман «Родительский дом».

Биография Бориса Екимова повествует о том, что с 1985 года по 1991 год он является членом правления союза писателей РСФСР. После распада советского союза, с 1994 года Борис Екимов становится членом Союза писателей России.

Произведения Екимова Бориса переводились на множество иностранных языков. Среди них: французский, испанский, английский, немецкий и многие другие. Повесть «Пастушья звезда» Бориса Екимова включена в библиотеку президента. В этой библиотеке находится целые серии произведений выдающихся российских авторов.

Борис Екимов в 2000 году был удостоен Премии Александра Солженицына. Он лауреат премии имени И.А. Бунина, премии Москва – Пена.

Проблема смысла жизни и понимания понятия счастья - одна из центральных в творчестве Б. Екимова. Его герои размышляют о нравственных основаниях человеческого бытия, его истинных и ложных ценностях.

На вопрос: «Что вас в сегодняшней жизни радует и удивляет?» Борис Петрович Екимов ответил: «Жизнь! Жизнь во всех проявлениях!»

В заключение сообщения хочу привести слова самого Бориса Екимова: «Хорошая литература сродни религии. Они пытают заставить человека задуматься над смыслом своего существования и над тем, что он должен прожить свою жизнь пристойно».

С творчеством Б.П. Екимова мы уже знакомились раньше, читая рассказы в 7 классе «Ночь исцеления», в 8 классе «Говори, мама, говори…».

Это замечательный человек, талантливый писатель. В произведениях автор приглашает в гости к своим землякам, жителям Донских хуторов, станиц, чтобы мы узнали, как они живут, чем занимаются, что любят.

Работа с притчей «Про счастье»

Однажды три брата увидели Счастье, сидящее в яме. Один из братьев подошёл к яме и попросил у Счастья денег. Счастье одарило его деньгами, и он ушёл счастливый. Другой брат попросил красивую женщину. Тут же получил и убежал вместе с ней вне себя от счастья. Третий брат наклонился над ямой:
       — Что тебе нужно? — спросило Счастье.
       — А тебе что нужно? — спросил брат.
       — Вытащи меня отсюда, — попросило Счастье.
       Брат протянул руку, вытащил Счастье из ямы, повернулся и пошёл прочь. А Счастье пошло за ним следом.


Работа учеников 9 в класса с рассказом «Про счастье»

1 группа

Отрывок 1

«Три встречи в один день. Три недолгие беседы в летнем, поселковом моем быту. Старый знакомец пришел, ровесник мой. Работал всю жизнь художником-оформителем, вывески рисовал: «Культмаг» да «Хозмаг» и всякое прочее. А для себя — довольно странные картинки: размывом да оттиском; порой не поймешь, что там. Но есть любопытные работы, интересные. Невеликие, в тетрадный листок и менее. Теперь он на пенсии, две ли, три операции перенес. И вот пришел, говорит, что хочет альбом издать своих работ. Конечно, не настоящая печать, а что-то компьютерное, которое много дешевле, всего лишь две-три тысячи рублей. Но это — целая месячная его пенсия. А он и так весьма небогатый.

— Зачем тебе это надо? — уговариваю его. — Ты подкормись лучше.

А он свое:

— Умру — и ничего нет. А это все же альбом. Он останется. Перетерплю как-ниудь… Месяц-другой.

Может, и перетерпит. Но операции-то на желудке были серьезные, он это, конечно, понимает. Но вот хочется… «Чтобы осталось». Тоже можно понять. Или нельзя?»

 2 группа - от слов «Встреча вторая. Врач». … до слов «Сказки нам тоже нужны: для души, для жизни».

Отрывок 2

«Встреча вторая. Врач. Тоже давний знакомый. Сначала обычное: «Живой-крепкий?» — «Живой — но не крепкий, по возрасту». А потом он мне сразу, в карьер:

— Ездил в Большую Голубую.

— Да там людей уже нет, — остужаю его.

— Ездил не к людям, к муравьям.

— К кому к кому?..

— Муравьев искал. Услыхал, что там водятся здоровые муравьи, прямо в лапоть. Вот и ездили, искали их с сыном.

— Ну и чего?

— Да ничего. Не нашли. Но, говорят, точно есть. Может, ты съездишь?

— Бензин жечь? — отвечаю я. — Без малого сто верст. Это вас, врачей, озолотили, а я…

— Озолотили, — хмыкает он, — по телевизору. Ну, это как всегда. Ты все-таки в Набатове будешь, смотайся в Большую Голубую. Уверяли меня, что есть там здоровые какие-то муравьи. Просто огромные. Может, найдешь. Тогда мне скажешь. Я поеду. Это же интересно!

Понимаю, что интересно: большие муравьи, чуть не в лапоть; не то что наши, обычные. Но вряд ли… Сказка, наверное. Впрочем, это хорошо. Сказки нам тоже нужны: для души, для жизни».

 3 группа - от слов «Встреча третья. Шагаю помаленьку к своему дому». … до слов «А может, того и другого разом».

Отрывок 3

«Встреча третья. Шагаю помаленьку к своему дому. Догоняет меня на велосипеде человек знакомый, но не очень. Когда-то он работал в Голубинской станице, потом на север уехал, потом кроликов разводил, а сейчас дачник и руководит дачным кооперативом. Неплохое место, возле хутора Камыши. Обычно здороваемся с ним, да и только.

Вот и сегодня поздоровались, он меня обогнал, а потом спешился, ждет. Я подошел, он спрашивает:

— Можно задержать на минуту?

— Конечно.

— Хочу я узнать ваше мнение. Я уже давно, много лет, пытаюсь определить, что такое счастье. Читаю, думаю и пишу. У вас хочу спросить: нужным я делом занимаюсь или нет. Тут ведь по-всякому можно судить. Скажите откровенно.

Ответил я сразу, откровенно и коротко:

— Очень нужным.

— Спасибо, — ответил он и покатил на велосипеде дальше, все удаляясь и удаляясь.

Я его толком не знаю. Лишь здороваемся. Но слышал, что на дачах он порядок навел: провода не снимают, трубы не воруют, домики не зорят. Не то что в иных местах. Это уже немало. Даже для счастья: своего ли, общего. А может, того и другого разом.

 4 группа - от слов «Обещал я вначале: «Три встречи… в поселковом быту». … до конца рассказа.

Отрывок 4

Обещал я вначале: «Три встречи… в поселковом быту». Но когда написалось, вдруг вспомнил еще одну.

Тоже — встреча, и тоже — старый знакомец, но городской, как говорится, «областного масштаба» начальник. Всю долгую жизнь он руководил: возглавлял целые районы, потом — областной комитет. Как говорится, «крепкий», старого закала руководитель. С должности ушел не по своей воле, «попросили» по причине весьма преклонного возраста. Но по-прежнему он «возглавляет» что-то «ветеранское», комитет ли, совет. Возглавляет и потому непременно присутствует на всех областных совещаниях. В президиуме сидит, рядом с действующим начальством, выступает: «От имени…» И так далее.

«Последняя встреча. Он — довольный, цветет. Рассказывает: «В Москве был. На совещании. Выступал. Пригласили. У нас же неплохо дело поставлено, — как всегда, погордился. — Есть чем поделиться. — И через паузу, самое значительное: — Поездом ездил. С губернатором в одном вагоне. — Снова пауза, чтобы собеседник осознал значимость. — Поговорили с ним. Спокойно. Никто не мешает, не дергает. Курили, по рюмочке выпили».

Старый человек, седой, морщинистый, столько проживший, он светился от счастья. И что-то еще рассказывал из этой эпопеи. Потом распрощались.

А я про эту радость его уже слыхал. Рассказали… Его же собратья.

Действительно, было какое-то ветеранское совещание в Москве. Пригласили несколько человек. Билеты были куплены заранее, чтобы приехать, в гостинице расположиться, а назавтра — заседание.

И вдруг узнает наш герой, что днем позднее в Москву, тоже поездом, случай редкий, поедет губернатор. Тут же билет был сдан и куплен другой, на день позднее. Ради такого можно и опоздать на совещание. Слава богу, что в нашем «московском» поезде лишь один вагон «СВ, с услугами». Туда и купил билет. А дальше — лишь дело техники. Когда поехали, постоял, поторчал в коридоре вагонном. И вроде случайно встретились с губернатором. Коридорчик узкий, не разойдешься. Вот и «поговорили, покурили, по рюмочке выпили». С губернатором Старый человек. Взрослые дети и взрослые уже внуки. Тоже — счастье. И не на один день. Долго можно рассказывать».