приложение 2 к приказу ГБПОУ РО «ЧМПТ»
от 15.11.2021 года № 250
«О мерах по реализации «Методических
рекомендаций по ограничению в
образовательных организациях доступа
обучающихся к видам информации, распространяемой
посредством сети «Интернет», причиняющей вред
здоровью и (или) развитию детей, а также не
соответствующей задачам образования»»
ПОРЯДОК
проведения проверки эффективности использования
систем контентной фильтрации Интернет-ресурсов
в образовательных организациях
1. В государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Ростовской области «Чертковский многопрофильный техникум» приказом руководителя образовательной организации создается комиссия по проверке эффективной работоспособности системы контентной фильтрации (не менее 3-х человек вместе с председателем).
В состав комиссии включить:
Председатель: директор ГБПОУ РО «ЧМПТ»
Члены комиссии:
инженер-программист;
преподаватель информатики.
2. Комиссия выбирает 3-4 материала, содержание которых может причинить вред здоровью и развитию обучающихся (Федеральный список экстремистских материалов - http://minjust.ru/nko/fedspisok). Проверяет конкретный сайт в едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено -http://zapret-info.gov.ru/, http://eais.rkn.gov.ru/.
3. Комиссия вносит название материала (части материала, адрес сайта) в
поисковую систему.
4. Из предложенного поисковой системой списка адресов нужно перейти на страницу сайта, содержащего противоправный контент. Если материал отображается и с ним можно ознакомиться без дополнительных условий –фиксируется факт нарушения работы системы контентной фильтрации.
5. При дополнительных условиях (требуется регистрация, условное скачивание, переадресация и т.д.), при выполнении которых материал отображается, также фиксируется факт нарушения работы системы контентной фильтрации. При невозможности ознакомления с противоправным контентом при выполнении условий (регистрация, скачивание материалов, переадресаций и т.д.) нарушение не фиксируется.
6. Комиссия выбирает 3-4 противоправных материала по определенной теме (экстремизм, проявление жестокости, порнография, терроризм, суицид, насилие и т.д.).
7. Запрашивает через поисковую систему материал по заданной теме (Например: «изготовление зажигательной бомбы», «издевательства над несовершеннолетними», «способы суицида» и т.д.).
8. Из предложенного поисковой системой списка адресов нужно перейти на страницу 2-3 сайтов и ознакомиться с полученными материалами.
9. Комиссия дает оценку материалам на предмет возможного нанесения ущерба физическому и психическому здоровью обучающимся.
10. При признании материала условно противоправным – зафиксировать факт нарушения с указанием источника и мотивов оценки, а также направить адрес
материала на проверку в единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено - http://zapret-info.gov.ru/, http://eais.rkn.gov.ru/.
11. Комиссия должна проверить работоспособность системы контентфильтрации на всех компьютерах образовательной организации путем ввода в поле поиска любой поисковой системы ключевых слов из списка информации, запрещенной для просмотра учащимися, с последующими попытками загрузки сайтов из найденных. Необходимо, в том числе, проверить загружается ли информация, причиняющая вред здоровью и развитию детей, не имеющая отношения к образовательному процессу, в социальных сетях: «В контакте», «Одноклассники», twitter.com, facebook.com, Живой Журнал livejournal.com и т.д.
12. Комиссия должна проверить работоспособность журнала, фиксирующего адреса сайтов, посещаемых с компьютеров техникума.
13. По итогам мониторинга сформировать заключение (акт) об эффективной (неэффективной) работе контентной фильтрации. При неэффективной работе контент-фильтра, необходимо указать выявленные проблемы, пути их решения и сроки исправления.
14. При выявлении компьютеров, подключенных к сети Интернет и не имеющих СКФ, производятся одно из следующих действий:
- немедленная установка и настройка СКФ,
- немедленное программное и/или физическое отключение доступа к сети Интернет на выявленных компьютерах.
Акт об эффективной (неэффективной) работе контентной фильтрации
1. Общие сведения:
- количество компьютерных классов –
- количество компьютеров в образовательной организации –
- количество компьютеров в локальной сети –
- количество компьютеров, подключенных к сети Интернет –
- провайдер, предоставляющий доступ в сеть Интернет –
- скорость передачи данных (как прописано в договоре) –
2. Контент-фильтр:
| да/нет |
Наличие технических средств контентной фильтрации | |
Выполнены установки контент-фильтра, блокирующего выход к Интернет-ресурсам, не совместимым с целями образования и воспитания | |
Наличие в договоре с провайдером пункта о предоставлении услуг по контентной фильтрации – «черные» и «белые» списки | |
Вручную и автоматически запрещены выходы на сайты общественных и религиозных объединений, иных некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремисткой деятельности» (http://minjust.ru/nko/fedspisok) | |
Контент-фильтр работает на всех компьютерах, подключенных к сети Интернет | |
2.1. Название технических средств контентной фильтрации –_______________
2.2. Способ осуществления контентной фильтрации (на каждом рабочем месте, централизованно на уровне организации) –________________________
3. Нормативная документация образовательной организации
по проведению организационных мер по ограничению доступа
в сеть Интернет:
| да/нет | Реквизиты утвержденного документа (дата и номер) |
Наличие правил организации доступа к сети Интернет/правил использования сети Интернет в образовательной организации | да | |
Наличие классификатора информации, не имеющей отношения к образовательному процессу | да | |
Назначение ответственного за организацию работы с ресурсами сети Интернет и ограничении доступа | да | |
Наличие положения об ответственных лицах за функционирование средств контентной фильтрации доступа к сети Интернет в образовательной организации | да | |
4. Результаты проверки работы системы контентной фильтрации:
Все виды информации, перечисленной в приложении «Перечень видов информации, распространяемой посредством сети Интернет, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования» Методических материалов для обеспечения информационной безопасности детей при использовании ресурсов сети Интернет, разработанных Министерством образования и науки РФ, ____________ (доступны, недоступны)обучающимся в процессе учебной деятельности.
При проверке были использованы следующие запросы в поисковых системах (Yandex.ru, Mail.ru и т.д. указать каких):
- запрос _____________________________________ наличие доступа: (да/нет)
- запрос _____________________________________ наличие доступа: (да/нет)
- запрос _____________________________________ наличие доступа: (да/нет)
- запрос _____________________________________ наличие доступа: (да/нет)
- запрос _____________________________________ наличие доступа: (да/нет)
- запрос _____________________________________ наличие доступа: (да/нет)
- запрос _____________________________________ наличие доступа: (да/нет)
Дата составления акта _____________________
Члены комиссии по проведению проверки образовательной организации по
контентной фильтрации:
ФИО, должность____________________________подпись ______________
ФИО, должность ___________________________подпись ______________
ФИО, должность ___________________________подпись ______________
М.П