Портфолио дошкольника
АМДОУ №1 П.Парфино
Михайлова Ю.А.
Портфолио
Способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений за определенный период.
Цель портфолио
Цель портфолио дошкольника – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития дошкольника, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, продемонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
Задачи портфолио
-создание ситуации успеха для каждого ребенка, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях; - максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
- развитие познавательных интересов и формирование готовности к самостоятельному познанию; - формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности; - формирование положительных нравственных качеств личности; - приобретение умений рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»); - формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию - содействовать индивидуализации образования дошкольника; - закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации; - укреплять взаимодействие с семьей воспитанника, повышать заинтересованность родителей в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности с ДОУ.
Функции портфолио
- Диагностическая функция – фиксируется изменение и рост за определенный период времени.
- Функция целепологания – создание портфолио поддерживает образовательные цели, поставленные автором задачи.
- Мотивационная функция – поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию и достижению положительных результатов.
- Содержательная функция – материалы портфолио раскрывают весь спектр выполняемых работ.
- Развивающая функция – обеспечивает непрерывность процесса воспитания, обучения и развития от года к году.
- Рейтинговая – показывает диапазон навыков и умений.
Виды портфолио (по оформлению)
- Печатный вариант – в виде папок, картотек, портфелей.
- Электронное портфолио
- Раскраска.
Виды портфолио (по времени создания).
- Краткосрочный.
- Среднесрочный.
- Долгосрочный.
Виды портфолио (по содержанию).
- Портфолио документов;
- Портфолио работ;
- Портфолио отзывов;
- Комплекс материалов.
Алгоритм запуска портфолио.
- Мотивация: каждому участнику, в особенности автору, должно быть понятно зачем нужен портфолио.
- Определение вида портфолио: вид портфолио может быть предложен руководителем, педагогом или выбран по желанию автора.
- Определение времени работы над портфолио и сроков сдачи.
- Определение структуры портфолио.
- Определение критериев оценивания: обсуждается и определяется совместно с авторами.
- Определение способов оценивания (представления) портфолио.
Планирование работы над портфолио.
- Каковы цели использования портфолио?
- Из каких компонентов будет состоять портфолио?
- Каким образом будет происходить процесс оценки портфолио?
- Как будет выглядеть портфолио?
- Кто участвует в разработке портфолио?
- Как часто будет происходить обсуждение материалов портфолио?
- Где будет храниться портфолио?
- Как будет происходить презентация портфолио?
Этапы работы над портфолио.
- Постановочный этап – определяется цель создания портфолио, функциональные обязанности участников, вид и структура портфолио.
- Поисковый этап – включает в себя сбор, систематизацию материалов и заполнение портфолио:
2.1. Сбор информации
2.2. Индивидуальная работа с детьми
2.3. Взаимодействие с родителями
2.4. Консультация с педагогами
3. Заключительный – рефлексия собственной деятельности, осознание своих достоинств и проблем.
Ошибки при работе над портфолио.
1.Портфолио - дело добровольное отражает индивидуальность автора – составителя, поэтому предложения, относящиеся к виду, форме, содержанию, носят рекомендательный характер.
2. При сборе документов, творческих работ, при оформление состава портфолио родители и педагоги включают в него те или иные материалы без учета мнения самого ребёнка, опираясь лишь на свои предпочтения.
3. Отказ от всякой помощи автору при формировании портфолио, мотивируя это тем, что процесс формирования портфолио – сугобо личное дело и не следует вмешиваться в него.
4. Формальный подход к портфолио – «соревнование за количество» за максимальное число документов и материалов, помещаемых в папку.
5.Сбор только документов с печатями (дипломы, сертификаты, свидельства, удостоверения, грамоты).
6. Превращение портфолио в архив всех прошлых достижений автора.
7.Сбор материалов только последнего времени.
8. Псевдопортфолио – представляется одинаковая для всех книга, папка, где все заранее разграфлено.
9. Отсутствие систематической работы над портфолио. Портфолио как разовая акция.
10. Сбор материалов взрослыми, а не ребёнком.
11. Акцент на форме, а не на содержании. Часто родители увлекаются оформлением, появляется негласный конкурс у кого профессиональнее, красивее, богаче.
12.Стремление оценить все материалы портфолио в баллах.
Критерии оценивания
- Полнота информации о деятельности.
- Логичность отбора содержания.
- Логичность строктурирования материалов.
- Транслируемость.
- Правильность оформления материалов.
- Авторские находки.
- Креативность мышления.
- Сформированность умения решать задачи.
- Сформированность прикладных умений.
- Развитость коммуникативных умений.
- Сформированность умений самоконтроля и самооценки.
Спасибо за внимание!