СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Портфолио достижений учащихся как форма предъявления образовательных результатов ребенка в объединениях УДО.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для самореализации ребенку уже с младшего школьного возраста необходимо иметь правильную мотивацию, умение ставить цели и добиваться их. Учебный процесс требует самодисциплины от учащегося, способности проводить самоанализ, чтобы преодолевать неудачи и уметь радоваться своим победам. Поэтому родители и педагоги должны помочь ему раскрыть свой внутренний потенциал. Портфолио ученика младшего школьного возраста создается для структуризации его работ, успеваемости и достижений. Весь собранный материал впоследствии станет основой при выборе профильных классов или может даже школы и профессии ученика. Основная цель школьного портфолио - выявить все достоинства учащегося и дать ему правильный вектор для дальнейшего развития его способностей.

Просмотр содержимого документа
«Портфолио достижений учащихся как форма предъявления образовательных результатов ребенка в объединениях УДО.»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Станция юных натуралистов»















Методическая разработка



«Портфолио достижений учащихся как форма предъявления образовательных результатов ребенка в объединении УДО»

(на примере учащихся младшего школьного возраста)













Выполнила: Якунина Ирина Анатольевна,

методист МБУ ДО СЮН













Новокузнецк, 2017

Оглавление


.

11.



Введение


23

22.


Основное содержание


23

33.


Заключение: список литературы и электронных ресурсов


111

44.


Приложения


112















































  1. Введение

Контроль знаний — это один из важных и ответственных элементов целостного учебно-воспитательного процесса. Однако педагогический контроль не всегда отвечает принципам объективности, научности и всесторонности. Одна из причин: многие функции оценки работают слабо или не реализуются совсем.

Технология портфолио позволяет изменить подходы к традиционной системе оценивания, обеспечивая более полную реализацию всех функций педагогического контроля и оценки. Диапазон его применения: от начальной до высшей школы.

Неслучайно несколько лет назад в образовательный процесс добавили это нововведение, которое сейчас носит повсеместный характер. Многие родители учеников младшего школьного звена, получая задание от педагогических работников, которое связанно с оформлением портфолио, испытывают недоумение и растерянность, как и что, делать. Да и сами педагоги иной раз затрачивают много сил и времени, чтобы разобраться со структурой и оформлением портфолио для учащихся. На сегодняшний день жестких требований к нему не предъявляют, что очень хорошо, поэтому данная творческая разработка призвана помочь учащимся и их родителям в создании и ведении портфолио. Также она может быть взята на вооружение педагогическими работниками любых образовательных учреждений, не имеющими достаточного опыта в этом деле.

Термин портфолио пришел в педагогику из политики и бизнеса: каждому знакомы понятия министерский портфель, портфель инвестиций и т.п.

Портфолио (в широком смысле слова) - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащегося в определенный период его обучения. Другими словами это образцы проделанной работы, которые раскрывают способности и умение учащегося. Так же портфолио свидетельствует об активности ребенка в разных видах деятельности в образовательном учреждении и за его пределами.


  1. Основное содержание

      1. 1. Цель составления портфолио для учащихся.

Для самореализации ребенку уже с младшего школьного возраста необходимо иметь правильную мотивацию, умение ставить цели и добиваться их. Учебный процесс требует самодисциплины от учащегося, способности проводить самоанализ, чтобы преодолевать неудачи и уметь радоваться своим победам. Поэтому родители и педагоги должны помочь ему раскрыть свой внутренний потенциал. Портфолио ученика младшего школьного возраста создается для структуризации его работ, успеваемости и достижений. Весь собранный материал впоследствии станет основой при выборе профильных классов или может даже школы и профессии ученика. Основная цель школьного портфолио - выявить все достоинства учащегося и дать ему правильный вектор для дальнейшего развития его способностей.

Одной из основных задач обучения и воспитания учащихся младшего школьного звена является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка.

Отсюда вытекают основные цели и задачи ведения портфолио:

— создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

— максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;

— развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

— формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации творческого роста;

— формирование положительных нравственных качеств личности;

— приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");

— формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

Применение портфолио в рамках существующей системы обучения позволяет более полно реализовать все функции оценки: диагностическую, обучающую, организующую, воспитывающую, на основе системного подхода, который обеспечивает их оптимальное сочетание.

Диагностическая функция должна не только свидетельствовать об уровне овладения необходимыми знаниями и умениями, но и указывать на причины недочетов в подготовке учащегося.

Ведение учащимися индивидуальных портфолио, являющихся коллекцией работ и результатов учащегося, позволит:

Отразить степень их активности при изучении различных тем, разделов ;

проследить индивидуальный прогресс ученика, достигнутый им в процессе обучения, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников;

глубже понять причины успехов и неудач в учебе, на основе анализа самоотчетов учеников по изучаемым темам, разделам;

Портфолио расширяет потенциал обучающей функции педагогического контроля, предоставляя дополнительные возможности:

- выявления пробелов и дифференциации знания от незнания на защите портфолио, осуществляемой, например, по следующим критериям: аккуратность и логичность изложения материала в портфолио; наличие всех запланированных по курсу работ; отражение собственных позиций ученика (самоанализ по теме); оригинальность творческой работы, процесс решения проблем; компетентность ответов на вопросы товарищей по изученной теме;

- обеспечения обратной связи от ученика к учителю при затрудненном оценивании индивидуальных достижений ученика в коллективных методах работы (метод проектов, обучение в сотрудничестве и т.д.);


- мотивации к необходимости и полезности контроля прежде всего самому обучаемому, поскольку соединяясь, в результате регулярного выставления самооценок с самоконтролем, он помогает совершенствовать знания, делает их более ясными и систематизированными, содействует развитию памяти и мышления.

- частого контроля, что заставляет школьников учиться интенсивнее.

Организующая функция педагогического контроля знаний школьников проявляется в его влиянии на организацию всего учебного процесса. Основным методом, реализующим данную функцию, признается тестирование школьников.

Реализацию воспитывающей функции педагогического контроля посредством портфолио можно рассматривать как с положительной, так и с отрицательной стороны. Положительным является повышение учебной мотивации школьников, формирование ответственности за результаты своего учебного труда, формирование установок на сотрудничество учеников и педагогических работников в процессе приобретения знаний, поскольку портфолио:

- документирует все личные достижения школьников, обеспечивая тем самым их официальное признание;

- поощряет активность и самостоятельность учеников, расширяя возможности обучения и самообучения;

- выступает как инструмент самооценки и самопознания, развивая навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

- придает значение планированию учащимся своих образовательных результатов, формируя умение учиться – ставить цели, организовывать собственную учебную деятельность.

Что касается минусов, к ним можно отнести следующие:

«... первое и самое употребительное — ребенок учится для того, чтобы не быть наказанным; второе — ребенок учится для того, чтобы быть награжденным; третье — ребенок учится для того, чтобы быть лучше других; четвертое — ребенок или молодой человек учится для того, чтобы получить выгодное положение в свете». (Л.Н. Толстой)


2. Особенности ведения портфолио учащихся в УДОД.

Дополнительное образование детей — это гибкая образовательная система, способная быстро реагировать на запросы населения в творческом развитии ребенка, обеспечивать широту его культурного кругозора и иметь многоуровневые программы в разных образовательных областях.

Основное содержание дополнительного образования детей — практико-ориентированное, деятельность: здесь ребенок действует сам в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными памятниками и т. д.; создаются ситуации, когда ребенку нужно самому извлечь знания из окружающего мира, формируются жизненно необходимые умения: «умение действовать», «умение быть» и « умение жить». С точки зрения компетентностного подхода, таким образом, система дополнительного образования оказывает содействие в достижении основных целей современного образования.


Анализ практики деятельности педагогических коллективов учреждений дополнительного образования детей позволяет констатировать, что дополнительное образование дорожит индивидуальным творчеством своих воспитанников: ведь все эти знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности и ценностного отношения к действительности для учащихся личностно значимы, через это открытие они открывают мир и находят свое место в нем.

Дополнительное образование, выполняя психотерапевтическую функцию, предоставляя возможность ребенку свободу выбора вида деятельности и образовательной программы, позволяет найти «зону успешности» ребенка, позволяя учащимся овладевать необходимым набором компетенций. При этом следует заметить, что компетенции как проявляются, так и формируются в деятельности.

Положительные результаты многолетней работы российской системы дополнительного образования детей находят свое подтверждение в итогах всероссийских и международных конкурсов, научных олимпиад, фестивалей, спортивных состязаний, где воспитанники наших учреждений демонстрируют высокий уровень достижений, защищают честь страны на международном уровне, способствуют укреплению дружбы между народами Российской Федерации и зарубежных стран.

Анализ практической деятельности учреждений дополнительного образования показывает, что участие детей в конкурсных сообществах, где признается статус ребенка и его личные образовательные достижения, оказывает существенное воздействие на самоутверждение и самоопределение каждого учащегося.

3. Основные требования к проведению выставок и других мероприятий.

Система предъявления достижений учащихся в учреждении дополнительного образования детей должна приносить реальную пользу всем участникам (душевный комфорт участника, знающего, что его работа будет представлена публично, заслуженный успех не останется незамеченным и т.п.).

Традиционный портфолио представляет собой подборку, коллекцию работ, призванную демонстрировать образовательные достижения учащегося.

Педагогическая философия портфолио предполагает:

• смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету;

• интеграцию количественной и качественной оценок;

• усиление роли самооценки.

Две основные задачи, которые портфолио позволяет решить:

• проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе получения образования, говорящий о конкретном индивидуальном развитии за определенный отрезок времени, причем вне прямого сравнения с достижениями других учащихся;

• оценить его образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других традиционных форм контроля.

В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов: “папка достижений”, рефлексивное, проблемно-исследовательское, тематическое.

У портфолио как формы представления достижений учащихся много достоинств, однако, существует и серьезный недостаток - сложность оценки. Возникает проблема обязательного минимума и необязательного максимума его элементов, могут быть сложности с распределением «веса» оценки между различными разделами портфолио.

Одним из вариантов является неформальное (экспертное) оценивание, включающее коллективную оценку педагогов, родителей, соучеников. Другим - формализация и стандартизация критериев оценивания, согласованных с общепринятыми учебными умениями. Опыт регионов, активно использующих портфолио в образовательном процессе, показывает, что целесообразно регламентировать систему оценивания материалов портфолио.

4. Рекомендации по составлению портфолио.

Строгих правил (государственного образца), описывающих то, как должен выглядеть портфолио учашегося творческого объединения учреждений дополнительного образования нет, на данный момент нет, поэтому предлагаемые нижеследующие пункты носят рекомендательный характер:

• Каждый элемент портфолио должен датироваться, чтобы можно было проследить динамику личностного прогресса.

• Желательно, чтобы при оформлении окончательного варианта портфолио содержал сопроводительное письмо владельца с указанием цели, предназначения и краткого описания данного документа, оглавление с перечислением разделов и основных элементов представляемого портфолио, самоанализ и взгляд в будущее.

• Приветствуются инициативы, связанные с творческим и технологичным оформлением портфолио (в т.ч. применение средств мультимедиа при создании его электронной версии).

• При сборе материалов и оформлении портфолио должен использоваться только принцип «добровольности» (прежде всего, с точки зрения ребенка). Учащийся, который занимается сбором материалов для своего портфолио, сам лично решает, какие именно документы и материалы он помещает в папку личных достижений. Это должно стать ведущим принципом работы с портфолио. В то же время взрослым следует активно помогать ребенку в этом процессе, оказывая психологическую и практическую поддержку.

• При формировании портфолио важно не количество, а качество материалов.

• Папка личных достижений не должна становиться «зачетной книжкой» с пронумерованными страницами и невозможностью изъятия или замены того или иного документа. Именно эта свобода особенно важна для ребенка, собирающего свой портфолио как папку личных достижений.

• Следует разработать и на уровне региона принять локальный нормативный документ, который будет регулировать вопросы оценивания и использования материалов портфолио при формировании состава классов для дальнейшего профильного обучения.




5. Предупреждение ошибок при использовании портфолио.

Первая группа ошибок: сбор материалов портфолио.

Ошибка № 1. Нарушение принципа добровольности при сборе документов и формировании портфолио. При сборе официальных документов, творческих работ родители и педагоги пытаются включить в него материалы без учета мнения самого ребенка. При этом взрослые опираются лишь на свои предпочтения и собственное мнение о способностях и интересах ребенка. Это объясняется естественной позицией взрослого, который считает, что он лучше знает, что нужно ребенку, и готов более «объективно» и «целесообразно» представить необходимый материал в его портфолио.

Ошибка № 2. Сбор материалов вместо ребенка, «по его поручению». В данном случае сбором документов и материалов для портфолио занимается не сам ребенок, а «по его поручению» или даже «требованию» только родители или другие родственники. Ребенок хо чет, чтобы у него было свое портфолио, но заниматься им у него «не хватает времени». Объясняется это тем, что, во-первых, у большинства из учащихся, к сожалению, нет элементарных навыков самоанализа и систематизации, а во-вторых, определенным страхом, что он чего-то не сможет или сделает «не так, как надо».

Ошибка № 3. Отказ ребенку в помощи при формировании портфолио. Процесс формирования портфолио воспринимается взрослыми как сугубо личное дело самого ребенка. Родители и педагоги в этом случае отказываются помогать ребенку, ссылаясь на то, что сбор материалов для портфолио - «его сугубо личное дело», а они не имеют права вмешиваться в этот процесс или у них нет на это времени. Такая позиция объясняется неверно истолкованным мнением о том, что ребенок «уже большой, вот пусть он и проявляет самостоятельность на деле».

Ошибка № 4. Формализация и соревнование при сборе портфолио. При сборе портфолио родители и учащиеся могут включиться в своеобразное соревнование за максимальное количество документов и материалов, пытаясь тем самым продемонстрировать способности «собирать материалы». Объяснить данный феномен можно тем, что у взрослых и у детей развит инстинкт «собирательства», который и толкает (особенно при неверно понятом замысле самой идеи портфолио) на интенсивные поиски доказательства своих достижений, а не на собственное развитие и удовлетворение реальных интересов и потребностей.

Вторая группа ошибок: формирование объема портфолио.

Ошибка № 5. Сбор в портфолио только официальных документов. При сборе информации для портфолио его авторы-составители довольно часто проявляют определенную однобокость, увлекаясь сбором только официальных сертифицированных документов (дипломов, сертификатов, свидетельств, удостоверений и т.д.), которые вы даются официальными органами образования, культуры, физкультуры и спорта и т.д. В результате этого увлечения те, кто собирает портфолио, из-за нехватки времени сознательно игнорируют творческие работы, самоотчеты, отзывы, рекомендательные письма и т.д. Данное явление объясняется тем, что все официальные документы признаются образовательными учреждениями и органами управления именно потому, что они подписываются в официальном порядке и государственной инстанцией.

Ошибка № 6. Включение в портфолио всех без исключения собранных документов и материалов. При сборе информации для портфолио учащиеся и особенно их родители стремятся включить все имеющиеся документы и материалы, вплоть до похвального листа за успехи в учебе в первом классе и т.д. Это объясняется естественным желанием «показать своего ребенка с лучшей стороны». На первый взгляд оно не противоречит идее портфолио, которое и рассматривается как «папка личных достижений», но не следует буквально воспринимать идею портфолио, представляя его своеобразным сундуком, в который в течение всей жизни ребенка собирается все, что он продемонстрировал. Такое собирательство можно только приветствовать и даже поощрять. Пусть все доказательства хранятся дома, как когда-то было принято в российских семьях.

Третья группа ошибок: подмена идеи портфолио традиционными схемами.

Ошибка № 7. Подмена систематической работы над портфолио разовой акцией. Это объясняется тем, что массовая практика использования портфолио еще только начинает формироваться. Многими педагогами, родителями и детьми папка личных достижений, которая может пригодиться в конкретных жизненных ситуациях, еще не воспринимается именно в этом качестве.

Ошибка № 8. Завышенные требования к внешнему оформлению портфолио. В этом случае педагоги и родители предъявляют чрезвычайно высокие требования к внешнему виду портфолио учащегося, например, оформление собранных материалов только типографским способом, или брошюрование материалов в специальной мастерской, или сбор только в современные файловые папки и т.п. Это объясняется естественным стремлением предъявить собранные материалы как можно в более выгодном свете, чтобы они произвели надлежащее впечатление.

Четвертая группа ошибок: оценка материалов портфолио.

Ошибка № 9. Стремление оценить баллами все материалы портфолио. В нескольких российских регионах приняли решение оценивать определенными баллами все документы и материалы портфолио (даже рекомендательные письма, отзывы на творческие работы учащийся и т.д.). Это объясняется стереотипами педагогической практики, в ходе которой ученик должен обязательно получить «балл», так как часто у педагога нет иных стимулов и рычагов влияния на ребенка. Часто выставляемый балл никак не комментируется, т.е. ребенок должен просто принять как данность полученную оценку и смириться с ней. Это в корне противоречит замыслу портфолио, тем более в части оценки творческих работ, отзывов научных руководителей исследовательских проектов учащихся и т.д.

Ошибка № 10. Завышение «удельного веса» портфолио. Суть данной ошибки состоит в том, что иногда происходит значительное повышение «удельного веса» портфолио.

Ошибка № 11 . Отсутствие единства оценки материалов портфолио. Необходимые нормативные документы, в соответствии с которыми материалы портфолио всех учащихся данного региона оцениваются по единой шкале и признаются всеми учреждениями образования этого региона, в настоящее время отсутствуют.

Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио, а также всего портфолио в целом либо за определенный период его формирования, может быть как качественной, так и количественной.

Анализ положений, проводимых мероприятий в системе дополнительного образования, где учащиеся имеют возможность предъявить свои достижения, позволяет выделить основные составляющие блоки. Как правило, в положениях имеются следующие пункты:

  1. Цели, задачи мероприятия

  2. Сроки и порядок проведения

  3. Участники мероприятия

  4. Требования, предъявляемые к участникам или их работам

  5. Содержание и условия проведения мероприятия

  6. Определение результатов и награждение победителей

  7. Заявка на участие

Внешне портфолио может быть оформлен в виде папок, картотек, коробок, то есть предоставляется полная свобода и приветствуется инициатива, при единственном требовании- удобство хранения.

Таким образом, можно подвести итог всему вышеизложенному: портфолио - это индивидуальная папка ученика, в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной за определенный период времени.

В Приложении приведены примеры оформления материалов портфолио учащегося младшего школьного возраста.

Сегодня портфолио в своей образовательной деятельности можно и нужно использовать всем без исключения педагогическим работникам различных образовательных учреждений, а также педагогам дополнительного образования для накопления и обобщения опыта учащихся и своего опыта, потому что работа ученика – это всегда работа педагога.







  1. Литература:

• Гавриленко С.Н. Создание ситуации успеха на занятиях в мастерской декоративно-прикладного творчества как средство развития подростков // Дополнительное образование. – 2005. – №9. – С.33-38.

• Новикова Г.Г. Портфолио: федеральные рекомендации и местный опыт //Педагогическая диагностика. - 2005. – №3.

• Портфолио - папка индивидуальных достижений //Инфо- net - поиск ( web -версия) – 2005. – № 4.

• Широкова О.П. Портфолио проектной деятельности учащихся //Внешкольник Оренбуржья. - 2005. – №6.- С. 14-15.


Электронные ресурсы:


  • Предупреждение ошибок при использовании портфолио http://nmc.uvuo.ru/doc_profil_obuch/bibl_admin/portfolio.doc


  • Новикова Т., Прутченков А, Пятнадцать ловушек на пути раскрытия способностей http://www.profile-edu.ru