СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Портфолио как средство обучения иностранному языку в современной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изменяется процесс обучения, требования современного общества вынуждают систему образования реформироваться. Возникают передовые формы обучения, контроля и самоконтроля учащихся. В основе данной  работы лежит проблема повышения мотивации к самостоятельной деятельности учащегося при изучении иностранного языка с тем, чтобы в дальнейшем обеспечить непрерывность языкового самообразования на протяжении всей жизни.

Просмотр содержимого документа
«Портфолио как средство обучения иностранному языку в современной школе»

Государственное бюджетное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Челябинский институт переподготовки

и повышения квалификации работников образования»

Кафедра языкового и литературного образования



Кожевникова Снежана Сергеевна



Портфолио как средство обучения иностранному языку в современной школе




Реферат

по дополнительной профессиональной программе

профессиональной переподготовки

«Теория и методика преподавания английского языка»



Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, доцент

кафедры языкового и литературного образования

Тетина Светлана Владимировна







Челябинск, 2020

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЯЗЫКОВОГО ПОРТФОЛИО ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА………………………………….…………….……………………………..5
    1. Понятие языкового портфолио как средства обучения иностранному языку………………………………………………………………………………….5
    2. Языковое портфолио учащихся как одно из перспективных средств обучения иностранному языку в школе……………………………………………7
    3. Языковой портфель как инструмент оценивания и развития ученика……………………………………………………………………………...12
    4. Языковой портфель ученика как средство самооценки своей познавательной деятельности……………………………………………………..14

ГЛАВА 2.ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОРТФОЛИО НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА………………….19

    1. Технология и структура составления языкового портфолио обучающимися……………………………………………………………………...19
    2. Результаты и перспективы работы с языковым портфолио………...22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………..27

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….32









ВВЕДЕНИЕ


Ведущей целью обучения иностранному языку в условиях современного постоянно меняющегося мира и в соответствии с реализацией ФГОС является формирование коммуникативной компетенции, которая включает в себя лингвистическую, речевую, социокультурную, учебно-познавательную и компенсаторную компетенции.

Особое значение в процессе коммуникативного обучения имеет способность и умение обучающихся осуществлять адекватную самооценку и проводить самоконтроль в процессе овладения ими коммуникативной компетенцией. Языковое портфолио эффективно помогает формированию необходимых навыков рефлексии и оценки результатов познавательной деятельности. Портфолио является одним из самых современных и перспективных инновационных средств и используется как инструмент, отражающий достижения обучающихся при овладении иностранным языком.

В своих психолого-педагогических трудах Л.И. Божович, Л.С.Выгодский и С.Л. Рубинштейн говорят, что «Через деятельность (трудовую, игровую, учебную) формируется отношение к действительности, к самому себе».[6, 7, 31].

Анализ различных исследований таких авторов как А.Г. Ковалев, О. А. Конопкин, А.К. Осницкий, П.И. Пидкасистый, А.А. Реан и др. показал, что языковое портфолио является одним из составных частей всех видов трудовой и учебной деятельности.[17, 18, 23, 24, 29].

Изучение иностранного языка в современных условиях предполагает активное использование различных технологий. Дидактическая система, основанная на личностно-ориентированном подходе к обучению, включает в себя огромный спектр современных педагогических технологий, среди которых языковой портфель обучающегося играет одну из главных ролей.

Актуальность данной работы заключается в том, что изменяется процесс обучения, требования современного общества вынуждают систему образования реформироваться. Возникают передовые формы обучения, контроля и самоконтроля учащихся.

В основе данной реферативной работы лежит проблема повышения мотивации к самостоятельной деятельности учащегося при изучении иностранного языка с тем, чтобы в дальнейшем обеспечить непрерывность языкового самообразования на протяжении всей жизни.

Объект исследования: процесс обучения английскому языку.

Предметом исследования является языковое портфолио как средство обучения иностранному языку в современной школе.

Гипотеза данной работы: языковое портфолио является средством оценивания достижений обучающихся и способствует адекватной самооценке обучающихся при изучении иностранного языка.

Цель исследования – проанализировать идеи использования портфолио в системе иноязычного образования, акцентировать внимание на то, что портфолио является не просто альтернативным приемом оценки знаний обучающихся, это очевидная вероятность кардинально усовершенствовать систему образования, повысить качество обучения.

Указанная цель предполагает решение следующих конкретных задач:

- рассмотреть понятие языкового портфолио как средства обучения иностранному языку;

- выявить особенности составления и использования портфолио обучающимися на уроках иностранного языка.

Для решения поставленных задач в реферативной работе использовались следующие методы исследования – это теоретический анализ научных изданий, диссертационных исследований и научных статей, моделирование языкового портфеля обучающихся.

В минувшие годы вопросы, касающиеся портфолио (папки индивидуальных достижений учащегося), становятся все более востребованными. Во многих школах России портфолио уже давно используют и считают одним из главных образовательных направлений.

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЯЗЫКОВОГО ПОРТФОЛИО ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА



1.1.Понятие языкового портфолио как средства обучения иностранному языку


В научной литературе находим следующие толкования этого термина «портфолио»:

  1. Портфолио или дневник – «это протокол (летопись) обучения, который характеризует работу обучающегося и его собственную оценку своей учебной деятельности»[44].

  2. Портфолио – «это инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности. Это комплект документов, самостоятельных работ учащихся» [46].

  3. Портфолио – «это целенаправленное собрание работ учащихся, которые показывают усилия учащегося, его развития и достижения в одной или нескольких областях учебного плана» [4].

  4. Языковое портфолио – «гибкое учебное средство, которое может быть адаптировано практически к любой учебной ситуации, различающейся по цели обучения, возрасту обучаемых, этапу/уровню овладения ИЯ, условиям обучения, индивидуальным особенностям учащегося и индивидуальному стилю учебной деятельности, а также используемым методам и средствам обучения». [16].

  5. Языковое портфолио – «средство оценки познавательной деятельности школьников» [23].

  6. Языковой портфель/портфолио – пакет рабочих материалов, который отражает результаты учебной деятельности[19].

  7.  Портфолио – это набор инструментов для документирования и оценивания языковых умений учащегося. Он позволяет владельцу вести запись изучения им языка и самостоятельно оценивать свой уровень с помощью таблиц, ставить индивидуальные цели[20].

Несмотря на различные подходы к определению «портфолио», которые раскрывают разные стороны использования портфолио, конечной целью работы над портфолио является, прежде всего, достижение прогресса в обучении.

Первые попытки теоретического обоснования использования портфолио для изменения системы оценивания знаний школьников были предприняты в начале 80-х годов следующими авторами в США Т. М. Кьюз, Р. Л. Джонсон, С. А. Манро, Орегон В. Спандел, Р. Килхан, Массачусетс С. М. Глезер, С. Б. Браун, Нью-Гемпшир Д. Х. Грейвес, Б. С. Сунстейн и т. д.[45-52].

На начальном этапе стратегия портфолио подразумевала лишь целенаправленное собрание разноплановых работ учащихся, которое позволяло бы учителю поэтапно проследить динамику учебно-производительной деятельности ученика на основе анализа образцов и продуктов его труда. Уже изначально портфолио рассматривалось, как открытая система, дающая возможность постоянного обновления за счет смены содержательного наполнения рубрик, замены работ на более удачные и качественные по мере повышения уровня знаний и умений ученика при изучении определенного тематического модуля или по истечении определенного промежутка времени.

Дальнейшее развитие системы портфолио выявило новые его возможности. Так в 1997 году Т. М. Кьюз, профессор университета Южной Каролины, опубликовала книгу «Мера для Меры», в которой представлен глубокий анализ разносторонних возможностей портфолио при изучении математики и оценивании уровня знаний учащихся. Книга явилась результатом анализа многолетней практической работы по исследованию портфолио[51, 52]. Опыт позволил автору говорить о разных типах портфолио в зависимости от его целенаправленности.

В 1998-2000 годах Отделом языковой политики при Совете Европы в Страсбурге был разработан и пилотирован Европейский языковой портфель как инструмент поддержки развития поликультурности и полиязычия. В основе Европейского Языкового Портфеля лежит документ «Общеевропейская шкала оценивания» («Common European Frame work of Reference»), который был принят Советом Европы в 1996 году в Страсбурге. Цель его заключается в том, чтобы описывать уровни владения тем или иным языком в соответствии с существующими международными стандартами и облегчить сопоставление разных систем квалификаций. Основная цель портфолио – развивать у учащихся навык самооценки при работе со шкалой уровней.

Интерес к системе портфолио отмечен и в российском образовании. Член-корреспондент РАО, профессор М. Богуславский отмечает несомненный позитивный потенциал этого подхода к оцениванию познавательной деятельности школьников [5]. М. А. Чошанов предлагает портфолио как альтернативную систему оценки[39]. В 2003 году Министерство образования и Российской Федерации на заседании Совета по профильному обучению под председательством Министра образования В. М. Филиппова предложило провести эксперимент с целью апробации нескольких вариантов составления портфеля образовательных достижений.

Европейское языковое портфолио для России разработано в рамках проекта Совета Европы Швейцарской модели Московским государственным лингвистическим университетом в 2001 году.


1.2.Языковое портфолио учащихся как одно из перспективных средств обучения иностранному языку в школе


Использование языкового портфолио в условиях школы актуально и оправданно, поскольку запросы современного общества вынуждают систему образования реформироваться, а, следовательно, изменяется процесс обучения. В связи с введением ФГОС возникают новые формы обучения, контроля и самоконтроля учащихся. Одним из них является языковой портфель.

Языковой портфель в современных условиях определяется как пакет рабочих материалов, которые представляют тот или иной опыт, результат учебной деятельности обучаемого по овладению иностранным языком. Такой пакет материалов дает обучаемому и преподавателю возможность по результату продукта учебной деятельности, представленному в папке достижений, самостоятельно или совместно анализировать и оценивать объем учебной работы и спектр достижений в области изучения языка и иноязычной культуры, динамику овладения изучаемым предметом в различных аспектах, а также опыт учебной деятельности в данной области.

Технология языкового портфолио, фиксирующая причинно-следственные связи между этапами изучения иностранного языка - это способ проведения рефлексии текущей учебной работы, подготовки и обоснования будущей рефлексии. Принимая непосредственное участие в планировании учебного процесса и оценке результатов собственной деятельности, дети помогают педагогу лучше спланировать процесс обучения.

Обучающиеся должны воспринимать работу с языковым портфолио в этом возрасте как игру. Постепенно и незаметно для себя школьники приучаются к анализу своих действий и своей языковой ситуации, что в дальнейшем способствует развитию навыков рефлексии и определению целей в изучении иностранного языка и путей их достижения.

Языковое портфолио рассматривается в современной концепции обучения, как важнейший инструмент формирования автономности обучаемого.

Данная технология реализует инновационный подход к учебному процессу и является важным фактором развития способностей самостоятельной работы. При преподавании иностранного языка в школе, данную технологию можно рассматривать как инновационную, общеучебную технологию, основанную на развитии способности к самооценке. Кроме того, она, обеспечивает способность и готовность обучаемого к самостоятельному автономному изучению языка на протяжении всей жизни и создает условия для дальнейшего непрерывного самостоятельного языкового образования.

Оценка различных уровней владения ИЯ осуществляется через механизм лингводидактического тестирования. Суть этого аспекта новой идеологии в изучении иностранных языков состоит в переориентации учебного процесса с преподавателя на обучаемого, который в полной мере осознаёт ответственность за результаты собственной деятельности. Это постепенно формирует у него навыки самостоятельного, автономного, овладения приёмами способами труда, с целью непрерывного языкового образования, которое он сможет осуществлять в течение всей своей последующей жизни. Мы имеем в виду здесь совершенствование владения первым иностранным языком на более высоких уровнях и изучение второго, третьего и других иностранных языков. Языковой портфель функционален по многим параметрам, и прежде всего, как фактор, стимулирующий автономное непрерывное изучение языков.

Впервые идея создания инструмента самооценки владения иностранным языком появилась в Швейцарии более 10 лет назад. В сегодняшней практике преподавания иностранных языков могут быть эффективно использованы различные виды языкового портфеля в зависимости от его целевой направленности:

- языковой портфель как инструмент самооценки достижений обучаемого в процессе овладения иностранным языком и уровня владения иностранным языком (Self-Assessment Language Portfolio).

- языковой портфель как инструмент автономного изучения иностранного языка (Language Learning Portfolio).

- данный вид языкового портфеля может также варьироваться в зависимости от одноцелевой или комплексной направленности: языковой портфель по чтению (Reading Portfolio), по аудированию (Listening Portfolio), по говорению (Speaking Portfolio), по письму (Writing Portfolio), языковой портфель взаимосвязанного развития видов иноязычной речевой деятельности (Integrated Skills Portfolio).

- многоцелевой языковой портфель, включающий различные цели в области овладения иностранным языком (Comprehensive Language Portfolio).

Цели и формы работы с языковым портфелем (указанными видами) в практике преподавания иностранного языка могут быть различными. По своей сути языковой портфель является гибким учебным средством, которое может быть адаптировано практически к любой учебной ситуации, различающейся по целям обучения, возрасту обучаемых, уровню овладения иностранным языком, условиями обучения, индивидуальными особенностями учащихся, а также используемым методам и средствам обучения. Возможны также комбинации указанных видов языкового портфеля в различных целях работы над изучаемым языком.

Эффективность языкового портфеля объясняется, прежде всего, аутентичным характером оценки и самооценки по сравнению с другими формами контроля и оценки, используемыми в языковой области. Это обеспечивается представленными в языковом портфеле реальными учебными задачами и продуктами креативной учебной деятельности, четкими осознаваемыми обучаемыми критериями оценки, обобщением эффективного личного опыта изучения иностранного языка. Такая форма самооценки способствует актуализации у обучаемых мотивации, связанной с отражением реальных результатов учебной деятельности.

Отметим, что одним из важных преимуществ языкового портфеля, по сравнению, в частности, со стандартизированными тестами, которые дают «разовую оценку», является возможность для обучаемого самостоятельно определить свою динамику уровня владения языком, как бы “заглянуть в себя” и получить отражение своих способностей, умений, прогресса в изучении языка.

Содержание и структура каждого вида языкового портфеля зависит от его основной функции и цели. В языковой портфель типа Administrative включаются образцы лучших самостоятельных работ обучаемого, которые выполнены в течение определенного периода. Обучаемый может показать свои достижения в языке через портфолио. Портфолио можно продемонстрировать при приеме на работу, в учебное заведение (в том числе и зарубежное) или для других целях. В этом случае языковой портфель выполняет социальную функцию информирования о достижении и опыте обучаемого в области межкультурного общения. В качестве примеров языкового портфеля данного типа можно привести Employ ability Portfolio – «Working Papers», Performance Reviews – «How am I doing?».

Как показывают результаты апробации языкового портфеля, его особое педагогическое значение как учебного средства состоит в том, что оно направлено на актуализацию самостоятельной учебной деятельности по овладению иностранным языком. В данном случае создаются оптимальные условия для формирования учебной компетенции обучаемого в области изучения языка и развития его продуктивной учебной деятельности. В силу этого формируются соответствующие учебные стратегии и умения, необходимые для эффективной самостоятельной работы при изучении иностранного языка. В определенной степени это можно соотнести с составлением своего личного (индивидуального) учебного средства. Это учебное средство, в отличие от видов работы, стимулирующих иноязычное речевое общение, создает ситуацию развития и обеспечивает реальную вовлеченность и личную ответственность за ход учебного процесса: «Я могу это делать» – «Мне это удается» - «Это моя цель».

Опыт использования языкового портфеля в обучении иностранному языку в школах России показывает, что в процессе работы обучаемый в известном смысле «открывает себя», точнее понимая реальные цели речевого общения.





1.3.Языковой портфель как инструмент оценивания и развития ученика



Установленная система контроля, сосредоточенная на оценке предметных знаний, определяется низкой информативностью выставляемых в журнал оценок. В структуре образовательных полномочий выделен оценочный компонент, что связано с потребностью развития способности школьника к оценке своей деятельности, личности в целом и общения с другими людьми как устройство самосовершенствования. Большую помощь оказывает «языковой портфель» – новейшая технология в образовательном процессе. Портфолио – значит большее, чем альтернативный метод проверки или составление работ обучающихся. Главное значение портфолио «показать все, на что ты способен». Для учителя английского языка «языковой портфель» - это инструмент усовершенствования навыка оценки ученика. Педагогический взгляд портфолио предусматривает перемещение внимания с того, что ты не знаешь и не умеешь, на то, что ты знаешь и умеешь по заданному предмету, разделу, теме. Главная цель ведения портфолио – это обновление у обучающихся навыков рефлексии по проделанной работе, то есть организация способности обучающегося к субъективному анализу своего уровня владения языком в соответствии с европейскими стандартами.

Языковой портфель выполняет поддержку и увеличение мотивации на всех этапах обучения и укрепляет положение успеха в учебной деятельности, то есть обеспечивает рост «способности и готовности обучающихся к субъективному и постоянному изучению иностранного языка, к следующему самообразованию и с его помощью, к использованию иностранного языка в других областях знаний». А это значит, что языковой портфель действует на формирование заинтересованности ребенка, на овладение экзистенциональной осведомленности. В рамках текущего компонента образовательной осведомленности выполняется самая главная задача воспитания, закрепленная в концепции усовершенствования образования. Компоненты Языковой Портфель: это языковой паспорт, языковая биография и досье, но нет определенного списка наименований и количества пунктов, шаблонов, которые нужно включать в учебное портфолио. Это полностью обусловлено целями, которые вы ставите перед собой. Работая над портфолио, ученик должен ответить на следующие вопросы:

- над развитием каких знаний мы работаем,

- каким образом мы этого добиваемся,

- насколько благополучно мы это делаем,

- что нам необходимо будет сделать дальше.

В помощь обучающимся учителем компилируется листок самооценки, на основании кодификаторов программы и УМК, где учащиеся отвечают на вышеперечисленные вопросы и оценивают свои знания. Лист самооценки способствует учащимся лично проанализировать уровень подготовленности умений и знаний по трем видам речевой деятельности (говорению, письму, чтению). А также прокомментировать отношения к выставленному содержанию раздела.

На первом уроке нужно разобрать задействованные положения с обучающимися, направить их на положительный результат. Перед заполнением контрольной работы, у обучающихся есть возможность лично оценить свои знания, оформляя лист самооценки. После проведения контрольной работы или теста и получения оценки, которую ставит учитель, учитель и ученик сравнивают самооценку и оценку. Это позволяет создать более общую картину. Если есть расхождения, то находят причину завышенной или заниженной самооценки. Следующий этап – проектирование следующей работы над развитием или совершенствованием языковых умений для улучшения своего успеха. Создание языкового портфеля требует единой работы ученика, учителя и родителей. Хочется отметить, языковой портфель не является предметом контроля или дисциплинарным документом.

Языковой портфель – это способность обучающегося и служит средством не формального оценивания достижений учащихся по предмету, повышает мотивацию учащихся, учит их аккуратно вести записи. Языковой портфель это и способ фиксирования, накопления и оценки своих индивидуальных достижений в определенный период обучения, и набор своих работ и результатов, которые демонстрируют их усилия, динамику и достижения.



1.4.Языковой портфель как средство самооценки познавательной деятельности ученика



Развитие современной педагогической науки характеризуется повышенным вниманием к формированию личности учащегося, созданием условий наиболее полной реализации ее потенциала.

Воспитательно-образовательный процесс в современной школе обусловлен задачами по формированию ключевых компетенций будущих выпускников: умения жить в многокультурном обществе, с возрастающей информацией, а отсюда желания учиться всю жизнь, как основы непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни.

Компетентностный подход предполагает наличие ориентации на социально значимые ценности, которые характеризуют личностную зрелость, самостоятельность. Стремление к непрерывному самообразованию. В условиях интеграции государства и распространения современных информационных технологий возрастает роль знания иностранных языков, возникает необходимость изучения их в течение всей жизни. Это обусловливает потребность в унификации результатов по овладению иностранным языком, в обеспечении преемственности содержания языкового образования в разных образовательных учреждениях на разных уровнях обучения. Формированию необходимых навыков в рефлексии и оценке результатов и достижений в познавательной деятельности эффективно помогает языковой портфель. Это средство обучения иностранным языкам является одним из самых современных и перспективных, что и обусловливает интерес к проблеме изучения и внедрения его в практику как средства рефлексивного обучения иностранным языкам.

Языковой портфель состоит из пакета рабочих материалов, которые представляют опыт учебной деятельности учащегося по овладению иностранным языком. Комплект документов самостоятельных работ учащегося состоит из трех частей: паспорта, языковой биографии его пользователя и досье. Это инструмент самооценки и собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности. Особую актуальность приобретает электронный языковой портфель ученика. В основе построения электронного языкового портфеля лежит деятельностный подход [19]. В нем устанавливается взаимосвязь между пользователем и изучением языка. Деятельностный подход позволяет учитывать весь диапазон личностных характеристик человека как субъекта социальной деятельности, в первую очередь когнитивные, эмоциональные и волевые ресурсы.

В зависимости от конкретных целей обучения выбирается тип портфолио:

- портфолио документов;

- портфолио достижений;

- рефлексивный портфолио.

Кроме того, возможны комбинированные варианты.

А так же выделяют следующие типы портфолио:

- по видам практико-результативной деятельности: образовательная и профессиональная;

- по субъекту деятельности: индивидуальная и групповая;

- по времени создания: недельные, семестровые, курсовые, на протяжении всего периода обучения;

- по способу обработки и презентации информации: портфолио в бумажном варианте, электронный вариант портфолио.

В структуру электронного языкового портфеля входят:

- Главная страница;

- Содержание;

- Цель изучения английского языка и создания портфолио;

- Работы, характеризующие процесс обучения, в электронном варианте;

- Сочинения;

- Рисунки;

- Творческие работы, проекты, доклады, научные работы;

- Страницы оценки;

- Страницы самооценки;

Страница «Содержание» в электронном языковом портфеле выглядит так:

«My Language E-Portfolio»

Main Page

  1. Introduction (Languages I know)

  2. My portrait

  3. What I know and do in foreign languages

  4. Getting better

  5. My dossier

В досье ученики отмечают важность данной конкретной работы для них лично. Объясняют, какая цель была достигнута, какой навык совершенствовался. Что они узнали о себе? Почему это«лучшая» работа? «Лучшая» не обязательно подразумевает отличную оценку. При этом школьники могут руководствоваться следующими критериями, которые были определены в ходе их совместного обсуждения:

Мне было интересно делать это задание.

Мне проект нравится.

Мои одноклассники считают, что он хороший.

Мой проект показывает, что я…

Мой учитель посоветовал ...

Он интересный.

Этот проект показывает мои успехи в изучении английского языка.

Я думаю, мой проект красивый.

Я красиво написал.

Я многое узнал, выполняя это задание.

  1. Evaluation Page

В конце каждой учебной четверти портфель оценивается учителем и одноклассниками с помощью оценочных листов. Рефлексия включает оценочные страницы и отзывы учителя, одноклассников и родителей о портфеле. Ученики пишут рефлексию к каждому проекту в портфолио.

В языковой биографии содержатся дескрипторы, т.е. параметры по которым уточняется и оценивается уровень владения учащимися иностранным языком.

Учащийся определяет свой уровень владения языком по таблице самооценки. Он внимательно изучает описание коммуникативных умений в листах самооценки, а затем отмечает те умения, которыми он, по его мнению, уже овладел, и те, которыми ему предстоит овладеть. Учитель помогает учащемуся увидеть свои достижения и наметить пути устранения недостатков.

В досье учащийся собирает весь материал, свидетельствующий о его успехах в овладении языками. Это могут быть работы, выполненные на уроке, дома, на внеклассных занятиях, дипломы, сертификаты, свидетельства, подтверждающие достижения пользователя портфеля в изучении языка. Отбор может проводиться в течение одного года или одной четверти на протяжении всех лет обучения. Портфель или отдельные страницы предваряются комментарием ученика. Каждая работа также сопровождается кратким пояснением ученика. Главное в такой работе самооценка учащегося в виде рассуждения, аргументации, обоснования.

Периодически по истечении намеченного отрезка времени, отводимого на досье, ученик проводит компьютерную презентацию в классе, в группе, на родительском собрании, где показывает свои продвижения, доказывает, что его самооценка совпадает или не совпадает с оценкой учителя, родителей, группой экспертов. Таким образом, концепция электронного языкового портфеля дает возможность расширить рамки учебного процесса за счет включения в систему оценки достижений учащихся в освоении современных компьютерных технологий.

Портфолио должно быть простым при работе с ним, конкретным, функциональным, должно исполнять роль помощника и консультанта. Основная причина такого видения с точки изучения зрения языка – это разные уровни владения языком, разные стили учения и восприятия языка, возрастные особенности целевой группы обучаемых. Поэтому поощряю творчество, индивидуальное видение портфолио, разумный выход за рамки при оформлении каждого портфолио.

Языковое портфолио выполняет различные функции: педагогическую, социальную, информационную. Его использование способствует развитию навыков самоконтроля и самооценки учащегося начальной и основной школы.

Таким образом, языковой портфель является неотъемлемой частью изучения иностранного языка в современной школе, который позволяет повысить уровень овладения языком, мотивировать учащегося на изучение иностранного языка, оценить уровень подготовленности учащегося. Языковой портфель развивает не только умственные способности учащегося, но и раскрывает его личностные качества: коммуникативность, компетентность и другие. Языковой портфель помогает повысить мотивацию обучающегося, проанализировать процесс обучения иностранному языку. Языковой портфель служит системой самооценки обучающегося. Языковой портфель направлен на самостоятельное овладения иностранным языком. При использовании языкового портфеля особенно ценным является становление учащегося поликультурной и многоязычной языковой личности.






ГЛАВА 2.ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОРТФОЛИО НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА



2.1.Технология и структура составления языкового портфолио


Основными принципами технологии языкового портфолио являются:

  1. Самооценка результатов (входных, промежуточных, итоговых) овладения конкретными видами коммуникативной деятельности. Организация процесса обучения должна быть такова, чтобы ученик каждую самостоятельно выполненную работу может также самостоятельно оценить.

  2. Систематичность и регулярность самомониторинга, который подразумевает необходимую коррекцию письменных работ, их анализ, отбор наиболее интересных с точки зрения ученика работ, краткую самооценку, а также, по возможности, свое мнение по поводу оценки учителя.

  3. Самостоятельность мышления. Организация учебной деятельности ученика и всего учебного процесса стимулирует самостоятельное принятие решений учеником, принятие им на себя ответственности за результаты собственного учебного труда.

  4. Структуризация материалов портфолио, логичность и лаконичность всех письменных пояснений

  5. Целостность, тематическая завершенность представленных в портфолио материалов.

  6. Аккуратное и эстетичное оформление.

  7. Наглядность и обоснованность материалов, составляющих содержание портфолио ученика.

Общая структура языкового портфолио, предлагаемая мною учащимся, следующая:

- обложка;

- разделы по годам изучения;

- анкета учащегося (All About Me);

- языковой паспорт (My Language Passport);

- языковой портрет учащегося (My Language Biography);

- контрольные работы;

- творческие и проектные работы;

- компоненты УМК (рабочие тетради, тренировочные задания в формате ГИА и прочие материалы за прошлый год обучения);

- наградные документы за участие в конкурсах по английскому языку;

- оценочные шкалы, листы целеполагания, контрольные листы самооценки;

- дополнительные материалы.

Данный формат в целом соответствует Европейскому языковому портфолио.

Обложка портфолио учащихся начальных классов содержит информацию об имени, фамилии, годе обучения (выполняется учителем). Образец обложки портфолио учащихся средних классов выдается детям учителем и оформляется учащимися по собственному желанию. Обязательными являются наличие имени, фамилии, года обучения, дополнительными портрет или фотография, различные тематические наклейки, рисунки, надписи и пр.

Разделы «Анкета», «Языковой паспорт», «Языковой портрет» заимствованы из компонента УМК «Spotlight» и заполняются учащимися средних классов самостоятельно. В каждом разделе предлагаются различные дескрипторы, образцы, варианты, и т. д., помогающие учащемуся определить свой уровень владения иностранным языком, осознать необходимость его изучения, наметить для себя цели и задачи на текущий год.

Так, например, раздел “Языковой паспорт” включает такие разделы, как:

- why do I learn English?

- what I must know and do?

- what I know and can do?

В разделе «Why do I learn English» указаны цели и причины изучения языка. Учащийся на свое усмотрение может выбрать то, что приемлемо ему или написать свои варианты. В разделе «What I must know and do» предлагаются две альтернативные шкалы: система уровней владения языком, которая соответствует требованиям российского ЕГЭ, и шкала Совета Европы “Общеевропейские языковые компетенции владения языков”. Цель размещения данного материала – предоставить учащемуся право выбора, самостоятельно оценить свои языковые умения и навыки, стимулировать осознанный выбор уровня и специфических языковых умений, определить промежуток времени и поместить собранные данные в раздел «What I know and can do». Формируемые компетенции: самомотивация, умение выбирать, находить информацию для конкретной ситуации, умение ставить и решать задачу, и умение принимать решение.

Благодаря хранящимся в портфолио распечаткам с выполненными контрольными работами учащийся может отслеживать траекторию своего уровня овладения иностранным языком, в случае необходимости делать соответствующие корректировки. Советуем учащимся вести листок личных достижений (отмечать результаты контрольных работ, успехи и перспективы).

Проектирование индивидуальной траектории начинается с понимания сущности конкретной проблемной ситуации (the biggest problem form), выделение цели на определенный период (my own learning goals for…) и успешное разрешение проблемы (getting better). Поэтому большое внимание уделяется созданию, защите и хранению проектных и творческих работ. Творческие работы помогают овладеть соответствующими умениями для определенного уровня коммуникативной компетенции, сопоставить их с личностно-значимыми потребностями. На основании этого учащийся учится самостоятельно оценивать и ставить необходимые учебные задачи, подбирать материалы, выбирать эффективные стратегии и приемы учебной деятельности. Тем самым развивается способность ученика к целеполаганию.

Для развития рефлексивной самооценки, осознания учащимися своих потребностей в изучении языка, отслеживания динамики развития коммуникативных умений в портфолио включаются опросники, контрольные листы самооценки, оценочные шкалы. Так, в частности, контрольные работы по английскому языку из компонента УМК «Spotlight», после написания, хранящиеся в портфолио, предусматривают самооценку коммуникативных умений учащегося.

При внесении в портфолио дипломов, грамот и прочих наград, демонстрирующих формы признания достижений учащегося создается момент успешности и повышается интерес к изучению иностранного языка в дальнейшем.

В качестве дополнительных материалов в портфолио могут храниться интересные рифмовки для запоминания лексики и грамматических конструкций, слова любимых песен на английском языке, фотографии англоязычных личностей и стран, материалы конкурсов по английскому языку и т.д.


2.2. Результаты и перспективы работы с языковым портфолио


Свою работу с портфолио мы начинаем уже во 2 классе, т.е. как только начинается самообучение английскому языку.

На данном этапе учащиеся выполняют творческие задания по темам модуля, что позволяет учащимся с раннего возраста работать самостоятельно и творчески, опираясь на личный опыт, принимать самостоятельные решения, развивает активное отношение к обучению. Учащиеся включают в Языковой портфель работы, выполненные в классе или дома.

На конец учебного года 2019-2020полноценное портфолио имеют:

- 94% учащихся 2 классов (48 человек из 51);

- 98% учащихся 3 классов (54 человека из 55);

- 96% учащихся 4 классов (52 человека из 54)

В Приложении 1 приведены отдельные материалы портфолио учащихся.

В конце учебного года портфолио оценивается учащимися с помощью учителя и одноклассников. Рефлексия включает отзывы учителя, одноклассников и родителей о портфолио. Ученики озвучивают рефлексию к каждому проекту в портфолио. Учащийся определяет свой уровень владения языком по таблице самооценки. Он внимательно изучает описание коммуникативных умений в листах самооценки, а затем отмечает те умения, которыми он, по его мнению, уже овладел, и те, которыми ему предстоит овладеть. Учитель помогает учащемуся увидеть свои достижения и наметить пути устранения недостатков. Главное в такой работе – самооценка учащегося в виде рассуждения, аргументации, обоснования. Периодически по истечении намеченного отрезка времени, отводимого на досье, ученики проводят компьютерную презентацию в классе или на родительском собрании, где показывают свои продвижения, доказывает, что самооценка совпадает или не совпадает с оценкой учителя, родителей, группой экспертов. Портфолио также регулярно предъявляются родителям на собраниях, благодаря чему родители могут отслеживать результативность обучения иностранному языку их ребенка. Возможно и индивидуальное обсуждение отдельных разделов с учителем.

Хочется отметить, что в условиях, когда за малое количество часов нужно дать ученику качественное языковое образование, языковой портфолио способствует более слаженной, целенаправленной и эффективной работе, в которую вовлечены, прежде всего, сами ученики и, конечно, учитель. Эта деятельность выходит далеко за рамки урока и открывает перед каждым, даже слабым, учеником новые возможности изучения иностранного языка.

Работа в рамках данного проекта показывает, что языковое портфолио:

- повышает мотивацию учащихся к изучению иностранных языков;

- повышает ответственность учащихся за результаты учебного процесса;

- учит анализировать учебный процесс, формирует рефлексивную культуру учащихся;

- формирует умение самостоятельно оценивать собственные достижения;

- позволяет найти индивидуальный подход к учащимся, выстроить.

За три неполных года работы с языковым портфолио были выявлены как преимущества, так и отмечены некоторые недостатки, устранение которых планируется в дальнейшем. Так, например, таблицы самооценки и карточки оценки достижений учащихся за учебный год в дальнейшем планируется объединить в отдельную брошюру, а не выдавать по отдельности, с целью упрощения хранения и повышения функциональности и качества рефлексии и самооценки.

Экспериментально в качестве мотивирующего фактора был проведен конкурс «Лучшее портфолио» (Приложение 2) среди параллелей 2, 3 классов в конце 2019-2020 учебного года. В качестве жюри выступили учитель иностранного языка, классные руководители. Мероприятие стимулировало учащихся к активной работе с данным документом в течение года, более активному его пополнению, творчеству и аккуратности. В Приложении 3 размещены готовые портфолио победителей конкурса.

В связи с эффективностью и широким потенциалом языкового портфолио, как оправданного и заслуживающего доверия компонента УМК в будущем 2020-2021учебном году и последующих годах планируется дальнейшее ведение портфолио в каждой параллели.

Подводя промежуточные итоги трехлетней практики работы в данном направлении, можно сказать, что языковое портфолио – это удачная инновационная технология, позволяющая качественно обеспечить информацией учителя, учащихся, родителей и администрацию школы о динамике уровня владения иностранным языком и материалами об опыте коммуникативной и учебной деятельности учащегося в области иностранного языка.





ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Актуальность работы обусловлена изменением процесса обучения, требованиями современного общества, вынуждающими систему образования реформироваться. Возникают передовые формы обучения, контроля и самоконтроля учащихся.

Проанализировав научную и методическую литературу по теме реферативной работы, мы пришли к следующему выводу:

- подтвердили существенные идеи употребления языкового портфеля при обучении английскому языку,

- провели детальный анализ идеи использования портфолио в системе образования, акцентировали внимание на то, что языковой портфель является не просто альтернативным приемом оценки знаний учащихся, но и инструмент усовершенствования системы образования в области качества обучения. Языковое портфолио является неотъемлемой частью изучения иностранного языка в современной школе, которое позволяет повысить уровень овладения языком, мотивировать учащегося на изучение иностранного языка, оценить уровень подготовленности учащегося.

Языковое портфолио развивает не только умственные способности учащегося, но и раскрывает его личностные качества.

Языковое портфолио помогает повысить мотивацию обучающегося, их ответственность за результаты учебного процесса, способствует развитию сознательного отношения школьников к процессу обучения и его результатам.

Языковое портфолио способствует личностному росту обучающихся.

Языковое портфолио помогает учителю проанализировать процесс обучения иностранному языку.

Языковой портфель позволяет конкретизировать цели обучения иностранным языкам и, следовательно, лучше организовывать учебный процесс, учит анализировать учебный процесс совместно с учениками, исходя из самооценки учащегося, его потребностей и мотиваций, корректировать содержание обучения, находить индивидуальный подход к учащимся.































СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙЛИТЕРАТУРЫ


  1. Апальков, В.Г. «Английский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Английский в фокусе» 5-9 классы»: пособие для учителей общеобразоват. организаций / В.Г. Апальков. – Москва :Просвещение, 2014. – 57c. – ISBN 978-5-09-024621-7.

  2. Артемьева, О.А.Методология организации профессиональной подготовки специалиста на основе межкультурной коммуникации / О.А. Артемьева, М.Н.Макеева, Р.П. Мильруд ; под общей редакцией О.А. Артемьевой. – Тамбов :ТГТУ, 2005. – 160с. – ISBN 5-8265-0357-2.

  3. Бизяева, А.А. Психология думающего учителя: Педагогическая рефлексия/ А.А.Бизяева. – Псков : ПГПИ Им. С.М. Крова, 2004. – 216с.

  4. Богомолова, Н.А. Языковой портфель как инструмент оценивания и развития ученика/ Н.А. Богомолова. – Текст: электронный //Справочник руководителя. – 2013. – URL:http://www.oxfordquality.ru/files/yazykovoi_portfeldoc_288.doc8(дата обращения: 05.05.2020).

  5. Богуславский, М.В. XX век Российского образования / М.В. Богуславский. – Москва : ПЕРСЭ, 2002. – 336с. – ISBN5-9292-0078-5.

  6. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды / Л.И.Божович. – Москва : МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 352с. – ISBN 5-89502-210-2 (МПСИ), ISBN 5-89395-285-5 (НПО «МОДЭК»).

  7. Выготский, Л.С. Психология развития и возрастная психология / Л.С. Выготский. – Москва : Смысл, Эксмо, 2005. – 1136с. – ISBN 5-699-13728-9.

  8. Гальскова, Н.Д. Языковой портфель как инструмент оценки учащегося в области изучения иностранных языков / Н.Д. Гальскова. // ИЯШ. – 2000 - №5. – С.6-11.

  9. Горегляд, О.Л. Языковой портфель как одно из перспективных средств обучения иностранному языку в школе / О.Л. Горегляд. – Текст :электронный // Иностранный язык в школе. – 2012. - №5. – С.7-8.URL: http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00186487_0.html (дата обращения: 03.05.2020).

  10. Европейский языковой портфель для России / И.И. Халеева. – Москва : МГЛУ ; Санкт-Петербург : Златоуст, 2001. – 80с.

  11. Европейский языковой портфель/ Составители: Н.Д. Гальскова, З.Н. Никитенко. – Москва : Еврошкола, 1998. – 89с.

  12. Иванова, Н.В. Языковой портфолио как инструмент самооценки и саморазвития ученика / Н.В. Иванова. – Текст : электронный // Образовательный центр «Педсовет». – 2003. – С.140. – URL: http://pedsovet.org(дата обращения: 28.08.2020).

  13. Иванченко, Т.Ю. Языковой портфолио как стратегия изучения иностранного языка в течении всей жизни / Т.Ю. Иванченко – Текст : электронный // Молодой учитель. – 2013. URL: https://moluch.ru/archive/52/6837 (дата обращения: 30.09.2020).

  14. Книга для учителя к учебнику англ. яз.для 2 кл. общеобразоват. учрежд., серия «Английский в фокусе» (Spotlight) / Н.И.Быкова, Дж.Дули, М.Д.Поспелова, В. Эванс. – Москва : Express Publishing, Просвещение, 2013. – 131с. – ISBN 978-5-09-0626587.

  15. Книга для учителя к учебнику англ. яз.для3кл. общеобразоват. учрежд., серия «Английский в фокусе» (Spotlight) / Н.И.Быкова, Дж.Дули, М.Д.Поспелова, В. Эванс. – Москва : Express Publishing, Просвещение, 2014. – 144c. –ISBN 978-5-09-063475-5.

  16. Книга для учителя к учебнику англ. яз.для 2 кл. общеобразоват. учрежд., серия «Английский в фокусе» (Spotlight) / Н.И.Быкова, Дж.Дули, М.Д.Поспелова, В. Эванс. – Москва : Express Publishing, Просвещение, 2014. – 149c. – ISBN 978-5-09-038233-5.

  17. Ковалев, А.Г. Педагогика и психология самовоспитания / А.Г. Ковалев. – Ленинград : ЛГУ им. А.А. Жданова, 1958. – 92с.

  18. Конопкин, О.А. Структурно-функциональный и содержательно-психологический аспекты осознанной саморегулиции/ О.А. Конопкин. – Текст : непосредственный // Психология. – Москва : PsyJournals. 2005.-№1. - С.27- 42.

  19. Лабазина, Л.Н. Европейский языковой портфель – средство оценки и самооценки знаний учащихся по иностранным языкам / Л.Н. Лабазина. – Текст : непосредственный // Ярославский педагогический вестник. – 2003.-№2 (35).-С.1-4.

  20. Малюева, И.А. Языковой портфолио как инновационная форма обучения иностранному языку / И.А. Малюева. – Текст : электронный // Хостинг документов ученикам и учителям. – 2013. – URL:https://doc4web.ru/angliyskiy-yazik/statya-yazikovoy-portfolio-kak-innovacionnaya-forma-obucheniya-i.html (дата обращения: 05.05.2020).

  21. Морозова, М. П. Использование «Языкового портфеля» как способа комплексного достижения целей обучения ИЯ / М.П. Морозова. – Текст – непосредственный // Современные проблемы языкового образования: научно-методический сборник. – Москва : Еврошкола, 2001. – С. 21-23.

  22. Новикова, Т.Г. Портфолио в зарубежной образовательной практике / Т.Г. Новикова, М.А.Пинская, А.С.Прутченкова, Е.Е.Федотова. – Текст : электронный //Вопросы образования. – 2004. – URL:http://www.trainingvillage.gr(дата обращения: 03.05.2020).

  23. Осницкий, А.К. Саморегулиция деятельности школьника и формирование активной личности / А.К. Осицкий. – Москва : Знание, 1986. – 80с.

  24. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная деятельность учащихся / П.И. Пидкасистый. – Москва :Педагогика, 1972. – 183с.

  25. Полат, Е.С.Портфель ученика / Е.С. Полат. – Текст : непосредственный // Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность. - 2010. - С. 362 – 366.

  26. Поляков, О.Г.Самоконтроль / О.Г. Поляков. – Текст : непосредственный // Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность. - 2010. - С. 399 – 404.

  27. Программа курса английского языка «Английский в фокусе» (Spotlight) для 2 – 4 классов общеобразоват. учрежд. / Н.И.Быкова, М.Д.Поспелова. – Москва : Просвещение, 2012. – 78с.

  28. Протасова, Е.Ю.Европейская языковая политика / Е.Ю. Протасова. – Текст : непосредственный // ИЯШ. – 2004. - №1. – С.8-15.

  29. Реан, А.А. Психология изучения личности / А.А. Реан. – Текст: непосредственный //Учебное пособие. – Санкт-Петербург : Михайлова В.А., 1999. 288c. ISBN 5-8016-0044-2

  30. Рожкова, Е.О. Метод портфолио в обучении иностранному языку / Е.О. Рожкова. – Текст : электронный // Мои документы. – 2014. – URL: https://mydocx.ru/12-691.html (дата обращения: 05.05.2020).

  31. Рубинштейн,С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб : Питер, 2002. – 720с. ISBN 5-314-0016-4.

  32. Сафонова, В. В. «Языковой портфель» в России: личностнообразующий потенциал / В.В. Сафонова. – Текст : непосредственный // Современные проблемы языкового образования: научно-методический сборник. – Москва : Еврошкола, 2001. – С.24-29.

  33. Соколова,Л.А.Рефлексивный компонент деятельности как необходимое условие развития учителя и учащихся / Л.А. Соколова. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2005. - №1 (19). – С.19-26.

  34. Сунцова, Е.Н. Выбор методов обучения студентов неязыкового вуза иностранному языку в условиях ограниченности учебного времени / Е.Н. Сунцова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2011. - №1. – С.232-234.

  35. Тимошевская, В.В. Языковой портфолио как одна из перспективных форм формирования компетенции / В.В. Тимошевская. – Текст : электронный // ИД Открытый урок «Первое сентября». – 2010. – URL: http://festival.1september.ru/articles/572672/ (дата обращения 03.05.2020).

  36. Ткаченко, Ю. Языковой портфолио как инструмент становления ученика самостоятельным субъектом при изучении иностранного языка / Ю. Ткаченко. – Текст : электронный // Интернет-издание. – 2010. – URL:http://pandia.ru/text/77/462/14793.php (дата обращения: 05.05.2020).

  37. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения : утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373. – URL:http://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/(дата обращения: 30.10.2020). – Текст : электронный.

  38. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования второго поколения : утв. Приказом Министерства образования и нуки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897. – URL: http://base.garant.ru/70188902/8ef641d3b80ff01d34be16ce9bafc6e0/ (дата обращения: 30.10.2020). – Текст : электронный.

  39. Чошанов, М. А.Учебное портфолио – новая форма контроля и оценки достижений учащихся / М.А. Чошанов. – Текст : непосредственный // Директор школы. – 2000. - №1. – С.75-82.

  40. Чувашина, О.Н. Языковой портфолио как средство рефлексивного обучения иноязычной письменной речи / О.Н. Чувашина. – Текст : электронный // Образовательная социальная сеть. – 2018. – URL:http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/(дата обращения: 3.05.2020).

  41. Щукин, А.Н.Языковой портфель как средство самооценки учащимися достигнутого уровня владения языком. Содержание и формы самостоятельной работы при обучении русскому языку как иностранному / А.Н. Щукина. – Москва : Просвещение, 2008. – С.45-69.

  42. Языковой портфель к учебнику англ. яз.для 2 кл. общеобразоват. учрежд. «Английский в фокусе» (Spotlight) / Н.И.Быкова, Дж.Дули, М.Д.Поспелова, В.Эванс. – Москва : Express Publishing, Просвещение, 2015. – 23с. – ISBN978-5-09-046323-2.

  43. Языковой портфель к учебнику англ. яз.для 3 кл. общеобразоват. учрежд. «Английский в фокусе» (Spotlight) / Н.И. Быкова, Дж.Дули, М.Д.Поспелова, В.Эванс. – Москва : Express Publishing, Просвещение, 2016.–48c. – ISBN 978-5-09-062659-0.

  44. Языковой портфель к учебнику англ. яз.для 4 кл. общеобразоват. учрежд. «Английский в фокусе» (Spotlight) / Н.И. Быкова, Дж.Дули, М.Д.Поспелова, В.Эванс. – Москва : Express Publishing, Просвещение, 2015. – 46c. – ISBN 978-5-09-073847-7.

  45. Bouma, Erin. The challenge of project work in Russia/ Erin Bouma. // English. – 2003. - №17. –С.13-20.

  46. Council of Europe: A Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment – A General Guide for Users. –Strasbourg :Language Policy Unit, 2001. – 273с.

  47. European Language Portfolio – Junior version. CILT. – London : the National Centre for Languages, 2006. – 21с.

  48. European Language Portfolio: Teacher’s Guide – third edition. CILT. – London : National Centre for Languages, 2006. – 36с.

  49. Kotodziejska, Ewa. Language in Mind. Portfolio Builder / Ewa Kotodziejska. – Cambridge :Cambridge University Press, 2004. – 212c.

  50. Koriakovtseva, N. The Russian ELP pilot project. The European Language Portfolio in use: nine examples./ N. Koriakovtseva, T. Yudina. – Strasbourg : Language Policy Division,2001. – 213с.

  51. Kuhs, T.M. Measure for Measure. / T.M. Kuhs. – Сhicago : University Chicago Press, 1997. – 213с.

  52. Schärer, R. A European Language Portfolio. From piloting to implementation (2001 - 2004) Consolidated report - Final version. / R. A Schärer. – Strasbourg : Language Policy Division, 2004., - 36с.






Приложение 1




Рисунок 1 – Материалы портфолио обучающихся 2, 3, 4 классов

МАОУ «СОШ № 21» г. Миасса. Примеры оформление обложек портфолио



































Рисунок 2 – Материалы портфолио обучающихся 2, 3, 4 классов

МАОУ «СОШ № 21» г. Миасса. Проектные работы обучающихся 2-3 классов

















Рисунок 3 – Материалы портфолио обучающихся 2, 3, 4 классов

МАОУ «СОШ № 21» г. Миасса. Проекты и творческие работы обучающихся


















Рисунок 4 – Материалы портфолио обучающихся 2, 3, 4 классов

МАОУ «СОШ № 21» г. Миасса. Раздаточные материалы







































Рисунок 5 – Материалы портфолио обучающихся 2, 3, 4 классов

МАОУ «СОШ № 21» г. Миасса. Контрольные работы обучающихся































Рисунок – 6 Материалы портфолио обучающихся 2, 3, 4 классов

МАОУ «СОШ № 21» г. Миасса. Таблицы самооценки и карточки оценки достижений учащихся 3 класса




Рисунок 7 – Материалы портфолио обучающихся 2, 3, 4 классов

МАОУ «СОШ № 21» г. Миасса. Сертификаты достижений

















Приложение 2



Конкурс «My Language Portfolio»

Положение о выставке-конкурсе для учащихся 2, 3 классов «My Language Portfolio» («Моё языковое портфолио»)



1. Общие положения

    1. Организатором конкурса является МАОУ «СОШ № 21» г. Миасс.

    2. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения конкурса.

    3. В конкурсе могут принять участие обучающиеся МАОУ «СОШ № 21» г. Миасс 2, 3 класса (учащиеся начальной школы, у которых в наличии есть языковое портфолио по предмету «Английский язык»).

  1. Цели и задачи конкурса

Целями конкурса являются выявление, поддержка и поощрение талантливых детей, увлекающихся иностранным языком.

Задачи:

- предоставление возможности творческой реализации;

- систематизация и углубление знаний по английскому языку;

- повышение культурной компетенции;

- создание банка материалов в помощь обучающимся.

3. Содержание конкурса

Обучающиеся предоставляют на конкурс свои языковые портфолио по иностранному языку. Среди работ выбирается лучшая из параллели. Она награждается дипломом «Супер-портфолио».

Предоставленные участниками работы могут быть награждены грамотами по номинациям:

- Образцовое портфолио

- Профессиональное портфолио

- Самое креативное портфолио

- Самое уникальное портфолио

Каждая работа должна сопровождаться краткой пояснительной запиской, в которой приводится название работы и ее образовательная ценность. Здесь же должны быть обозначены Ф.И. автора, класс.

4. Сроки проведения конкурса

4.1. Конкурс проводится в марте.

4.2. Работы принимаются учителем английского языка Кожевниковой С.С.

4.3. Итоги конкурса объявляются в мае.

5. Порядок организации и проведения конкурса

5.1. На конкурс принимаются работы учащихся МАОУ «СОШ № 21» г. Миасс

5.2. Для участия в конкурсе каждый претендент должен не позднее оговоренного срока привести в порядок портфолио и передать его учителю Кожевниковой С.С.

5.3. Претенденту может быть отказано вправе участвовать в конкурсе, если работа на участие в конкурсе подана позже установленного срока.

5.4. Решение о выявлении победителей выносит конкурсная комиссия, в состав которой входят педагоги МАОУ «СОШ № 21» г. Миасс.

5.5. Участие в конкурсе бесплатное.

5.6. Предоставленные на конкурс работы возвращаются, но не рецензируются.

6. Критерии оценки работ

  1. Оригинальность замысла и исполнения;

  2. Качество исполнения;

  3. Объем и правильность предоставленной информации;

  4. Грамматическая и лексическая грамотность;

  5. Общее впечатление от работы.

  6. Награды и поощрения

По результатам проверки выявляется победитель. В каждой номинации выявляются призеры. Победитель и призеры конкурса награждаются грамотами и призами. Все участники получают сертификат для пополнения портфолио.














Приложение 3