ПОРТФОЛИО, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Учитель начальных классов: Овчинникова О.В
- С 1 сентября 2011 года все общеобразовательные учреждения РФ начали работать по новому Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования. Новый стандарт устанавливает совокупность требований к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования
- УУД - это система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности.
Система оценивания результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования включает разнообразные методы. Одним из оптимальных методов получения интегральных оценок является портфолио . Портфолио позволяет отследить результаты усилий, затраченных ребёнком в различных видах деятельности на протяжении определённого времени (в данном случае – период обучения в начальной школе), осуществлять контроль динамики развития и формирования индивидуальных способностей каждого ребёнка.
Портфолио ученика:
- является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
- реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий;
- позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов;
- предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
Портфолио представляет собой комплект печатных материалов формата А4, в который входят материалы, представляющие достижения учащегося.
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио .
Портфолио – портфель, который представляет собой комплект материалов, в который входят материалы, представляющие достижения учащегося.
Портфолио как инновационный продукт носит системный характер. В образовательном процессе начальной школы он используется как:
-процессуальный способ фиксирования достижений учащихся;
-копилка полезной информации;
-наглядные доказательства образовательной деятельности ученика;
-повод для «встречи» школьника, учителя и родителя
Портфолио как инновационный продукт носит системный характер. В образовательном процессе начальной школы он используется как:
- процессуальный способ фиксирования достижений учащихся;
- копилка полезной информации;
- наглядные доказательства образовательной деятельности ученика;
- повод для «встречи» школьника, учителя и родителя.
Портфолио – портфель, который представляет собой комплект материалов, в который входят материалы, представляющие достижения учащегося
Преимущества Портфолио как метода оценивания достижений учащихся:
- сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия);
- учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление – рефлексия;
- позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали.
Цель портфолио –
- отслеживание, учет, оценивание индивидуальных достижений;
- активизация разноплановой деятельности, повышение образовательной активности;
- прогнозирование траектории личностного развития ребенка;
- индивидуализация образования.
Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:
- создание для каждого ребёнка ситуации успеха;
- повышение учебной мотивации;
- поощрение активности и самостоятельности;
- развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности;
- формирование умения учиться;
- содействие индивидуализации образования
Основные функции потфолио
- диагностическая;
- содержательная;
- развивающая;
- мотивационная;
- рейтинговая
Преимущества портфолио как метода оценивания достижений учащихся
- - сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия);
- - учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление – рефлексия;
- - позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали.
- Работая с портфолио, школьник:
- - формирует навык самоконтроля и самооценки;
- - видеть своё продвижение.
- Учитель:
- - наглядно видит процесс формирования предметного знания у детей, обеспечивает своевременную и целенаправленную коррекцию;
- - делает отметку содержательной и для ученика и для родителей;
- - делать оценку работы оптимистичной.
Состав портфолио
- подборки работ, демонстрирующие нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней творчества, рефлексии;
- систематизированные материалы текущей оценки;
- материалы итогового тестирования и/или результаты выполнения итоговых комплексных работ. В портфолио могут быть включены и иные материалы внеурочной деятельности.
Как выглядит портфолио ученика начальной школы?
- Единых жёстких требований (государственного образца) к структуре портфолио на данный момент не существует. И это радует! Ведь работа над портфолио — хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Поэтому к созданию портфолио каждый учитель подходит творчески, учитывая особенности учеников класса.
РАЗДЕЛ "МОЙ МИР"
Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка.
- «Это я!»
- «Я иду во второй класс»
- "Мое имя" - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.
- «Моё дерево желаний»
- "Мои увлечения" - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.
- «Моё первое школьное лето»
- "Моя семья" - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.
- "Мой город" - рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы Важно чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).
- " Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
- "Моя школа" - рассказ о школе и о педагогах.
- "Мои любимые школьные предметы" - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу "мне нравится..., потому что...".
- "Школьные предметы" . При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.
РАЗДЕЛ "МОЙ МИР"
РАЗДЕЛ "МОЯ УЧЁБА" В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.
- Предметное страницы в портфолио - это целенаправленная коллекция работ учащегося по определенному предмету, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях.
- Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
- Реализация компетентного подхода в образовании направлена на изменение целей, содержания обучения, а также технологий организации подходов к оценке образовательных результатов обучающихся в
процессе промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
ПОРТФОЛИО МОЖЕТ ВКЛЮЧАТЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ
РАЗДЕЛ "МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА"
Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности. Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике… Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.
РАЗДЕЛ "МОЁ ТВОРЧЕСТВО" В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось. Хорошо бы дополнить это сообщение фотографией. Если событие освещалось в СМИ или Интернете - надо найти эту информацию. Если проводилось Интернет-порталом, сделать распечатку тематической странички.
РАЗДЕЛ "МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ" В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления .
РАЗДЕЛ "МОИ ДОСТИЖЕНИЯ" Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке .
РАЗДЕЛ "ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ"
Ничто так не повышает самооценку ребенка, как положительная оценка педагогом его стараний. Например: "Принял активное участие в подготовке к внеклассному мероприятию "Цена Победы". Выучил и великолепно рассказал стихотворение. Самостоятельно подготовил стенгазету, при этом привлек к оформлению своих товарищей."
РАЗДЕЛ "РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ"
- В начале нового учебного года необходимо внимательно изучить портфолио, проанализировать собранный в нем материал. При переходе в старший класс содержимое всех разделов надо полностью обновить. Менее значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в отдельную папку), а то, что представляет большую ценность, размещается в специальном разделе. Его можно озаглавить «РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ»
- .
Одной из основных целей составления портфолио ученика начальной школы является установка тесного сотрудничества между родителями, педагогом и ребенком.
Ученики младших классов, которые впервые оформляют портфолио, не смогут обойтись без помощи родителей. Но помощь должна заключатся в постоянном побуждении ребенка проявлять инициативу и самостоятельность в заполнении данных. Таким образом, он сможет производить оценку своих достижений и возможностей, а так же формировать личное отношение к полученным результатам.
Ребенок, ощущая на себе груз ответственности, будет самостоятельно работать с портфолио, производить оценку результатов. Он сможет развивать коммуникабельность, потому что портфолио требует общения и консультаций с родителями и педагогами.
Портфолио помогает ребенку развивать уравновешенный взгляд на себя, свои достоинства и на свои цели.
Роль учителя в работе со школьным портфолио так же нельзя недооценивать. Это серьезный труд.
Педагог обязан объяснять правила ведения и заполнения портфолио, производить своевременную оценку заполнений всех разделов. На плечи классных руководителей ложатся такие обязанности как подготовка выставок, конкурсов, которые позволят ученикам проявить себя. Они помогают ученикам принимать участие в разных сферах деятельности.
Все это помогает формироваться личности ребенка.
Основные усилия в образовательном процессе направляются на развитие у учеников способностей, которые помогут ему полностью реализоваться и стать успешным человеком.
Главное — это то, что портфолио не несет идеи соперничества между детьми, а помогает каждому индивидуально развивать свои таланты.
Желаю всем творческих успехов в создании такого средства развития универсальных учебных действий как портфолио в ваших классных коллективах, т.к. реализация Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения является неотъемлемой частью современного урока.