Муниципальное общеобразовательное
автономное учреждение Лицей
ПОРТФОЛИО
Романенко Татьяны Викторовны
учителя начальных классов
для участия в городском конкурсе
«Лучший педагог года»
Номинация: «Лучший классный руководитель»
г.Зея
2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Заявка на участие в конкурсе | 3 |
Представление-характеристика администрации МОАУ Лицей | |
Описание опыта работы, его результативность, эффективность | 4 |
Методические разработки | |
Активность обучающихся класса в мероприятиях различного уровня за 2021 год | 13 |
Личные достижения педагогического работника за 2021 год, характеризующие его как классного руководителя | 28 |
В оргкомитет
городского конкурса
«Лучший педагог года»
заявление
Я, Романенко Татьяна Викторовна, учитель начальных классов Муниципального общеобразовательного автономного учреждения Лицей, даю согласие на участие в городском конкурсе «Лучший педагог года» в номинации «Лучший классный руководитель» и внесение сведений в базу данных об участниках Конкурса, а также использование в некоммерческих целях для размещения в Интернете, буклетах и периодических изданиях с возможностью редакторской обработки.
10 декабря 2021 г. ________________________ Романенко Т.В.
Описание опыта работы педагога, как классного руководителя, его результативность и эффективность
Настоящий учитель — не тот, кто тебя постоянно воспитывает,
а тот, кто помогает тебе стать самим собой.
(Михаил Аркадьевич Светлов)
Ребенок — это уникальный, неповторимый мир детства. Учитель, особенно учитель начальных классов, не должен быть только учителем, преподающим учебные предметы. Он должен быть хранителем детства, помощником ребенка в становлении его возможностей, способностей.
В федеральном законе «Об образовании» сказано: образование предполагает не только формирование знаний умений и навыков, а, прежде всего, воспитание, развитие личности, её социализацию. Поэтому важным условием качественного образования является создание системы воспитательной работы с классом.
Мой стаж работы учителем начальных классов и классным руководителем – 27 лет. За это время мною создан и обобщён большой материал по воспитательной работе в классе. Мою воспитательную работу можно систематизировать по нескольким направлениям:
1. Психолого-педагогическая диагностика.
2. Родительские собрания.
3. Работа по сплочению коллектива класса.
4. Дисциплина в классе.
5. Самоуправление в классе.
6. Планирование мероприятий.
7. Работа с родителями.
1. Начинаю работу с классом с проведения психолого-педагогических исследований. Психолого-педагогическая диагностика направлена на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.
В начале года необходимо составить социальный паспорт класса. На первом родительском собрании провожу анкетирование, которое позволяет определить цели и задачи дальнейшей работы. Изучив психологические особенности моих учеников, вырабатываю ряд рекомендаций по работе с трудными и проблемными детьми. Составляя план работы с классом, продумываю на основании анкетирования консультации с родителями, индивидуальную работу с учащимися.
На втором этапе диагностических исследований изучаю развитие личности обучающегося. Начинаю диагностику с составления карты наблюдений, использую методики: диагностика уровня нравственной самооценки (методика Н.Е. Богуславской); комплексная методика анализа и оценки уровня воспитанности учащихся (методика М.И.Шиловой); анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм по Э. Турнелю в модификации Е.А Кургановой и О.А. Карабановой); диагностика личностного роста (опросник Степанова П.В. и Григорьева Д.В.), диагностика школьной мотивации (анкета Н.М. Лускановой). По результатам диагностики были выявлены группы обучающихся с проблемами. Совместно с психологом был разработан план занятий по устранению данных проблем. В конце года будет проведена повторная диагностика с целью выявления положительной или отрицательной динамики развития детей «группы-риска». Подобранная методика диагностик и работа по ней позволяют проследить развитие и становление обучающихся как личностей, владеть психологической ситуацией в классе, определять перспективы дальнейшего развития, методы взаимодействия с различными группами учащихся и отдельными учениками.
2. Изучение детей и коллектива проводится не только с помощью специальных психологических методик, но и путем индивидуальных бесед, наблюдений, бесед с родителями, учителями. Также в начале учебного года на первом родительском собрании провожу опрос-анкетирование, где прошу подумать и записать темы будущих родительских собраний, которые интересуют. Часто родители просят провести мастер-класс по выполнению домашнего задания, выделению орфограмм, решению задач и т.д. Такие собрания стали традиционными в моих классах. Родители выступают в роли детей, провожу 3 урока по 20 минут: обучение грамоте, русский язык, математика. Пример данного собрания можно посмотреть на персональном сайте и персональной страничке МОАУ Лицей: http://multiurok.ru/borisovat/lentahttp://zeya-liceum.ru/shkola/79-metodicheskaya-kopilka/borisova-tatyana-viktorovna
3. В 2021-2022 годах являюсь классным руководителем 2А класса. Воспитательная работа направлена на формирование основ культуры общения и построение межличностных отношений, на развитие познавательной активности обучающихся творческой индивидуальности каждого ребенка, поэтому мною была выбрана программа воспитания «Я и окружающий мир». Цель программы: формирование гармоничной личности, умеющей жить в коллективе, на основе исторических и культурных традиций семьи, Лицея, города. При планировании воспитательной работы с классом затронуты такие моменты, как сплочение классного коллектива; привитие навыков культуры поведения в классе, школе, общественных местах; воспитание чувства товарищества, дружбы, взаимопомощи; развитие трудовых навыков, самостоятельности, ответственности, дисциплинированности и т.д. Говоря о степени сплоченности, единстве класса, следует отметить, что класс дружен, однако работать в направлении дальнейшего сплочения классного коллектива необходимо. Результаты анкеты на изучение уровня сплоченности классного коллектива представлены ниже.
Утверждение | Кол-во чел. |
1.Наш класс очень дружный | 25 |
2. Наш класс дружный | 4 |
3. В классе нет ссор, но каждый существует сам по себе | 3 |
4. В классе бывают ссоры, но конфликтным его не назовёшь. | 7 |
5. Наш класс недружный, мы часто ссоримся. | 2 |
6. Наш класс недружный, в нём трудно учиться. | 0 |
Из представленной таблицы видно, что большинство ребят считают, что класс дружный, однако есть и те, кто не согласен с этим утверждением, а, следовательно, поэтому продолжена работа по сплочению коллектива.
4. Одной из трудностей в классном коллективе является дисциплина, так как многие обучающиеся активны, обладают ярко выраженными лидерскими качествами. Единственными или младшими детьми в семье являются 33% обучающихся класса, что тоже накладывает отпечаток на характер взаимоотношений с окружающими. Именно по этой причине была запланирована и проведена серия занятий по пособию В.Н.Романюта «Учим детей общаться», А.И. Шемшуриной «Этическая грамматика в начальных классах».
Ниже представлены результаты анкетирования. Диагностика проводилась в мае 2021 и ноябре 2021 года.
Утверждение | май | ноябрь |
Кол-во чел. | В % | Кол-во чел. | В % |
1. В нашем классе часто нарушается дисциплина | 20 | 58% | 10 | 31% |
2. Я часто нарушаю дисциплину | 15 | 44% | 7 | 21% |
3. Я не боюсь сделать замечание нарушителю дисциплины | 14 | 41% | 20 | 58% |
4. Считаю, что дисциплина, по сравнению с прошлым годом стала лучше | 20 | 58% | 24 | 75 % |
Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод о положительной динамике уровня дисциплинированности обучающихся. Об этом же свидетельствуют и результаты педагогического наблюдения. Например, со 2 класса двое постоянных нарушителей дисциплины были задействованы в различных кружках и получили поручения по организации игр на перемене. Это помогло им понять, что дисциплина очень важна для того, чтобы услышать друг друга.
Диагностика уровня воспитанности по методике М.И.Шиловой
Уровень воспитанности | Май -2021 (в классе 34 чел.) | Октябрь -2021 (в классе 32 чел.) |
Высокий | 9 чел. | 15 чел. |
Хороший | 23 чел. | 17 чел. |
Низкий | 2 чел. | |
Вывод: прослеживается положительная динамика по формированию уровня воспитанности у обучающихся.
5. Классный коллектив является основной социальной средой, в которой воспитываются способности личности. Самоуправление в классе – способ организации его жизни, путь к преобразованию группы учащихся в коллектив.
Решая вопрос о создании органов классного самоуправления, я ставила перед собой следующую цель: создать условия для привлечения каждого ребёнка к участию в общественной жизни, повышения социальной активности, творческого потенциала детей.
Основу данного самоуправления составляют творческие группы – секторы, которые решают все важнейшие вопросы жизнедеятельности класса. Их в классе 4: учебный сектор, книжный сектор, трудовой сектор, санитары.
В классе все ребята охвачены поручениями с учетом их интересов, а это способствует развитию активности, инициативы и деловитости. Деятельность секторов координирует Совет класса, куда входят командир класса, заместитель командира класса, представители всех секторов.
При такой организации воспитательной деятельности повышается активность ребят, ответственность за порученное дело, а я вношу коррективы в воспитательный процесс с целью формирования коммуникативных навыков, организаторских способностей. Совет класса помогает в организации различных классных мероприятий, обеспечивает участие класса во всех общешкольных мероприятиях.
6. Внеклассная деятельность направлена на развитие социально-адаптированной личности обучающегося, способной к самореализации и саморазвитию. С целью воспитания у обучающихся желания общаться, дружить друг с другом и устраивать праздники для близких людей проводились «День именинников», «Концерт для милых мам», «А, ну-ка, девочки!», «Рыцарский турнир», тренинг «Умение владеть собой» , классный час «Кто обзывается – тот сам так называется», классный час «Помоги другу ласковым словом», конкурсы («Литературная викторина», «Знатоки русского языка», «Эрудит»), игры. Обучающиеся моего класса участвуют в конкурсах, проводимых Российским движением школьников: «Почта радости», «Спектакль для мам» («Театр живого действия»). Из-за распространения новой короновирусной инфекции в этом году нельзя проводить массовые мероприятия. Чтобы порадовать детей и их родителей, готовим с обучающимися онлайн-поздравления.
С целью формирования осознанного подхода к дисциплине и правилам поведения в школе для обучающихся проводятся беседы о правилах поведения в школе и на уроках, в столовой и во время экскурсий. Большое внимание уделялось профилактике дорожно-транспортного травматизма, правилам поведения в общественных местах. Проводятся игры, викторины, классные часы, беседы по ПДД. Совместно с учителем начальных классов Раздобудко Е.Г. разработали игру «Безопасный экзамен», которая направлена на формирование правил дорожного движения у обучающихся начальной школы. В сентябре 2021 года обучающиеся принимали участие в областном конкурсе «У светофора каникул нет», на который были представлены три лепбука, видео ролик.
В классе проводится работа по формированию здорового образа жизни через систему оздоровительных мероприятий. С этой целью были проведены поход, подвижные игры на воздухе, тренинг «Как не заболеть», классный час «Если хочешь быть здоров…», беседы со школьным фельдшером. Благодаря классным часам по этикету, ребята научились, как вести себя за столом, как правильно встречать гостей, как вести в общественных местах.
В работе с классным коллективом особое внимание уделяю нравственному воспитанию учащихся. Деятельность по нравственному воспитанию включала работу по воспитанию нравственных качеств личности, формированию нравственных отношений. Классные часы «Без друзей меня чуть-чуть…», «Быть добрым – это …», анализ педагогических ситуаций в классе, участие в Неделе Толерантности, стиль общения и отношений, создаваемых в классе, способствовали решению поставленных задач. Была проведена диагностика уровня нравственной самооценки (методика Н.Е. Богуславской);
По итогам данной методики можно сделать вывод, что дети, стали лучше понимать значение таких слов как «зло», «мужество», «счастье», «милосердие», научились приводить примеры.
7. Родители поддерживают тесный контакт с учителем: интересуются жизнью класса, успеваемостью и поведением своих детей, оказывают помощь учителю в организации внеклассных мероприятий. Провела экспресс-диагностику «Характер родительского отношения», цель которой понимание характера психологического климата в семье у обучающегося, который непосредственно влияет на его психологическое состояние. Анализ анкеты показал, что у родителей не возникает серьезных проблем в общении с собственным ребенком, демонстрируют психологическую компетентность во взаимоотношениях. Преобладают так называемые симбиотические отношения. Совместно с родителями были организованы и проведены следующие мероприятия: поход на озеро Лунгинское, «Праздничный концерт к Дню Матери», посещение краеведческого музея, виртуальные экскурсии «Мир профессий». Одна из мам показала мастер-класс для девочек, а потом и для мальчиков по изготовлению подарков своими руками к праздникам День защитника Отечества и Международному женскому дню. Традиция нашего класса – походы два раза в год на озеро Лунгинское. Были проведены родительские собрания по темам, предложенными родителями. Посещаемость родительских собраний высокая, каждый родитель желает знать об успехах своего ребенка и его жизни в классном коллективе.
Количество обучающихся, участвующих в общественной жизни Лицея, значительно увеличилось с 48% до 68%. Принимаем активное участие в социальных акциях: «Милосердие», «Дети – детям», «Подарок ветерану», «Покорми птиц!», Декаде пожилых людей, буккроссинге, а также – в городских акциях по сбору макулатуры, пластиковых крышечек, ёлочных игрушек для городской новогодней ёлки. Тесно сотрудничаем с представителями Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России. Вместе с представителями Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России на классных часах для учащихся начальной школы проводят беседы на различные темы.
Особое внимание уделяю детям с «особым поведением». Стараюсь вовлекать их в разные классные и школьные мероприятия. В данном классе есть такой ученик. Я заметила, что ребёнок плохо говорит, теряется, не имеет друзей, старается быть незамеченным. После беседы с мамой выяснилось, что мальчик и дома такой. Я стала вовлекать его в разные сферы деятельности, он стал посещать с нами различные мероприятия. В конце 1 класса этот мальчик раскрылся; он уже не боялся говорить, читал стихи, выступал на мероприятиях, участвовал в играх и конкурсах. Дети стали с ним дружить, у него появился друг.
Обучающиеся моих классов посещают различные кружки как в Лицее, так и в других организациях. Способствую получению дополнительного образования обучающихся Лицея через систему внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Веду творческие объединения и кружки:
Название кружков | 1 класс (2021гг.) % обучающихся | 2 класс (2021-2022 гг.) % обучающихся |
«Секреты и диковинки окружающего мира» | 60 | |
«Удивительное рядом» | | 82 |
«Юный пешеход» | 100 | |
«Мы – пешеходы» | | 100 |
«Развиваемся, играя!» | 100 | 100 |
«Развиваем математическую грамотность» | 82 | 82 |
Такая система воспитательной работы даёт положительные результаты. Обучающиеся принимают активное участие в жизни класса и Лицея.
Моя система работы как классного руководителя, направленная на формирование гармоничной личности, умеющей жить в коллективе, на основе исторических и культурных традиций семьи, Лицея, города вряд ли представляет собой что-то новое, это скорее свой взгляд на работу классного руководителя, основанный на личном опыте и интуиции. Но в одно я верю свято: ребенок только тогда научится любить Родину, хранить ее традиции, ценить ее богатства и отстаивать свою гражданскую позицию, когда увидит, как это делаешь ты, учитель. Потому что тогда он будет с этим соприкасаться, и слова перестанут быть только звуком. Они обретут смысл, образ, живую реальность. Это и есть воспитание. Это и есть роль классного руководителя.
Классный руководитель Т.В.Романенко
Активность обучающихся класса
в мероприятиях различного уровня за 2021 год
Месяц | Мероприятие | Уровень | Результат |
Февраль | За участие в Пятой Общероссийской акции «Дарите книгу с любовью» | Муниципальный | Благодарность |
Март | За участие в концерте, посвященному Международному женскому дню | Школьный | Благодарность |
Апрель | За участие в конкурсе рисунков «Борьба с пластиковым загрязнением» в номинации «Я вижу, пластик наносит вред» | Муниципальный (Управление Роспотребнадзора по Амурской области» | Благодарность |
Апрель | Конкурс рисунков «Зелёная планета глазами детей» «Близкий и далёкий космос» | Муниципальный этап областного конкурса | Диплом за 1 место |
Апрель | Российское движение школьников «Почта Радости» | Всероссийский | Участие |
Апрель | Конкурс рисунков «Правила дорожного движения глазами детей» | Муниципальный этап областного конкурса | Диплом за 3 место |
Апрель | Участие в мероприятиях и акциях | Российское движение школьников | Благодарность |
Май | Конкурс «Птички из печки» (заповедник) | Муниципальный | Диплом 3 степени |
Май | За участие в конкурсе рисунком «Мир, Труд, Май – глазами детей» | Региональный (Депутат Законодательного собрания Амурской области» | Сертификат |
Май | Конкурс рисунков «Дальневосточный леопард – 2022» | Межмуниципальный этап Дальневосточного конкурса | Диплом |
Май | Конкурс фотографий «Мой питомец-фотомодель» | Муниципальный | Диплом |
Сентябрь | Областная акция «У светофора каникул нет» | Региональный | Сертификат |
Сентябрь | Фото флэш-моб «ПервоКлассНый Я» | Школьный | Благодарность |
Сентябрь | Фото флэш-моб «Моё счастливое детство» | Школьный | Благодарность |
Сентябрь | Городская акция «Соберём детей в школу» | Школьный | Благодарность |
Октябрь | Концерт к Дню Матери | Школьный | Благодарственное письмо |
Октябрь | Городская экологическая акция по сбору пластика | Школьный | Грамота за 2 место |
Октябрь | Конкурс «Самое креативное фото с учителем» | Школьный | Благодарность |
Октябрь | Конкурс фотографий «Золотой возраст» в номинации «По жизни – вместе..» | Муниципальный | Диплом за 1 место |
Октябрь | Конкурс фотографий «Золотой возраст» в номинации «Душевный портрет» | Школьный | Диплом 2 место |
Ноябрь | Фото флеш-моб «Моя мама мастерица», приуроченном к празднованию Дня матери | Школьный | Благодарность |
Ноябрь | Фото флэш-моб «Папа вам не мама! С папой можно всё!», приуроченном к празднованию Дню отца | Международный | Участие |
Ноябрь | Творческий конкурс «Престиж» в номинации «Космос» | Международный | Диплом победителя |
Ноябрь | Творческий конкурс «Престиж» в номинации «Земля – наш общий дом» | Международный | Диплом победителя |
Ноябрь | Российское движение школьников «Спектакль для мам» «Театр живого действия» | Всероссийский | Итоги будут подведены 14 декабря |
Декабрь | Творческий конкурс «Дерево добрых дел» в номинации «Царь-дерево» | Муниципальный | Диплом за 2 место |
Декабрь | Творческий конкурс «Дерево добрых дел» в номинации «Доброе сердце»» (коллективная работа) | Муниципальный | Диплом за 2 место |
Декабрь | Творческий конкурс «Дерево добрых дел» в номинации «Приведи в порядок свою планету» | Муниципальный | Диплом за 3 место |
Декабрь | Творческий конкурс «Дерево добрых дел» | Муниципальный | Диплом за участие |
Декабрь | Благотворительная акция «Большая помощь маленькому другу» | Школьный | Благодарственное письмо |
Копии, подтверждающих документов обучающихся
Верно
И.о. директора МОАУ Лицей А.А.Чиненова
10.12.2021
Верно
И.о. директора МОАУ Лицей А.А.Чиненова
10.12.2021
Верно
И.о. директора МОАУ Лицей А.А.Чиненова
10.12.2021
Верно
И.о. директора МОАУ Лицей А.А.Чиненова
10.12.2021
Верно
И.о. директора МОАУ Лицей А.А.Чиненова
10.12.2021
Верно
И.о. директора МОАУ Лицей А.А.Чиненова
10.12.2021
Верно
И.о. директора МОАУ Лицей А.А.Чиненова
10.12.2021
Верно
И.о. директора МОАУ Лицей А.А.Чиненова
10.12.2021
Верно
И.о. директора МОАУ Лицей А.А.Чиненова
10.12.2021
Верно
И.о. директора МОАУ Лицей А.А.Чиненова
10.12.2021
Личные достижения педагогического работника, характеризующие его как классного руководителя за 2021 год
Благодарность за активное участие в конкурсных мероприятиях МБО ДО ДДТ «Ровесник» в 2020-2021 учебном году.
Благодарность от Федерального государственного бюджетного учреждения «Зейский государственный природный заповедник» за активное участие в конкурсных мероприятиях заповедника в 2021 году.
Справка-подтверждение о сотрудничестве с Зейской Государственной инспекцией по маломерным судам МЧС России.
Диплом куратора за подготовку победителя Международного творческого конкурса «Престиж» в номинации «Космос».
Диплом куратора за подготовку победителя Международного творческого конкурса «Престиж» в номинации «Животный мир».
Благодарность от Амурского регионального отделения Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» за активное участие в акциях и мероприятиях Российского движения школьников.
Транслирование педагогического опыта:
Форма | Тема | Уровень |
Родительское собрание в формате мастер-класса | «Как правильно оформлять домашнее задание по математике и письму в тетрадях» | http://zeya-liceum.ru/metod/2010-roditelskoe-sobranie-dlya-pervoklassnikov.html |
Российское движение школьников «Спектакль для мам» | Театр живого действия | https://vk.com/video657052063_456239017 |
Офлайн занятия для пришкольного лагеря | «Развивайка» (6 занятий плюс видео) | http://zeya-liceum.ru/metod/2267-seriya-urokov-razvivayka.html |
Портфолио | Описание опыта работы классного руководителя, его результативность, эффективность | http://zeya-liceum.ru/metod/2266-portfolio-romanenko-tatyany-viktorovny.html |
Верно
И.о. директора МОАУ Лицей А.А.Чиненова
10.12.2021
Верно
И.о. директора МОАУ Лицей А.А.Чиненова
10.12.2021
Верно
И.о. директора МОАУ Лицей А.А.Чиненова
10.12.2021
Так мы отдыхаем!
Верно
И.о. директора МОАУ Лицей А.А.Чиненова
10.12.2021
Так мы познаём окружающий мир!
Верно
И.о. директора МОАУ Лицей А.А.Чиненова
10.12.2021