Технология языкового портфеля на уроках иностранного языка создает возможность неформального оценивания образовательных достижений учащихся, повышает их мотивацию в совершенствовании предметных и надпредметных навыков.
Языковой портфель понимается нами как собрание рабочих материалов, выполненных в школе и дома, которые представляют тот или иной результат учебной деятельности по овладению иностранным языком, дающий возможность проанализировать и оценить достижения, наметить динамику. Это инструмент оценки и самооценки познавательного и творческого труда ученика. К некоторым современным учебникам (Sportlight, Fairyland) языковые портфели прилагаются, их можно также самостоятельно создавать и применять к каждому учебному курсу.
Рассмотрим создание языкового портфеля на примере УМК «Enjoy English» Биболетовой М.З. и др. Во втором классе учащиеся только приступают к изучению языка, прикасаются к особенностям его фонетической, лексической и грамматической системам. Именно на этом этапе особенно важной представляется способность заинтересовать, мотивировать на дальнейшее изучение языка. Одновременно нужно научить преодолевать препятствия, осознавать свои ошибки и недочеты.
Для решения этой задачи из всего многообразия типов портфолио для своих учащихся мы выбрати тип «портфолио процесса». Он позволяет показать весь процесс обучения за год в целом и достижение прогресса, включает в себя дневники самоанализа, помогает наметить перспективы. Кроме того, задания содержат условную систему обозначений, позволяющую ученику самостоятельно оценить выполненную работу: круг, закрашенный красным цветом – очень хорошо, зеленым – хорошо, синим – не очень хорошо.
Предлагаем некоторые варианты заданий для наполнения языкового портфеля во втором классе. Пройдено несколько вводных занятий, ребята научились знакомиться и представляться. Третий и четвертый урок посвящен числительными первого десятка. После закрепления материала учащиеся получают задание – Сосчитать предметы на английском языке и соединить их линиями с нужными цифрами и английскими словами, раскрасить соответствующие картинки. Следующие четыре урока – знакомство с конструкцией can (cannot), учимся рассказывать о себе по речевому образцу, задавать вопрос Can you…? и отвечать на него. По итогам занятий ребятам предлагается задание – Посмотри. Прочитай и найди соответствие между картинками и предложениями: I can't climb, I can't run, I can't sing, I can't jump. Более сильным учащимся дается дополнительное задание: Что из этого ты можешь/не можешь делать? Посмотри еще раз на картинки и напиши. Познакомились с названиями некоторых школьных принадлежностей (a pen, a pencil, a book, a pencil box, a bag, a text book, a workbook, a rubber) – выполняем работу на их отличие от названий игрушек. Изучили цвета – раскрашиваем солнечную полянку с радугой по английским названиям цветов: red, orange, yellow, green, blue, violet. Научились рассказывать о том, что имеешь, по речевому образцу I have got , повторили предыдущий материал – заполняем с помощью учителя красочно оформленный титульный лист: My language portfolio: Hi! My name is_____. I am (возраст)_____________. I have got a _______. I can ____ and _____. I cannot ___ and ___.
Помимо предложенных выполняются и другие задания на развитие умений аудирования, говорения, чтения и письма.
В конце четверти ребята заполняют таблицу самоанализа Я знаю, я могу, в которой отмечают приобретенные умения и навыки.
Таблицу анализирует учитель, вносит коррективы: что было выполнено хорошо, что не очень и почему, дает рекомендации. Аналогичная работа проводится на протяжении других четвертей.
Все работы каждого ученика хранятся в отдельной папке, самые удачные представляются классу на заключительном занятии.
Таким образом, применение технологии языкового портфеля помогает усилить практическую ориентацию образования, сделать изучаемый материал личностно значимым, развить навык самостоятельной работы, усилить индивидуализацию и дифференциацию образовательного процесса, развить навык рефлексии. На начальном этапе обучения портфолио является средством повышения интереса к изучению языка, представляя собой некую копилку положительного опыта и радостных моментов в обучении.