СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Портфолио обучающегося основной школы в условия введения ФГОС ООО

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное Положение - один из возможных вариантов организации работы над портфолио ученика уровня основного общего образования

Просмотр содержимого документа
«Портфолио обучающегося основной школы в условия введения ФГОС ООО»

Принято

на заседании педагогического совета

МБОУ «Средняя школа № 18»

от 06.11.2015 года, протокол № 3.


УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

МБОУ «Средняя школа № 18»

от 06.11.2015 № 461-п



Положение

о портфолио обучающегося основной школы

в условиях введения ФГОС ООО

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя школа № 18»


  1. Общие положения


1.1. Настоящее Положение о портфолио обучающегося основной школы в условиях введения ФГОС ООО Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя школа № 18» (далее – Положение) разработано в рамках реализации ФГОС ООО с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения, личностного и профессионального самоопределения обучающихся, формирования у них мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации.

1.2. Положение определяет порядок оценки деятельности учащихся по различным направлениям с помощью составления комплексного портфолио.

1.3. «Портфель личных достижений» (далее портфолио) – это индивидуальная папка ученика, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной за учебный год и за весь период  его обучения в школе.

1.4. Портфолио ученика – это комплекс документов, представляющих совокупность индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая наряду с результатами экзаменов является составляющей рейтинга учащихся.

1.5. Портфолио является основанием для составления рейтингов выпускников основной и средней школы.

1.6. На уровне основной школы портфолио служит для сбора информации об образовательных достижениях обучающегося в различных видах деятельности (учебно-познавательной, трудовой, творческой, общественной и т.д.); для повышения образовательной и общественной активности школьников, уровня осознания ими своих целей, потребностей, возможностей, личностных качеств; для определения дальнейшего профиля обучения.


2. Цели и задачи портфолио


2.1. Цель внедрения технологии портфолио – отслеживание, учёт и оценивание индивидуальных достижений учащихся, повышение образовательной активности школьников, создание индивидуального образовательного рейтинга обучающегося, в котором отражены реальные достижения каждого ученика, весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.

2. 2. Основными задачами применения портфолио являются:

  • создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

  • максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;

  • развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

  • формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;

  • формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;

  • приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями;

  • формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию;

  • содействие дальнейшей успешной социализации обучающегося.


3. Функции портфолио


3.1.Диагностическая — позволяет проследить личностный рост ребенка, формирование умения учиться, дает возможность узнать особенности эмоциональной жизни ученика и учитывать это в общении.

3.2.Контролирующая и оценивающая — оценка своих достижений в учебной деятельности – портфолио помогает ребенку осознать и зафиксировать свои успехи, проанализировать свой учебный опыт, задуматься над результатами своего труда.

3.3.Воспитательная — осознание в себе ученика, человека, ценностных ориентаций.

3.4.Функция творческого развития — позволяет проявить творческие способности.


4. Порядок формирования портфолио


4.1. Портфолио обучающегося основной школы является одной из составляющих «портрета» выпускника основной школы и играет важную роль при переходе в 10 класс для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.

4.2. Период составления портфолио 5 лет (5 - 9 классы).

4.3. Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое знакомство родителей (законных представителей) с его содержанием возлагается на классного руководителя, учителей-предметников.


5. Участники работы над портфолио и их функциональные обязанности


5.1. Участниками работы над портфолио являются учащиеся, их родители (законные представители), классный руководитель, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования и администрация школы.

5.2. Обязанности учащегося:

  • оформляет портфолио в соответствии с принятой в школе структурой;

  • все записи ведет аккуратно, самостоятельно и систематически.

5.3. Обязанности родителей (законных представителей):

  • помогают в оформлении портфолио;

  • осуществляют контроль за пополнением портфолио.

5.4. Обязанности классного руководителя:

  • является консультантом и помощником, в основе деятельности которого – сотрудничество, определение направленного поиска, обучение основам ведения портфолио;

  • организует воспитательную работу с учащимися, направленную на их личностное и профессиональное самоопределение;

  • осуществляет посредническую деятельность между обучающимися, учителями-предметниками и педагогами дополнительного образования;

  • осуществляет контроль пополнения учащимися портфолио;

  • оформляет итоговые документы на основании сертифицированных материалов, представленных в портфолио;

  • несёт ответственность за достоверность информации, представленной в итоговом документе.

5.5. Обязанности учителей-предметников, педагогов дополнительного образования:

  • поводят информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию портфолио;

  • предоставляют учащимся места деятельности для накопления материалов;

  • организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области;

  • разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету;

  • проводят экспертизу представленных работ по предмету и пишут рецензии, отзывы на учебные работы.

5.6. Обязанности администрации учебного заведения:

5.6.1. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:

  • организует работу и осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в образовательном процессе школы;

  • несёт ответственность за достоверность сведений, входящих в портфолио;

  • разрабатывает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение портфолио.

 5.6.2. Директор

  • утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение портфолио;

  • распределяет обязанности по данному направлению деятельности;

  • создает условия для мотивации педагогов к работе по новой системе оценивания и осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в практике работы школы.


6. Структура, содержание и оформление портфолио


6.1.Портфолио ученика имеет следующие разделы:

6.1.1. «Социально-личностное развитие ученика»: характеристика ученика, сведения о родителях, интересы и увлечения, классные поручения.

Заполняется в свободной форме. Ученик ежегодно проводит самоанализ собственных планов и итогов года, ставит цели и анализирует достижения.

6.1.2. «Учебно-познавательное развитие ученика»: достижения ученика в различных предметных областях, успехи в проектной и исследовательской деятельности, материалы и листы наблюдений, фиксирование достигнутых результатов, результаты стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предметам.

6.1.3. «Моё творчество»: творческие работы: рисунки, сказки, стихи.

Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось. При возможности дополнить это сообщение фотографией. Если событие освещалось в СМИ или Интернете - надо найти эту информацию. Если проводилось Интернет-порталом, сделать распечатку тематической странички.

6.1.4. «Физическое развитие ребенка»: фиксирование достигнутых результатов в спорте, участие в соревнованиях, спортивных конкурсах и т.д.

6.1.5. «Духовно-нравственное развитие ребенка»: участие в социальных акциях, конкурсах, проектах.

6.2.В состав портфолио каждого ребенка для характеристики сторон, связанных с учебной деятельностью, входит:

6.2.1. систематизированные материалы текущей оценки

  • отдельные листы наблюдений,

  • оценочные листы и материалы видео- и аудио- записей процессов выполнения отдельных видов работ, с результатами стартовой диагностики (на входе, в начале обучения) и результаты тематического тестирования; выборочные материалы самоанализа и самооценки учащихся.

6.2.2. материалы итогового тестирования и/или результаты выполнения итоговых работ.

Кроме того, в портфолио включаются и иные документы, характеризующие учащегося с точки зрения его внеурочной и досуговой деятельности. Совокупность этих материалов дает достаточно объективное, целостное и сбалансированное представление об основных достижениях конкретного ученика, его продвижении во всех наиболее значимых аспектах обучения в начальной школе.


7. Технология ведения портфолио


7.1. Портфолио оформляется в соответствии со структурой, указанной в  п. 4 настоящего Положения самим учеником в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях и/или в электронном виде.

7.2. При необходимости работа учащихся с портфолио сопровождается помощью взрослых: педагогов, родителей, классных руководителей, в ходе совместной работы которых устанавливаются отношения партнерства, сотрудничества. Это позволяет обучающимся  развивать самостоятельность, брать на себя контроль и ответственность.

7.3. Учащийся имеет право включать в портфолио дополнительные материалы, элементы оформления с учетом его индивидуальности.

7.4. При оформлении следует соблюдать следующие требования:

  • вести аккуратно и самостоятельно записи;

  • предоставлять достоверную информацию;

  • каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться и визироваться (кроме грамот, благодарностей) в течение года;

  • в конце учебного года ученик самостоятельно проводит  анализ личных достижений в различных видах деятельности и намечает планы действий с учетом имеющихся результатов.


8. Подведение итогов работы


8.1. Анализ работы над портфолио и исчисление итоговой оценки проводится классным руководителем.

8.2. Система оценивания достижений учащихся по материалам портфолио представлена в таблице в Приложении 2.

8.3. Оценка по каждому виду деятельности суммируется,  вносится в итоговый документ «Сводную итоговую ведомость», утверждается директором и заверяется печатью школы. Образец «Сводной итоговой ведомости» представлен в Приложении3..

8.4. По результатам оценки портфолио учащихся проводится годовой образовательный рейтинг, выявляются обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе, параллели, школе. Победители поощряются.































Приложение 1.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 18»

города Дзержинска Нижегородской области









ПОРТФОЛИО




Фамилия _______________________________________________________


Имя ___________________________________________________________


Отчество _______________________________________________________



Число, месяц, год рождения _______________________________________


Год начала работы над портфолио _________________________________



Классный руководитель___________________________________________

(Фамилия, имя, отчество) 



Приложение 2.

Оценка достижений учащихся по материалам портфолио

Показатели

Измерители

Результат - балл

Учебная деятельность

1 - 8 класс – средний балл годовых оценок

До 5

9 класс – результаты экзаменов и средний балл аттестата

До 5

10 класс - средний балл годовых оценок

До 5

11 класс – результаты ЕГЭ и средний балл аттестата

До 5

Олимпиады

Школьная:

Победитель

Призер

Участник


3

2

1

Муниципальная:

Победитель

Призер

Участник


5

4

3

Областная:

Победитель

Призер

Участник


7

6

5

Всероссийская:

Победитель

Призёр

Участник


9

8

7

Спортивные достижения.

Школьные соревнования:

Победитель

Призёр

Участник


3

2

1

Муниципальные соревнования, спартакиады:

Победитель

Призёр

Участник


5

4

3

Областные соревнования, спартакиады:

Победитель

Призер

Участник


7

6

5

Всероссийские соревнования, спартакиады:

Победитель

Призёр

Участник


9

8

7

Дополнительное образование.

Участие в кружках, секциях

2

Школьные конкурсы, фестивали, выставки:

Победитель

Призёр

Участник


3

2

1

Муниципальные конкурсы, фестивали, выставки:

Победитель

Призёр

Участник


5

4

3

Областные конкурсы, фестивали:

Победитель

Призёр

Участник


7

6

5

Школьные мероприятия, практики

Участие

Участвовал и стал призёром

Организация и проведение мероприятия

1

2

3



Приложение 3.

Сводная итоговая ведомость

_________________________________________________________________________________________


_________________________________________________________________________________________

(Фамилия, имя, отчество)

_________________________________________________________________________________________


_________________________________________________________________________________________

(полное название образовательного учреждения)


Класс_________


Показатели

Балл

1

Учебная деятельность


2

Достижения в олимпиадах, конкурсах


3

Спортивные достижения


4

Дополнительное образование


5

Участие в мероприятиях и практиках






ИТОГО:




Настоящий итоговый документ составлен на основании оригиналов официальных документов, представленных в портфолио.

Грамоты, дипломы, резюме и другие материалы представлены в приложении к итоговому документу.



Дата. Директор школы ________________________/_______________________

М.п.

Классный руководитель: _________________/________________________













Лист самооценки учебных достижений


категории

5 класс

6 класс


1ч.

2ч.

3ч.

4ч.

год

1ч.

2ч.

3ч.

4ч.

год

1.Классная работа выполнялась











всегда











регулярно











редко











2. Домашние задания выполнялись











всегда











регулярно











редко











3.Подготовка дополнительной литературы к урокам:











всегда











регулярно











редко











никогда











4.Отношение к учебе в целом











положительное











безразличное











негативное











5.Участие в работе класса на уроках:











постоянное











инициативное











регулярное











частое











редкое











6. Уровень познавательного интереса:











интерес проявляется часто











редко











почти никогда











7. Ответственность и самостоятельность в учебной деятельности











всегда самостоятелен











нуждается в сопровождении и помощи











самостоятельность проявляется редко











уклоняется от самостоятельности











8. Глубина усвоения материала:











воспроизводит с элементами собственного творчества











воспроизводит знания полностью











воспроизводит знания частично











9.Организация учебной деятельности:











готов к уроку самостоятельно











готов к уроку с напоминанием











не готов к уроку











10. Оформление работ











по всем требованиям











требования частично нарушены











аккуратно











грязно











11. Темп работы:











опережает темп работы класса с высоким качеством











опережает темп работы класса с недостаточным качеством











соответствует темпу урока











отстает от темпа урока











12. Понимание смысла учебной деятельности:











формирует цель учебной деятельности











формулирует цель с помощью учителя











не умеет формулировать цель











13.Умение организовывать и контролировать свою работу на уроке











всегда











иногда











редко











14. Взаимоотношения с товарищами











положительное











безразличное











негативное











15.Соблюдение норм и правил поведения:











отличное











хорошее











удовлетворительное











плохое











16. Общие учебные навыки усвоены











на высоко уровне











на среднем уровне











на среднем уровне











ниже среднего
























Лист общеучебных достижений

категории

5кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл

9 кл.


1 п/г

2 п/г

1 п/г

2 п/г

1 п/г

2 п/г

1 п/г

2 п/г

1 п/г

2 п/г

1.Классная работа выполнялась











всегда











регулярно











редко











2. Домашние задания выполнялись











всегда











регулярно











редко











3.Подготовка дополнительной литературы к урокам:











всегда











регулярно











редко











никогда











4.Отношение к учебе в целом











положительное











безразличное











негативное











5.Участие в работе класса на уроках:











постоянное











инициативное











регулярное











частое











редкое











6. Уровень познавательного интереса:











интерес проявляется часто











редко











почти никогда











7. Ответственность и самостоятельность в учебной деятельности











всегда самостоятелен











нуждается в сопровождении и помощи











самостоятельность проявляется редко











уклоняется от самостоятельности











8. Глубина усвоения материала:











воспроизводит с элементами собственного творчества











воспроизводит знания полностью











воспроизводит знания частично











9.Организация учебной деятельности:











готов к уроку самостоятельно











готов к уроку с напоминанием











не готов к уроку











10. Оформление работ











по всем требованиям











требования частично нарушены











аккуратно











грязно











11. Темп работы:











опережает темп работы класса с высоким качеством











опережает темп работы класса с недостаточным качеством











соответствует темпу урока











отстает от темпа урока











12. Понимание смысла учебной деятельности:











формирует цель учебной деятельности











формулирует цель с помощью учителя











не умеет формулировать цель











13.Умение организовывать и контролировать свою работу на уроке











всегда











иногда











редко











14. Взаимоотношения с товарищами











положительное











безразличное











негативное











15.Соблюдение норм и правил поведения:











отличное











хорошее











удовлетворительное











плохое











16. Общие учебные навыки усвоены











на высоко уровне











на среднем уровне











на среднем уровне











ниже среднего

















Приложение 4.

Ведомости участия в различных видах деятельности

Участие в олимпиадах

Название

Предмет

Уровень

Результат

Дата

Подпись









Участие в общественной жизни класса и школы

Название

Содержание

Уровень

Результат

Дата

Подпись









Достижения в системе дополнительного образования

и иных образовательных учреждениях

Название

Сфера учёбы

Учреждение

Результат

Дата

Подпись









Спортивные достижения

Название

Уровень

Результат

Дата

Подпись








Практики: трудовая, социальная, педагогическая

Название

Содержание

Учреждение

Результат

Дата

Подпись









Творческие работы, рефераты, проекты

Название

Область знаний

Количество страниц

Результат

Дата

Подпись





























Лист учебных достижений

по _________________________________

(наименование предмета)


Ученика(цы) 5__ класса

Ф.И. ______________________________________________


категории

5 класс

6 класс


1ч.

2ч.

3ч.

4ч.

год

1ч.

2ч.

3ч.

4ч.

год

1.Классная работа выполнялась











всегда











регулярно











редко











2. Домашние задания выполнялись











всегда











регулярно











редко











3.Подготовка дополнительной литературы к урокам:











всегда











регулярно











редко











никогда











4.Отношение к учебе в целом











положительное











безразличное











негативное











5.Участие в работе класса на уроках:











постоянное











инициативное











регулярное











частое











редкое











6. Уровень познавательного интереса:











интерес проявляется часто











редко











почти никогда











7. Ответственность и самостоятельность в учебной деятельности











всегда самостоятелен











нуждается в сопровождении и помощи











самостоятельность проявляется редко











уклоняется от самостоятельности











8. Глубина усвоения материала:











воспроизводит с элементами собственного творчества











воспроизводит знания полностью











воспроизводит знания частично











9.Организация учебной деятельности:











готов к уроку самостоятельно











готов к уроку с напоминанием











не готов к уроку











10. Оформление работ











по всем требованиям











требования частично нарушены











аккуратно











грязно











11. Темп работы:











опережает темп работы класса с высоким качеством











опережает темп работы класса с недостаточным качеством











соответствует темпу урока











отстает от темпа урока











12. Понимание смысла учебной деятельности:











формирует цель учебной деятельности











формулирует цель с помощью учителя











не умеет формулировать цель











13.Умение организовывать и контролировать свою работу на уроке











всегда











иногда











редко











14. Взаимоотношения с товарищами











положительное











безразличное











негативное











15.Соблюдение норм и правил поведения:











отличное











хорошее











удовлетворительное











плохое











16. Общие учебные навыки усвоены











на высоко уровне











на среднем уровне











на среднем уровне











ниже среднего