Принято на заседании педагогического совета МБОУ «Средняя школа № 18» от 06.11.2015 года, протокол № 3. | | УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ «Средняя школа № 18» от 06.11.2015 № 461-п |
Положение
о портфолио обучающегося основной школы
в условиях введения ФГОС ООО
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя школа № 18»
Общие положения
1.1. Настоящее Положение о портфолио обучающегося основной школы в условиях введения ФГОС ООО Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя школа № 18» (далее – Положение) разработано в рамках реализации ФГОС ООО с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения, личностного и профессионального самоопределения обучающихся, формирования у них мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации.
1.2. Положение определяет порядок оценки деятельности учащихся по различным направлениям с помощью составления комплексного портфолио.
1.3. «Портфель личных достижений» (далее портфолио) – это индивидуальная папка ученика, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной за учебный год и за весь период его обучения в школе.
1.4. Портфолио ученика – это комплекс документов, представляющих совокупность индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая наряду с результатами экзаменов является составляющей рейтинга учащихся.
1.5. Портфолио является основанием для составления рейтингов выпускников основной и средней школы.
1.6. На уровне основной школы портфолио служит для сбора информации об образовательных достижениях обучающегося в различных видах деятельности (учебно-познавательной, трудовой, творческой, общественной и т.д.); для повышения образовательной и общественной активности школьников, уровня осознания ими своих целей, потребностей, возможностей, личностных качеств; для определения дальнейшего профиля обучения.
2. Цели и задачи портфолио
2.1. Цель внедрения технологии портфолио – отслеживание, учёт и оценивание индивидуальных достижений учащихся, повышение образовательной активности школьников, создание индивидуального образовательного рейтинга обучающегося, в котором отражены реальные достижения каждого ученика, весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
2. 2. Основными задачами применения портфолио являются:
создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями;
формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию;
содействие дальнейшей успешной социализации обучающегося.
3. Функции портфолио
3.1.Диагностическая — позволяет проследить личностный рост ребенка, формирование умения учиться, дает возможность узнать особенности эмоциональной жизни ученика и учитывать это в общении.
3.2.Контролирующая и оценивающая — оценка своих достижений в учебной деятельности – портфолио помогает ребенку осознать и зафиксировать свои успехи, проанализировать свой учебный опыт, задуматься над результатами своего труда.
3.3.Воспитательная — осознание в себе ученика, человека, ценностных ориентаций.
3.4.Функция творческого развития — позволяет проявить творческие способности.
4. Порядок формирования портфолио
4.1. Портфолио обучающегося основной школы является одной из составляющих «портрета» выпускника основной школы и играет важную роль при переходе в 10 класс для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.
4.2. Период составления портфолио 5 лет (5 - 9 классы).
4.3. Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое знакомство родителей (законных представителей) с его содержанием возлагается на классного руководителя, учителей-предметников.
5. Участники работы над портфолио и их функциональные обязанности
5.1. Участниками работы над портфолио являются учащиеся, их родители (законные представители), классный руководитель, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования и администрация школы.
5.2. Обязанности учащегося:
оформляет портфолио в соответствии с принятой в школе структурой;
все записи ведет аккуратно, самостоятельно и систематически.
5.3. Обязанности родителей (законных представителей):
5.4. Обязанности классного руководителя:
является консультантом и помощником, в основе деятельности которого – сотрудничество, определение направленного поиска, обучение основам ведения портфолио;
организует воспитательную работу с учащимися, направленную на их личностное и профессиональное самоопределение;
осуществляет посредническую деятельность между обучающимися, учителями-предметниками и педагогами дополнительного образования;
осуществляет контроль пополнения учащимися портфолио;
оформляет итоговые документы на основании сертифицированных материалов, представленных в портфолио;
несёт ответственность за достоверность информации, представленной в итоговом документе.
5.5. Обязанности учителей-предметников, педагогов дополнительного образования:
поводят информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию портфолио;
предоставляют учащимся места деятельности для накопления материалов;
организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области;
разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету;
проводят экспертизу представленных работ по предмету и пишут рецензии, отзывы на учебные работы.
5.6. Обязанности администрации учебного заведения:
5.6.1. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:
организует работу и осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в образовательном процессе школы;
несёт ответственность за достоверность сведений, входящих в портфолио;
разрабатывает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение портфолио.
5.6.2. Директор
утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение портфолио;
распределяет обязанности по данному направлению деятельности;
создает условия для мотивации педагогов к работе по новой системе оценивания и осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в практике работы школы.
6. Структура, содержание и оформление портфолио
6.1.Портфолио ученика имеет следующие разделы:
6.1.1. «Социально-личностное развитие ученика»: характеристика ученика, сведения о родителях, интересы и увлечения, классные поручения.
Заполняется в свободной форме. Ученик ежегодно проводит самоанализ собственных планов и итогов года, ставит цели и анализирует достижения.
6.1.2. «Учебно-познавательное развитие ученика»: достижения ученика в различных предметных областях, успехи в проектной и исследовательской деятельности, материалы и листы наблюдений, фиксирование достигнутых результатов, результаты стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предметам.
6.1.3. «Моё творчество»: творческие работы: рисунки, сказки, стихи.
Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось. При возможности дополнить это сообщение фотографией. Если событие освещалось в СМИ или Интернете - надо найти эту информацию. Если проводилось Интернет-порталом, сделать распечатку тематической странички.
6.1.4. «Физическое развитие ребенка»: фиксирование достигнутых результатов в спорте, участие в соревнованиях, спортивных конкурсах и т.д.
6.1.5. «Духовно-нравственное развитие ребенка»: участие в социальных акциях, конкурсах, проектах.
6.2.В состав портфолио каждого ребенка для характеристики сторон, связанных с учебной деятельностью, входит:
6.2.1. систематизированные материалы текущей оценки
отдельные листы наблюдений,
оценочные листы и материалы видео- и аудио- записей процессов выполнения отдельных видов работ, с результатами стартовой диагностики (на входе, в начале обучения) и результаты тематического тестирования; выборочные материалы самоанализа и самооценки учащихся.
6.2.2. материалы итогового тестирования и/или результаты выполнения итоговых работ.
Кроме того, в портфолио включаются и иные документы, характеризующие учащегося с точки зрения его внеурочной и досуговой деятельности. Совокупность этих материалов дает достаточно объективное, целостное и сбалансированное представление об основных достижениях конкретного ученика, его продвижении во всех наиболее значимых аспектах обучения в начальной школе.
7. Технология ведения портфолио
7.1. Портфолио оформляется в соответствии со структурой, указанной в п. 4 настоящего Положения самим учеником в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях и/или в электронном виде.
7.2. При необходимости работа учащихся с портфолио сопровождается помощью взрослых: педагогов, родителей, классных руководителей, в ходе совместной работы которых устанавливаются отношения партнерства, сотрудничества. Это позволяет обучающимся развивать самостоятельность, брать на себя контроль и ответственность.
7.3. Учащийся имеет право включать в портфолио дополнительные материалы, элементы оформления с учетом его индивидуальности.
7.4. При оформлении следует соблюдать следующие требования:
вести аккуратно и самостоятельно записи;
предоставлять достоверную информацию;
каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться и визироваться (кроме грамот, благодарностей) в течение года;
в конце учебного года ученик самостоятельно проводит анализ личных достижений в различных видах деятельности и намечает планы действий с учетом имеющихся результатов.
8. Подведение итогов работы
8.1. Анализ работы над портфолио и исчисление итоговой оценки проводится классным руководителем.
8.2. Система оценивания достижений учащихся по материалам портфолио представлена в таблице в Приложении 2.
8.3. Оценка по каждому виду деятельности суммируется, вносится в итоговый документ «Сводную итоговую ведомость», утверждается директором и заверяется печатью школы. Образец «Сводной итоговой ведомости» представлен в Приложении3..
8.4. По результатам оценки портфолио учащихся проводится годовой образовательный рейтинг, выявляются обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе, параллели, школе. Победители поощряются.
Приложение 1.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 18»
города Дзержинска Нижегородской области
ПОРТФОЛИО

Фамилия _______________________________________________________
Имя ___________________________________________________________
Отчество _______________________________________________________
Число, месяц, год рождения _______________________________________
Год начала работы над портфолио _________________________________
Классный руководитель___________________________________________
(Фамилия, имя, отчество)
Приложение 2.
Оценка достижений учащихся по материалам портфолио
Показатели | Измерители | Результат - балл |
Учебная деятельность | 1 - 8 класс – средний балл годовых оценок | До 5 |
9 класс – результаты экзаменов и средний балл аттестата | До 5 |
10 класс - средний балл годовых оценок | До 5 |
11 класс – результаты ЕГЭ и средний балл аттестата | До 5 |
Олимпиады | Школьная: Победитель Призер Участник | 3 2 1 |
Муниципальная: Победитель Призер Участник | 5 4 3 |
Областная: Победитель Призер Участник | 7 6 5 |
Всероссийская: Победитель Призёр Участник | 9 8 7 |
Спортивные достижения. | Школьные соревнования: Победитель Призёр Участник | 3 2 1 |
Муниципальные соревнования, спартакиады: Победитель Призёр Участник | 5 4 3 |
Областные соревнования, спартакиады: Победитель Призер Участник | 7 6 5 |
Всероссийские соревнования, спартакиады: Победитель Призёр Участник | 9 8 7 |
Дополнительное образование. | Участие в кружках, секциях | 2 |
Школьные конкурсы, фестивали, выставки: Победитель Призёр Участник | 3 2 1 |
Муниципальные конкурсы, фестивали, выставки: Победитель Призёр Участник | 5 4 3 |
Областные конкурсы, фестивали: Победитель Призёр Участник | 7 6 5 |
Школьные мероприятия, практики | Участие Участвовал и стал призёром Организация и проведение мероприятия | 1 2 3 |
Приложение 3.
Сводная итоговая ведомость
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество)
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
(полное название образовательного учреждения)
Класс_________
№ | Показатели | Балл |
1 | Учебная деятельность | |
2 | Достижения в олимпиадах, конкурсах | |
3 | Спортивные достижения | |
4 | Дополнительное образование | |
5 | Участие в мероприятиях и практиках | |
| | |
| ИТОГО: | |
Настоящий итоговый документ составлен на основании оригиналов официальных документов, представленных в портфолио.
Грамоты, дипломы, резюме и другие материалы представлены в приложении к итоговому документу.
Дата. Директор школы ________________________/_______________________
М.п.
Классный руководитель: _________________/________________________
Лист самооценки учебных достижений
№ категории | 5 класс | 6 класс |
| 1ч. | 2ч. | 3ч. | 4ч. | год | 1ч. | 2ч. | 3ч. | 4ч. | год |
1.Классная работа выполнялась | | | | | | | | | | |
всегда | | | | | | | | | | |
регулярно | | | | | | | | | | |
редко | | | | | | | | | | |
2. Домашние задания выполнялись | | | | | | | | | | |
всегда | | | | | | | | | | |
регулярно | | | | | | | | | | |
редко | | | | | | | | | | |
3.Подготовка дополнительной литературы к урокам: | | | | | | | | | | |
всегда | | | | | | | | | | |
регулярно | | | | | | | | | | |
редко | | | | | | | | | | |
никогда | | | | | | | | | | |
4.Отношение к учебе в целом | | | | | | | | | | |
положительное | | | | | | | | | | |
безразличное | | | | | | | | | | |
негативное | | | | | | | | | | |
5.Участие в работе класса на уроках: | | | | | | | | | | |
постоянное | | | | | | | | | | |
инициативное | | | | | | | | | | |
регулярное | | | | | | | | | | |
частое | | | | | | | | | | |
редкое | | | | | | | | | | |
6. Уровень познавательного интереса: | | | | | | | | | | |
интерес проявляется часто | | | | | | | | | | |
редко | | | | | | | | | | |
почти никогда | | | | | | | | | | |
7. Ответственность и самостоятельность в учебной деятельности | | | | | | | | | | |
всегда самостоятелен | | | | | | | | | | |
нуждается в сопровождении и помощи | | | | | | | | | | |
самостоятельность проявляется редко | | | | | | | | | | |
уклоняется от самостоятельности | | | | | | | | | | |
8. Глубина усвоения материала: | | | | | | | | | | |
воспроизводит с элементами собственного творчества | | | | | | | | | | |
воспроизводит знания полностью | | | | | | | | | | |
воспроизводит знания частично | | | | | | | | | | |
9.Организация учебной деятельности: | | | | | | | | | | |
готов к уроку самостоятельно | | | | | | | | | | |
готов к уроку с напоминанием | | | | | | | | | | |
не готов к уроку | | | | | | | | | | |
10. Оформление работ | | | | | | | | | | |
по всем требованиям | | | | | | | | | | |
требования частично нарушены | | | | | | | | | | |
аккуратно | | | | | | | | | | |
грязно | | | | | | | | | | |
11. Темп работы: | | | | | | | | | | |
опережает темп работы класса с высоким качеством | | | | | | | | | | |
опережает темп работы класса с недостаточным качеством | | | | | | | | | | |
соответствует темпу урока | | | | | | | | | | |
отстает от темпа урока | | | | | | | | | | |
12. Понимание смысла учебной деятельности: | | | | | | | | | | |
формирует цель учебной деятельности | | | | | | | | | | |
формулирует цель с помощью учителя | | | | | | | | | | |
не умеет формулировать цель | | | | | | | | | | |
13.Умение организовывать и контролировать свою работу на уроке | | | | | | | | | | |
всегда | | | | | | | | | | |
иногда | | | | | | | | | | |
редко | | | | | | | | | | |
14. Взаимоотношения с товарищами | | | | | | | | | | |
положительное | | | | | | | | | | |
безразличное | | | | | | | | | | |
негативное | | | | | | | | | | |
15.Соблюдение норм и правил поведения: | | | | | | | | | | |
отличное | | | | | | | | | | |
хорошее | | | | | | | | | | |
удовлетворительное | | | | | | | | | | |
плохое | | | | | | | | | | |
16. Общие учебные навыки усвоены | | | | | | | | | | |
на высоко уровне | | | | | | | | | | |
на среднем уровне | | | | | | | | | | |
на среднем уровне | | | | | | | | | | |
ниже среднего | | | | | | | | | | |
Лист общеучебных достижений
№ категории | 5кл. | 6 кл. | 7 кл. | 8 кл | 9 кл. |
| 1 п/г | 2 п/г | 1 п/г | 2 п/г | 1 п/г | 2 п/г | 1 п/г | 2 п/г | 1 п/г | 2 п/г |
1.Классная работа выполнялась | | | | | | | | | | |
всегда | | | | | | | | | | |
регулярно | | | | | | | | | | |
редко | | | | | | | | | | |
2. Домашние задания выполнялись | | | | | | | | | | |
всегда | | | | | | | | | | |
регулярно | | | | | | | | | | |
редко | | | | | | | | | | |
3.Подготовка дополнительной литературы к урокам: | | | | | | | | | | |
всегда | | | | | | | | | | |
регулярно | | | | | | | | | | |
редко | | | | | | | | | | |
никогда | | | | | | | | | | |
4.Отношение к учебе в целом | | | | | | | | | | |
положительное | | | | | | | | | | |
безразличное | | | | | | | | | | |
негативное | | | | | | | | | | |
5.Участие в работе класса на уроках: | | | | | | | | | | |
постоянное | | | | | | | | | | |
инициативное | | | | | | | | | | |
регулярное | | | | | | | | | | |
частое | | | | | | | | | | |
редкое | | | | | | | | | | |
6. Уровень познавательного интереса: | | | | | | | | | | |
интерес проявляется часто | | | | | | | | | | |
редко | | | | | | | | | | |
почти никогда | | | | | | | | | | |
7. Ответственность и самостоятельность в учебной деятельности | | | | | | | | | | |
всегда самостоятелен | | | | | | | | | | |
нуждается в сопровождении и помощи | | | | | | | | | | |
самостоятельность проявляется редко | | | | | | | | | | |
уклоняется от самостоятельности | | | | | | | | | | |
8. Глубина усвоения материала: | | | | | | | | | | |
воспроизводит с элементами собственного творчества | | | | | | | | | | |
воспроизводит знания полностью | | | | | | | | | | |
воспроизводит знания частично | | | | | | | | | | |
9.Организация учебной деятельности: | | | | | | | | | | |
готов к уроку самостоятельно | | | | | | | | | | |
готов к уроку с напоминанием | | | | | | | | | | |
не готов к уроку | | | | | | | | | | |
10. Оформление работ | | | | | | | | | | |
по всем требованиям | | | | | | | | | | |
требования частично нарушены | | | | | | | | | | |
аккуратно | | | | | | | | | | |
грязно | | | | | | | | | | |
11. Темп работы: | | | | | | | | | | |
опережает темп работы класса с высоким качеством | | | | | | | | | | |
опережает темп работы класса с недостаточным качеством | | | | | | | | | | |
соответствует темпу урока | | | | | | | | | | |
отстает от темпа урока | | | | | | | | | | |
12. Понимание смысла учебной деятельности: | | | | | | | | | | |
формирует цель учебной деятельности | | | | | | | | | | |
формулирует цель с помощью учителя | | | | | | | | | | |
не умеет формулировать цель | | | | | | | | | | |
13.Умение организовывать и контролировать свою работу на уроке | | | | | | | | | | |
всегда | | | | | | | | | | |
иногда | | | | | | | | | | |
редко | | | | | | | | | | |
14. Взаимоотношения с товарищами | | | | | | | | | | |
положительное | | | | | | | | | | |
безразличное | | | | | | | | | | |
негативное | | | | | | | | | | |
15.Соблюдение норм и правил поведения: | | | | | | | | | | |
отличное | | | | | | | | | | |
хорошее | | | | | | | | | | |
удовлетворительное | | | | | | | | | | |
плохое | | | | | | | | | | |
16. Общие учебные навыки усвоены | | | | | | | | | | |
на высоко уровне | | | | | | | | | | |
на среднем уровне | | | | | | | | | | |
на среднем уровне | | | | | | | | | | |
ниже среднего | | | | | | | | | | |
Приложение 4.
Ведомости участия в различных видах деятельности
Участие в олимпиадах
№ | Название | Предмет | Уровень | Результат | Дата | Подпись |
| | | | | | |
Участие в общественной жизни класса и школы
№ | Название | Содержание | Уровень | Результат | Дата | Подпись |
| | | | | | |
Достижения в системе дополнительного образования
и иных образовательных учреждениях
№ | Название | Сфера учёбы | Учреждение | Результат | Дата | Подпись |
| | | | | | |
Спортивные достижения
№ | Название | Уровень | Результат | Дата | Подпись |
| | | | | |
Практики: трудовая, социальная, педагогическая
№ | Название | Содержание | Учреждение | Результат | Дата | Подпись |
| | | | | | |
Творческие работы, рефераты, проекты
№ | Название | Область знаний | Количество страниц | Результат | Дата | Подпись |
| | | | | | |
Лист учебных достижений
по _________________________________
(наименование предмета)
Ученика(цы) 5__ класса
Ф.И. ______________________________________________
№ категории | 5 класс | 6 класс |
| 1ч. | 2ч. | 3ч. | 4ч. | год | 1ч. | 2ч. | 3ч. | 4ч. | год |
1.Классная работа выполнялась | | | | | | | | | | |
всегда | | | | | | | | | | |
регулярно | | | | | | | | | | |
редко | | | | | | | | | | |
2. Домашние задания выполнялись | | | | | | | | | | |
всегда | | | | | | | | | | |
регулярно | | | | | | | | | | |
редко | | | | | | | | | | |
3.Подготовка дополнительной литературы к урокам: | | | | | | | | | | |
всегда | | | | | | | | | | |
регулярно | | | | | | | | | | |
редко | | | | | | | | | | |
никогда | | | | | | | | | | |
4.Отношение к учебе в целом | | | | | | | | | | |
положительное | | | | | | | | | | |
безразличное | | | | | | | | | | |
негативное | | | | | | | | | | |
5.Участие в работе класса на уроках: | | | | | | | | | | |
постоянное | | | | | | | | | | |
инициативное | | | | | | | | | | |
регулярное | | | | | | | | | | |
частое | | | | | | | | | | |
редкое | | | | | | | | | | |
6. Уровень познавательного интереса: | | | | | | | | | | |
интерес проявляется часто | | | | | | | | | | |
редко | | | | | | | | | | |
почти никогда | | | | | | | | | | |
7. Ответственность и самостоятельность в учебной деятельности | | | | | | | | | | |
всегда самостоятелен | | | | | | | | | | |
нуждается в сопровождении и помощи | | | | | | | | | | |
самостоятельность проявляется редко | | | | | | | | | | |
уклоняется от самостоятельности | | | | | | | | | | |
8. Глубина усвоения материала: | | | | | | | | | | |
воспроизводит с элементами собственного творчества | | | | | | | | | | |
воспроизводит знания полностью | | | | | | | | | | |
воспроизводит знания частично | | | | | | | | | | |
9.Организация учебной деятельности: | | | | | | | | | | |
готов к уроку самостоятельно | | | | | | | | | | |
готов к уроку с напоминанием | | | | | | | | | | |
не готов к уроку | | | | | | | | | | |
10. Оформление работ | | | | | | | | | | |
по всем требованиям | | | | | | | | | | |
требования частично нарушены | | | | | | | | | | |
аккуратно | | | | | | | | | | |
грязно | | | | | | | | | | |
11. Темп работы: | | | | | | | | | | |
опережает темп работы класса с высоким качеством | | | | | | | | | | |
опережает темп работы класса с недостаточным качеством | | | | | | | | | | |
соответствует темпу урока | | | | | | | | | | |
отстает от темпа урока | | | | | | | | | | |
12. Понимание смысла учебной деятельности: | | | | | | | | | | |
формирует цель учебной деятельности | | | | | | | | | | |
формулирует цель с помощью учителя | | | | | | | | | | |
не умеет формулировать цель | | | | | | | | | | |
13.Умение организовывать и контролировать свою работу на уроке | | | | | | | | | | |
всегда | | | | | | | | | | |
иногда | | | | | | | | | | |
редко | | | | | | | | | | |
14. Взаимоотношения с товарищами | | | | | | | | | | |
положительное | | | | | | | | | | |
безразличное | | | | | | | | | | |
негативное | | | | | | | | | | |
15.Соблюдение норм и правил поведения: | | | | | | | | | | |
отличное | | | | | | | | | | |
хорошее | | | | | | | | | | |
удовлетворительное | | | | | | | | | | |
плохое | | | | | | | | | | |
16. Общие учебные навыки усвоены | | | | | | | | | | |
на высоко уровне | | | | | | | | | | |
на среднем уровне | | | | | | | | | | |
на среднем уровне | | | | | | | | | | |
ниже среднего | | | | | | | | | | |