СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Портфолио проекта "Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет учителю начальных классов организовать работу над проектом "Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде" во 2 классе по предмету "Математика".

Просмотр содержимого документа
«Портфолио проекта "Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде"»







Портфолио проекта

«Математика вокруг нас.

Узоры и орнаменты на посуде»

Содержание портфолио проекта

I Паспорт - визитка проекта ……………………………... ……………..3

II Этапы проекта и организационная деятельность учителя

1.Ценностно-ориентационный этап ………………………………….. 10

2. Этап планирования…………………………………………………. 12

3. Конструктивный этап………………………………………………...16

4. Этап подготовки к презентации проекта…………………………...19

5. Презентация проекта…………………………………………………21

6. Рефлексивный этап………………………………………………….. 22


IV. Достигнутые эффекты проекта………………………………………23

V. Работа с родителями учеников……………………………………….24

VI. Литература…………………………………………………………….32





Паспорт - визитка проекта

Информация о проекте

Авторы, координаторы, администраторы, организаторы. Поддержка (спонсоры и т.д.)

Додонова Елена Владимировна

Название

Математика вокруг нас

Название

Узоры и орнаменты на посуде

Предметная область -

Математика

Изобразительное искусство

Технология

Учебная тема, предмет (-)ы

Проект «Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде»

Цитата, лозунг

Математика повсюду.

Глазом только поведешь

И примеров сразу уйму

Ты вокруг себя найдешь.

М. Борзаковский


Краткая аннотация

Каждый из нас не один раз в день пользуется различной посудой: чашкой, блюдцем, тарелкой. Есть и декоративные тарелки, которыми украшают стены. Все это создают мастера, в том числе и художники, которые часто расписывают посуду самыми разнообразными и очень красивыми узорами. Узоры в нашей жизни встречаются на каждом шагу. Украшая части строений, ландшафта или предметы быта, они радуют нас своей неповторимостью и разнообразием. Узор можно прочесть. Испокон веку с помощью самых разнообразных геометрических линий и форм человек выражал своё мировосприятие, свою культуру, своё отношение к действительности. Научиться читать узор, значит научиться понимать язык наших предков, значит не

потерять живую связь с прошлым нашего народа. В ходе индивидуальной и групповой работы над проектом учащиеся изучат историю возникновения орнаментов, познакомятся с их видами и типами, с орнаментами народов мира, применением орнаментов, поразмышляют над смыслом понятия «красота» и найдут взаимосвязь красоты и учебного предмета математика. Отправятся на поиски интересных узоров и орнаментов, исследуют правила их составления, совершат увлекательное путешествие в прошлое к истокам возникновения посуды и появления первых узоров на ней, создадут собственные эскизы геометрического орнамента на посуде.


Цели, задачи

- показать связь математики с окружающей средой;

- познакомиться с использованием в декоративном украшении различных геометрических узоров;

- научиться рисовать геометрические узоры, чередовать элементы, понять правила их расположения друг за другом;

- создать самим образцы посуды со своим узором;

- учить пользоваться дополнительной литературой, словарями, энциклопедиями, ресурсами Интернет; 

- формировать понятие о симметрии, как о законе красоты и гармонии;

- познакомиться с русским народным орнаментом и орнаментом других народов и эпох;

- создать альбом «Орнаменты и узоры на посуде».

Направляющие вопросы проекта

Основополагающий вопрос:

Может ли математика сотворить красоту?

Группа «Исследователи»

Проблемный вопрос: Важно ли знать правила составления орнамента?

- Существует ли связь между геометрическими фигурами и красотой?

- Узор и орнамент - это одно и то же?

- Важно ли уметь составлять орнамент?

Продукт исследования группы:

буклет «Орнамент: Правила составления орнамента».

Группа «Историки»

Проблемный вопрос: Всегда ли посуда была красивой?

- Как и когда появилась посуда?

- Как она использовалась ранее?

- Всегда ли посуда была красивой?

- Какова история появления орнамента на посуде?

Продукт исследования группы:

презентация «История возникновения орнамента на посуде»

Группа «Художники»

Проблемный вопрос: Используя правила составления орнамента, создайте собственные эскизы посуды с геометрическим орнаментом.

Продукт:

альбом «Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде»

Планируемые результаты

личностные результаты:

  • формирование интереса к изучению математики, расширение кругозора;

  • активизация воображения, умения наблюдать и анализировать;

метапредметные результаты:

  • учиться понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать ее в сотрудничестве с учителем, сверстниками, с родителями;

  • формировать умения работать с информацией, создавать дополнительную возможность для развития логического мышления, пространственного воображения;

  • осуществлять поиск нужной информации в книгах, в интернете с помощью взрослых;

  • включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем и вопросов;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • представлять собранную в результате расширенного поиска информацию в разной форме;

предметные результаты:

  • познакомиться с использованием в декоративном украшении посуды различных геометрических узоров и орнаментов;

  • научиться составлять геометрические орнаменты, изучив правила чередования элементов, расположения их друг за другом;

  • составлять план работы;

  • осуществлять оценку и самооценку выполненной работы.


Участники.

Обучающиеся 2 класса. 3 группы по 8 человек

Сроки реализации проекта.

2-3 недели

Среда для реализации проекта

Класс-кабинет

Режим работы (организационная форма)

Система использования проектных задач в рамках урочной и внеурочной деятельности.

Проектная задача – это система заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта», происходит качественное самоизменение группы детей. Фактически проектная задача задаёт общий способ проектирования с целью получения нового (до этого неизвестного) результата.

Решение проектной задачи требует коллективно-распределительной деятельности учащихся – работы в малых группах.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

-рефлексировать (видеть проблему; анализировать выполненное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);

-целеполагать (ставить и удерживать цели);

-планировать (составлять план своей деятельности);

-моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя всё существенное и главное);

-проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;

-вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Основная педагогическая цель проектных задач: способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества; возможность наблюдать за способами работы, как отдельных учащихся, так и целой группы школьников.

Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действий, средств и приемов не в стандартной форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным.

Педагогические эффекты проектных задач: задает реальную возможность организации сотрудничества детей между собой при решении поставленной ими самими задачи; учит способу проектирования через специально разработанные задания; даёт возможность посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действия в квазиреальную, модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты.

Учебно- методическое оснащение

Справочный материал, фотографии с изображением посуды с геометрическим орнаментом.

Информационное оснащение

Поисковая система Google

Техническое оснащение

Фотоаппарат(ы), компьютер(ы), принтер, проекционная система, видео-, сканер, интернет-соединение.

Предполагаемые продукт(ы) проекта

Группа «Исследователи»: буклет «Орнамент: Правила составления орнамента».

Группа «Историки»: презентация «История возникновения орнамента на посуде».

Группа «Художники»: альбом «Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде»

Результаты деятельности

Буклет «Орнамент: Правила составления орнамента».

Презентация «История возникновения орнамента на посуде».

Альбом «Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде».


Описание проекта

Создание методических и дидактических материалов автора проекта:

Презентация «Может ли математика сотворить красоту?» (вводная)

Анкеты для родителей

Буклет «Проектная деятельность учащихся 2 класса» (для родителей)

Карта «З – У – М»(для учащихся)

Лист самооценки навыков сотрудничества

Критерии оценивания буклета

Критерии оценивания презентации

Критерии оценивания творческой работы (альбома)

Microsoft PowerPoint

Microsoft Office Publisher

документ Word

Этапы проведения проекта и описание проектных заданий

1.Ценностно-ориентационный этап

1.Определение первоначальных знаний учащихся о геометрических фигурах;

2.Ознакомление учащихся с проектом (вводная презентация учителя);

3. Определение цели и задач исследования,

2. Этап планирования

1.Распределение на группы: «Исследователи», «Историки», «Художники».

2.Рассмотрение инструкционных карт для каждой группы.

3. Знакомство с критериями оценивания будущих работ (буклет, презентация, альбом работ по теме проекта).

3. Конструктивный этап.

1.Памятка «Как просматривать презентацию» 2.План изучения правил составления орнамента

3.Памятка «Правила создания мультимедийной презентации».

4. Этап подготовки к презентации проекта.

1.Знакомство с памяткой «Правила публичного выступления».

5. Презентация проекта.

1. Рекомендации учителя для успешной защиты работы группы

6. Рефлексивный этап.

1.Заполнение Листа самооценки навыков сотрудничества

2. Оценивание по критериям проектных работ: буклета, презентации, творческой работы (альбома)

Microsoft Word

Microsoft Office Publisher

Microsoft PowerPoint

Сервис «Генератор ребусов»

Критерии оценивания этапов проекта.


До начала проекта: анкетирование родителей, обучающихся


В течение проекта: анкетирование родителей


По окончании проекта: анкетирование обучающихся



Анкеты для родителей

Карта «З-У-М»





Лист самооценки навыков сотрудничества


Формы взаимодействия организаторов с участниками.


Родительское собрание «Проектная деятельность учащихся 2 класса»





Распределение учащихся по группам, обязанностей в группе, выбор вопросов для исследования.

Индивидуальные консультации по работе с информацией.



Подготовка к защите проектов (коллективная)


Оценивание проектных работ (по группам)

Презентация «Проектная деятельность учащихся 2 класса», буклет для родителей «Проектная деятельность учащихся 2 класса», анкета для родителей (в начале проекта), анкета для родителей (в процессе проекта).

Вводная презентация, карта «З – У – М».


Памятка «Как просматривать презентацию», план изучения правил составления орнамента, Памятка «Правила создания мультимедийной презентации».

Памятка «Правила публичного выступления».

Критерии оценивания буклета.

Критерии оценивания презентации.

Критерии оценивания творческой работы (альбома).

Завершение проекта

Итоговые форма продуктов проектной деятельности (продукты проекта)

Мультимедийная презентация «История возникновения орнамента на посуде»

Буклет «Орнамент: правила составления орнамента»

Альбом «Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде»





Итоговые мероприятия проекта

Конференция на тему «Может ли математика сотворить красоту?»

Презентация мультимедийной презентации «История возникновения орнамента на посуде», буклета «Орнамент: правила составления орнамента», альбома «Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде».




Победители и призеры



Результаты проекта.

Фото-отчет








II Этапы проекта

и организационная деятельность учителя

Приступая к работе над проектом, просматриваем стартовую презентацию, обсуждаем основополагающий и проблемные вопросы, цели проекта. Для выявления первоначальных знаний учащихся по данной теме разгадываем ребусы «Геометрические фигуры», работаем с картой «З-У-М». Формируем группы по интересам учащихся. Каждая группа знакомится с критериями оценивания будущих работ (буклет, презентация, альбом работ по теме проекта).

На основном этапе идёт самостоятельная работа в группах по инструкционным картам с опорой на критерии оценивания будущих работ. Таким образом, осуществляется самооценка работы группы. Учитель организует наблюдение за работой групп, консультирование, корректирует в случае необходимости работу групп.

После завершения работы над проектом проводится защита проекта, в ходе которой учащиеся оценивают работу групп по листам оценивания. Затем дети заполняют листы самооценки работы в группе.

1.Ценностно-ориентационный этап

На данном этапе просматриваем вводную презентацию, обсуждаем основополагающий вопрос: «Может ли математика сотворить красоту?», проблемные вопросы, цели проекта. Для выявления первоначальных знаний учащихся по данной теме разгадываем ребусы «Геометрические фигуры», работаем с картой «З-У-М». Проведено исследование «Область интересов» по методике «Мои главные 5 вопросов». Детям было предложено написать пять вопросов, на которые им хотелось бы узнать ответ. Результаты были разбиты по областям и выведены в диаграмму.


Результаты диагностической методики

«Интересы учащихся»



Таким образом, из данной диаграммы мы видим, что интересы детей имеют широкий спектр. Самый большой процент вопросов относится к области знаний «Природа» (25%). На втором месте – «Животные» и «Философия» (12%). Самый большой интерес у обучающихся вызывают вопросы о природе.

КАРТА «З – У – М»

№ п/п

Вопросы

ЗНАЮ

Узнаю

МОГУ

1.

Знаешь ли ты, что такое узор?

2.

Знаешь ли ты, что такое орнамент?

3.

Знаешь ли ты, какие виды орнамента существуют?

4.

Знаешь ли ты, какой орнамент называется геометрическим?

5.

Умеешь ли ты изображать геометрические фигуры?

6.

Знаешь ли ты, как возник орнамент на посуде?

7.

Знаешь ли ты, по каким правилам составляется орнамент?

8.

Сможешь ли ты создать орнамент из геометрических фигур?








2. Этап планирования

Формируем группы по интересам учащихся: группа «Исследователи», группа «Историки» и группа «Художники». Каждая группа получает «Инструкционные карты», знакомится с критериями оценивания будущих работ (буклет, презентация, альбом работ по теме проекта).


Инструкционная карточка группы «Исследователи»

Основополагающий вопрос: Может ли математика сотворить красоту?

Проблемный вопрос группы: Важно ли знать правила составления орнамента?

Гипотеза: Если геометрический узор повторить несколько раз с использованием определённых правил, то…


Цель: Установить, по каким правилам составляется геометрический орнамент.

З адачи: (расставьте задачи в порядке их решения)

Описать правила составления орнамента.

Найти, какие ещё виды орнамента существуют.

Оформить результаты исследования в виде буклета.

Рассмотреть собранные фотографии образцов посуды с геометрическим орнаментом.

Выяснить, чем геометрический узор отличается от орнамента.

Что знаем: _________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Какую информацию нужно найти:

Вид информации

Источник информации / ресурс

1. Виды орнамента


2. Правила составления орнамента


______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________


Координатор в группе:_______________________________

Распределение обязанностей и план изучения правил составления орнамента:


1 - 2 ученик

3 – 4 ученик

5 - 6 ученик

7 – 8 ученик

Что делать







Что сделано








Инструкционная карточка группы «Историки»

Основополагающий вопрос: Может ли математика сотворить красоту?

Проблемный вопрос группы: Всегда ли посуда была красивой?

Гипотеза:


Цель: Исследовать историю возникновения орнамента на посуде.

З адачи: (расставьте задачи в порядке их решения)

Выяснить: Всегда ли посуда была красивой?

Найти информацию о появлении посуды и возникновении орнамента на ней.

Описать результаты исследования в виде презентации.

Сообщить о результатах своего исследования классу.

Рассмотреть, что такое орнамент.

Что знаем: _________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Какую информацию нужно найти:

Вид информации

Источник информации / ресурс

1. История возникновения орнамента на посуде.

- Как появилась посуда у древнего человека? Как она выглядела?

- Когда появилась первая глиняная посуда?

- Особенности и виды древнего орнамента на глиняной посуде.

- Первая керамическая посуда и её особенности. Виды орнамента на ней.


_____________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________


Координатор в группе:_______________________________

Распределение обязанностей в группе:


1 - 2 ученик

3 – 4 ученик

5 - 6 ученик

7 - 8 ученик

Что делать







Что сделано










Критерии оценивания буклета для группы «Исследователи»

Оценка

Дизайн

Содержание

5

Работа выполнена творчески.

В ней использованы 5 или более графических изображений

· Используется фактическая информация.

· Идеи полностью описаны и раскрыты.

· Работа включает в себя 3 умозаключения (или более), полученные на основе проведенных исследований.

4

Работа выполнена творчески.

В ней использовано 3- 4 графических изображений

· Используется фактическая информация.

· Идеи описаны почти полностью.

· Работа включает в себя не менее 3-х умозаключений, полученных на основе проведенных исследований

3

Работа включает менее 3 графических изображений

· Информация по большей части фактическая.

· Идеи описаны не полностью.

· Работа включает в себя менее 3-х умозаключений, полученных на основе проведенных исследований



Критерии оценки презентации для группы «Историки»

Параметры оценивания презентации

Критерии оценивания

Баллы

оценка




Содержание

Соответствие цели и задачам исследования.

1-3


Отражена проблема исследования и гипотеза

1-3


Использование коротких слов и предложений.

1-3


Информация дается точная, полезная и интересная.

1-3





Оформление

В презентации есть фотографии, рисунки.

1-3


Текст легко читается на фоне презентации.

1-3


Используются анимационные эффекты.

1-3


Оформление слайдов в едином стиле.

1-3



Грамотность

Нет орфографических и пунктуационных ошибок.

1-3


Есть ссылки на источники информации.

1-3


Всего:

30


Критерии оценки творческой работы (альбома) группы «Художники»

п/п

Критерии оценивания

Баллы

оценка

1.

Поддерживается единый стиль оформления страниц, эстетичность, аккуратность.

1-3


2.

Отсутствие ошибок в тексте.

1-3


3.

Использование полного архива графических изображений.

1-3


4.

Наличие проблемы и гипотезы, их соответствие теме исследования.

1-3


5.

Наличие цели и задач, их соответствие теме исследования.

1-3


6.

Главная идея понятна и раскрыта, наличие выводов.

1-3


7.

Сохранение авторских прав, указание авторов фотоматериалов и эскизов.

1-3




ИТОГО:

21 балл





3. Конструктивный этап

Учащиеся разделились на три группы и получили задания для дальнейшей работы.


Исследовательское задание для группы «Исследователи»

- рассмотрите принесённые ребятами фотографии с образцами посуды;

- изучите использование геометрических форм и линий при составлении узоров и орнаментов;

- сделайте сообщение классу о своём открытии (буклет «Орнамент: Правила составления орнамента».


Исследовательское задание для группы «Историки»

Совершите увлекательное путешествие во времени и узнайте:

- Как и когда появилась посуда?

- Как она использовалась ранее?

- Всегда ли посуда была красивой?

- Какова история появления орнамента на посуде?

Поделитесь своим открытием с классом (презентация «История возникновения орнамента на посуде»)


Творческое задание для группы «Художники»

-Используя правила составления орнамента, создайте собственные эскизы посуды с геометрическим орнаментом.

-создайте альбом «Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде».





ПАМЯТКА ДЛЯ ГРУППЫ «ИССЛЕДОВАТЕЛИ»

(Работа над продуктом проектной деятельности)

Продукт исследования группы:

- создать буклет «Орнамент: Правила составления орнамента».

Виды совместной деятельности:

- подбор картинок и фотографий;

- сбор необходимого материала.


План изучения правил составления орнамента:

  1. Разложите фото и эскизы перед собой и рассмотрите узоры на посуде.


  1. Как часто повторяются одни и те же геометрические фигуры, линии при составлении узора? Подчеркните ответ:

  • Повторятся многократно (много раз)

  • Не повторяются


  1. Как чередуются элементы в узоре? Подчеркните правильные ответы:

  • Меняют положение (вверху – внизу)

  • Меняют цвет (например, красный – зелёный)

  • Меняют размер (большой – маленький)

  • Не меняют цвет

  • Не меняют размер

  • Не меняют положение (расположены по одной линии)


  1. Является ли узор на посуде симметричным?


  1. Сделайте вывод:

Геометрический (орнамент) на посуде составляется по следующим правилам:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Памятка для группы «Историки»

(Работа над продуктом проектной деятельности)

Продукт исследования группы: презентация «История возникновения орнамента на посуде»

Виды совместной деятельности:

- подбор картинок и фотографий;

- сбор необходимого материала.

Создание мультимедийной презентации


Стиль


  • Соблюдайте единый стиль оформления.

  • Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.

  • Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунки).


Цвет


  • На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста.

  • Для фона и текста используйте контрастные цвета.

  • Обратите особое внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).


Анимационные эффекты


  • Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.

  • Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

Содержание информации

  • Используйте короткие слова и предложения.

  • Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.

  • Заголовки должны привлекать внимание аудитории.


Расположение информации на странице

  • Предпочтительно горизонтальное расположение информации.

  • Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

  • Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.

Шрифты

  • Для заголовков – не менее 24.

  • Для информации – не менее 18.

  • Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.

  • Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.

  • Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.

  • Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).

Способы выделения информации

  • Рамки, границы, заливка;

  • Разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки;

  • Рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

Объем информации


  • Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.

  • Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

Презентация исследования учащегося должна включать:


  • титульный лист

  • цель, задачи, гипотезу самостоятельной работы

  • ход и результат исследования

  • выводы

  • список использованных ресурсов.







4. Этап подготовки к презентации проекта.


П амятка для учащихся.

«Публичное выступление»

Время доклада на конференции чаще всего составляет не более 10 минут. За это время нужно изложить суть работы, введение должно быть кратким. Подготовку доклада лучше всего начать с продумывания его структуры. Доклад можно разделить на 3 части.

Первая часть, по сути, кратко повторяет введение исследовательской работы. Здесь обосновывается актуальность выбранной темы, описывается научная проблема, формулируются задачи исследования и указываются его основные методы. Очень важно правильно настроить слушателей с самого начала выступления, для этого можно начать выступление с приведения примера, интересной цитаты, с истории, случая, задания проблемы или оригинального вопроса.

Во второй части нужно представить содержание глав. Особое внимание комиссия обращает на итоги проведенного исследования, на личный вклад в него автора. Поэтому не забудьте после краткого изложения содержания глав отдельно подчеркнуть, в чем состоит новизна предлагаемой вами работы. При изложении основных результатов можно использовать заранее подготовленные схемы, чертежи, графики, таблицы, видеоролики, слайды, видеофильмы. Демонстрируемые материалы должны оформляться так, чтобы они не перегружали выступление и были видны всем присутствующим в аудитории.

В третьей части целесообразно кратко изложить основные выводы по результатам исследования, не повторяя тех выводов, которые уже были сделаны в ходе изложения содержания по главам. Постарайтесь в заключении создать кульминацию выступления, предложите слушателям поразмышлять над проблемой, покажите возможные варианты дальнейших исследований, используйте цитату по теме известного ученого.

Особое внимание обратите на речь, она должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, выразительной.

После доклада вам необходимо ответить на вопросы, касающиеся вашей работы. Доклад может сопровождаться демонстрацией заранее подготовленных таблиц, графиков, плакатов, стендов. Выигрышнее выглядит подача материала с использованием технических средств: компьютера, видеотехники, и т.д.


Советы по защите результатов исследования.

Внешний вид. Экстравагантные одежда, прическа, макияж вряд ли будут уместны для атмосферы научной конференции.

Манера поведения. Вы не отвечаете, не сдаете экзамен. Вы хотите рассказать нечто интересное и благодарны аудитории за то, что вас слушают. Если задают вопросы, значит, ваше сообщение вызвало интерес, и тон вашего ответа должен быть соответствующим. Конечно, какой-либо вопрос может вызвать у вас затруднения. Чтобы их было меньше, необходимо, конечно, свободно владеть материалом и не только тем, который вы излагаете в докладе непосредственно, но, желательно, быть компетентным в той области, которой посвящена ваша работа. Если все-таки с ответом на поставленный вопрос возникла проблема, не следует впадать в «столбняк». Можно прибегнуть к формам, вроде: «Этот вопрос непосредственно не входил в тему моей работы», «Сейчас я затрудняюсь сформулировать точный ответ», «Если я вас правильно понял, …» – и дальше отвечать не совсем на поставленный вопрос, а на близкий к нему, но такой, на который вы в состоянии ответить.

Начало доклада. Задача в этой части: вызвать интерес к себе и к тому, что вы будете говорить.  Если вас не представили, следует начать с этого: «Меня зовут…, я представляю школу…, тема моей работы …». Хорошо начать доклад с относящегося к теме афоризма, высказывания известного ученого и т.п. Если содержание вашей работы или рассматриваемые понятия и термины связаны с именем известного ученого, желательно назвать его полное имя, годы жизни или работы, кратко – вклад в науку.

Конец доклада. Доклад можно закончить фразой типа: «Я закончил. Спасибо. Готов ответить на ваши вопросы».

Использование текста. Текст доклада, как правило, необходимо и целесообразно готовить заранее. Использовать ли его во время доклада? Это не запрещается, некоторые так и делают. Однако есть риск при выступлении (с учетом большой эмоциональной нагрузки и стресса) «увязнуть в читке» – докладчик утрачивает нить и логику изложения, не может оторваться от текста, который читает без расстановки смысловых акцентов и логических ударений. Есть другая крайность: текст выучивают наизусть и затем читают, как стихотворение, используя, в том числе, художественные приемы.  Такая форма подачи также плохо подходит для научного доклада. Оптимальным представляется вариант, когда у докладчика на руках имеется план-конспект доклада. Это придает определенную уверенность и позволяет докладчику излагать материал последовательно, не пропустить существенных моментов в сообщении. Если при этом речь докладчика будет менее гладкой и правильной, чем при чтении по заготовленному тексту или при декламации заученного текста – это вполне допустимые огрехи.

Демонстрационные средства. Таблицы, графики, рисунки, наглядные пособия, используемые при выступлении с докладом, должны быть тщательно продуманы. Следует отобрать только то, что действительно необходимо при изложении материала. Перегруженность демонстрационными средствами рассеивает внимание слушателей и может снизить общее впечатление от выступления. Следует обратить особое внимание на то, как демонстрационные средства будут вплетаться в ткань устного сообщения, раскрывать и дополнять его. Таблицы, графики должны быть выполнены таким образом, чтобы аудитория могла рассмотреть, что на них изображено и написано. Не следует во время доклада зачитывать слушателям, что написано в ваших таблицах. Достаточно показать указкой в нужное место со словами: «Здесь приведены результаты (расчеты, формулы и т.п.)…». Вполне приемлемой формой являются записи на доске (не очень длинные), сопровождающие устное изложение.

Распределение времени. Обычно регламентом конференции на доклад отводится определенное время (7 –10 минут). Если докладчик не уложился в отведенное время, его могут просто прервать. Такая ситуация крайне нежелательна. Поэтому при подготовке и репетициях доклада временному фактору следует уделить особое внимание. Лучше зарезервировать 2-3 минуты на непредвиденный случай.

Удачного Вам выступления!









5. Презентация проекта.


Учитель помогает разработать план выступления. Умение планировать презентации является достаточно полезным навыком, как в профессиональной, так и в учебной сфере. Хотите ли вы презентовать свой продукт или просто получить хорошую оценку, планирование презентации потребует от вас немало времени и внимания. Чтобы наилучшим образом представить имеющиеся в вашем распоряжении материалы, вам придется учесть ту публику, для которой предназначена презентация, а также тот ракурс, с которого вы будете преподносить свою информацию. Именно это и является отправной точкой для подготовки слайдов и самого выступления. Прежде чем выносить подготовленную презентацию на суждение публики, вам следует тщательно отрепетировать свое выступление. Это поможет вам заранее выявить и изменить в презентации ту информацию, которая окажется лишней или недоработанной.


1 .Соберите воедино лучшие подготовленные материалы:

- Продумайте цель вашей презентации.

- Учтите состав публики, для которой предназначена презентация

- Выберите основные положения своей презентации.

- Подберите своим словам лучшую доказательную базу.

2 . Определите траекторию развития основной мысли презентации:

- Начните с броского вступления.

- Представьте публике свое исследование и познакомьте с основными его положениями.

- В ходе выступления используйте слайды с подготовленной визуальной информацией и графиками.

- Сделайте заключительный вывод.


3. Отрепетируйте выступление.

- Постарайтесь сопроводить каждый слайд презентации 1-2 минутами речи.

- Взгляните на свое выступление со стороны.

- Репетируйте речь до тех пор, пока вам больше не потребуются ваши записи с текстом.

.

6. Рефлексивный этап.


Лист самооценки навыков сотрудничества

Задачи:

-формировать представления учащихся о себе, помогать корректировать самооценку;

-формировать умение правильно оценивать себя и других.



Инструкция: Прочитай каждое утверждение и поставь героя возле той цифры, на сколько ты согласен с утверждением.

Я пытался активно работать в группе

Я оказывал помощь, откликался на работу других

Я умею объяснять свою точку зрения, приводить примеры

Я находил и исправлял ошибки

Я умею задавать вопросы, искать факты, спрашивать разъяснения


Я помогал оформлять отчет моей группы


Я помогал группе в выборе правильных решений


Я ждал помощи от участников группы








IV. Достигнутые учителем эффекты проекта

В результате разработки и реализации учебного проекта «Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде» планируется достижение педагогических эффектов таких как: расширение кругозора участников, побуждение их к получению новых знаний, что несомненно, повысит их самооценку и позволит им чувствовать себя достаточно компетентными и грамотными в рассматриваемых вопросах. Также в процессе реализации проекта результатом станут и социальные эффекты: активно включение в коллективное дело людей разных поколений, сфер интересов и т.п. Совместная работа над подготовкой проекта и его выполнением приведут к осознанию ответственности каждого за успех общего дела, именно в тесном взаимодействии с семьей, школа становится открытой и понятной для родителей и общества. Сотрудничество людей разных поколений в рамках одного проекта способствует укреплению семьи, коллектива, воспитанию уважительного отношения друг к другу, передаче наиболее значимого социального опыта.



V. Работа с родителями учеников

1. Родительское собрание «Проектная деятельность учащихся 2 класса».

2. Буклет для родителей «Проектная деятельность учащихся 2 класса».

3. Анкета для родителей (в начале проекта).

4. Анкета для родителей (в процессе проекта).

5. Мотивационная поддержка может потребоваться учащемуся на всех этапах проектной деятельности, что заключается в стимулировании интереса к выполняемому проекту, развитии у ребёнка стремления к достижению результата, демонстрации уверенности в успехе совместной работы. Родитель может подбодрить своего ребёнка, показать собственную заинтересованность, как темой проекта, так и сотрудничеством с учащимся. 6. Информационная поддержка – актуальна на этапе сбора необходимых для проекта материалов. Родитель нередко сам выступает важным источником информации для ребёнка, может порекомендовать определённые источники или выразить сомнения относительно некоторых из них, помочь в поиске нужных сведений в книгах, периодической печати, сети Интернет.

7. Организационная поддержка – одна из самых необходимых для учащихся начального звена в силу их возрастных особенностей. Например, сопровождение детей в музей, библиотеку, организация экскурсии для сбора необходимой информации (внешняя сторона выполнения проекта) или помощь ребёнку в распределении времени и дозировании нагрузки (внутренняя сторона проекта).

8. Техническая поддержка может потребоваться во время сбора информации, её обработки (в том числе с помощью средств ИКТ), в моменты планирования и проведения презентации. Она подразумевает участие родителей в выборе объектов и проведении фото - и видео-съёмок, монтаже материалов, техническом оснащении докладов, праздников. Рефлексивная поддержка в самоанализе и самооценке проекта. Она важна не только в конце проектной деятельности, но и в её процессе (чтобы ребенок мог своевременно скорректировать свои действия).

9. Родители могут спросить у ребенка: что получается не так, как хотелось бы, и почему, как можно это исправить; что для него самое трудное, интересное в выполнении конкретного проекта? В конце работы желательно вместе обсудить её достоинства и недочёты, и обязательно отметить достижения ребёнка.









А нкета для родителей.

(даётся в начале работы над проектом)





1. Ф.И.О.__________________________________________

2. Знаете ли вы о проектной деятельности?

д а нет не знаю

3. Нужно ли в школе заниматься проектной работой?

д а нет не знаю

4. С какого класса нужно организовывать работу в этом направлении?______________________________________

5. Нужна ли вам информация по данной теме?

д а нет не знаю

6. Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок занимался проектами?

д а нет не знаю

7. Окажете ли вы ему помощь?

д а нет не знаю

















А нкета для родителей.

(даётся в процессе работы над проектом)

1. Ф. И. О.__________________________________________

2. Занят ли Ваш ребёнок проектной деятельностью?

д а нет не знаю

3. Знаете ли Вы, что такое проектная деятельность?

д а нет не знаю

4. Как Вы относитесь к тому, что ваш ребёнок занят

проектной деятельностью?

п оложительно отрицательно не знаю

5. Обращался ли Ваш ребёнок к Вам за советом?

д а нет не знаю

6. Оказывали ли Вы своему ребёнку помощь при работе

над проектом?

д а нет не знаю

7. Повлияло ли занятие проектной деятельностью Вашим

ребёнком на его успеваемость?

д а нет не знаю

8. Повлияло ли занятие проектной деятельностью Вашим

ребёнком на его отношение к учёбе?



Работа с родителями по ИКТ безопасности.

Ссылки на сайты с информацией:

Сайт Права и дети в Интернете http://school-sector.relarn.ru/

Дети Онлайн http://detionline.com/helpline/about

Центр безопасного Интернета в России http://www.saferunet.org/

Ваш личный Интернет http://content-filtering.ru/aboutus/

Информационно-аналитический ресурс «Ваш личный Интернет» http://content-filtering.ru/aboutus/

Фонд Развития Интернет

Официальный сайт: http://www.fid.su/

Информационный портал «Дети России Онлайн»: http://detionline.com/

Журнал «Дети в информационном обществе» http://detionline.com/journal/

Facebook: http://www.facebook.com/FoundI ntDev

ВКонтакте: http://vk.com/club27736677


П амятка о правилах работы за компьютером школьника.



1. Длительность непрерывных занятий непосредственно с монитором для детей 7-10 лет составляет 15 минут, 11-13 лет - 20 минут, 14-15 лет - 25 минут и 16-17 лет - 30 минут. После такого занятия обязательно следует провести гимнастику для глаз!

2. В течение недели школьник может работать с компьютером не более трех раз.

3. Комната, в которой школьник работает за компьютером, должна быть хорошо освещена.

4. До включения компьютера протирать экран мягкой неворсистой тканью. Должна ежедневно проводиться влажная уборка, поэтому не рекомендуется размещать компьютеры в комнатах с коврами!

5. Основная нагрузка при работе за компьютером приходится на глаза. В качестве источников освещения рекомендуется применять люминесцентные лампы типа ЛБ. Совет домашним пользователям: постарайтесь, чтобы люстра в вашей рабочей комнате имела закрытые снизу светильники, так чтобы на экран монитора падал рассеянно-отраженный свет.

6. Расстояние от глаз ребенка до монитора не должно превышать 60 см!

7. В процессе работы и игры на компьютере необходимо следить за соблюдением правильной осанки.

8. Лучше играть в компьютерные игры в первой половине дня! Их длительность не должна превышать 10 минут для детей 7-10 лет и 15 минут для более старших.

9. Работу с компьютером рекомендуется перемежать физическими упражнениями и играми.

10. Запрещается работать на компьютере мокрыми руками и класть на ПК посторонние предметы (сосуды с жидкостью, предметы, излучающие э/м волны и т.д.)

Гимнастика для глаз


Упражнение 1

Не поворачивая головы посмотреть медленно вправо, затем прямо, медленно повернуть глаза влево и снова прямо. Аналогично вверх и вниз. Повторить 2 раза подряд.

Упражнение 2

Стоя у окна, выставить руку вперед с поднятым указательным пальцем. Внимательно посмотреть на кончик пальца, после этого перевести зрение вдаль. Через 5 секунд снова вернуть зрение на кончик пальца и так 5 раз подряд.

Упражнение 3

Делать круговые движения глазами по часовой стрелке и против нее, не поворачивая головы. По 5 раз.

Упражнение 4

"Выписывание" глазами горизонтально лежащих восьмерок по часовой стрелке и против нее. По 5 раз в каждую сторону.

Упражнение 5

Стоя у окна, закрыть глаза, не напрягая мышц, затем широко открыть глаза и посмотреть вдаль, снова закрыть и т.д. 5 раз подряд.



Как правильно сидеть и работать за компьютером – 10 золотых правил:


  1. Отрегулируйте стул таким образом, чтобы вы могли сидеть ровно, но комфортно. Ваша спина должна слегка опираться на спинку стула.

  2. Чтобы избежать излишнего напряжения плеч, шеи и поясницы, поднимите сиденье стула таким образом, чтобы ваши локти были согнуты под углом в 90 градусов, а запястья комфортно лежали на столешнице.

  3. Монитор и клавиатуру расположите прямо перед собой. При работе на клавиатуре, расположите ее так, чтобы клавиатура была прямо перед вами. При работе с цифрами, расположите клавиатуру так, чтобы панель цифр была перед вашей рабочей рукой. Ваш корпус должен располагаться на расстоянии 20 см от клавиатуры.

  4. Ваши локти должны быть согнуты и удобно расположены на подлокотниках кресла или же на столешнице.

  5. Расположите компьютерную мышку таким образом, чтобы вы могли управлять ей, держа локоть согнутым и лежащим на подлокотнике кресла или столешнице. При этом ваше запястье должно быть расслаблено и направлено вперед. Для удобства вы можете подложить под него специальную эргономическую подушечку.

  6. Расположите предметы на своем рабочем столе так, чтобы вы могли дотянуться до нужных вещей, не разгибая локтя. Вещи, которые вы не используете, рекомендуется убрать со стола.

  7. Распрямите ноги и удобно поставьте их на твердую поверхность (пол или специальную подставку), но не располагайте их согнутыми под стулом.

  8. Вытяните руку перед собой: если вы не можете дотянуться до верхнего края экрана кончиками пальцев, подвиньте его ближе к себе.

  9. Верхняя часть экрана должна располагаться на уровне ваших глаз. Если вы носите очки, то наклоните экран примерно под тем же углом, под которым вы обычно читаете книгу в очках.

  10. Каждый час поднимайтесь со своего рабочего места на несколько минут и делайте небольшую зарядку, чтобы расслабиться и растянуться.




















Правила по безопасному использованию интернета

 Всегда спрашивай родителей о незнакомых вещах в интернете. Они расскажут, что безопасно делать, а что нет.

 Установи на свои цифровые устройства программу-фильтр или попроси сделать это взрослых – тогда ты сможешь смело путешествовать по интересным тебе страницам и не встречаться с неприятной информацией.

 Не открывай файлы, полученные от незнакомцев, не скачивай файлы с неизвестных тебе сайтов. Не допусти заражения компьютера вирусом, установи на него специальную программу – антивирус!

 Если твой компьютер не загружается или операционная система (например, Windows) заблокирована, то попроси взрослых посмотреть, исправен ли твой компьютер, и проверить его с помощью антивируса. Если твоя операционная система заблокирована картинкой с требованием отправить SMS или перевести деньги, позвони на Линию помощи «Дети онлайн» (8-800-25-000-15, звонок бесплатный). Тебе помогут решить проблему.

 Прежде чем начать дружить с кем-то в интернете, спроси у родителей, как безопасно общаться в Сети.

 Никогда не рассказывай о себе незнакомым людям: где ты живешь, учишься, свой номер телефона. Это должны знать только твои друзья и семья! 54

 Не отправляй свои фотографии, а также фотографии своей семьи и своих друзей незнакомым людям. Они могут использовать их так, что это навредит тебе или твоим близким.

 Не встречайся без родителей с людьми из интернета в реальной жизни. В интернете бывает, что люди рассказывают о себе неправду.

 Общаясь в интернете, будь дружелюбен с другими. Не пиши грубых слов! Ты можешь нечаянно обидеть человека. Читать грубости также неприятно, как и слышать.

 Если тебя кто-то расстроил или обидел в интернете, обязательно расскажи об этом родителям.

 Хочешь скачать картинку или мелодию, но тебя просят отправить SМS-сообщение? Не спеши! Сначала проверь этот номер в интернете – безопасно ли отправлять на него SМS сообщение, и не обманут ли тебя. Сделать это можно на специальном сайте: http://smsnumbers.ru.

К раткие правила безопасного использования интернета в стихах

Мы хотим, чтоб интернет

Был вам другом много лет!

Будешь знать СЕМЬ правил этих –

Смело плавай в интернете!



1. Иногда тебе в сети

Вдруг встречаются вруны.

Ты мошенникам не верь,

Информацию проверь.


2. Не хочу попасть в беду –

Антивирус заведу!

Всем, кто ходит в интернет,

Пригодится наш совет.

3. Если кто-то НЕЗНАКОМЫЙ

Вас попросит рассказать

Информацию о школе,

О друзьях и телефоне,

Иль к страничке доступ дать –

Мы на это НЕТ ответим

Будем все держать в секрете!


4 . С грубиянами в сети

Разговор не заводи.

Ну и сам не оплошай,

Никого не обижай.


5. Злые люди в интернете

Расставляют свои сети.

С незнакомыми людьми

Ты на встречу не иди! 6. Как и всюду на планете

Есть опасность в интернете.

Мы опасность исключаем,

Если фильтры подключаем.

7. Если что-то непонятно,

Страшно или неприятно,

Быстро к взрослым поспеши,

Расскажи и покажи.

VI. Литература

Ивановская В.И. «Русские орнаменты» Издательство Стрекоза, 2014 г.

Лоренц В.И. «Орнамент всех времен и стилей» Издательство: Лабиринт, 2012 г.

Неустроев Б.Ф. «Узоры и орнаменты» Издательство: Бичик, 2010 г.

Симаков Н. С. «Русский орнамент» Издательство: Москва, 1882 г.

Степанова Л.И. «Рисуем всё, что угодно» Издательство: Москва, 1995 г.

Е. С. Юрова «Сокровища русского орнамента» Издательство: Этерна, 2010 г.

Ресурсы Интернета.







30