Олейник Т.И., учитель английского языка
ГБОУ гимназия №622 Выборгского района
Санкт-Петербурга
ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ
Портфолио ученика в системе оценки качества образования
Портфолио – способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающихся за период обучения. Использование технологии “портфолио” школьника, или “папки личных достижений”, поможет частично решить проблемы, связанные с объективным оцениванием результатов деятельности ученика и будет способствовать повышению качества образования в целом. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и является одним из способов формирования ключевых компетентностей: образовательной, общекультурной, социально трудовой, информационной, коммуникативной, компетенции в сфере личностного самоопределения и др.
Традиционная система оценки, ориентированная в основном на контроль и проверку полученных знаний и умений, в стандартах второго поколения трансформируется в систему, направленную на управление учебным процессом и обеспечение его качества.
В процессе работы над портфолио у обучающихся формируются следующие компетенции:
-готовность к постоянной работе над собой для овладения культурой учебной и трудовой деятельности;
-потребность в активной познавательной деятельности.
Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:
поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
поощрять их активность и самостоятельность;
расширять возможности обучения и самообучения;
развивать навыки рефлексивной деятельности обучающихся;
формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
закладывать дополнительные предпосылки для успешной социализации.
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – портфолио, понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. Работа над созданием портфолио начинается на начальной ступени обучения. Цель данной работы: создание условий, направленных на приобретение практического опыта формирования портфолио.
Начальная школа дает базу для успешного продолжения образования, поэтому важно запустить технологию портфолио именно в начальной школе, чтобы в дальнейшем она применялась в разных сферах и на разных ступенях обучения. В портфолио учеников начальной школы рекомендуется включать выборки детских работ – формальных и творческих, выполненных как в ходе обязательных занятий, так и в ходе факультативов; систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.д.); материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.
Основное назначение портфолио в период предпрофильной подготовки – это накопление документальных подтверждений того, что ученик может обоснованно претендовать на занятие места в классе с определенным профилем обучения. Портфолио в системе профильного обучения служит для накопления документальных свидетельств успешности школьника по выбранному профилю обучения, обеспечивая ему рейтинговое место в группе одноклассников либо соискателей конкурсного места в ВУЗе. Портфолио ученика представлено двумя составляющими: инвариантной и вариативной. Инвариантная часть отражает уровень достижений академических знаний обучающегося, определенных ФГОС и уровнем образования в соответствии с индивидуальной образовательной траекторией обучающегося. Вариативная часть портфолио ученика представляет собой портфолио внешних достижений и портфолио личностного развития.
Портфолио внешних достижений состоит из трех блоков – портфолио документов, портфолио работ и портфолио отзывов. Основное назначение каждого из этих блоков заключается в накоплении документальных данных, свидетельствующих об успешности во внеучебной деятельности школьника и динамике ее развития.
Портфолио личностного развития – это изучение школьником особенностей своей личности в системе ее социальных отношений и спланированная работа по их усовершенствованию для достижения новых качеств личности обучающегося.
Обязательные элементы портфолио:
• титульный лист
• сопроводительный текст владельца портфолио с описанием цели (предназначения)
• содержание портфолио с перечислением его основных элементов
• самоанализ и прогноз (или план) на будущее
Преимущества портфолио как метода оценивания достижений обучающихся:
- направлено на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия);
-учитывает особенности развития критического мышления обучающихся путем использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление – рефлексия;
- позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали.
Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения. Портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, исследовательской, творческой, социальной, спортивной и других видов деятельности. Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии практико-ориентированного обучения.
Крайне важным шагом с первых лет пребывания ребенка в школе приучать его к систематической работе по сбору папки личных достижений – ведь она является “технологией всматривания в себя, которая понадобится ребенку на протяжении всей его жизни” (Т. Новикова, А. Прутченков).
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что оно способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.