СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Портфолио учителя биологии и химии Тыщенко В.Г.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Портфолио учителя биологии и химии Тыщенко В.Г.»

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Ветлянская средняя общеобразовательная школа»










Портфолио

учителя химии и биологии

МОАУ «Ветлянская СОШ»

Тыщенко Виктории Гаговны











с. Ветлянка

2015 г.

Содержание

Раздел № 1

  1. «Портрет»

  2. «Жанровые цветные фотографии»

  3. «Моё педагогическое кредо»

  4. Эссе на тему «Я - учитель»



Раздел № 2

  1. «Мои документы»

  2. «Авторские материалы из опыта работы»



Раздел № 3 «Мои достижения»















Портрет автора портфолио







Ф.И.О. Тыщенко Виктория Гаговна

Место работы: Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Ветлянская средняя общеобразовательная школа».


Преподаваемый предмет: биология 5 – 8 классы,

химия 8 – 11 классы.


Стаж работы в данном ОУ: 5 лет


Квалификационная категория, разряд: не имею


Название ВУЗа, которое окончил учитель: ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет (2015 г.)


Квалификация: бакалавр естественнонаучного образования


Когда и по какой теме были пройдены курсы повышения квалификации:

Курсы профессиональной переподготовки «Химия» (2017г.) ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет

«Ресурсы предметной линии «Химия» для подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ» (2017 г) ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет




Личная подпись: ____________________

















«Жанровые цветные фотографии»

Мой самый первый класс 2015 год


Новый 2016 год !!!!!

Учёба (опять «химичим»)




Любимый «ИЕиЭ» химическая лаборатория







Последний звонок…












Цель моей работы:


Использование инновационных педагогических технологий для развития компетенций учащихся на уроках химии и биологии, создавая условия для

самореализации.



Ближние цели:


  • способствовать развитию у учащихся навыков «критического мышления»;

  • усиливать мотивацию совместной деятельности;

  • поощрять совместную деятельность учащихся в больших и малых группах;

  • осуществлять связь со здоровьесбережением учащихся.




Педагогические методы и задачи:


  • создавать условия для работы и обсуждения результатов на уроке, планируя разные варианты решения задач;

  • совершенствовать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

  • воспитывать бережное отношение к здоровью через знание и соблюдение правил ТБ;

  • создавать эмоционально положительное восприятие учебной деятельности.





Ресурсы, используемые для

реализации целей и задач.


  1. Помощь коллег, работающих по предметам естественного цикла, а так же оснащённая материальная база кабинета биологии и химии:



  1. Телевизор – 1

  2. DVD – проигрыватель - 1

  3. Компьютер – 1

  4. Кодоскоп – 1

  5. Умывальник – 1

  6. Набор компакт дисков:

- химия. Интерактивные творческие задания 8 – 9 класс.

- химия общая и неорганическая 10 – 11 класс.

- химия для всех. Решение задач.

- химия 8 – 11 класс. Виртуальная лаборатория.

- химия 8 класс (диск 1,3)

- биология 6 – 9 класс.

- биология 7 – 9 класс. Интерактивные творческие задания.

- биология 9 класс.

- биология 6 – 11 класс. Лабораторный практикум.

- биология (весь школьный курс).

- экология 10 – 11 класс.

- экология.

В кабинете химии имеются ПСХЭ Д.И. Менделеева, таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде, портреты учёных – химиков, стенд по технике безопасности при работе в кабинете химии, стенды по органической и неорганической химии – «Строение вещества и химическая связь», «Химические реакции», «Строение органических веществ»

Оборудование для кабинета химии – наборы неорганических и органических веществ, коллекции, модели, химические приборы. Химическая посуда, таблицы по химии (прилагаются).

Оборудование для кабинета биологии – таблицы, модели – аппликации, муляжи, коллекции, модели, влажные препараты, бюсты, наборы микропрепаратов, гербарии (прилагаются)

В кабинете № 6 оформлены стенды по биологии – «Редкие и исчезающие виды растений и животных», стенды по общей биологии, по технике безопасности, есть портреты учёных – биологов. В кабинете имеются живые зелёные растения.



























«Мое педагогическое кредо»

Я, Тыщенко Виктоия Гаговна, родилась 2 мая 1992 года в с. Ветлянка Соль-Илецкого района Оренбургской области. В 2010 году закончила «Ветлянкую среднюю общеобразовательную школу» и поступила в «Оренбургский государственный педагогический университет» на специальность «бакалавр естественного образования». В 2015 году году с отличием окончив учебу пришла работать в свою родную школу в должности учителя биологии.

В 2015-2017 году прошла курсы профессиональной подготовки в «Оренбургском государственном педагогическом университете» по специальности «Химия».

Главная цель моей работы заключается в том, чтобы развивать интерес к своему предмету, творческую активность путем внедрения инновационных педагогических технологий, формирования предметной компетентности на уроках через активизацию познавательной и творческой деятельности учащихся.

Для успешного осуществления педагогической деятельности, по моему мнению, учителю необходимо:

  • создать учащимся условия для самостоятельной работы;

  • вооружить учащихся методами и приемами творческой работы;

  • обеспечить учащимся основные условия для творческой деятельности;

  • предоставить учащимся время для осуществления всех фаз творчества.

На протяжении 5 лет я осуществляю поставленные цели и задачи.

Я постоянно принимаю участие в заседаниях районных методобъединений учителей химии и биологии, посещаю семинары. С сентября 2015 года являюсь руководителем школьного методобъединения учителей естественного цикла.

За время работы я накопила много информации, как по урочной, так и по внеклассной работе и продолжаю совершенствовать свою профессиональную деятельность. Мои ученики принимают активное участие в школьных и районных олимпиадах по биологии.

Считаю, что повышение квалификации и теоретического уровня учителя необходимо сочетать с самообразованием. С этой целью я:

  • изучаю новые программы и учебники;

  • постоянно интересуюсь новыми учебными и научными материалами;

  • осваиваю технические средства обучения;

  • устанавливаю связь урочных и внеурочных занятий по своим предметам.



С 01.11 2019 г. имею опыт дистанционного обучения по предметам биология (5-9 классы) и химия (8-10 классы) с учащимися «Троицкой СОШ» Соль-Илецкого городского округа

В 2019 году впервые принимаю участие в школьном этапе конкурса «Учитель Оренбуржья», выступаю с открытым уроком о биологии в 5 классе на тему: «Царства живой природы. Классификация живых организмов».

Свою работу в роли классного руководителя я начала в 2015 году с восьмиклассниками. И так сложилось, что с этими детьми я работала на протяжении 3 лет. Считаю не лишним упомянуть, что выпускники нашей школы из года в год активно сдают ЕГЭ и ОГЭ (с не плохими результатами) по биологии и химии и поступают в медицинские колледжи и «Оренбургскую государственную медицинскую академию» г. Оренбурга.

























Результативность.

Качество знаний по биологии и химии.

Анализ результатов Единого Государственного Экзамена по химии в 11 классе от 04.07 2016 г.

  1. Барановская Анна – 37 баллов оценка «3»

  2. Бахмат Дмитрий – 54 балла оценка «4»

Обученность составила 100 %, качество знаний 50 %.



Анализ результатов основного государственного экзамена по химии в 9 классе от 15.07.2016 г.

Обученность составила 100 %, качество знаний - 50 %.

  1. Барановская Анна – 22 балла оценка «4»

  2. Андреев Роман – 10 баллов оценка «3»

  3. Чернова Мария – 29 баллов оценка «5»

  4. Бражников Евгений – 12 баллов оценка «3»

  5. Разиньков Виктор – 24 балла оценка «4»

  6. Разиньков Николай – 12 баллов оценка «3»



Анализ результатов Основного Государственного экзамена от 08.06.2017 г. – химия.



Ф.И.О. ученика

Предмет по выбору

Оценки

1.

Андреев Александр Николаевич

Химия

«3»

2.

Ермекова Мадина Сериковна

Химия

«4»

3.

Зайцов Александр Николаевич

Химия

«3»

4.

Сейтмагамбетова Сабина Экласовна

Химия

«4»











Анализ входных контрольных работ за 2019-2020 учебный год.

Предмет

Класс

Качество знаний (%)

Обученность (%)

биология

5

60

100

6

60

100

7

86

100

8

50

100



Предмет

Класс

Качество знаний (%)

Обученность (%)

Химия

9

64

100

10

16

100

11

50

100



Результаты школьного этапа олимпиад МОАУ «Ветлянская СОШ»

Ф.И.О учителя

Класс

Ф.И ученика

Предмет

Место

Тыщенко В.Г.

8

Чистовская Екатерина

Биология

3 (24,5 б)























Выводы

Применение различных педагогических технологий при проведении уроков повышает уровень усвоения учебного материала учащимися, активизирует познавательную способность, повышает мотивацию к изучению предмета.

Я буду считать свою работу выполненной, если мне удастся в результате обучения и воспитания создать личность, которая может свободно ориентироваться в современном обществе, быть неотъемлемой частью этого общества.























Эссе на тему: «Я – учитель»



Учитель химии и биологии:

Тыщенко Виктория Гаговна


«Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах...» 
(Ш. Амонашвили)

Учитель… Мы часто произносим это слово, не задумываясь о том, какую роль играет учитель в жизни человека. Сколько сил, труда, терпения, души вкладывает учитель в каждого своего маленького ученика, чтобы тот вырос успешным и счастливым человеком! Недаром говорится, что школа – второй дом, а учитель – вторая мама. Так кто же он, учитель? Раздумывая над этим, словом я написала стихотворенье, в котором хочу рассказать кто такой учитель.

Что кроется в слове «учитель»? ...

Знанье, уменье, почет?

Но для детей он не просто учитель,

Идущий сейчас на урок.

Он человек без лица и без маски,

Живущий в столетьях многих веков.

Он – проводник, ведущий дорогою знаний

Свой маленький школьный народ.

Порой он бывает сердит и суров,

И кажется, сердце его закрыто для мира,

Но в нем живет любовь для миллиона детей

С их таинственным миром…


Труд учителя неимоверно труден. Но, мне кажется, что если у человека действительно есть призвание, оно не меркнет с годами, так как не может исчезнуть любовь к ребенку. С таким учителем ребенок не будет чувствовать себя объектом воспитания, он сделается естественным соучастником. Но для этого нужны учительский такт, сердечность, ум. Известный русский невропатолог Бехтерев говорил: «Если больному после разговора с врачом не становится легче, то это не врач». Если перефразировать эти слова, можно сказать: если после разговора с учителем, ребенок хоть немного не чувствует себя обогащенным, если его напряжение не снимается, если плохое настроение не проходит – то это не учитель.

Каждый учитель помнит начало своего трудового пути в школе. Войдя в школу, я поняла, что преподавание — это мое на всю жизнь.

И вот я – учитель. Наверное, для многих непонятно, почему я с гордостью произношу эту фразу. Ведь главное назначение учителя – учить и воспитывать. Учитель – не просто профессия, это образ жизни. Это осознание огромной ответственности перед государством, обществом, и, прежде всего, перед учеником. Каждый день на меня смотрит множество пар пытливых глаз. Они ждут нового, неизведанного, того, что не встретят в обыденной обстановке. Когда мне становится в чем-то трудно, я вспоминаю слова песни Владимира Трошина "Учитель".

Понимаешь, мама, я учитель!

Видишь, я вхожу, бледнея, в класс.

Это мне решили поручить их -

Сорок душ и 80 глаз!

В школе правду узнавать о мире

Люди начинают по складам.

Всё равно - в Москве или в Сибири -

Школьный день равняется годам. 

Может в сердце боль или тревога,

Может не везёт пока в любви,

Всё равно - у школьного порога

Оставляй все горести твои!

Может будет трудно, небогато,

Буду жить свой выбор не браня!

Понимаешь, ведь мои ребята -

Это продолжение меня!

Учитель!

Сколько надо любви и огня,

Чтобы слушали, чтобы верили,

Чтобы помнили люди меня!


В школе я должна заложить основы знаний по своим предметам химии и биологии, чтоб в дальнейшем они пригодились бы детям. Что же для этого нужно сделать?

Первое – это стать для своих учеников внимательным и заинтересованным собеседником. При этом я разговариваю с ребятами не с высоты своего роста, а «глаза в глаза». Мне не нужно изображать интерес, мне, в самом деле, интересно, потому что от детей можно услышать совершенно неожиданные, забавные, а порой и поучительные вещи.

Второе – это практика. Ведь знание без практического применения бессмысленно. Знания нужны, но только через действия формируется их понимание, а также необходимые для человека навыки и умения. Увидишь – забудешь, услышишь – запомнишь, сделаешь сам – поймешь.

На своих уроках я стараюсь импровизировать, создаю нестандартный подход к различным видам деятельности, тем самым вызываю познавательный интерес у учеников. Мне очень важно, с каким настроением они уйдут с урока, что расскажут родителям. Всегда оцениваю каждый свой урок – отличный, хороший, плохой, средний. А как приятно слышать полные, грамотные ответы на поставленные вопросы, когда чувствуешь, что интересна ребятам как преподаватель, как человек. Я говорю ученику «молодец», «умница», даже тогда, когда успехи ученика невелики. Ведь это воспитывает у ребенка уверенность в себе и это побуждает интерес к знаниям.

Я – учитель, а потому творец. А что же является основой творчества? Поиск! Поиск новых идей и неожиданных решений, новых возможностей и успеха, поиск новых открытий и интересных проблем, поиск вдохновения и разнообразия. Творчество – это неизменная составляющая нашей профессии. Это искусство, это создание чего-то нового. Я стремлюсь, чтобы мои ученики открывали в моем предмете что-то новое и удивлялись. Удивление – это двигатель прогресса, мотив познания. Не уставай удивлять, говорю я себе. Особенно интересно, когда уже знакомый предмет раскрывается неожиданной, новой стороной.

Учителем быть непросто. Взаимоотношения учеников и учителя во многом зависят от личности учителя. Ведь учителя бывают разные. Учитель всегда балансирует на грани чего-то опасного и загадочного. Быть нравоучительным и назидательным легче, чем попытаться пробудить ученика к самовоспитанию, быть жестким и требовательным важно, но развить личность ребенка возможно только через ее раскрепощение; послушный и исполнительный ученик приятен каждому, а попытайся полюбить трудного и неспособного. Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, когда кончается его влияние. Просто учитель может дать своим слушателям известное количество сведений, из чего не следует, что он способен воспитывать их. Из одних знаний человека не слепишь.

Педагоги – прежде всего воспитатели, морально, нравственно, мировоззренчески, этически, эстетически влияющие на детей. Воспитывать – это отдавать то, чем сам обладаешь. Учитель должен быть личностью нравственной, честным человеком, не должен быть равнодушным, двоедушным. Только Личность может быть интересна своим ученикам. Учитель должен иметь высокую степень доброты, терпения, сдержанности. Получился почти идеальный портрет. Вы скажете: легко ли? Легко ли постоянно владеть собой, когда перед тобой два десятка ребят, способных порой свести с ума. Дома родители иногда от единственного ребенка не знают, куда деться. Но эти родители не попали в учителя, а мы выбрали эту профессию, значит, нам надо уметь владеть собой.

Учитель должен, как актер, перевоплощаться; как машинист, вести поезд, какое бы ни было у него настроение.

Профессия учитель - самая почетная профессия в цивилизованных странах, потому что педагог собственными усилиями лепит человеческую натуру, проявляет особенности характера и личности ребенка и, в конечном счете, будущее своего ученика. Быть педагогом — это не профессия, это вся жизнь!

Вы знаете, мне по-прежнему верится,

Что, если останется жить Земля,

Высшим достоинством Человечества

Станут когда-нибудь Учителя.

Р. Рождественский ...























«Мои документы»



























«Авторские материалы из опыта работы»

Технологическая карта урока на тему «Клетка - основа строения и жизнедеятельности организмов. Строение клетки» 5 класс

к учебнику А. А. Плешакова, Э. Л. Введенского «Введение в биологию»

Составил - учитель биологии Тыщенко В.Г.

Дата 16.10.2019 г.

Название урока и его этапы

Основное содержание

Виды деятельности учителя

Виды деятельности учащихся

Планируемые образовательные результаты

предметные

метапредметные

личностные

Организационный  момент


Учитель проверяет готовность к уроку, психологически настраивает на работу

Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей.


Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Проверка домашнего задания

Задает вопросы учащимся, раздает карточки (5)

  1. Что изучает биология?

  2. Какие ученые биологи вам известны?

  3. Какой вклад в развитие биологии внесли Уильям Гарвей?

  4. Какой вклад в развитие науки внесли Карл Линей и Чарлз Дарвин?

  5.  Какой вклад в развитие биологии внесли Грегор Мендель и Владимир Иванович Вернадский?

Организует устный опрос и  работу по карточкам

Учащиеся, получившие карточки, выполняют письменно предложенные задания.

Остальные учащиеся устно отвечают на вопросы учителя.


Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

2.Актуализация знаний

- Что является объектом изучения цитологии?

-Для каких целей был изобретен микроскоп?

Давно пытливый ум мечтал
Внутрь всех вещей взглянуть.
Путь в мир незримый указал
Великий Левенгук

В 17 веке нидерландец Антоний Ван Левенгук изобрел микроскоп, с помощью которого сумел впервые рассмотреть под увеличительными стеклами (линзами) микромир.

-В чем заслуга Р. Гука?

- Какова тема сегодняшнего урока? Какие цели и задачи будут стоять перед нами?

Клетка – обязательная простейшая структурная единица, которая лежит в основе строения, развития и всей жизнедеятельности живого организма. Цель нашего урока изучить основные части клетки, вспомнить устройство и правила работы с приборами, которые позволяют увидеть клетку.

Тема урока: Экскурсия в мир клеток 

Выдвигает проблему, уточняет тему, цель и задачи  урока

Отвечают на вопросы учителя, формулируют  тему и цель урока, записывают тему себе в тетрадь.


Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели

Повышение уровня мотивации учебной деятельности, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

3.Изучение новой темы

На нашей планете обитают миллионы видов живых существ, они крайне разнообразны, но их объединяет клеточное строение. Есть организмы, которые состоят из одной клетки – одноклеточные организмы. Большинство же относится к многоклеточным организмам.

              Организмы

Одноклеточные     многоклеточные

Презентация 1( диск к учебнику)

 -Почему одноклеточные получили такое название?

-Как вы думаете, можно ли у нас встретить одноклеточных животных?

Давайте познакомимся с одним из представителей одноклеточных животных. Для этого нам понадобятся микроскопы.

 - Вспомните и назовите правила работы с микроскопом.

- Рассмотрите инфузорию-туфельку под микроскопом и зарисуйте ее в тетрадь .

Многоклеточные организмы весьма разнообразны и хорошо заметны.

Презентация 2(диск к учебнику)

-Рассмотрите под микроскопом клетки кожицы лука и зарисуйте несколько клеток  в тетради.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Несмотря на крошечные размеры, клетка необычайно сложно устроена. В каждой клетке постоянно идут тысячи разных химических реакций. Недаром ее сравнивают с химическим заводом. Давайте познакомимся с главными частями  клетки.

Динамическая модель клетки(диск)

Любая растительная клетка покрыта снаружиоболочкой. Оболочка обособляет клетку от окружающей среды. В ней есть отверстия –поры. Поры в оболочке клетки необходимы для обмена веществ с окружающей средой, через них в клетку поступает и выходит из нее вода и другие вещества.

Внутри клетки, все ее пространство занято бесцветным вязким веществом. Это цитоплазма. Она медленно движется – это одно из свойств живой клетки. При сильном нагревании и замораживании она разрушается, и тогда клетка погибает.

В цитоплазме располагается ядро и другие компоненты клетки – органоиды. Ядро – главный органоид клетки, оно управляет всеми процессами жизнедеятельности. В нем содержатся особые тельца – хромосомы, в которых хранится вся информация о клетке, которая, не умирая, будет передаваться от клетки к клетке, из поколения в поколение.

В многоклеточном организме бывает много разных типов клеток.

Клетки живые. Они дышат, питаются, растут, делятся.

-Зарисуйте в тетрадь строение клетки, подпишите все ее части. Используйте рисунок 9 на  странице 21.

Организует работу с рисунками в учебнике, зарисовывает схему на доске

Организует беседу после демонстрации презентации

Организует работу в парах с микроскопом, контролирует выполнение практической части работы

Демонстрирует  презентацию,  контролирует выполнение практической части работы

Проводит разминку

Учитель рассказывает о строении клетки, используя динамическую модель клетки.

Контролирует работу в тетрадях

Слушают учителя, смотрят презентацию, отвечают на вопрос,  работа с учебником  стр. 20. Записывают схему в тетрадь

Называют правила работы с микроскопом

Работают в паре с микроскопом и микропрепаратами

Повторяют за учителем упражнения

Слушают учителя, работают с рисунком в учебнике, сравнивают с динамической моделью на экране

Зарисовывают в тетрадь строение клетки, подписывают основные части клетки

Различение на таблицах частей и органоидов клетки

Овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов

Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии

Соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, умение работать в паре

Познавательные УУД:  умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

4.Закрепление изученного материала

-Почему клетки называют кирпичиками организма?

-Назовите главные части клетки.

-Рассмотрите рисунки, сделанные вами во время лабораторной работы (инфузория-туфелька и клетки кожицы лука) и подпишите на них главные части клетки.

-Назовите черты сходства клеток кожицы лука и инфузории- туфельки.

Учитель задает вопросы, контролирует выполнение работы в тетради, собирает тетради на проверку.

Отвечают на вопросы учителя, подписывают части клетки на рисунках, сделанных с натуральных объектов, сравнивают объекты.

Сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух.

Познавательные УУД:  умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

5.Рефлексия

-Понравился ли вам урок?

-Что больше всего понравилось?

-Чему вы научились на уроке?

- Закончите предложение « Я запомнил…», « Я смог…»

Организует беседу

Формулируют собственное мнение и аргументируют его.


Регулятивные УУД:

делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: участие в коллективном обсуждении итогов урока


6.Дом. зад.

Параграф 5, задания к параграфу.

Дает пояснения к заданиям

Записывают задание себе в дневник












ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс: 8

Дата: 20.10.2019г.

Тема урока

Тема: Нервная система.

Тип урока

урок «открытия» нового знания

Целевые установки

Личностные:  формирование ценностей биологического знания как важнейшего компонента естественно - научной картины мира.

Метапредметные:  развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение данной темы; умения работать в малой группе ; формировать умения самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме; работать с дополнительной литературой, Интернет-ресурсами.

Предметные формирование знаний об особенностях строения и функционирования нервной системы.

Основное содержание изучаемой темы

Центральная нервная система. Периферическая нервная система. Нервы. Нервные узлы. Нервные центры

Ключевые опорные точки темы урока

Значение, строение и функционирование нервной системы.

Термины и понятия

Центральная часть. Периферическая часть. Нервы. Нервные узлы. Нервные центры.

Планируемые образовательные результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные



Понимание значения нервной системы в жизни организма и сформировать чувства бережного отношения к своему здоровью.


Познавательные УУД: умение структурировать знания о строении и значении нервной системы.

Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность под руководством учителя, осуществлять итоговый и пошаговый контроль своих действий, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Коммуникативные УУД: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, общаться и взаимодействовать друг с другом, вести диалог.

Обучающиеся должны знать: основные понятия темы, роль нервной системы в жизни человека .

Обучающиеся должны уметь: распознавать и описывать на таблицах основные части нервной системы.
















Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД обучающихся как результат совместной деятельности

I. Актуализация изученного

1.Активизирует внимание.

Обратите внимание на доску, прочитайте высказывание:

Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное”. (Н.И. Пирогов)

2Организует деятельность по актуализации знаний

Каково значение нервной системы?

Объясняют смысл, данного высказывания, мысленно связывают его со своей деятельностью на уроке.(И)

1.Анализируют схему (П), устанавливают причинно следственные связи (П). Записывают результаты в тетрадь (И).



Кишечно-полостные – диффузная.

Черви, членистоногие – узловая.

Позвоночные – трубчатая (рыбы, амфибии, птицы, млекопитающие – головной мозг).

2. Осуществляют поиск информации в учебнике и представляют содержание прочитанного материала, оформляя свои мысли в устной речи

3. Высказывают суждения.

Личностные: Оценить ситуацию, понимать и осмысливать ранее изученный материал



Метапредметные

Познавательные:

Давать определение понятиям рефлекс и рефлекторная дуга .

  • Осуществлять сравнение типов нервной системы у живых организмов.

  • Строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.

  • Осознанно и произвольно строить речевые высказывания

  • Поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные: Слушать вопросы и дополнять, уточнять ответы одноклассников.

Коммуникативные: Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся. Строить понятные для собеседника речевые высказывания.

Предметные: Актуализировать знания обучающихся типах нервной системы.

II. Мотивация к изучению нового материала и целеполагание

1.Организует осуждение проблемы: «Может ли современный человек прожить без нервной системы?».

2. Предлагает сформулировать цель урока и выстроить учебные задачи для достижения намеченной цели


1. Выдвигают ги­потезы и обсуждают их. (К)

2.С помощью учителя работают по целеполаганию и формируют задачи урока (К, И). Моя цель на уроке узнать о….


Личностные: Формировать учебно-познавательную мотивацию учения.

Метапредметные

Познавательные:

Высказывать логические рассуждения в выдвижении гипотез. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания при выдвижении гипотез и их обсуждении. Регулятивные: Ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Определять цели, способы взаимодействия.

III. Учебно-познавательная деятельность

1.Организует работу в парах по изучение ключевых опорных точек: классификация нервной системы по местоположению и по функциям, роль прямых и обратных связей в рефлекторной регуляции.

























2.Курирует выполнение работы, осуществляет выборочный (индивидуальный ) контроль.


Классификация нервной системы по местоположению.



Классификация нервной системы по функциям.





2.Афиширование результатов работы (Г)










Личностные: Формировать учебно-познавательную деятельность.

Метапредметные

Познавательные:

Общеучебные

  • Осознанно строить речевые высказывания.

  • Искать и выделять необходимую информацию.

Логические

  • Анализировать объекты  с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

  • Устанавливать причинно-следственные связи,   строить логические цепи рассуждений.

Знаково-символические действия

  • Переводить информацию из полного текста в таблицу и тезисы.

Регулятивные:

  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения .

Коммуникативные:

  • Инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации.

  • Владеть монологической и диалогической формами речи.

Предметные:

Знать классификацию нервной системы по местоположению и функциям.



IV. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

1 .Активизирует внимание, формулирует задание:

Установите роль прямых и обратных связей в рефлекторной регуляции?

2.Контролирует выполнение работы, осуществляет выборочный контроль.

3Организует работу в парах:

- В рабочих тетрадях на печатной основе.

1.Работают с текстом учебника (И) стр.188-189,

выполняют практическую работу в парах «Действие прямых и обратных связей». (П). Выводы записывают в тетрадь (И).











  1. Комментируют и обосновывают выбор написания вывода.








Личностные: Понимания значения нервной системы в жизни организма и сформировать чувства бережного отношения к своему здоровью.

Метапредметные

Познавательные:

Общеучебные

  • Искать и выделять необходимую информацию.

Логические

  • Устанавливать причинно-следственные связи,   строить логические цепи рассуждений.

Регулятивные:

  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения.

  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль своих действий.

Коммуникативные:

  • Инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации.

Предметные:

Понимать практическую значимость нервной системы для человека.

V. Оценочно-рефлексивная деятельность

1. Организует деятельность по закреплению и оцениванию изученного материала и предлагает ответить на вопросы и поработать по терминам урока.

2.Организует самопроверку и взаимоконтроль.





































3. Организует вербальную форму рефлексии, используя методику незаконченного предложения (устно).

1.Отвечают на вопросы. (К).

  • Какие существуют типы нервной системы?

  • Какого типа нервная система у человека?

  • Какие клетки образуют нервную ткань?

4.Нервы это…

3.Выбирают предложенные варианты ответов рефлексии.

- Сегодня на уроке я ...

- Самым полезным интересным для меня было ...

- Я встретился с трудностью при ...

- Мне это необходимо для ...

- На уроке было над чем подумать….

- У меня хорошо получилось ...


Личностные: Понимания значения нервной системы в жизни организма

Метапредметные

Познавательные:

контроль и оценка процесса и результата деятельности.

Логические

    • синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

Регулятивные:

выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещѐ подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения .

Коммуникативные:

  • Владеть монологической и диалогической формами

речи.

Предметные:

Выделять предмет изучения науки биологии и понимать практическую нервной системы для человека.



Тема: Отличительные признаки живых организмов

Дата: 25.09.2019 г.

Класс 5

Цель и задачи урока:

Цель: Обеспечить на уровне восприятия, осмысления и первичного запоминания представление о свойствах  живого. 

Задачи:

- обучающие  

  • отличие живых тел от тел неживой природы;

  • признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость;

  • организм — единица живой природы;

  • органы организма, их функции;

  • согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого.

-развивающие

  • продолжить формировать умение учащихся делать из них выводы;

  • развитие умений наблюдать, анализировать, сопоставлять, обобщать;

-воспитательные

  • воспитание интереса к предмету;

  • воспитание культуры в организации учебного труда.

  1. Тип урока Урок изучения нового материала.

  2. Формы работы учащихся групповые, парные и индивидуальные.

  1. Структура и ход  урока


Этапы урока

Содержание урока

УУД

1

Организационный момент


Регуляторные: волевая саморегуляция

Личностные: действие самообразования

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

2

Проверка усвоения  домашнего задания

-Какова роль растений и животных в жизни человека?

-Что изучает биология?

- Почему появились культурные растения и домашние животные?

- Какие биологические науки вы знаете?

- Расскажите об интересных для Вас обитателях Земли.


2

Подготовка к работе на основном этапе

  1. - По каким признакам вы отличите живые организмы от неживых? (живые и неживые объекты  - на столе)

  2.  - Построение плана изучения

– С помощью чего можно получить знания по данной теме? (справочники, учебник и т.д.)

Регуляторные:

целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

Познавательные: умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

общеучебные: знаково-символические – моделирование; выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.

3

Усвоение новых знаний и способов действий

1.(Работа в группах)

 - Назовите признаки, которые позволят вам утверждать, что организм живой? ( 1). голубь, 2). собака, 3). яблоня, 4). картофель). Запишите их на доске.

2.  Сравните результаты работы 4 групп. Укажите общие признаки, названные всеми группами.

Регуляторные:

целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

Познавательные: умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

общеучебные: знаково-символические – моделирование; выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.

4.

Реализация построенного проекта

1.Признаки живой природы

Заполнение интеллект- карты

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнёра; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеобучающие: поиск и выделение необходимой информации, применение методовинформационного поиска; смыловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

5.

Первичное закрепление во внешней речи

закончите предложения

 - Реагирование на изменения в окружающей среде (раздражимость).

- Процесс, при котором организмы потребляют необходимые вещества и энергию и выделяют ненужные вещества  (обмен веществ).

- Увеличение размеров тела (рост).

- Приобретение новых свойств (развитие).

- Воспроизведение себе подобных (размножение).

Коммуникативные: управление поведением партнёра; умение выражать свои мысли.

6.

Включение в систему знаний и повторение

 - Докажите, что … живой организм.

Регулятивные: прогнозирование

7.

Рефлексия учебной деятельности

  1. Знания, полученные на уроке мне нужны, так как…

  2. Оценка работы на уроке…

 - самооценка

 - оценка учащимися

 - оценка учителем

3. д.з учить интеллект карту.

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, прогнозированию. 























Технологическая карта урока

ФИО учителя: Тыщенко В.Г.

Дата: 18.12.2019г.

Место работы: с. Ветлянка

Предмет: биология.

Класс: 5.

Учебник: А.А. Плешаков, Э.Л. Введенский «Введение в биологию», 5 класс, М.: «Русское слово» 2013.

Тема урока: Бактерии: строение и жизнедеятельнсть.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления полученных знаний.

Цель урока: формирование представлений о бактериях как представителях отдельного царства живой природы.

Основные термины и понятия: бактерия, бациллы, кокки, диплококки, спириллы, вибрион, спора, сапрофиты, паразиты, прокариоты, безъядерные.

Планируемые результаты

Предметные умения

Познавательные УУД:

  1. Поиск и отбор источников необходимой информации.

  2. Использовать приемы работы с информацией.

  3. Систематизация информации.

  4. Формулирование проблемы.

  1. Уметь распознавать признаки царства Бактерии.

  2. Уметь объяснять значение бактерий в природе и в жизни человека.

  3. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений о бактериях.

  4. Закладывать простейшие опыты.

  5. Создавать презентации для мультимедийного сопровождения своих сообщений.

Коммуникативные УУД:

  1. Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

  2. Адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

  3. Сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Регулятивные УУД:

  1. Адекватно воспринимать информацию учителя.

  2. Составлять план работы с учебником.

  3. Выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы.

Личностные УУД:

  1. Осознание ответственного отношения к природе, необходимость защиты окружающей среды.

  2. Проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук.

  3. Доброжелательное отношение к мнению другого человека.

Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, беседа.

Организация пространства

  1. Вид используемых на уроке средств ИКТ.

Компьютерная презентация в Power Point.

  1. Необходимое аппаратное и программное обеспечение.

Компьютер с проектором, программа Microsoft Power Point.

  1. Образовательные ресурсы интернет.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

  1. Оборудование

Учебник, рабочая тетрадь, таблицы, доска, мел.


Организационная структура урока

Этапы урока

Формируемые умения (УУД)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I

Организационный момент (самоопределение деятельности)

Метапредметные УУД:

Познавательные:формулировка целей и задач.

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: адекватное восприятие информации учителя.

Приветствие учителя, мобилизация внимания учащихся, отметка отсутствующих, высказывание добрых пожеланий детям, предложение ученикам пожелать друг другу удачи и подумать что пригодится им для успешной работы на уроке, проверка готовности учащихся и их рабочих мест к уроку.

Проверка наличия источников информации, взаимодействие с учителем, подготовка рабочих мест к уроку.

II

Актуализация знаний

Метапредметные УУД:

Познавательные: постановка и решение проблем.

Коммуникативные:

  • внимательно слушать речь других учащихся,

  • умение выражать свои мысли.

Регулятивные: умение обнаруживать учебную проблему и определять тему урока.

Личностные: обладать познавательной мотивацией и интересом к учению.

Задает учащимся вопросы (Какую проблему будем обсуждать на уроке? Как вы сформулируете тему урока?), создает проблемную ситуацию.

Актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи).

Учитель просит вспомнить и выполнить в рабочей тетради задание №1 «Заполнить схему «Царства живой природы».

Учитель напоминает ученикам, чем все живые организмы отличаются друг от друга.

Называет тему урока «Живые царства. Бактерии».

Спрашивает учащихся о том, что они знают о бактериях, затем просит их сформулировать познавательную задачу урока.

Заполняют схему в рабочих тетрадях, рассказывают, что им известно о бактериях, формулируют познавательную задачу: «Познакомиться с особенностями строения и жизнедеятельности бактерий».

III

Постановка проблемы

Метапредметные УУД:

Познавательные: учатся выдвигать цели и делать выводы.

Коммуникативные: обсуждая проблему со сверстниками, высказывают собственное мнение, оказывают помощь друг другу.

Регулятивные: следят за ответами одноклассников.

Личностные: культура общения и поведения на уроке.

Выполняет направляющую роль, подводит учащихся к самостоятельному определению цели урока.

Работая в парах, выдвигают цель урока «Формирование представлений о бактериях как представителях отдельного царства живой природы».

Обосновывают свою точку зрения, оппонируют иному мнению.

IV

Открытие новых знаний

Метапредметные УУД:

Познавательные: выявляют особенности царства Бактерии.

Коммуникативные:

  • вступают в диалог с одноклассниками и учителем,

  • отстаивают свою точку зрения,

  • прислушиваются к мнению собеседника.

Регулятивные: умение следить и контролировать время выполнения работы.

Личностные: продолжается формирование межличностных отношений.

Организует работу учащихся, показывает презентацию, дополняет.

При просмотре фрагмента интерактивного учебного пособия обращает внимание на разнообразие форм бактерий. Затем предлагает прочитать текст параграфа и выполнить в рабочей тетради задания на установление соответствия между названиями бактерий и их формой.

Изучая с помощью интерактивного учебного пособия внутреннее строение бактериальной клетки организует беседу по вопросам, которая завершается выполнением задания в рабочих тетрадях (Рассмотрите рисунок и подпишите части бактериальной клетки отмеченные цифрами) с последующей самопроверкой правильности его выполнения по рисунку в учебнике.

Далее учитель рассказывает о размножении, особенностях питания, характеристикой способности бактерий сохранять свою жизнь за счет образования спор, сопровождая рассказ демонстрацией соответствующих фрагментов интерактивного учебного пособия.

При рассматривании роли бактерий в природе и жизни человека предлагает учащимся рассказать о результатах домашних опытов и заслушать сообщения отдельных учеников о роли бактерий в природе и жизни человека.

Беседа сопровождается заполнением в рабочих тетрадях таблицы «Значение бактерий в природе и в жизни человека».

Работают с источником информации, выполняют задания предложенные учителем, рассказывают о результатах домашних опытов, заслушивают сообщения отдельных учеников о роли бактерий, осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль, делают выводы.

V

Первичное закрепление

Метапредметные УУД:

Познавательные: закрепляют полученные знания о царстве Бактерии.

Коммуникативные: умение слушать, участвовать в обсуждении.

Регулятивные: учатся организовывать свою учебную деятельность.

Личностные: формирование отношения к представителям царства Бактерии.

Осуществляет контроль усвоения новых знаний, работа с тест-слайдами по заданию «Выполнить тест по теме «Бактерии»:

  1. Какой формы бывают бактерии?

а) только извитой;

б) только палочковидной;

в) округлой, палочковидной, извитой, а иногда даже звездчатой, спиральной или кубической;

г) только округлой.

  1. Чем клетка бактерии отличается от клеток других организмов?

а) в ней есть ядро;

б) в ней нет ядра;

в) в ней нет цитоплазмы;

г) в ней есть цитоплазма.

  1. Как называются скопления, образуемые некоторыми видами бактерий?

а) семьи;

б) общества;

в) колонии;

г) поселения.

  1. Какое утверждение о бактериях верно?

а) бактерии – самые крупные живые организмы на Земле;

б) бактерии – самые молодые организмы на Земле;

в) бактерии – единственные живые организмы на Земле;

г) бактерии – самые древние организмы на Земле.

  1. Какие бактерии превращают молоко в простоквашу, а сливки – в сметану?

а) молочнокислые;

б) уксуснокислые;

в) азотфиксирующие;

г) болезнетворные.

Ответы: 1 – в; 2 – б; 3 – в; 4 – г; 5 – а.

Осуществляет правильность выполнения задания (оценочная деятельность).

Самостоятельная работа с тестом с последующей самопроверкой по эталону, самоконтроль и взаимоконтроль.

VI

Применение нового знания

Метапредметные УУД:

Познавательные: фиксируют результаты своей деятельности, анализируют результаты своей деятельности.

Коммуникативные:договариваются, приходят к общему мнению в совместной деятельности.

Регулятивные: учатся предвидеть события.

Личностные: учатся использовать знания о полезных и вредных свойствах бактерий в жизни.

  1. Предлагает учащимся из перечня понятий выбрать только те, которые изучены на данном уроке.

  2. Демонстрация слайда «Сходства и различия в строении клетки бактерии и клеток других организмов». После просмотра предлагает учащимся заполнить таблицу

Выполняют задания, выстраивают причинно-следственные связи.

Особенности строения клетки

Бактерии

Растения, грибы, животные

Оболочка



Цитоплазма



Ядро



VII

Рефлексия учебной деятельности

Метапредметные УУД:

Познавательные: учатся правильно строить свои высказывания.

Коммуникативные: приходят к общему мнению в совместной деятельности. Учет мнения других людей.

Регулятивные: осуществляют итоговый контроль.

Личностные: формирование личностного самоопределения.

Организует обсуждение результатов работы, решение проблемы, выполнение поставленной цели.

Задает вопросы:

  1. Какую задачу ставили?

  2. Удалось ли решить поставленную задачу?

  3. Что выяснили в ходе работы?

Выражают собственное мнение о работе и полученном результате, оценивают правильность выполненных действий, делают выводы.

VIII

Домашнее задание



Изучить параграф 7. Создать из пластилина модель бактериальной клетки. Составить при помощи взрослых список правил, позволяющих избежать заражения болезнетворными бактериями.

Приложение 1.

Информационный лист 1.

Покровная ткань располагается на поверхности органов растения: корней, стеблей, листьев. Покровная ткань, кожица располагаются на листьях, однолетних побегах. Она образована живыми  прозрачными клетками, плотно прилегающими друг к другу. Кожица свободно пропускает солнечный свет. Среди её прозрачных клеток расположены парные зелёные клетки, которые называются замыкающими и образуют устьица. Через устьица происходит испарение воды. Покровная ткань, пробка,  располагается на поверхности многолетних побегов. Она состоит из мёртвых клеток с утолщёнными оболочками. Все разновидности покровной ткани выполняют защитную функцию.  Они предохраняют растения от различных повреждений, высыхания и проникновения микробов.

 

 

Информационный лист 2.

Проводящая ткань образована вытянутыми клетками, расположенными друг над другом. Клетки этой ткани внутри полые. Они могут быть мёртвыми и живыми. Мёртвые клетки, накладываясь  друг на друга, образуют сосуды. По сосудам проводящей ткани происходит транспорт воды и минеральных веществ из корня вверх, в другие органы растения. Живые клетки проводящей ткани также полые, но между ними есть перегородки со множеством мелких отверстий, напоминающих сито. Поэтому они называются ситовидные трубки. По ситовидным трубкам  вода и растворы органических веществ поступают из листьев в другие органы растения. Таким образом, все проводящие ткани  являются уникальным «трубопроводом» внутри растительного организма, по которому постоянно осуществляется транспорт воды и питательных веществ.

Информационный лист 3.

Образовательная ткань состоит из мелких клеток с тонкими оболочками и крупными ядрами. Клетки образовательной ткани всё время делятся. За счёт этого происходит рост растения в высоту и толщину, а также восстановление повреждённых участков растения. Образовательная ткань универсальна и уникальна, т.к. только она способна к делению  (клетки других тканей не делятся), только она может дать начало любой другой растительной ткани.

Информационный лист 4.

Основная ткань может располагаться в разных органах растения между покровной, механической и проводящей тканью. Существует несколько видов основной ткани. Например, в листьях располагается основная фотосинтезирующая ткань, клетки которой содержат большое количество хлоропластов. В них происходит фотосинтез, в результате которого образуются органические вещества, необходимые для питания растения. В стебле растения находится основная запасающая ткань, клетки которой содержат большое количество питательных веществ, т. к. здесь они откладываются про запас. В корне растения располагается основная всасывающая ткань, которая поглощает из почвы воду и минеральные соли. Таким образом, основная ткань может выполнять  роль «кухни» и роль «продуктового склада».

 

 

 

Информационный лист 5.

Механическая ткань встречается в различных органах растения. Особенно хорошо она развита в стебле. Клетки механической ткани имеют толстостенные оболочки, которые часто одревесневают. Благодаря этому механическая ткань обеспечивает растению прочность и упругость. В листьях растений механическая ткань расположена в жилках, а в стеблях она представлена древесинными и лубяными волокнами. Механическая ткань в растениях выполняет роль своеобразной арматуры, без которой растение не смогло бы выдержать собственной тяжести, действия ветра, дождя и пр.

Приложение 2.

Клише для рекламы покровной ткани.

Наш отдел №1 предлагает вашему вниманию … (покровную) ткань. Эта ткань состоит из клеток, которые … … … … … (плотно прилегают друг к другу). Наша ткань может быть тоненькой и прозрачной, и тогда она называется … (пробка). Среди прозрачных клеток покровной ткани вы без труда сможете увидеть парные зелёные клетки, которые образуют … (устьица). Купите для вашего растения эту ткань, ведь без неё оно будет беззащитным перед различными … (повреждениями), не сможет получать … (кислород) и … … (углекислый газ), солнечный … (свет).

 

 

Клише для рекламы проводящей ткани.

Наш отдел №2 предлагает вашему вниманию … (проводящую) ткань. Эта ткань состоит из клеток, которые расположены … … … (друг над другом). Клетки нашей ткани внутри … (полые). Они могут быть мёртвыми и живыми. Если клетки мёртвые, то они называются … (сосудами), а если живые – то … … (ситовидные трубки). Приобретите нашу ткань, ведь без неё по растению не смогут передвигаться … (вода) и питательные вещества. По сосудам ваше растение мгновенно доставит из корня в листья воду и … … (минеральные соли), а по ситовидным трубкам оно сможет быстро транспортировать из листьев в другие органы воду и … (органические) вещества.

Клише для рекламы образовательной ткани.

Наш отдел №3 предлагает вам  приобрести … (образовательную) ткань. Она  состоит из … (мелких)  клеток, которые постоянно … (делятся). Клетки имеют тонкие оболочки и крупные … (ядра). Наша ткань уникальна, т. к. без неё не сможет … (расти) ни одно растение. Наша ткань универсальна, потому что она сможет образовать … (любую ткань).

Клише для рекламы образовательной ткани.

Наш отдел №4 предлагает вашему вниманию  … (основную) ткань. Она бывает … (фотосинтезирующей), … (всасывающей) и … (запасающей). Если клетки содержат хлоропласты, то основная ткань называется …( фотосинтезирующей). Если крупные клетки содержат много питательных веществ, то основная ткань называется … (запасающей). Ваше растение не сможет обойтись без основной ткани, т. к. станет невозможен процесс … (фотосинтеза) и запасания … (питательных веществ).

 

 

Клише для рекламы образовательной ткани.

Наш отдел №5 предлагает вам  приобрести … (механическую) ткань. Она  состоит из клеток с … (толстыми) оболочками. Эти клетки образуют волокна, которые располагаются и в корне, и в стебле, и в жилках листьев. Купите нашу ткань, ведь она понадобиться вашему растению для … (прочности) и … , … (упругости, опоры). Чем больше будет развита механическая ткань в растении, тем она будет … (прочнее).

 

Приложение №3

Самооценка

ФИО

Оценка

Пояснение

Таблица в готовом виде:

Тип тканей

Где расположена

Форма и размеры клеток

Внутреннее строение

Особенности жизнедеятельности

Функции

образовательная

Верхушка корня, стебля.

Округлые, мелкие.

Крупные ядра, нет вакуолей.

Постоянное деление.

Рост корня и стебля.

основная

Мякоть листа, плодов.

Середина корня, стебля

Мягкие части цветка

Главная масса коры

Округлые,

крупные и средние

Хлоропласты.

Ядро у стенки, крупные вакуоли.

Хорошо развито межклеточное вещество

Образуются органические вещества из неорганических

Превращение и накопление веществ.

Фотосинтез

Запас питательных веществ

Механическая

Жилки листа

Волокна стебля

Косточка абрикоса

Скорлупа грецкого ореха

вытянутые

Оболочка утолщена, одревесневела, цитоплазма часто отсутствует

Мёртвые клетки

Опора,

Защита.

Покровная

Кожица листа, кора дерева.

Мелкие и средние

Плотно прилегают друг к другу

Мёртвые и живые клетки. Оболочка одревесневает

Защита.

Связь с внешней средой

Проводящая

Жилки листа, в корне, стебле

вытянутые

Остались оболочки клеток, между ними есть отверстия

Сосуды – мёртвые клетки

Ситовидные трубки - живые

Передвиже-

ние веществ









Технологическая карта

Дата: 10.10.2019 г.

урока по биологии в 6 классе на тему «Растительные ткани»

Тема урока

«Растительные ткани»




Цель урока

Формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. 




Задачи урока

задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие умения работать в группах.

задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

 - формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи;

- развитие умения работать с информацией;

- развитие операций мышления: сопоставления, анализа, обобщения, классификации;

- формировать умения оценивать свою деятельность;

-формирование умения грамотно строить речевые высказывания;

- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения;

- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах

задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

объяснять сущность понятия «Ткань»

- сформировать представление о  видах тканей растений, характеризовать особенности их строения в связи с выполняемыми функциями




Оборудование  

Микроскоп, готовые микропрепараты «ткани растений», учебник, таблица «ткани растений»




Этапы урока

ЭОР, используемые на уроке

Деятельность


УУД



учителя

ученика


Мотивационно - ориентировочный блок





Этап актуализации


Организует  деятельность учащихся по подготовке к изучению нового материала. Организует беседу по вопросам

- какие ассоциации возникают когда вы слышите слово ткань?

- что такое ткань?

Актуализация  необходимых знаний

Построение ассоциаций к понятию «Ткань»


Личностные – формирование мотива учебной деятельности на урок.

Коммуникативные -умение  грамотно выражать свои мысли

Этап проблематизации

  «Натуральные текстильные волокна»


Демонстрирует образцы натуральных тканей

-какие существуют виды тканей?

- из чего состоит ткань? (волокна)

- почему ткани разные?

-одежду из какой ткани вы использовали бы в жаркую погоду?

- в морозную погоду? почему?

- а что вы знаете о тканях растительного организма?

1.Рассматривают образцы натуральных  тканей (шерсть, хлопок, лен,  шелк), отделяют волокна.

Коммуникативные - умение слушать и вступать в диалог

Познавательные - осознание, что такое свойства предмета – общие, различные, существенные, несущественные.

- выбор оснований для сравнения

Регулятивные-  умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их

Этап целеполагания


Совместно с учащимися формулирует задачи урока

Предлагают формулировки задач урока

- определить из чего состоят ткани растений

- выяснить какие существуют виды тканей

-  определить какое значение они имеют для растений

Коммуникативные - умение  грамотно выражать свои мысли

Познавательные – самостоятельное формулирование познавательных задач

Организационно-оценочный блок





Этап моделирования

 Теоретический модуль «Разнообразие тканей растений»


Организует работу по изучению нового материала с помощью

Фиксируют в тетради определение понятия «Ткань»

Заполняют 1 колонку таблицы «Ткани растений»

Познавательные – умения выделять необходимую информацию,

структурировать знания

Этап конструирования


Организует индивидуальную работу учащихся с материалами учебника (текст, рисунки)

Организует работу в малых группах (предварительное обсуждение результатов заполнения таблицы)

Анализ результатов выполнения учащимися задания

Индивидуальная работа с  учебником работа в малых группах (обсуждение результатов заполнения таблицы)

Личностные – осознание индивидуальной ответственности за коллективный продукт

Коммуникативные - совершенствование навыков работы в группе, умение осуществлять продуктивное сотрудничество со сверстниками

-владение монологической и диалогической формами речи

Познавательные – поиск и выделение необходимой информации в тексте

Регулятивные - работа по алгоритму, ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности (работа с таблицей)

Первичное закрепление знаний

Контрольный модуль «Разнообразие тканей растений


 Анализ результатов выполнения учащимися задания

Выполняют задание № 2   дальнейшее заполнение таблицы (фронтальная письменная  работа с последующей устной проверкой и внесение коррективы в выполненное задание)

Регулятивные -овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

Рефлексия.

Формулирование выводов урока


Формулирует выводы совместно с учениками

Раздает задания этапа рефлексии (лист с вопросами)

  1. До начала урока я не знал…

  2.  На уроке я узнал и научился ..

  3.  Хочу еще узнать и научиться .

Фиксируют выводы

Определяют уровень усвоения темы.

Личностные – умение осознавать собственные достижения в процессе учения Коммуникативные умение грамотно выражать свои мысли

Познавательные – умение соотносить цель и результат

Регулятивные – осознание учащимся,  что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование

Домашнее задание


Знакомит учащихся с заданием:

-изучить материал «Ткани»

 -задание «Посмотри вокруг себя»

 (приведи  3 примера растений и их органов, в которых наиболее явно представлен тот или иной вид ткани  (по возможности принеси объекты в класс на следующий урок)

Фиксируют задание в дневнике

Познавательные – умение применять знания в новых ситуациях

Комуникативные умение воспринимать текст с учетом поставленной задачи, выбирать вид пересказа с учетом поставленной цели.




Таблица №2

Ткани растительного организма

Название ткани

Функции (значение)

Особенности строения (особенности клеток, межклеточного вещества)

Покровная



Образовательная



Основная



Проводящая



Механическая





















«Мои достижения»















































Тыщенко Виктория Гаговна