Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа р.п. Чаадаевка
имени Героя Советского Союза Н.Ф. Горюнова
2015-2017 год
Раздел 1. Общие сведения об учителе
Раздел 2. Научно-методическая деятельность
Раздел 3. Результаты педагогической деятельности
Раздел 4. Учебно-материальная база
Фамилия, имя, отчество учителя: Ханбиков Рафик Зуфярович
Дата рождения: 01.01.1992 год
Место работы: МБОУ ООШ р.п. Чаадаевкаимени Героя Советского Союза Н.Ф. Горюнова
Сведения об образовании: высшее
Закончил: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пензенский государственный университет» г. Пенза, по направлению «
История»
Степень: специалист
Занимаемая должность: учитель истории и обществознания
Стаж педагогической работы:2 года
Адрес электронной почты:rafikhanbikov@yandex.ru
Адрес сайта учителя:https://multiurok.ru/rafik1992/
Наличие наград:
2016 год -Грамота за участие в образовательных чтениях « Влияние цивилизационного выбора князя Владимира на историческое развитие России». «Молодо - не зелено».
2016 год -Диплом за подготовку победителя IVВсероссийской дистанционной олимпиады с международным участием (Катаев Максим - 7 класс, 2 место, обществознание).
2017 год -Благодарность за воспитание подрастающего поколения, серьезный подход к делу в лагере труда и отдыха "Форт".
Моё жизненное кредо
Символом веры, стойким убеждением человека является жизненное кредо. Кредо означает «верю». Во что я верю? Что личность создает историю, а не история – личность.
Я верю - каждый ребёнок талантлив! Но, талантлив по-своему. В настоящее время развитие творческой одаренности учащихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию. Для того чтобы успешно жить и действовать в современном мире, детям необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость. Раскрытие индивидуальности через создание специальным образом организованной творческой среды – в этом я вижу цель своей педагогической деятельности. Профессия педагога привлекает меня своей гуманностью и благородством. Чтобы стать педагогом, надо много работать над собой, самосовершенствоваться. Человек жестокий, властный, эгоистичный не может быть педагогом. Но им не может быть и сухой, пассивный, замкнутый только на себе, на своих интересах человек. Быть педагогом значит быть человеком творческим, индивидуальным, с богатым внутренним миром и неистощимой жизненной энергией, человеком, постоянно стремящимся к контакту с учениками. Отношения между педагогом и учеником никогда не бывают равными – сказываются и возрастные различия, и разный жизненный опыт. Но в одном отношении равенство между ними обязательно – в степени искренности. Ребенок ищет в учителе старшего друга и наставника. Искусству душевного контакта нельзя научиться по учебнику или свести его к какой-то сумме правил. Его важнейшая предпосылка – чуткость и душевная открытость самого воспитателя, его готовность понять и принять нечто новое и непривычное, увидеть другого как себя.
Личный пример педагога в общении с окружающими, в манере поведения, в сдержанности, в умении разрешить правильно и справедливо какую-либо ситуацию, в искренности и доброжелательности накладывает отпечаток на его воспитанников.
Педагог в какой-то мере является актером. Он не имеет права переносить «на сцену» свои личные переживания. Педагогу «положено» всегда входить в класс со светлой душой, улыбкой, что бы ни случилось, какие бы ни встретились трудности в жизни.
Современный учитель – это мастер своего дела, настоящий профессионал. Стремление к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию наполняет жизнь мою смыслом. При этом профессиональный рост учителя невозможен без самокритики, способности учиться на неудачах, а также на умении ставить новые цели. Да, быть современным педагогом нелегко, зато интересно. Если вы любите свою профессию, всегда стремитесь в ней к новым горизонтам и, главное, получаете от своей деятельности удовольствие – вы ещё и счастливый педагог. Только учитель, счастливый в своей профессии, может научить и воспитать счастливого ученика.
Научно-методическая деятельность
Работу по истории и обществознанию, организую по УМК издательства "Просвещение ". Поэтому хочу представить анализ используемой мною линии учебников по истории России А.А.Данилов, Л.Г. Косулина 6 - 9 классов.
Учебники данной линии освещают все предусмотренные стандартом образования для учащихся 6-9 классов вопросы истории России с древнейших времен до начала 21 века.
Плюсы:
1) Наряду с политической историей авторы большое внимание уделяют проблемам развития культуры и духовной жизни народов.
2) Иллюстрации соответствуют возрастным познавательным возможностям учащихся и специфике исторического курса.
3) Учебники имеют четкую структуру, логично произведена разбивка на главы и разделы, удачно выбраны заголовки и подзаголовки.
4) Учебники соответствуют принципам дидактики: научность, доступность, системность.
5) Язык и стиль изложения соответствует возрастному уровню учащихся.
6) В учебниках представлены документы, фрагменты из художественных произведений; вопросы и задания расположены внутри основного текста, после параграфа, к документам.
7) Представлены карты, документальные изображения, схемы, диаграммы, репродуктивные произведения искусства.
8) В учебниках применяются указатель дат, словарь новых слов, понятий.
Минусы:
1) В учебниках отсутствуют итоговые вопросы и задания к разделам и ко всему курсу
2) Отсутствие в учебниках списоков общей литературы, книг для чтения, исторических романов и научно-познавательных книг по истории России.
3) Мало вопросов на создание проблемных ситуаций, на творческую реконструкцию фактов.
4) Отсутствуют тесты для самоконтроля.
Анализ учебника по истории России 6 класс.
Системно-деятельностный подход, способствующий формированию у школьников навыков анализа, синтеза, отбора информации и систематизации материала, умения самостоятельно работать с информацией и использовать приобретенные знания в повседневной жизни.
Выстраивается цельная картина своеобразного развития России XVI- XVIIIвв.
Наряду с политической историей авторы большое внимание уделили проблемам развития русской культуры и быта народа, рассматривая развитее страны (10 % от всего объёма информации). §10, §11, §18-19, 30-32.
Раздел «Учимся быть историками» в каждом параграфе учебника.
Исторические документы.
Проблемные вопросы в параграфах, требующие осмысления, высказывания собственной позиции учащегося.
Преобладает повествовательный стиль изложения, с элементами объяснительного.
При изложении материала используются различные приемы: описание, повествование, объяснение. Пособие написано живым языком, доступным для восприятия учащихся.
научность, доступность и популярность изложения в объёмах, учитывающих возраст учащихся;
содержит выдержки из исторических документов, что развивает навыки работы с историческими письменными источниками;
продумана работа с основными историческими понятиями и терминами, а также датами изученного периода истории Отечества;
большое количество ярких иллюстраций, репродукций исторических картин, архитектурных памятников эпохи, дающих образное представление о культуре и быте.
Стр. 23 -26, 34-35, 44, 59-60, 100 -101 и т.д.
Даты и понятийный аппарат представлены в конце каждого параграфа.
Стр. 7, 18, 22, 98 и т.д.
комплекс вопросов и заданий способствует закреплению полученных знаний и развитию у учеников самостоятельного и аналитического мышления;
Вопросы, вынесенные для опроса учащихся после параграфов, позволяют высказывать свою точку зрения, на уроках создаются проблемные ситуации. Ко всем темам предложены разноуровневые варианты опроса учащихся.
В учебнике имеются задания преобразующего типа. Они рассчитаны на среднего ученика, призваны сформировать у него различные умения: сравнивать материал, оценивать события, объяснять факты, устанавливать причинно-следственные связи.
В разделе «Учимся быть историками» представлены задания творческого плана.
Рассмотрите карту с.27. Все ли события Смутного времени в ней отражены. Подумайте, что вы добавили бы на карту?
приводятся интересные исторические справки, документы, биографии различных деятелей истории, содержит выдержки из исторических документов, что развивает навыки работы с историческими письменными источниками. В пособии используется постраничный словарь.
Стр. 13 – «Указ о пятилетнем сыске беглых крестьян»,
Стр. 34, русский историк В.О. Ключевский о земском соборе 1613года.
Стр. стр. 62-63, биография Никона.
Стр.70 биография С.Т. Разина
- учебные рисунки
- репродукции произведений искусства
- документальные изображения (фотографии, карикатуры, плакаты и т.д.)
- карты, картосхемы, планы - схемы, чертежи - линии времени
Аппарат ориентировки представлен введением, информацией параграфов и заключением.
Заголовки и подзаголовки соответствуют основным этапам истории и содержанию.
Оглавление расположено на стр3, что вполне удобно.
Данный исторический период «Россия XVI-XVIIIвв. » разбит на 5 глав и 33 параграфа.
Исторические понятия выделены цветом и взяты в рамки.
Выводы: проведя анализ учебника Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России. Конец XVI-XVIII вв.» 7 класс мы видим, что в учебнике представлены новые подходы к историческому образованию. А значит мы можем отнести его к учебникам нового поколения. В учебниках по истории для 7-го класса развиваются основные принципы, заложенные в курсе 5-го класса: ориентировка текста, методического аппарата и иллюстративного ряда на развивающее проблемное обучение, создание возможностей для разноуровневой работы и т.д. Кроме того, учебники по отечественной истории созданы в едином методическом, методологическом и психологическом ключе.
Учебник доступен восприятию учащихся, учитывает их возрастные особенности.
Книга способствует формированию учебной мотивации, воспитанию учащихся, способствует выполнению образовательной программы. Материал в учебнике предполагает использование разных методических приемов на уроке.
Вопросы и задания, содержащиеся в учебнике достаточны для каждого урока, разнообразны, они учат самостоятельно добывать знания и побуждают к поиску дополнительной информации, помогает отслеживать результаты обучения и развития учащихся. Наряду с политической историей авторы большое внимание уделили проблемам развития русской культуры и быта народа. Учебник насыщен красочными иллюстрациями, картами. К каждому параграфу даются разнообразные вопросы и задания, отрывки из исторических документов и словарь новых терминов. В учебнике легко ориентироваться как учителю, так и учащемуся. Положительным моментом является то, что помимо учебника в комплект входят рабочие тетради, с помощью которых у учащихся формируется самостоятельный поиск информации в учебнике и расширение знаний по истории своей Родины. Качество издания на хорошем уровне полиграфического исполнения и художественного оформления.
Использование современных технологий обучения.
Особую роль в управлении качеством образования играют современные образовательные технологии. На своих уроках я использую педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся.
Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность обучающихся в некоторых же технологиям эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативные технологии, технология групповой работы.
Пассивное изучение любого предмета, как серьёзный недостаток можно исправить с помощью проблемного обучения. Важно отметить: без проблемной составляющей урока личностно ориентированного образования не бывает. Проблема – это всегда препятствие. Преодоление препятствий – движение, неизменный спутник развития.
Проблемное обучение позволяет ставить ученика в позицию исследователя, учит его анализировать ситуацию, обосновывать её, пробуждать у него интерес к ещё нерешенным задачам.
«Просто «думать» не умеет никто. Думать можно только над конкретным вопросом. Умение решать задачи в большей степени сводится к обучению тому. Над чем надо думать в ходе решения». Эти слова П. Гальперина говорят о важности на уроке не простой постановки вопроса, а создания проблемной ситуации.
Проблемное обучение, а не преподнесение готовых, годных лишь для заучивания фактов и выводов всегда вызывает неослабевающий интерес учеников. Такое обучение заставляет искать истину и всем коллективом находить ее. В проблемном обучении на общее обсуждение ставится вопрос-проблема, содержащий в себе иногда элемент противоречий, иногда неожиданности. Проблемное обучение вызывает со стороны обучающихся живые споры,
обсуждения. Проблемное обучение вызывает к жизни эмоции обучающихся, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению.
Игровую технологию использую в следующих случаях:
в качестве самостоятельной технологии для освоения понятий, темы, даже раздела учебного предмета;
в качестве урока или его части;
как технология внеклассной работы.
Реализация игровых приемов, и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Организация групповой работы учащихся на уроке на основании звеньев из двух, трёх и четырёх учащихся в сочетании с другими формами деятельности способствует повышению эффективности обучения в целом. Помогает воспитанию у учащихся ответственности, самостоятельности, творческой активности. Групповая работа учащихся на уроке даёт определённый эффект как в повышении успешности обучения, так и в развитии интеллектуальных возможностей обучающихся
Использование ИКТ в образовательном процессе.
Современный ребёнок, окружённый компьютерной техникой и дома, и в школе способен с интересом обучаться только с активным применением их в учебно-воспитательном процессе. В своей педагогической деятельности я использую Интернет ресурсы, сопровождаю уроки и мероприятия компьютерными презентациями, которые позволяют повысить информационную насыщенность урока, выходят за рамки школьных учебников, дополняют и углубляют их. Основными целями использования компьютерных технологий на своих уроках я вижу: повышение мотивации к учебе, углубление знаний, развитие психофизических качеств учащихся в процессе их практической деятельности в игровой компьютерной среде. Использование ИКТ на уроках позволяет в полной мере реализовывать основные принципы активизации познавательной деятельности: принцип равенства позиций, принцип доверительности, принцип обратной связи, принцип занятия исследовательской позиции. ИКТ вызывают у ребёнка интерес: анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни ребёнка. Компьютер значительно расширил возможности представления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации. Одним из источников мотивации является занимательность. Постоянно занимаясь самообразованием, я изучил пакет программ Microsoft Office. Полученные знания по ИКТ активно используются мною в работе для подготовки к урокам, поиска информации в сети Интернет, выполнения проектной деятельности.
Несомненно, использование ИКТ даёт возможность разнообразить уроки, делает их более яркими, запоминающимися, позволяет привлекать больше дополнительного материала, что, бесспорно, положительным образом отражается на знаниях учащихся, стимулирует их познавательную деятельность. Учащиеся сами участвуют в подготовке презентаций, учатся выбирать нужную и полезную информацию, активно представляют свои наработки в учебно-воспитательном процессе. Включённые в процесс обучения компьютерные презентации в среде PowerPointпозволяют оптимально соотносить традиционные и инновационные методы обучения, что несёт прогнозируемый результат в развитии познавательной и эмоционально-волевой сферы ребёнка. Создание новых средств получения информации даёт толчок для развития активной творческой деятельности учащихся. Кроме того, такой подход стимулирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в своих возможностях.
Публичные выступления.
Дата | Тема выступления | Место проведения | Количество слушателей |
январь 2016 г. | «Использование современных технологий обучения на уроках истории» | МО учителей гуманитарного цикла | Администрация, учителя МО, (15 чел.) |
2017 г. | «Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках истории» | МО учителей гуманитарного цикла | Администрация, учителя МО, (14 чел.) |
январь 2018 г. | «Требования, и структура урока по ФГОС" | Педагогический совет | Администрация, учителя, (16 чел.) |
| |
|
Позитивная динамика учебных достижений учащихся.
За последние два учебных года в своей педагогической работе наблюдается положительная динамика учебных достижений учащихся:
при 100% успеваемости качество обучения составляет от 57,9% до 82,6%.
| Учебный год | %КачествА | %УПЕВАЕМОСТИ |
2015- 2016 | 57.9 % (1 полугодие) | 100 % |
62 % (2 полугодие) | 100 % |
2016 - 2017 | 75,3 % (1 полугодие) | 100 % |
82,6% | 100 % |
Проведённые мероприятия
за первое полугодие 2017-2018 учебного года
№ п/п | Наименование мероприятия | Дата | Обхват | Результаты | Ко-во участников |
1 | Мероприятие «Битва под Москвой» | сентябрь 2017 г. | Школа | - | 25 |
2 | Олимпиада по Истории России и Обществознанию | октябрь 2017 г. | Школа | Грамоты | 32 |
3 | Мероприятие «Революция 1917 года» | ноябрь 2017 г. | Школа | | 30 |
4 | Мероприятие «Революция 1917 года. Причины, ход и результаты. | Декабрь 2017 г. | Школа | | 31 |
Учебно - материальная база
Учебно-методическое обеспечение. Учебники.
1. Обществознаниие . 5 класс .Боголюбов.Л.Н.
2. Обществознаниие . 6 класс .Боголюбов.Л.Н.
3. Обществознаниие . 7 класс .Боголюбов.Л.Н.
4. Обществознаниие . 8 класс .Боголюбов.Л.Н.
5. Обществознаниие . 9 класс .Боголюбов.Л.Н.
6. История Древнего мира.5 класс.Вигасин.А.А, Г одер.Г.И,Свеннцицкая.И.С. 7. История Средних веков.6 класс.Агибалова.Е.В,Донской.Г.М.
8. История Нового времени.7 класс.Юдовская.А.Я.
9. История Нового времени.8 класс.Юдовская.А.Я.
10.Всеобщая история.9 класс.Алексашкина.Л.Н.
11.История России.6 класс.Данилов.А.А,Косулина.Л.Г.
12. История России.7 класс.Данилов.А.А,Косулина.Л.Г.
13. История России.8 класс.Данилов.А.А,Косулина.Л.Г.
14. История России.9 класс.Данилов.А.А,Косулина.Л.Г.
15.История Пензенского края.8 класс.Белорыбкин.Г.А.
16.История Пензенского края.9 класс.Белорыбкин.Г.А.
Методические пособия
№ п/п | Наименование | Образец |
1. | История Древнего мира. Методические рекомендации. 5 класс Вигасин.А.А,Годер.Г.И,Свеннцицкая.И.С. | |
2. | История России. Поурочные разработки. 7 класс Данилов.А.А,Косулина.Л.Г. | |
3. | История России.Поурочные разработки. 8 класс Данилов.А.А,Косулина.Л.Г. | |
4. | История России.Поурочные разработки. 9класс Данилов.А.А,Косулина.Л.Г. | |
5. | Обществознание. Поурочные разработки. 5класс Боголюбов.Л.Н. | |
6. | Обществознание. Поурочные разработки. 6 класс Городецкая.Н.И,Иванова.Л.Ф. | |
7. | Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс Боголюбов.Л.Н, Городецкая.Н.И. | |
8. | Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс Боголюбов.Л.Н, Городецкая.Н.И. | |
9. | Обществознание. Поурочные разработки. 9 класс Боголюбов.Л.Н,Жильцова.Л.И. | |
Список наглядных пособий.
Тематические схемы-таблицы по обществознанию.
Плакаты по истории Нового времени.
Раздаточный материал по истории России.
Раздаточный материал по обществознанию.
Дидактические игры по истории Средних веков.
Плакаты по обществознанию.
Карты по истории Древнего мира.
Папки с подборкой иллюстративного и раздаточного материала по различным темам.
Иллюстрированные плакаты по истории Древнего мира.
Прочие пособия по истории и обществознанию.
Технические средства (Компьютер).
Карты по истории России.
Кинофильмы на DVD.
Тот, кто стал учителем, поймёт,
Какое счастье - быть полезным людям,
Учить его Величество народ!
Нести ему дар мудрости и знания
И доброты своей сердечный свет.
Нет на земле ответственней призванья,
Почётнее и радостнее нет.
(И. Крупин)