Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
основная общеобразовательная школа № 10
г. Чебаркуля
Портфолио учителя-логопеда
Пенегинштейн Галины Борисовны
Чебаркуль, 2021 г.
Содержание:
Раздел 1. Общие сведения о педагоге
Раздел 2. Педагогические (образовательные) технологии, используемые в профессиональной деятельности
Раздел 3. Результаты освоения учащимися образовательных программ и показатели динамики их достижений
Раздел 4. Вклад в повышение качества образования, распространение собственного опыта
Раздел 5. Награды и поощрения за успехи в профессиональной деятельности
Раздел 6. Приложение
Раздел 1. Общие сведения о педагоге
Ф.И.О.: Пенегинштейн Галина Борисовна
Дата рождения: 31.12.1983 г.
Образование: высшее.
2006 г., Челябинский государственный педагогический университет, специальность «олигофренопедагогика с дополнительной специальностью логопедия», квалификация учитель-олигофренопедагог, учитель-логопед.
Место работы:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья основная общеобразовательная школа № 10 г. Чебаркуля
Должность: учитель-логопед
Классы: 1-4
Категория обучающихся : дети с ОВЗ (ЗПР)
Сроки последней аттестации: 31.10.2018 г. (первая квалификационная категория)
Общий трудовой стаж / педагогический стаж в данном образовательном учреждении: 15 лет / 15 лет.
Курсы повышения квалификации:
Год прохождения
2021 год
Место прохождения
ГБОУ ДПО «ЧИППКРО»
Тема
2021 год
ФГБУ "Федеральный центр тестирования"
2021 год
Количество часов
Организация деятельности специалистов в сфере психолого - медико педагогической помощи детям с ОВЗ. Организация и содержание деятельности психолого - медико педагогического консилиума
36 часов
ООО "Центр инновационного образования и воспитания"
Подготовка организаторов ППЭ
2021 год
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с федеральным законодательством
ООО "Центр инновационного образования и воспитания"
73 часа
Методология и технология дистанционного обучения в ОО
49 часов
2021 год
ООО "Центр инновационного образования и воспитания"
2021 год
2021 год
Цифровая грамотность педагогического работника
ООО "Центр инновационного образования и воспитания"
2021 год
285 часов
Обеспечение санитарно - эпидемиологических требований к ОО согласно СП 2.4.3648 - 20
ООО "Центр инновационного образования и воспитания"
2021 год
ООО "Центр инновационного образования и воспитания"
Профилактика гриппа и острых респираторных и вирусных инфекций, в том числе новой коронавирусной инфекции COVID - 19
36 часов
36 часов
Организация работы педагогических работников психолого-медико- педагогического профиля и специалистов психолого-медико-педагогических комиссий
ООО "Центр инновационного образования и воспитания"
82 часа
Основы обеспечения информационной безопасности детей
36 часов
Основная цель моей профессиональной деятельности – коррекция и развитие всех компонентов речи, познавательных процессов и навыков учебной деятельности для того, чтобы ребёнок мог стать полноценным членом общества.
Задачи:
- развитие до необходимого уровня психофизических функций: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно-моторной координации и др.;
- обогащение кругозора детей, формирование отчётливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые позволят воспринимать учебный материал осознанно;
- формирование социально-нравственного поведения (ответственное отношение к логопедическим занятиям, соблюдение правил поведения на занятии, правил общения и др.);
- формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умений ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу, выполнять её в соответствии с наглядным образцом и (или) словесными указаниями логопеда, осуществлять самоконтроль и самооценку;
- формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений и др.);
- повышение уровня общего развития школьников и коррекция индивидуальных отклонений в развитии (учёт темпа деятельности, готовности к усвоению нового учебного материала и др.);
- охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья детей: предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов, создание климата психологического комфорта, обеспечение успешности учебной деятельности в её фронтальной и индивидуальной формах.
- создание условий для формирования и развития личности школьника – достойного гражданина своей страны.
Раздел 2. Педагогические (образовательные) технологии, используемые в профессиональной деятельности
Мир, в котором живет и воспитывается ребёнок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют маленькому человеку необходимость видеть свои цели, проявлять инициативу, проектировать, выстраивать социальные связи и быстро включаться во временные коллективы, и взрослым необходимо помочь ему в этом, применяя современные образовательные технологии.
На занятиях использую технологию личностно – ориентированного обучения . Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. Стараюсь создавать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе, стимулировать учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться. Оцениваю деятельность ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения. Кроме того, в течение урока моделирую ситуации для общения, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу и самостоятельность.
.
Игровые технологии . Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. В игре сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, усвоение знаний становится более качественным и прочным.
Информационно-коммуникативные технологии . Позволяют решить одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний. Применение ИКТ на уроках усиливает:
- положительную мотивацию обучения;
- активизирует познавательную деятельность школьников.
Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Здоровьесберегающие технологии. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему физическому и психическому здоровью – необходимое условие успешности современного человека
Также использую в работе инновационные технологии (Приложение 2).
Pop it технология в работе логопеда может использоваться для: автоматизации и дифференциации звуков, развития межполушарного взаимодействия, развития общей и мелкой моторики, памяти, внимания, воображения, мышления, логики, развития речи, ориентировки в малом пространстве, снятия эмоциональной напряженности, создания положительного эмоционального настроя, формирования мотивации и интереса к обучению ребенка.
Су - Джок – терапия позволяет повысить потенциальный энергетический уровень ребенка, обогащает его знания о собственном теле, развивает тактильную чувствительность, развивает мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Игры-головоломки «Волшебный круг»,«Танграмм», «Колумбово яйцо», «Головоломка Пифагора»,"Tetris Wood" знакомят ребенка с понятием частей и целого, развивает логическое и пространственное мышление, мелкую моторику, зрительное восприятие, усидчивость, а также учит отличать основные цвета и формы.
Мнемотехник а помогает в развитии: связной речи; ассоциативного мышления; зрительной и слуховой памяти; зрительного и слухового внимания; воображения; ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Инновационные образовательные онлайн-платформы и программы «Игры для тигры», «Дельфа-142», «Учи.ру», «SLOGY», «Мерсибо», «Отличник», которые помогают осваивать школьную программу, развивать познавательные процессы, речь в интерактивной форме.
Вывод: Используемые в рамках образовательной программы технологии позволяют эффективно достигать поставленные цели, повышают образовательную мотивацию обучающихся с ОВЗ, делает процесс освоения знаний личностно значимым и эффективным.
Раздел 3
Результаты освоения учащимися образовательных программ и показатели динамики их достижений
Нарушения речи у детей с ЗПР носят системный характер, нарушаются все компоненты речи. Наблюдаются нарушения как устной, так и письменной речи. Среди нарушений устной речи преобладает нарушение речи системного характера, 3 уровня. Минимальные дизартрические расстройства наблюдаются примерно у 50% детей зачисленных на занятия. У всех первоклассников отмечаются трудности формирования процессов письма и чтения, обучающие 2 класса имеют нарушения письменной речи и в 3 классе при увеличении объёма учебного материала работаем над коррекцией дизорфографии. Нарушения речи всегда носят стойкий характер и логопедическое сопровождение требуется в большинстве случаев весь начальный уровень образования и при необходимости обучающиеся сопровождаются логопедом и на основном уровне образования.
2018-2019 учебный год
Всего
Сведения о движе нии детей
Классификация речевых нарушений
Принято на заня тия
1
Нарушение речи системного характера
Выпущено
32
9
2
уровень
0
Оставлено для продол жения кор рекционной работы
уровень
0
3
5
21
Выбыло
1
уровень
26
0
2
4
8
2
1
уровень
0
Нарушения письменной речи (от общего к-ва обучающихся)
18
2
30
0
9
Заикание (от общего
0
Минимальные дизартрические расстройства (от общего
1
1
14
0
к-ва обучающихся)
к-ва обучающихся)
0
19
5
2
1
8
0
1
2019-2020учебный год
Сведения о движе нии детей
Всего
Классификация речевых нарушений
Принято на заня тия
1
Выпущено
32
Нарушение речи системного характера
11
Уровень
2
0
Оставлено для продол жения кор рекционной работы
2
0
3
уровень
18
Выбыло
0
уровень
28
4
3
0
Нарушения письменной речи (от общего к-ва обучающихся)
10
Заикание (от общего к-ва обучающихся)
2
2
уровень
0
26
0
1
Минимальные дизартрические расстройства (от общего к-ва обучающихся)
15
3
1
11
1
1
15
12
0
5
0
3
9
0
1
2020-2021 учебный год
Сведения о движе нии детей
Классификация речевых нарушений
Всего
Принято на заня тия
1
Нарушение речи системного характера
32
Выпущено
0
2
уровень
10
Оставлено для продол жения кор рекционной работы
0
уровень
3
4
Выбыло
20
0
25
уровень
4
2
0
10
уровень
3
0
Нарушения письменной речи (от общего к-ва обучающихся)
3
1
14
21
Заикание (от общего к-ва обучающихся)
2
Минимальные дизартрические расстройства (от общего к-ва обучающихся)
10
1
1
1
13
1
9
0
4
2
0
7
0
2
Эффективность своей работы оцениваю по 3 критериям:
- По улучшению состояния устной речи. Использую тестовую методику Фотековой, веду мониторинг звукопроизношения и состояния процессов устной речи (приложение 5);
- По улучшению состояния письменной речи. Использую в течение года систему мониторинга со специально подобранными диктантами и списываниями и таблицами для учета специфических ошибок на письме и мониторинг техники чтения (приложение 6);
- По улучшению академической успеваемости.
В диаграмме 1 представлена общая эффективность работы за 3 учебных года в процентном соотношении. В 2018-2019 году на занятия было зачислено 32 ребёнка, 9 выпущено с хорошей речью, что составило 28% от общего количества, со значительной динамикой 13 учащихся -40%. В 2019-2020 году на занятия было зачислено 32 ребёнка, 11 выпущено с хорошей речью, что составило 35% от общего количества, со значительной динамикой 10 детей-30%. В 2018-2019 году на занятия было зачислено 32 ребёнка, 10 выпущено с хорошей речью, что составило 32% от общего количества, со значительной динамикой 14 учащихся -43%.
Раздел 4
Вклад в повышение качества образования,
распространение собственного опыта
Для того чтобы обучать детей в соответствии с новыми требованиями к образованию, учитель должен самосовершенствоваться. Хорошим толчком для этого является участие в методической работе. В межаттестационный период принимала активное участие в организации и проведении педагогических и методических советов, в работе школьных методических объединений МБОУ ООШ № 10, делилась педагогическим опытом.
Работаю по теме самообразования: « «Коррекция нарушений письменной речи у младших школьников с ОВЗ».
"Основные направления работы по преодолению сложной формы дисграфии у младших школьников с ЗПР"
выступление на ШМО, 11.01.2021г
"Характеристика нарушений процессов письменной речи"
выступление на ШМО, 13.01.2020 г.
"Логопедическое обследование первоклассников"
выступление на ШМО, 25.08.2020 год
"Слоговая структура. Норма и патология развития"
выступление на ШМО, 27.08.2018 г.
"Основные направления работы при коррекции разных видов дислексии у младших школьников с ЗПР"
выступление на ШМО, 30.08.2021г.
"Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у младших школьников с ЗПР"
выступление на ШМО, 14.01.2019
"Речевая готовность к обучению в школе"
выступление на ШМО, 26.08.2019 г.
"Развитие орфографической зоркости на логопедических занятиях"
выступление на ШМО
"Мониторинг письменной речи обучающихся начальных классов с задержкой психического развития"
https://multiurok.ru/files/monitoring-pismennoi-rechi-obuchaiushchikhsia-nach.html
"Комплекс артикуляционной гимнастики по пособию Е.М. Косиновой "Гимнастика для развития речи"
https://multiurok.ru/kompleks-artikuliatsionnoi-gimnastiki-po-posobiiu.html
"Календарно - тематическое планирование индивидуальной коррекционной работы по коррекции звукопроизношения (Шипящие звуки)"
https://multiurok.ru/files/kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-individua-20.html
"Календарно - тематическое планирование индивидуальной коррекционной работы по коррекции звукопроизношения (Соноры)"
https://multiurok.ru/files/kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-individua-21.html
"Формирование устной речи, как фактор успешной социализации обучающихся с ОВЗ"
http://multiurok.ru/files/formirovanie-ustnoi-rechi-kak-faktor-uspeshnoi-sot.html
"Индивидуальное тематическое планирование по коррекции письменной речи № 1 (акустическая диграфия)"
https://multiurok.ru/files/individualnoe-tematicheskoe-planirovanie-po-korrek.html
"Индивидуальное тематическое планирование по коррекции письменной речи № 2 (дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза)"
https://multiurok.ru/files/individualnoe-tematicheskoe-planirovanie-po-korr-1.html
Раздел 5
Награды и поощрения за успехи в профессиональной деятельности
Грамота
за активное участие и высокие результаты в физкультурно - массовых мероприятиях и спортивных соревнованиях Чебаркульского городского округа и в честь Дня физкультурника
Благодарственное письмо
Управление по физической культуре и спорту администрации ЧГО, 2021 год
за успехи в организации образовательной деятельности, личный вклад в практическую подготовку обучающихся
Диплом
Почётная грамота
за 1 место в муниципальном этапе Всероссийского конкурса профессионального мастерства "Учитель - дефектолог"
Управление образования администрации Чебаркульского городского округа, 2021
Администрация Чебаркульского городского округа, 2020
за успехи в организации образовательной деятельности, личный вклад в практическую подготовку обучающихся.
Почётная грамота
Управление образования администрации Чебаркульского городского округа,2018
За добросовестный труд, профессиональный мастерство и в связи с Днём Учителя.
Министерство образования и науки Челябинской области, 2014
Грамоты, дипломы, благодарности за помощь в организации и проведении различных дистанционных конкурсов, олимпиад.
Раздел 6 ПРИЛОЖЕНИЕ Приложение 1 Эссе «Престиж и востребованность профессии учителя-дефектолога»
Судьба России, её историческая перспектива зависит от того, какими вырастут наши дети, кем станут, что сделают для развития страны и какие ценности будут для них опорой в жизни.
В.В. Путин
Профессия дефектолог-это одна из уникальных, универсальных и востребованных профессий в мире. Специалист, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, сегодня и всегда будет необходим в системе образования.
Уникальная профессия потому, что дефектолог работает с особыми детьми - это дети-инвалиды, дети с речевыми и умственными нарушениями, дети с нарушениями психофизического развития.
Дефектология связана с психологией, медициной, педагогикой и другими науками. Поэтому учитель-дефектолог – это универсальная профессия.
Востребованность учителей-дефектологов в настоящее время является очень высокой. В средствах массовой информации все чаще появляются такие формулировки, как «норма и патология поменялись местами», «патология становится общественной нормой», и это подтверждает главный психиатр страны Зураб Кекелидзе, говоря о том, что среди дошкольников психические аномальные развития составляют - 60% от общего числа детей, у школьников - 70-80%. Действительно, количество обучающихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объёме усвоить образовательную программу, постоянно увеличивается, нарушения становятся разнообразнее, увеличивается количество детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Учить всех и учить хорошо по существующей традиционной организации учебной деятельности трудно, но решение есть - с помощью комплексного систематического психолого-медико-педагогического сопровождения процесса обучения и воспитания и поддержки семьи можно достичь хороших результатов.
Размышляя о своем жизненном пути, я осознаю, что не могу провести грань, когда заканчивается работа и начинается моя личная жизнь. Моя профессия стала моим образом жизни. Понимая всю ответственность, отраженную в словах Президента России, за обучение и воспитание детей, я постоянно нахожусь в поиске нового и интересного, что может пригодиться в работе, и в этом мне помогает моя семья, друзья, коллеги и, конечно же, мои ученики.
Закончить эссе хочу стихотворением Дугласа Мэллока, которое стало для меня профессиональным ориентиром, потому что каждый ребёнок с нормой развития или с ограниченными возможностями здоровья имеет право быть полноценным членом общества:
Если ты не можешь быть сосною на вершине холма,
Будь деревцем в долине, но только
Самым лучшим деревцем у родника;
Будь кустиком, коль деревом не можешь быть.
Если ты не можешь быть кустиком, будь травою
И сделай для других дорогу счастливее;
Если ты не можешь быть щукой, будь просто окунем -
Но красивейшим в озере будь!
Приложение 2
Приложение 3
№
Мониторинговая карта состояния звукопроизношения
ФИО
____ класса за _______________учебный год
с
с ,
з
з ,
ц
ш
ж
ч
щ
л
л ,
р
р ,
другие звуки
смягчение
оглушение
слоговая
структура
другие особенности
Мониторинговая карта обследования письма
№
____ класса за _______________учебный год
ФИО
Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия
пропуски гласных
пропуски согласных
пропуски слогов и частей слова
замена гласных
замены согласных
звонкие и глухие
свистящие и шипящие
соноры
аффрикаты
недописывание букв, слогов
добавление букв, слогов
слитное написание слов и их произвольное деление
Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи
нарушение смягчения согласных
нарушение согласования слов
нарушение управления слов
замена слов по звуковому сходству
замена слов по семантическому сходству
слитное написание слов
использование предлогов и приставок
использование суффиксов
пропуски слов в предложении
Ошибки, обусловленные несформированностью пространственного восприятия
замена букв по количеству элементов
замена букв по пространственному расположению
зеркальное написание букв
общее искажение букв
Ошибки, обусловленные неспособностью усвоить и употребить на письме правила орфографии
Обозначение мягкости согласных на письме
Гласные после шипящих
Сочетание чк,чн,ст,щн,нт
Безударные гласные
Правописание парных согласных
Заглавная буква в начале предложения, в именах собственных
Мониторинговая карта обследования чтения 2 класса за _______________учебный год
Темп чтения
I полугодие 25-35 сл/мин
I четверть
ФИО
II четверть
№
II полугодие 40-50 сл/мин
III четверть
IV четверть
Способ чтения
знает несколько букв
знает все буквы, побуквенный
слоговой
целыми словами
Правильность чтения
Замена, пропуски букв
Замена, пропуски слов, слогов
Пропуски слов
Недочитывание слов
Осознанность
Понимает прочитанное
чтения
Выделяет главное
Выразительность
чтения
Логическое ударение
Интонация
Ударение в словах
Монотонное, невыразительное
Пересказ
Отвечает на вопросы
Озаглавливает
Пересказывает
Переносный смысл
Доступен
Не доступен