Педагог-педагог
(наставник-педагог, желающий повысить свой профессиональный уровень)
Портрет «Педагог-наставник». Отображение психологического образа, современных методов, приемы и технологий, используемых педагогом - наставником.
Направление: Использование современных психологических приемов в работе наставника с педагогом, желающим повысить свой профессиональный уровень.
Свириденко Юлия Валерьевна, преподаватель КГБ ПОУ КСК
Отличительные личностные и профессиональные особенности педагога-наставника
Профессионально важные качества наставника обладают многофакторной структурой, содержащей организаторский, регуляторный, мотивационный, эмоционально-волевой и социально-перцептивный компоненты. Важнейшей фигурой в системе образования является педагог. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Наставничество – не просто передача социального опыта, а передача социального капитала. На первый взгляд, подготовка педагогов, на второй взгляд, это сопровождение профессионального развития. Наставник всегда должен стремиться к самосовершенствованию и самоорганизации, быть в первую очередь требовательным к себе. Наставник должен быть психологически настроен на работу с наставляемым и обладать навыками консультирования и оценивания, терпением и спокойствием. Наставник — это человек, который всегда готов ответить на любые вопросы, помочь разрешить любые трудности и справиться с тяжёлой моральной ситуацией.
Наставничество является особым видом трудовой деятельности и представляет собой последовательность целесообразных действий, направленных на успешную адаптацию специалиста и его профессиональное становление.
Психологический эталон наставника отличается от психологического эталона педагога составом профессионально важных качеств. Структура профессионально важных качеств наставника включает следующие компоненты: организаторский (организаторские способности, лидерство, ответственность, ориентация на служение, креативность), регуляторный (моральная нормативность, поведенческая регуляция, отсутствие склонности к риску), мотивационный (мотивация достижения, ориентация на стабильность места работы), эмоционально-волевой (эмоционально-волевая устойчивость, адаптационный потенциал), социально-перцептивный (эмпатия, социальная чувствительность). Он должен быть настоящим тружеником, иметь глубокие знания в педагогике, психологии, культурологии, быть образцом.
Педагог - наставник настойчив в достижении целей, требователен к себе и другим, в тоже время готов идти на уступки, способен учитывать интересы другой стороны, добиваться поставленных целей без ущерба социальным отношениям. Он проявляет ярко выраженное чувство долга, обязательность, ответственность, дисциплинированность, при возникновении проблем способен проявлять силу воли, терпение, упорство. Ему свойственна настойчивость в достижении цели, достаточно высокий уровень самоорганизации.
Наставник наряду с коучинговыми технологиями, должен владеть инструментами личностно-профессиональной диагностики. На основании этой работы можно будет выстраивать индивидуальные образовательные траектории развития наставляемого, повышая осознанность их профессионального самоопределения.
В современном мире, с развитием современного информационного общества происходят стремительные технологические изменения, которые требуют овладения новыми знаниями, умениями и навыками. Образовательные учреждения ощущают постоянную конкуренцию, требующую повышения качества предоставления услуг, более эффективного использования ресурсов организации. Профессиональные знания педагогического состава быстро устаревают, что приводит к снижению квалификации специалистов. В такой ситуации деятельным механизмом управления профессиональным развитием педагогического коллектива может стать система корпоративного наставничества, так как наставничество, само по себе, является универсальной моделью построения отношений внутри любой образовательной организации как технология интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей. И для самого же педагога наставничество -наиболее эффективный способ повышения своей квалификации, развития инновационного содержания собственной трудовой деятельности, выхода на более высокий уровень профессиональной компетенции.
Технология наставничества позволяет получать опыт, знания, формировать навыки, компетенции и ценности быстрее, чем другие способы передачи (учебные пособия, урочная система, самостоятельная и проектная работа, формализованное общение), а это критически важно в современном мире.
Технологии, методы и приемы, используемые при работе в данном направлении
Большую эффективность по сравнению с традиционными формами работы (беседами, консультациями, посещением и обсуждением уроков) имеют новые нетрадиционные или модернизированные: психологические тренинги, творческие лаборатории, психолого-педагогические деловые игры, диспуты, конкурсы, круглые столы совместно с родителями и обучающимися, «мозговые штурмы», мировое кафе, разработка и презентация моделей уроков, саммит позитивных перемен, презентация себя как педагога.
Рассмотрим вариант наставничества «лидер педагогического сообщества – педагог, испытывающий проблемы».
Взаимодействие между наставником – педагогом, занимающим активную жизненную и профессиональную позицию, победителем профессиональных конкурсов, активистом, примером для подражания, пользующимся авторитетом коллег, способным увлечь за собой окружающих и наставляемым – педагогом, испытывающим профессиональные проблемы и дефициты.
Наставляемым может быть:
-педагог, находящийся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости.
- педагог, испытывающий трудности при подготовке к конкурсам, работе с новым проектом, документацией, программой, методической темой и пр.
Целью такой вариации наставничества является оказание конкретной психологической поддержки, сочетаемой с профессиональной помощью по приобретению и развитию педагогических талантов и инициатив.
Задачи взаимодействия наставника с наставляемым:
- мотивировать к дальнейшей педагогической деятельности, к достижению результатов в своей профессиональной деятельности;
- развивать интерес к методике построения и организации результативного образовательного процесса
Для начала необходимо проведение собеседования с наставляемыми, чтобы выяснить их уровень психологической готовности. Затем составить программу наставничества с рекомендациями и пояснениями. Также необходимо осуществить -сбор методических материалов в помощь наставляемому (принципы, кодекс, упражнения, задания, кейсы, литература, ссылки на источники информации). -При необходимости организовать привлечение внешних или внутренних ресурсов.
Наиболее распространенной техникой наставничества можно выделить:
- «Сопровождение» – наставник берет на себя обязательства предоставления обучаемому помощи, в том числе участвует в развитии профессиональных навыков во время обучения
- «Показ» – наставник на своем личном примере показывает определенные методики, навыки совершения определенных действий, способы решения поставленных задач, делая рабочие ситуации понятнее.
В современной российской практике основной техникой обучения в наставничестве является модель «Расскажи – Покажи – Сделай».
Данная техника относится к формальным, поскольку наставник заранее формулирует цель обучения, формирует перечень знаний, умений и навыков, которыми стажер должен обладать по окончанию периода наставничества.
На первом этапе (расскажи) наставник объясняет задание обучаемому сотруднику, предварительно распределив его по шагам. Большие задания разбиваются на несколько частей и проводятся отдельными сессиями.
Наставник задает вопросы сотруднику, чтобы удостовериться, что он усвоил информацию. Сотрудник своими словами пересказывает содержание задания.
На втором этапе (покажи) наставник показывает, как нужно выполнять задание, по ходу процесса давая комментарии о том, как и какой из элементов он выполняет. В заключении наставник проверяет, все ли из проделанной работы было ясно обучаемому сотруднику, и, при необходимости, проводит повторное объяснение.
На третьем этапе (сделай) сотрудник выполняет задания самостоятельно. Наставник может попросить сотрудника сделать тот или иной шаг заново, если он не удовлетворен качеством выполнения работы. По окончании наставник дает обратную связь сотруднику и проговаривает с ним то, по каким критериям будут оцениваться полученные в обучении результаты.
Преимущества, практическая значимость, актуальность выдвинутых технологий, методов и приемов
Ожидаемые результаты:
- высокий уровень включенности в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации, усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциала.
- повышение уровня удовлетворенности собственной работой, улучшение психоэмоционального состояния, появление желания самосовершенствоваться.
При работе с техниками «Сопровождение» и «Показ» происходит процесс объяснения —обоснование каждого шага алгоритма тех или иных действий. Обоснования каждого шага, повышение осознанности деятельности; повышение мотивации наставляемого; разделение ответственности между наставником и наставляемым.
Взяв на себя ответственность наставника, педагог получает ряд преимуществ:
- наставничество помогает увидеть и обозначить новые перспективы в сфере своей педагогической деятельности (молодежь -вдохновитель моих идей);
- это стимул к самосовершенствованию (педагог должен «соответствовать» возрасту своих подопечных);
- поскольку наставничество носит субъект-субъектный характер, наставник сам учится, чтобы расширять свой арсенал «современных» навыков и умений, осваивать современные технологии обучения, стили профессиональной деятельности, т.е. быть открытыми для современных педагогических новшеств!
Наставничество позволяет педагогу в короткий промежуток времени освоить на практике лучшие, в том числе авторские методики образования и психологические аспекты преподавания.
Чтобы быть наставником, осуществлять наставническую деятельность, считаю, что мало быть просто опытным высококвалифицированным педагогом, со своей сложившейся системой педагогической деятельности, своим видением профессии. Необходимо постоянно развивать свой творческий потенциал, постоянно находиться в творческом, профессионально педагогическом поиске, совершенствовать формы и методы работы, осуществлять межличностное общение с коллегами общеобразовательного учреждения, коллегами школ района, города (перенимать опыт педагогов и делиться собственным).