СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Портрет ребенка с тяжелыми нарушениями речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткое описание психолого-педагогической хараектеристики ребенка с тяжелыми нарушениями речи

Просмотр содержимого документа
«Портрет ребенка с тяжелыми нарушениями речи»

Портрет ребёнка с тяжёлыми нарушениями речи Частное дошкольное образовательное учреждение «РЖД детский сад № 61» Учитель-логопед Савиткина И.В.

Портрет ребёнка с тяжёлыми нарушениями речи

Частное дошкольное образовательное учреждение

«РЖД детский сад № 61»

Учитель-логопед

Савиткина И.В.

ТНР- это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы, отмечающиеся у детей с сохранным слухом и интеллектом. Особенности речевой  деятельности отражаются на формировании у детей  сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Тяжёлые нарушения речи по - разному, но обязательно находят своё отражение в психической деятельности человека, что проявляется в нарушении познавательной, эмоционально - волевой сферы личности, межличностных отношений.

ТНР- это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы, отмечающиеся у детей с сохранным слухом и интеллектом.

Особенности речевой  деятельности отражаются на формировании у детей  сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер.

Тяжёлые нарушения речи по - разному, но обязательно находят своё отражение в психической деятельности человека, что проявляется в нарушении познавательной, эмоционально - волевой сферы личности, межличностных отношений.

Особенности  развития восприятия: Слухового -нарушения фонематического слуха, низкая активность припоминания. Зрительного -бедность и недеференцированность зрительных представлений. Нарушение операции синтеза при складывании картинки из частей. Пространственного -нарушения ориентировки в пространстве, трудности в дифференциации понятий «слева», «справа», «между», «над», «под». Нарушение восприятия отмечается у всех детей с ТНР.  Общее недоразвитие речи как основное препятствие в овладении грамотным чтением и письмом. 

Особенности  развития восприятия:

  • Слухового -нарушения фонематического слуха, низкая активность припоминания.
  • Зрительного -бедность и недеференцированность зрительных представлений. Нарушение операции синтеза при складывании картинки из частей.
  • Пространственного -нарушения ориентировки в пространстве, трудности в дифференциации понятий «слева», «справа», «между», «над», «под».

Нарушение восприятия отмечается у всех детей с ТНР.

Общее недоразвитие речи как основное препятствие в овладении грамотным чтением и письмом. 

Особенности развития памяти: Отмечается снижение продуктивности запоминания Характерно долгое запоминание и быстрое забывание Объём зрительной памяти практически не отличается от нормы Объем слуховой памяти значительно снижен  (трудности при запоминании стихов) Относительно сохранны возможности смыслового, логического запоминания Структура расстройства памяти зависит от формы речевого нарушения. Следует отметить, что уровень памяти, особенно слуховой, снижается с понижением уровня речевого развития.

Особенности развития памяти:

  • Отмечается снижение продуктивности запоминания
  • Характерно долгое запоминание и быстрое забывание
  • Объём зрительной памяти практически не отличается от нормы
  • Объем слуховой памяти значительно снижен  (трудности при запоминании стихов)
  • Относительно сохранны возможности смыслового, логического запоминания

Структура расстройства памяти зависит от формы речевого нарушения. Следует отметить, что уровень памяти, особенно слуховой, снижается с понижением уровня речевого развития.

Особенности внимания детей с ТНР: с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. вербальные задания логической направленности вызывают стойкие трудности. характерен недостаточный объём сведений об окружающем мире, свойствах предметов. вследствие двигательных и сенсорных нарушений недостаточно развивается наглядно - действенное и наглядно - образное мышление. задержано формирование словесно - логического мышления, что проявляется в трудностях установления сходства и различия между предметами, несформированности многих обобщающих понятий, в трудностях классификации предметов по существенным признакам.

Особенности внимания детей с ТНР:

  • с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
  • вербальные задания логической направленности вызывают стойкие трудности.
  • характерен недостаточный объём сведений об окружающем мире, свойствах предметов.
  • вследствие двигательных и сенсорных нарушений недостаточно развивается наглядно - действенное и наглядно - образное мышление.
  • задержано формирование словесно - логического мышления, что проявляется в трудностях установления сходства и различия между предметами, несформированности многих обобщающих понятий, в трудностях классификации предметов по существенным признакам.
Особенности эмоционально –волевой сферы: Эмоциональная незрелость Трудности произвольного поведения Зависимость от окружающих, склонность с спонтанному поведению Нарушение коммуникативной функции, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм) Заниженная самооценка Повышенная обидчивость, ранимость Тревожность Агрессивное поведение разной степени выраженности ТНР отрицательно сказываются на формировании личности, вызывают специфические особенности эмоционально - волевой сферы. Большинство детей характеризуются малой инициативностью, зависимостью от окружающих, у некоторых недостаточно развито чувство дистанции. Чаще всего для них типичны повышенная тормозимость, снижение активности, неуверенность в себе, речевой негативизм. 

Особенности эмоционально –волевой сферы:

  • Эмоциональная незрелость
  • Трудности произвольного поведения
  • Зависимость от окружающих, склонность с спонтанному поведению
  • Нарушение коммуникативной функции, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм)
  • Заниженная самооценка
  • Повышенная обидчивость, ранимость
  • Тревожность
  • Агрессивное поведение разной степени выраженности

ТНР отрицательно сказываются на формировании личности, вызывают специфические особенности эмоционально - волевой сферы. Большинство детей характеризуются малой инициативностью, зависимостью от окружающих, у некоторых недостаточно развито чувство дистанции. Чаще всего для них типичны повышенная тормозимость, снижение активности, неуверенность в себе, речевой негативизм. 

С какими нарушениями устной речи может столкнуться учитель у своих учеников?

Фонетическое недоразвитие речи (ФНР)- нарушение произношения отдельных вследствие недостаточной сформированности фонетического слуха.

Фонетико-фонематическое недоразвитие ре чи (ФФНР) проявляется в искажение произносимого звука, замене звука на другой. При ФФНР происходит полная замена определенного звука другим («лога» вместо «рога»). \

Общее недоразвитие речи (ОНР)– проявляется в нарушении формирования всех компонентов речевой системы (отмечаются нарушения звукопроизношения, сложности словообразования и словоизменения, бедность словаря, фонематические особенности.) . Слух и интеллект сохранен.

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. Дислалия считается одним из самых легких нарушений речи, но может иметь различную степень выраженности и сделать речь ребенка совершенно непонятной для окружающих.

Дизартрия – это расстройство произносительной стороны речи, которое связано с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. Это нарушение звукопроизношения имеет очень стойкий характер и требует длительного периода коррекции.

Алалия – грубое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическими поражениями корковых и речевых центров головного мозга.

Ринолалия - нарушение, при котором появляется носовой оттенок голоса, ввиду грубого порока фозиологического счтроения лица и челюсти (Органическая открытая ринолалия)

Заикание -проявляется в частом повторении как отдельных звуков или слогов, так и целых слов, судорожные запинки во время речевого акта

виды нарушений письменной речи 1. Дисграфия –на письме ученик допускает ошибки, не связанные с правилами русского языка. Заключение – «дисграфия» может поставить только логопед, когда навык письма сформирован в достаточной степени (не ранее, чем ребёнок поступит во 2 класс школы). В первом классе проводится профилактическая работа с детьми группы риска.

виды нарушений письменной речи

1. Дисграфия –на письме ученик допускает ошибки, не связанные с

правилами русского языка.

Заключение – «дисграфия» может поставить только логопед, когда навык письма сформирован в достаточной степени (не ранее, чем ребёнок поступит во 2 класс школы). В первом классе проводится профилактическая работа с детьми группы риска.

2.Дислексия – это частичное специфическое нарушение процесса чтения. О дислексии говорят следующие особенности чтения ученика: - читает по буквам, а не по слогам; -путает буквы, переставляет звуки и слоги; -путает звонкие и глухие, твердые и мягкие, свистящие и шипящие согласные, похожие по звучанию гласные (вместо «жар» читает «шар», вместо «у» читает «о» и т.д.); -читает все правильно,но понять смысл прочитанного не может. В процессе чтения каждое слово воспринимается отдельно и не связывается с другими словами;  -не может правильно согласовывать слова различных частей речи (например: «девочка пел», «интересный песня», «около дому».); - путает сходные по начертанию буквы или буквы, состоящие из одинаковых, но различно расположенных элементов (например: «В-З», «Н-И-П», «Р-Ь», и т.д.); - не знает какая буква соответствует тому или иному звуку, потому не запоминает их;

2.Дислексия – это частичное специфическое нарушение процесса чтения. О дислексии говорят следующие особенности чтения ученика:

  • - читает по буквам, а не по слогам;
  • -путает буквы, переставляет звуки и слоги;
  • -путает звонкие и глухие, твердые и мягкие, свистящие и шипящие согласные, похожие по звучанию гласные (вместо «жар» читает «шар», вместо «у» читает «о» и т.д.);
  • -читает все правильно,но понять смысл прочитанного не может.
  • В процессе чтения каждое слово воспринимается отдельно и не связывается с другими словами;
  • -не может правильно согласовывать слова различных частей речи (например: «девочка пел», «интересный песня», «около дому».);
  • - путает сходные по начертанию буквы или буквы, состоящие из одинаковых, но различно расположенных элементов (например: «В-З», «Н-И-П», «Р-Ь», и т.д.);
  • - не знает какая буква соответствует тому или иному звуку, потому не запоминает их;

Рекомендации по обучению ребенка с ТНР

  • Дети с речевыми нарушениями обязательно должны получать систематическую помощь логопеда.
  • Всем таким детям необходим более благоприятный (облегченный) режим обучения. Он характеризуется не снижением уровня требований к усвоению программного материала, а организацией режима обучения.
  • Прежде всего, они нуждаются в особой психологической поддержке со стороны учителя. Это выражается в ободрении, мягком тоне замечаний, поощрении и т.д.
  • Задачи, которые ставятся перед классом в целом в учебном процессе, для таких детей должны детализироваться, инструкции – носить дробный характер, т.е. быть доступными для понимания и выполнения.
  • В тех случаях, когда у ребенка отмечаются стойкие ошибки письма и чтения, не следует его заставлять многократно повторять выполнение одних и тех же заданий.
  • При оценке письменных работ нужно отдельно учитывать специфические речевые ошибки и не снижать за них оценку.
  • Отношение учителя к ученику должно быть благожелательным; своими мимикой, жестами, интонацией он должен вызывать у ребенка желание сотрудничать.