Портрет ребёнка с тяжёлыми нарушениями речи
Частное дошкольное образовательное учреждение
«РЖД детский сад № 61»
Учитель-логопед
Савиткина И.В.
ТНР- это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы, отмечающиеся у детей с сохранным слухом и интеллектом.
Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер.
Тяжёлые нарушения речи по - разному, но обязательно находят своё отражение в психической деятельности человека, что проявляется в нарушении познавательной, эмоционально - волевой сферы личности, межличностных отношений.
Особенности развития восприятия:
- Слухового -нарушения фонематического слуха, низкая активность припоминания.
- Зрительного -бедность и недеференцированность зрительных представлений. Нарушение операции синтеза при складывании картинки из частей.
- Пространственного -нарушения ориентировки в пространстве, трудности в дифференциации понятий «слева», «справа», «между», «над», «под».
Нарушение восприятия отмечается у всех детей с ТНР.
Общее недоразвитие речи как основное препятствие в овладении грамотным чтением и письмом.
Особенности развития памяти:
- Отмечается снижение продуктивности запоминания
- Характерно долгое запоминание и быстрое забывание
- Объём зрительной памяти практически не отличается от нормы
- Объем слуховой памяти значительно снижен (трудности при запоминании стихов)
- Относительно сохранны возможности смыслового, логического запоминания
Структура расстройства памяти зависит от формы речевого нарушения. Следует отметить, что уровень памяти, особенно слуховой, снижается с понижением уровня речевого развития.
Особенности внимания детей с ТНР:
- с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
- вербальные задания логической направленности вызывают стойкие трудности.
- характерен недостаточный объём сведений об окружающем мире, свойствах предметов.
- вследствие двигательных и сенсорных нарушений недостаточно развивается наглядно - действенное и наглядно - образное мышление.
- задержано формирование словесно - логического мышления, что проявляется в трудностях установления сходства и различия между предметами, несформированности многих обобщающих понятий, в трудностях классификации предметов по существенным признакам.
Особенности эмоционально –волевой сферы:
- Эмоциональная незрелость
- Трудности произвольного поведения
- Зависимость от окружающих, склонность с спонтанному поведению
- Нарушение коммуникативной функции, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм)
- Заниженная самооценка
- Повышенная обидчивость, ранимость
- Тревожность
- Агрессивное поведение разной степени выраженности
ТНР отрицательно сказываются на формировании личности, вызывают специфические особенности эмоционально - волевой сферы. Большинство детей характеризуются малой инициативностью, зависимостью от окружающих, у некоторых недостаточно развито чувство дистанции. Чаще всего для них типичны повышенная тормозимость, снижение активности, неуверенность в себе, речевой негативизм.
С какими нарушениями устной речи может столкнуться учитель у своих учеников?
Фонетическое недоразвитие речи (ФНР)- нарушение произношения отдельных вследствие недостаточной сформированности фонетического слуха.
Фонетико-фонематическое недоразвитие ре чи (ФФНР) проявляется в искажение произносимого звука, замене звука на другой. При ФФНР происходит полная замена определенного звука другим («лога» вместо «рога»). \
Общее недоразвитие речи (ОНР)– проявляется в нарушении формирования всех компонентов речевой системы (отмечаются нарушения звукопроизношения, сложности словообразования и словоизменения, бедность словаря, фонематические особенности.) . Слух и интеллект сохранен.
Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. Дислалия считается одним из самых легких нарушений речи, но может иметь различную степень выраженности и сделать речь ребенка совершенно непонятной для окружающих.
Дизартрия – это расстройство произносительной стороны речи, которое связано с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. Это нарушение звукопроизношения имеет очень стойкий характер и требует длительного периода коррекции.
Алалия – грубое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическими поражениями корковых и речевых центров головного мозга.
Ринолалия - нарушение, при котором появляется носовой оттенок голоса, ввиду грубого порока фозиологического счтроения лица и челюсти (Органическая открытая ринолалия)
Заикание -проявляется в частом повторении как отдельных звуков или слогов, так и целых слов, судорожные запинки во время речевого акта
виды нарушений письменной речи
1. Дисграфия –на письме ученик допускает ошибки, не связанные с
правилами русского языка.
Заключение – «дисграфия» может поставить только логопед, когда навык письма сформирован в достаточной степени (не ранее, чем ребёнок поступит во 2 класс школы). В первом классе проводится профилактическая работа с детьми группы риска.
2.Дислексия – это частичное специфическое нарушение процесса чтения. О дислексии говорят следующие особенности чтения ученика:
- - читает по буквам, а не по слогам;
- -путает буквы, переставляет звуки и слоги;
- -путает звонкие и глухие, твердые и мягкие, свистящие и шипящие согласные, похожие по звучанию гласные (вместо «жар» читает «шар», вместо «у» читает «о» и т.д.);
- -читает все правильно,но понять смысл прочитанного не может.
- В процессе чтения каждое слово воспринимается отдельно и не связывается с другими словами;
- -не может правильно согласовывать слова различных частей речи (например: «девочка пел», «интересный песня», «около дому».);
- - путает сходные по начертанию буквы или буквы, состоящие из одинаковых, но различно расположенных элементов (например: «В-З», «Н-И-П», «Р-Ь», и т.д.);
- - не знает какая буква соответствует тому или иному звуку, потому не запоминает их;
Рекомендации по обучению ребенка с ТНР
- Дети с речевыми нарушениями обязательно должны получать систематическую помощь логопеда.
- Всем таким детям необходим более благоприятный (облегченный) режим обучения. Он характеризуется не снижением уровня требований к усвоению программного материала, а организацией режима обучения.
- Прежде всего, они нуждаются в особой психологической поддержке со стороны учителя. Это выражается в ободрении, мягком тоне замечаний, поощрении и т.д.
- Задачи, которые ставятся перед классом в целом в учебном процессе, для таких детей должны детализироваться, инструкции – носить дробный характер, т.е. быть доступными для понимания и выполнения.
- В тех случаях, когда у ребенка отмечаются стойкие ошибки письма и чтения, не следует его заставлять многократно повторять выполнение одних и тех же заданий.
- При оценке письменных работ нужно отдельно учитывать специфические речевые ошибки и не снижать за них оценку.
- Отношение учителя к ученику должно быть благожелательным; своими мимикой, жестами, интонацией он должен вызывать у ребенка желание сотрудничать.