Портрет современного родителя
Модели поведения родителей
Стили современного воспитания
Учитель начальных классов Алексеева Ольга Игоревна
МБОУ «СШ № 19 г. Иваново
Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.
В. А. Сухомлинский
Современные родители – какие они?
Классификация типов родителей
Позитивно ориентированные
Они стремятся к пониманию, готовы выслушать различные точки зрения.
Общение с такой категорией родителей — самое приятное . Если возникают недоразумения, то они принимают различные способы их разрешения, сотрудничают или идут на компромисс.
Классификация типов родителей
Союзники
Они стремятся во всем помочь педагогу. Педагог для них – авторитет. Часто они выступают в роли посредника между родителями и педагогами, родителями и детьми, готовы идти на компромисс и сами предлагают компромиссные решения.
В случае возникновения
противоречий они всегда
принимают точку зрения
педагога .
Классификация типов родителей
Творческие
Спонтанные в своём поведении, в суждениях - независимы. У них есть стремление действовать, а не только размышлять. Главное — не отнести их к деструктивным. Союз с ними необходим, т.к. эти родители обычно несут в себе позитивное начало.
Классификация типов родителей
Равнодушные
По натуре они скептики. Хотя они никого ни на что не настраивают, при этом демонстрируют свою значимость и равнодушие, чем очень мешают
конструктивному общению.
Классификация типов родителей
Манипуляторы
Их большинство. Они стремятся управлять окружающими используя слабости людей. Если манипулятор добивается нужного ему поведения, он будет это делать каждый раз . Есть особая категория родителей, которые испытывают особое наслаждение от чувства власти над человеком. В этом случае они испытывают превосходство, ощущение своей значимости, вседозволенности. Если манипулятор не добивается от вас того, чего хочет, он страдает. В этом случае он, обычно, усиливает свои манипуляции: использует положение, деньги, подарки, «хлопает дверьми», настраивает людей друг против друга, ссорит, разбивает коллектив на группы.
Главное орудие против манипуляторов — нейтрализовать их нападки.
Классификация типов родителей
Родитель авторитарного (импульсивно-инертного) типа :
- Активный, руководствуется собственными убеждениями, игнорирует рекомендации педагогов и специалистов. Для него не существует преград. Создает родительские ассоциации, ищет союзников, идет напролом, часто не видит и не слышит ни себя, ни собеседника.
Отрицательные качества этой категории родителей:
- Не умеет сдерживать свой гнев и раздражение;
- отсутствует контроль над собой;
- склонен к ссорам, скандалам;
- противопоставляет себя специалистам, педагогам, администрации и т.д.
Девиз данного типа родителей: «Пусть общество приспосабливается к нам и нашим детям, а не мы к ним».
Рекомендации по взаимодействию с родителем авторитарного (импульсивно-инертного) типа:
- Не отвечать гневом на гнев, т.к. это только накалит обстановку. Лучше демонстрировать невозмутимость и позитивный настрой.
- Правильная внутренняя позиция. Сохраняйте спокойствие и уверенность. Не позволяйте себе думать: «Да как он смеет так со мной разговаривать?» и т.д.- эти мысли лишь усугубят ваше недовольство.
- Постарайтесь понять мотивы такого поведения родителя (посмотрите на ситуацию его глазами). Возможно, раздражение вызвано вовсе не вами, а какой-то другой ситуацией, событием. Это успокоит вас.
- Говорите кратко, ясно, спокойно, уверенно, так чтобы чувствовалась ваша сила. (не говорите – «Вы не правы», а согласитесь и скажите свое видение).
- Обсуждайте ситуацию только после того, как родитель успокоился! (постепенно снижайте темп и громкость речи и собеседник подстроится по Вас)
- Переключите энергию родителя на поиск выхода из проблемы. Наметьте общую стратегию, чтобы подобное не повторилось.
- Не избегайте общения после конфликта!
Классификация типов родителей
Родитель невротичного (тревожно-сензитивного) типа :
В личности невротичных родителей доминируют истерические, тревожно-мнительные и депрессивные черты. Это проявляется в стремлении избегать трудных жизненных ситуаций, отказе от решения проблем. Сохраняется тревожный фон настроения, присутствуют излишние опасения, всё воспринимают в трагических красках.
Этому типу родителей свойственна пассивная личностная позиция. Всегда всем недовольны, во всем разочарованы . Видя проблему, они не стремятся к самостоятельному ее преодолению. Считают, что нет выхода из создавшегося положения. Оправдывают собственную бездеятельность отсутствием прямых указаний со стороны специалистов, педагогов, администрации: «А нам никто не говорил… Мы ничего не знали…».
Девиз данного типа родителей: «Пусть всё идет в жизни так, как идет».
Рекомендации по взаимодействию с родителем невротичного (тревожно-сензитивного) типа :
- Внимательно выслушивайте жалобу родителя, задавая при этом уточняющие вопросы, выясняя детали переживаний и самочувствия родителя. Это поможет снизить повышенный уровень тревожности подобных родителей, успокоит и стабилизирует их.
- Покажите, что вы понимаете проблему. Такому родителю важно, чтобы его услышали и поняли.
- В разговоре используйте местоимения «мы», «у нас». Это будет для родителя поддержкой, что он не один.
- Спокойное, уверенное поведение педагога создаст у родителя ощущение стабильности и защищенности.
Классификация типов родителей
Родитель психосоматического типа :
Таких родителей большинство. Проявляются черты, присущие родителям как первой, так и второй категории. Но эти родители эмоционально более лабильны, чем два других типа. Они участвуют в деятельности школы. Они не устраивают скандалов и ссор, в большинстве случаев ведут себя корректно, сдержанно, а иногда замкнуто. Проблемы таких родителей скрыты.
Если у невротических – слезы/истерики,
у авторитарных – скандалы, агрессия, окрик,
то у психосоматичных родителей – внутренние переживания.
Девиз данного типа родителей: «Мы сделаем всё возможное ради своего ребенка».
Рекомендации по взаимодействию с родителем психосоматического типа :
Родители такого типа могут стать помощниками, союзниками для педагога. Важно направить их энергию в нужное русло.
«Эффективные принципы взаимодействия с родителями»
Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач .
Основные задачи взаимодействия с родителями:
- установить партнерские отношения с семьей каждого;
- объединить усилия для развития и воспитания детей;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Принципы взаимодействия с родителями:
- Доброжелательный стиль общения ( Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие )
- Индивидуальный подход
- Сотрудничество, а не наставничество
Чтобы наша работа с родителями строилась успешно, придерживайтесь следующих правил:
- всегда начинайте разговор с родителями с положительных моментов в поведении их ребенка
- замечания, жалобы, сомнения родителей выслушивайте внимательно и терпеливо;
- если есть необходимость указать на ошибки родителей, делайте это тактично;
- вселяйте в родителей веру в своего ребенка;
- не принижайте авторитет родителей, как бы ни был мал их опыт в воспитании детей;
Используйте правило: улыбка-имя-комплимент
- Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы должны демонстрировать свою готовность общения. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
- Имя человека – это самый важный для него звук. Важно использовать имя-отчество при приветствии, а не просто кивнуть «Здрасьте»
- Используйте имя собеседника, чтобы снять остроту конфликта.
- В общении с родителем наиболее применим косвенный комплимент : мы хвалим не самого родителя, а то, что ему дорого: его ребенка (загруженные родители особенно уязвимы в отношении плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только потом тактично поведать о трудностях ребенка).
- Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз).
- Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе».
Но важно не преступать «границы» личного пространства собеседника!
Желательно убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках и т.д.).
- Во время разговора используйте открытые жесты (не скрещивайте перед собой руки, ноги).
- Своим видом поддерживайте состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающий тон).
- Используйте приемы присоединения, отзеркаливания (поза, жесты, скорость речи и т.д.)
В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, стремится быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. В зависимости от характера внутрисемейных отношений и его влияния на воспитание детей различают стили семейного воспитания.
Стили семейного воспитания
- Авторитетный (демократический)
- Авторитарный
- Индифферентный
- Либеральный (попустительский)
АВТОРИТЕТНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ
(ИЛИ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ)
Название говорит само за себя. Родители в семье занимают лидирующие позиции, являясь авторитетом для ребенка. Этот стиль характеризуется теплым эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем контроля со стороны взрослых. При таком стиле общения родители ориентированы на личность ребенка, его активной роли в семье, собственной жизни. Ребенок воспитывается как самостоятельная, самобытная личность. В такой семье практически отсутствуют физические наказания и словесная агрессия, родители стараются использовать логику в общении с детьми, стремятся договориться. Уважают себя и своих детей. Родители обладают хорошим жизненным опытом и несут ответственность за своих детей.
Для родителей, придерживающихся этого стиля, характерны:
- активно-положительное отношение к ребенку;
- адекватная оценка его возможностей, успехов и неудач;
- им свойственны глубокое понимание ребенка, целей и мотивов его поведения;
- умение прогнозировать развитие личности ребенка.
Последствия
- При авторитетном стиле воспитания происходит наиболее гармоничное и разностороннее развитие личности ребенка. Для детей, воспитанных в подобных семьях, характерны:
- Высокая самооценка, самопринятие, самоконтроль
- Умение самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки.
- Инициативность и целеустремленность.
- Умение строить близкие и доброжелательные отношения с окружающими.
- Способность договариваться, находить компромиссные решения.
- Наличие собственного мнения и способность считаться с мнением окружающих.
АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ
- Особенности:
- Родители, придерживающиеся этого стиля, требуют от ребенка высоких достижений, наказывают за неудачи, жестко контролируют, вторгаются в личное пространство ребенка, подавляют силой, решают за ребенка, что ему лучше, не интересуются личным мнением ребенка, не признают его права. «Как я сказал, так и будет», «Я родитель, значит я прав».
- При этом стиле воспитания ребенок не имеет возможности проявлять инициативу, так как все вопросы, касающиеся его жизни, решаются родителем единолично, без его участия. Авторитарный стиль воспитания подразумевает решение конфликтов методом «кнута и пряника», запретами и угрозами, а не нахождением компромиссного решения.
Последствия
- В подростковом возрасте родительский авторитет теряет свою силу и страх перед родителями, характерный для авторитарного стиля воспитания, исчезает. Поэтому, в таких семьях в этом возрасте часто возникает большое количество конфликтов, дети становятся «неуправляемыми», т.к. все прежние средства воздействия родителей теряют свою силу.
Совет родителям
- Учитывайте позицию ребенка, его побуждения, желания и переживания. Попробуйте ненадолго поставить себя на его место.
- Старайтесь давать инструкции в форме предложения, а не распоряжения, приказа.
- Старайтесь говорить не сухо и отстраненно, а доверительным тоном, эмоционально.
- Любые порицания должны быть адресованы не к личности ребенка, а к конкретным его действиям. Нельзя говорить «Ты обманщик!», лучше сформулировать фразу следующим образом: «Мне было очень неприятно, когда я узнала, что в этой ситуации ты сказал неправду».
- Не входите в комнату ребенка без стука или в отсутствие хозяина. Не трогайте его личные вещи. Старайтесь уважать личное пространство вашего ребенка, каким бы оно ни было.
- Необходимо оставлять за подростком право выбора друзей, одежды, музыки и т. д.
- Искренне объясняйте, что вы чувствуете, когда расстроены, но не вспоминайте старых, давнишних грехов, а говорите о сегодняшнем положении. Однако при этом никогда не давите, не наказывайте физически, не унижайте.
- Станьте терпимее к недостаткам подростков. Замечайте как можно чаще в вашем ребенке те достоинства, которые свойственны их натуре.
ИНДИФФЕРЕНТНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ
самый неблагоприятный с точки зрения формирования психики и развития личности ребенка является индифферентный стиль семейного воспитания. Здесь, к отрицательным характеристикам предыдущего стиля семейного воспитания прибавляется еще и отсутствие теплоты в отношении к ребенку.
К ребенку относятся с пренебрежением, игнорируя его эмоциональные потребности. Это случаи, скорее всего, случайного или нежелательного появления ребенка в семье. Ну, раз уж родился, живи, но не мешай.
Последствия
- При индифферентном стиле семейного воспитания возможно развитие у детей эмоциональной отчужденности, тревожности, замкнутости и недоверия к окружающим. Существует опасность вовлечения детей в асоциальные группы, поскольку родители неспособны контролировать их поступки. Чаще всего, в индифферентных семьях вырастают либо безответственные и неуверенные в себе дети, либо наоборот неуправляемые и импульсивные.
- В лучшем случае дети таких родителей все же становятся сильными, творческими, активными людьми. Формирование личности в таком случае во многом зависит от среды вне семьи.
Совет родителям
- Включитесь в жизнь своего ребенка. Будьте активным участником всех его интересов, проявите инициативу.
- Составьте четкую систему запретов, чтоб ребенок почувствовал грань дозволенности.
- Обговорите его обязанности и права в семье, дайте поручение по дому, которое закрепится за ним.
- Проявите «душевную теплоту», говорите «по душам», постарайтесь перевести отношения в дружественные и доброжелательные. Беседуйте с ним на интересующие его темы, таким образом вы покажите насколько ребенок для вас важен.
- Любите его и не бойтесь ему про это сказать.
ЛИБЕРАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ (ПОПУСТИТЕЛЬСКИЙ)
При этом стиле воспитания родитель формирует у ребенка «свободу», самостоятельность и раскованность, позволяет ему делать абсолютно всё, что он хочет, не накладывает никаких ограничений. Родитель не помогает подростку и не мешает, не принимает никакого участия в становлении личности.
Либеральный стиль общения предполагает тактику невмешательства, основу которой, по сути, составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами ребенка. Общими особенностями либерального и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся их противоположность, являются дистантные отношения, отсутствие доверия, явная обособленность, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения.
Последствия
- самостоятельность, склонность к асоциальным формам поведения: воровство, праздность, бродяжничество, поиск удовольствий (токсины, алкоголь, наркотики, секс), грубость, гневность, раздражительность, агрессивность, мстительность, задиристость, озлобление, демонстративность (как попытка привлечь к себе внимание), жестокость, бесстрашие, отсутствие стыда, чувства вины, эгоизм, лживость, манипулирование (вызывает жалость, дает обещания, прикинется дурачком или обворожительным, красноречиво раскаивается) и т.д.
Совет родителям
- Поменяйте тактику общения и отношение к своему ребенку. Постарайтесь восстановить взаимное доверие и уважение.
- Установите систему запретов и включитесь сами в жизнь подростка.
- Помогите ему участвовать в жизни семьи, четко обозначьте функциональные обязанности ребенка в семье, свои требования и ожидания.
- Создайте семейный совет, на котором решались бы многие проблемы всей семьи.
- Проявляйте «душевную теплоту» к ребенку, подчеркивайте его важность для вас и исключительность, беседуйте с ним и интересуйтесь его мнением.
- Помните, что ребенку необходимо ваше искреннее участие в его жизни!
Еще выделяют…
- Хаотический стиль (непоследовательное руководство) — это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.
Опекающий стиль (гиперопека, концентрация внимания на ребенке) — стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти.
Понимание ребенка, принятие его не только сердцем, но и умом, осознание ответственности за судьбу маленького человека поможет взрослым выбрать тот стиль воспитания, который принесет благо и ребенку и родителям.