СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Портрет в эмоциях

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Портрет в эмоциях»

Конспект урока изобразительного искусства

Челядиной Ульяны Вячеславовны

Дата:

Предмет: Изобразительное искусство

Класс: 4

Тема: Портрет. Эмоции в графике.

Цель: Создать условия для изображения портрета «Эмоции в графике».

Задачи урока:

1.Познакомить с жанром «портрет»; с понятием «графика», с понятием пропорций лица человека, алгоритмом изображения портрета, творчеством великих художников-портретистов

2.Развивать умения работать карандашом; способность к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства;

3.Воспитывать аккуратность, отзывчивость, любовь к искусству.

Формирование УУД:

Познавательные УУД:

•умение осуществлять логические действия;

•умение сравнивать, анализировать, обобщать, рассуждать.

Коммуникативные УУД:

•умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;

•умение обмениваться мнениями; строить понятные для всех по коммуникации речевые высказывания; задавать вопросы с целью получения нужной информации.

Регулятивные УУД:

•умение организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

•умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

•умение работать по предложенному учителем плану;

Личностные УУД:

•выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый.

Оборудование учителя: конспект, презентационный материал, маркер, динамические таблицы, простой карандаш, ластик.

Оборудование учащихся: альбом, простой карандаш, ластик.


Ход урока


Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся   

Формируемые УУД

I.Организация класса

1.Приветствие


1мин

-Здравствуйте, ребята.

-Тихо, но быстро садитесь.

-Молодцы, все сели бесшумно.

-Ребята, улыбнитесь друг другу. Подарите улыбку. Я желаю вам успехов на уроке.

Приветствуют учителя.


Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем.

2.Проверка готовности к уроку

1 мин

-Проверьте, все ли у вас готово к уроку. Проверяем глазами, руками ничего не трогаем, вам понадобится: чистый альбомный лист, карандаш, ластик.

Самостоятельно проверяют готовность к уроку

Регулятивные: умение организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

II. Изложение теоретического материала

1.Актуализация знаний


1 мин

-Сейчас я вам прочитаю стихотворение, послушайте внимательно и вы узнаете тему нашего урока на сегодня.

-«Если видишь, что с картины.

Смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или в каске верхолаз.
Может, грустный или смелый,
Может, добрый или злой.
В нарисованной картине
Самый главный он герой.
Может, папа или мама,
Может, дедушка и я.
Нарисована в картине.
Может, вся моя семья.
Догадаться тут несложно,
Неуверенности нет,
Что красивая картина
Называется...» (портрет)

-Правильно.

-Сегодня на уроке мы будем изображать портрет.

-Эпиграфом к нашему уроку возьмем строки из стихотворения Н.Заболоцкого.

Любите живопись, поэты!

Ведь ей единственной дано
Души изменчивой приметы

переносить на полотно.

Действительно, живопись – это зеркало человеческой души.










портрет

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний, решают поставленные задачи.

2.Вступительная беседа.









































3.Сообщение темы и цели урока.


7 мин




































-А теперь я вам расскажу немного о портрете. Слушайте очень внимательно.

-Портрет - изображение человека или группы людей в произведении живописи или скульптуры, графики.

-Первые портреты были созданы египтянами, одним из известных портретов того времени является портрет Нефертити.

-Портрет как жанр был прославлен мастерами высокого возрождения Леонардо Да Винчи, Рафаэлем, Тицианом, они не просто создали образы современников но и отразили целый мир чувств, переживаний, настроений. Самые знаменитые художники России, которые рисовали портреты, это:

1.Владимир Боровиковский

Это воспеватель женского образа. Знаменитые картины – портрет И.П. Лопухиной, портрет сестер Гагариных.

2.Иван Никитин

Известный русский живописец, он был гордостью Петра великого. Знаменитые работы это портрет: Елизоветы Петровны в детстве, царевны Натальи Алексеевне, царевны Прасковьи Ивановны.

3.Серов Валентин Александрович

Русский живописец и график, мастер портрета.

-Чем отличаются данные портреты от предыдущих? (выполнены карандашом)

-Сегодня, ребята, я хочу познакомить вас с понятием «графика» в искусстве.

-Графика – это вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки.

-В переводе слово «графика» означает «пишу, черчу, рисую». Но почему именно это слово? Посмотрите на простой карандаш. Внутри деревянной оболочки – камень – графит, вот поэтому рисунки, выполненные графитом стали называть графикой. Но не всегда графика бывает черно-белой, она бывает цветной. Такой рисунок можно получить благодаря цветным мелкам, цветным карандашам и фломастерам.

-На портретах мы можем выразить разные эмоции людей.

-Какие эмоции вы знаете?

-Выражение лица одного и того же человека часто бывает очень разным. Черты лица, сохраняя свои особенности, меняют очертания. Они могут грустить, радоваться, удивляться, задуматься о чём-нибудь. Меняется настроение человека, меняется и выражение его лица. Это называется мимикой.

Мимика – движение мышц лица человека. Мимика соответствует настроению человека.

-Итак, кто может сформулировать полную тему сегодняшнего урока? (Портрет. Эмоции в графике.)

Слушают тему урока, настраиваются на работу.































Гнев, радость, удивление, грусть, злость, восторг, восхищение, азарт, раздражение, сочувствие, страх и тд.

Портрет. Эмоции в графике.

Познавательные:

умение решать проблемы творческого и поискового характера.

Коммуникативные:

умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные:

умение работать по предложенному учителем плану.


Регулятивные:

умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.



4. Объяснение последовательности выполнения работы.



5 мин

-Теперь посмотрите, в каком порядке вы будете выполнять сегодняшнюю работу. Руками пока что ничего не трогаем.

1.Располагаем лист вертикально.

2.Сначала при помощи точек наметим величину лица, точки соединяем вертикальной вспомогательной линией, которая разделит лицо на две равные части.

3.Затем при помощи точек находящихся на равном расстоянии от оси симметрии, намечаем ширину лица.

4.Затем получив четыре точки соединяем их с помощью дугообразных линий

5.Вертикальную линию делим на три равные части(лоб, нос, подбородок)

6.Вторая точка сверху это линия бровей, третья точка сверху - это кончик носа

7.Нижний отрезок делим на две части, проводим линию рта, нижняя часть крупнее, чем верхняя.

8.На верхней линии рисуем дуги-брови.

9.Переходим к прорисовке глаз. Они расположены чуть ниже линии бровей.

10.Проводим линию взаимосвязи, намечаем точками величину глаз. Рисуем овалы глаз кружок радужки и зрачок. Расстояние между глаз равно величине еще одного глаза.

11.Не забудьте нарисовать ресницы, на верхнем веке они длиннее, чем на нижнем.

12.Нос посередине, начало у бровей. Рисуется плавной дугообразной линией. Кончик носа закругляется и сбоку прорисовываются крылья носа и ноздри.

13.Чтобы рисовать рот, нужно сначала подумать, какие эмоции вы хотите изобразить. Как мы уже сказали, что эмоции бывают разные, и изображаются они тоже по-разному. Например изображаем улыбку, все этапы выполняются в такой же последовательности ,только глаза будут максимально сужены. Когда человек улыбается, вокруг образуются складочки, на щеках появятся слегка заметные ямочки, появятся ярко выраженные щеки. А если мы хотим изобразить гнев, то самая важная часть лица в этой эмоции это брови. Они будут иметь острые очертания. Рисуем глаза. Брови будут нависать над глазами. Рисуем рот. Верхней губы практически не будет видно. Рот будет максимально сжат. Если же вы хотите изобразить печаль, то Глаза не меняют свою форму, но взгляд обычно опущен вниз (покажите это, сместив зрачок в нижнему краю глаза), поэтому верхние веки будут чуть сильнее прикрывать глаза и казаться больше. Внутренние кончики бровей приподнимаются, а оставшаяся часть повторяет форму глаза, дугой опускаясь вниз – показать это можно кривой, напоминающей волну линией. Губы будут плотно сомкнуты, а их уголки опустятся вниз.

14.По сторонам на уровне носа рисуются уши, шею рисуем от скул, дорисовываем плечи.

15.Затем волосы: длинные или короткие, прямые волнистые, с челкой или нет. Это на ваше усмотрение.

16.Стираем вспомогательные линии, эскиз готов.

17.После этого начинаем заштриховывать портрет мягкими штрихами, еле надавливая на карандаш, затем растушуйте штрихи пальцем. Затем нанесите теневые блики на лицо, для этого их нужно заштриховать дополнительно и так же растушевать пальцем. В зависимости от того как вы будете давить на карандаш, сильно или слабо, вам будет труднее или легче растушёвывать, а так же будут получаться разные оттенки, светлые или тёмные.


Слушают технику рисования портрета.







Коммуникативные:

умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные:

умение работать по предложенному учителем плану.


5.Закрепление последовательности выполнения практической работы

3 мин

-С чего мы начнем рисовать портрет?

-Чему равно расстояние между глазами?

-На сколько равных частей мы с вами разделили лицо по вертикали?

-Что изображаем в последнюю очередь?

-Как будем заштриховывать?


-при помощи точек наметим величину лица

-равно величине еще одного глаза

3(лоб,нос,подбородок)

Уши,плечи,волосы

-мягкими штрихами, еле надавливая на карандаш, затем растушуйте штрихи пальцем.

Личностные: освоение личностного смысла учения, желания учиться.

Коммуникативные: Слушать и понимать речь других, выражать свои мысли в устной форме.

обобщать, рассуждать.

Физминутка

1 мин

-Прежде чем приступим к работе, давайте разомнем наши пальчики и руки.

На двери висит замок (пальцы сомкнуты в замок).

Кто его открыть бы смог?

Потянули … (не расцепляя пальцев, тянем руки в разные стороны)

Покрутили … (не расцепляя пальцев, крутим руками, по принципу «от себя – к себе»)

Постучали … (не расцепляя пальцев, постучали основанием ладони друг по другу)

И открыли! (пальцы расцепить, руки развести в сторону и потрясти ладонями немного

Выполняют физминутку


III. Самостоятельная творческая деятельность.



20 мин

-Приступайте к выполнению работы.

(Контроль практической работы уч-ся.

Оказание индивидуальной помощи в деятельности уч-ся.

По мере необходимости ведется фронтальная работа с классом, разбираем общие ошибки повторно у доски).

Рисуют портреты простым карандашом.

Познавательные: умение осуществлять логические действия; умение решать проблемы творческого и поискового характера;

IV.Анализ и оценка выполненной работы

1.Выставка лучших работ


2.Рефлексия


3.Итог урока


4.Наведение порядка на рабочем месте

5 мин

- Сейчас мы организуем выставку работ.

- Выйдите к доске те, кому я говорила.

-Посмотрите на работы у доски. Проанализируйте их.

-Какая работа выполнена более правильно?

-Какие эмоции изобразили ребята?

-Вы все отличные художники. Молодцы!

-Отложите свои работы на край стола, а я пройду и назову вам оценки.

-Убираем свои рабочие места.

-Спасибо за урок, всего доброго.

Выходят к доске, и демонстрирую свои рисунки.

Отвечают на вопросы.

Регулятивные: оценивать результаты работы.

Познавательные: наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы