Тема урока: «Портрет в музыке»
«В каждой интонации спрятан человек»
Содержание урока: музыкальные портреты С.Прокофьева
С. Прокофьев
Это 2 урок по теме
«День, полный событий»
Сегодня мы обратимся к музыкальному портрету.
Приглашаю также послушать музыкальный материал урока: С.Прокофьев «Болтунья»,
Вальс из балета «Золушка»,
Джульетта-девочка из балета «Ромео и Джульетта».
Проведи свой урок так
- Прочитай внимательно презентацию.
- Запомни :
1. фамилию композитора
2. названия произведений
3. чем отличаются музыкальные портреты
4. запиши в тетрадь и выучи на изусть термины:
музыкальный портрет,тема, выразительность, изобразительность, контраст, скороговорка.
3.Послушай музыкальный материал в презентации, запомни названия музыкальных произведений, потренируйся различать их на слух.
Тема урока: «Портрет в музыке»
Портрет - это изображение человека
Музыкальный портрет это изображение человека в музыке
Тема урока: «Портрет в музыке»
В течение дня человек обычно общается с окружающими его людьми.
Ребята, музыка может познакомить вас с разными героями – персонажами сказок и реальными людьми.
И начнется это знакомство с уже известных вам образов музыки С. Прокофьева: портреты сверстников:
девочки-болтушки в песне «Болтунья»
девочки Джульетты в балете «Ромео Джульетта»
Золушки, а также портреты действующих лиц в симфонической сказке «Петя и волк».
Часто в музыкальном произведении мы как бы встречаемся с разными персонажами — весёлыми и грустными, озорными и спокойными, хвастливыми и скромными. Это могут быть взрослые и дети, мужчины и женщины, девочки и мальчики, а также звери и птицы. По музыкальной теме мы можем представить, какой у них характер и даже какая внешность, как они ходят, как говорят, какое у них настроение.
Тема - это музыкальная характеристика персонажа
Агния Барто
«Болтунья»
Это Вовка выдумал,
Что болтунья Лида, мол
А болтать, то мне когда
Мне болтать то некогда
слушаем
Для музыкальной характеристики Лиды, композитор использовал прием «скороговорка»
Напомним, что каждый из персонажей балета «Золушка» имеет свои музыкальные характеристики-портреты.
Так портрет Золушки связан со звучанием вальса.
слушаем
Музыкальный портрет еще одной героини – Джульетты из балета «Ромео и Джульетта» С. Прокофьев нарисовал в пьесе «Джульетта-девочка».
Контраст-противоположная по характеру музыка
А музыкальный портрет Джульетты характеризует сразу две темы.
Ребята вы можете услышать в этой пьесе две контрастные темы.
слушаем
Первая – подвижная и шаловливая, построена на интонациях восходящей, взлетающей вверх гаммы;
вторая – песенная, мечтательная, спокойная.
Симфоническая сказка
«Петя и волк»
С. Прокофьев
запомни
С помощью музыкальных тем
показаны персонажи сказки.
Тема птички
слушаем
Тема Пети
Тема утки
В конце этого урока можно вспомнить и спеть с детьми песни, где нарисованы портреты разных персонажей
Тема кошки
Тема дедушки
Ты узнал, что с помощью музыкальных тем
изображены музыкальные портреты персонажей сказки.
Изобразительность –(изображать, т.е. рисовать )
Выразительность – выражать настроение, чувства, характер.