СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Портретное описание человека

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал можно использовать на уроках развития речи( русский язык, литература)при изучении темы "портрет", "психологический портрет"

Просмотр содержимого документа
«Портретное описание человека»


Фамилия, имя__________________________________________________

______________________________________________________________


Р/Р Портрет человека



  1. Портрет персонажа литературного произведения является одним из средств создания образа литературного героя.

В литературном произведении портрет героя (лицо, фигура, одежда, манеры) даёт возможность представить его внешность.

Психологический портрет позволяет через портретные, внешние черты героя раскрыть его внутренний мир, характер.

Иногда портрет контрастно подчёркивает те или иные черты характера: невыразительная внешность у духовно богатого человека и наоборот.


В художественных произведениях часто даётся психологический портрет героя. Через внешность персонажа автор передаёт его внутренний мир, его характер.

Прочитайте отрывок из повести А. Алексина «А тем временем где-то». Каким увидел Серёжа своего отца на фотографии? Что он узнал о характере отца, о его жизни?

Подчеркните карандашом словосочетания, описывающие внешность, и ручкой словосочетания, характеризующие внутренний мир героя.




Войдя в комнату я вздрогнул и застыл на месте, потому что увидел фотографию отца...

Никогда я его ещё не видел таким. Он смотрел на меня не своим уверенно-жизнерадостным взглядом, а растеря...ыми глазами ищущими чьей-то помощи.

И волосы его (не)были аккуратно зачёса...ы (на)зад. Волосы его беспорядочно толпились спадая на лоб и на уши. Уши показались мне очень большими, потому, должно быть, что лицо было худым и узким. На щеках были даже (не)большие ямочки, которые я никогда раньше (не)замечал.

И одет он был соверше...о (не)узнаваемо... На нём была какая(то) помятая косоворотка с (не)застёгн-тыми верхними пуговицами. Косоворотка морщинилась, потому что была велика для отцовской шеи никогда прежде (не)казавшейся мне такой (без...ащитно)тонкой.

А на другой фотографии отец был в солдатской гимнастёрке которая ему тоже была велика. А взгляд был безрадостным, горьким.

Это я получила в сорок первом году, с фронта. Тогда было очень плохо, — (не)ожида...о произнесла женщина.

(А. Алексин)


  1. Анализ текста (фронтальная работа)

На уроке литературы мы знакомились с рассказом «Бирюк» И.С. Тургенева. Нa сегодняшнем уроке развития речи мы проведем речеведческий анализ отрывков из этого произведения.

- Итак, первый текст:

Я посмотрел на него. Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза. Он слегка уперся руками в бока и остановился передо мною.

Я поблагодарил его и спросил его имя.

- Меня зовут Фомой, - отвечал он, - а по прозвищу Бирюк - А, ты Бирюк?

Я с удвоенным любопытством посмотрел на него. От моего Ермолая и от других я часто слышал рассказы о леснике Бирюке, которого все окрестные мужики боялись как огня. По их словам, не бывало еще на свете такого мастера своего дела: "Вязанки хворосту не даст утащить; в какую бы ни было пору, хоть в самую полночь, нагрянет, как снег на голову, и ты не думай сопротивляться, - силен, дескать, и ловок как бес... И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет. Уж не раз добрые люди его сжить со свету собирались, да нет - не дается".

Вот как отзывались соседние мужики о Бирюке.


1) - О ком идет речь в этом тексте?

- Таким образом, в качестве данного в предложениях текста будут выступать слова, характеризующие героя. Какими частями речи они выражены? (Сущ., мест.).

Д — сущ., мест.

Н - сущ., прил., наречие, причастие, дееприч., глагол.

- При этом автор чаще всего называет своего героя «Бирюк». Что это, повтор-недочет или намеренное использование одного и того же слова с целью решения определенных художественных задач? Почему?

- Что представляет собой 1 абзац текста? (описание внешности действующего лица).

- Чем (Какой частью речи) выражены данное и новое в предложениях 1 абзаца?

- Сейчас определим, как соотносятся «данное» и «новое» в предложениях текста «описание внешности человека». Описание Бирюка:

Д — Н

Д — Н Связь параллельная, порядок слов прямой.

Д —Н

- Здесь же мы видим предложения, описывающие отношение к герою. Как они построены?. Зачем автор даёт эти предложения - А теперь обобщим сказанное (По схемам):

- Что обозначает «данное» и «новое» в предложениях 2 абзаца текста? Чем выражены в них «данное» и «новое»?

- Как построены эти предложения?

- Достаточно ли узнать чужое мнение о человеке, чтобы сделать правильные выводы о нём? А что ещё необходимо?


Наблюдения над поведением героя

- Так ты Бирюк, - повторил я, - я, брат, слыхал про тебя. Говорят, ты никому спуску не даешь.

- Должность свою справляю, - отвечал он угрюмо, - даром господский хлеб есть не приходится.

Он достал из-за пояса топор, присел на пол и начал колоть лучину.

- Аль у тебя хозяйки нет? - спросил я его.

- Нет, - отвечал он и сильно махнул топором.

- Умерла, знать?

- Нет... да... умерла, - прибавил он и отвернулся.

Я замолчал; он поднял глаза и посмотрел на меня.

- С прохожим мещанином сбежала, - произнес он с жестокой улыбкой. Девочка потупилась; ребенок проснулся и закричал; девочка подошла к люльке. - На, дай ему, - проговорил Бирюк, сунув ей в руку запачканный рожок. - Вот и его бросила, - продолжал он вполголоса, указывая на ребенка.

Выводы о характере героя

Вывод:

Что же нам помогает понять характер героя, раскрыть его внутренний мир? (Внешность героя, его поведение, описание состояния)