СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Портретные натюрморты от Джузеппе Арчимбольдо»

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Любой, глядя на картины Джузеппе Арчимбольдо изначально чувствует удивление. Его совершенно необыкновенное и невиданное творчество сбивает с толку. Любое преобразование или манипуляция с человеческим лицом привлекает внимание, и это эффект усиливается, когда в видимых «монстрах» вместо глаз, рта, носа и щек воедино соединяются все цветущее и растущее земле: цветы и вишни, горох, огурцы, персики, сломанные ветки, и многое другое.

Просмотр содержимого документа
««Портретные натюрморты от Джузеппе Арчимбольдо»»

11


Оглавление


Введение 3


Глава I. Биография художника 4


Глава II. Серия картин «Времена года» 5


Глава III. Социологическое исследование 7


Заключение. 9


Литература. 10


Приложение. 11




























Введение



Есть имена, известные всему миру и в то же время остающиеся для всех
загадкой. Одно из таких имен – Джузеппе Арчимбольдо.

Любой, глядя на картины Джузеппе Арчимбольдо изначально чувствует удивление. Его совершенно необыкновенное и невиданное творчество сбивает с толку. Любое преобразование или манипуляция с человеческим лицом привлекает внимание, и это эффект усиливается, когда в видимых «монстрах» вместо глаз, рта, носа и щек воедино соединяются все цветущее и растущее земле: цветы и вишни, горох, огурцы, персики, сломанные ветки, и многое другое.

Гипотеза: можно ли считать Джузеппе Арчимбольдо гением овощных портретов и цветочных метаморфоз.

Объект данного исследования – портреты Д. Арчимбольдо.

Предметом исследования является серия картин «Времена года».

Цель настоящей работы – исследовать жизненный путь Д.Арчимбольдо, оценив его вклад в искусство.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

  1. Познакомиться с биографией и творчеством художника;

  2. Провести анкетирование среди обучающихся МАУДО «ЦДТ» и СОШ №4 по заданной проблеме и проанализировать их результаты.

  3. Нарисовать серию картин «Времена года» в стиле Д.Арчимбольдо.

Методы исследования: анализ литературы и интернет - ресурсов по проблеме исследования; сравнение и обобщение полученных данных; анкетирование; практическая работа.

Актуальность данного исследования обосновывается не только моим личным интересом к творчеству художника, но и тем, что сегодня модно создавать различные инсталляции, соединяя в единую композицию всем привычные предметы. Привлекая к себе внимание, они выступают в роли своеобразного смыслового посыла, донося до своего зрителя идею автора. Но и они, производящие необходимый эффект, не могут приблизиться к художественной концепции полотен Джузеппе Арчимбольдо. Полотен, на которых причудливым образом слились воедино фрукты, овощи, цветы, деревья или предметы обихода, создавая портреты аллегорий или реальных людей. Полотна, которые выходят за рамки общепринятых понятий и насквозь пропитаны фантасмагорией бытия, притягивающей взгляд и будоражащей умы людей.



Глава I: Биография художника


491 год со дня рождения гениального художника эпохи позднего Ренессанса.


«Джузеппе Арчимбольдо родился в Милане в 1527 году в семье, которая имела древние германские корни. Его дед был архиепископом, а отец художником, они оба оказали на Джузеппе неоценимое влияние. Находясь рядом с отцом, который прославился своими росписями в Миланском соборе, Джузеппе учился художественному мастерству, и в то же время проявлял интерес к наукам и философии, которым обучал его дедушка. Арчимбольдо также помогал отцу расписывать Миланский собор. Вначале 1550-х гг. Арчимбольдо начал работать самостоятельно. В 1562, после неоднократных приглашений императора Фердинанда I, Арчимбольдо приехал в Прагу и поступил на службу в качестве придворного художника. Создал несколько портретов членов императорской семьи, первый вариант серии "Времена года". Как художник-декоратор участвовал в оформлении празднеств, торжеств, турниров и свадеб, часто устраиваемых при дворе.

25 лет художник жил при дворах в Вене и Праге. После смерти Фердинанда I, продолжил службу при его сыне Максимилиане, а затем при Рудольфе II. Кроме этого Арчимбольдо выступает также как архитектор, художник-постановщик спектаклей, инженер, водный инженер. Император привлек его к расширению своей коллекции, влившейся впоследствии в уникальное собрание 16 в - "Кабинет искусств и всевозможных редкостей" Рудольфа II. Также стоит отметить, что Арчимбольдо был большим знатоком музыки, создателем музыкальных автоматов.

Отслужив 12 лет при дворе Рудольфа II, 60-летний Арчимбольдо попросил об отставке и в 1587 г. вернулся в Милан. За "долгую, верную и добросовестную" службу император пожаловал художнику полторы тысячи рейнских гульденов. В 1591 художник написал два своих самых прославленных полотна - "Флору" и "Вертумна" - и послал их императору в Прагу; тот не только пришел в восторг от этих шедевров, но и пожаловал художнику титул пфальцграфа.

Умер художник 11 июля 1593 года в Милане. При жизни художник был практически забыт. О нём заговорили только в 1930-1940гг., когда возник интерес к творчеству сюрреалистов. Сегодня его работы можно увидеть в Лувре, музее изобразительных искусств, в Стокгольме, в музее истории искусств, в Вене». [1] (см. Приложение № 1)





Глава II: «Времена года»

445 лет назад в 1573 году итальянский художник  Джузеппе Арчимбольдо завершил создание живописной серии «Времена года», которая сделала его знаменитым.

«Первый вариант серии «Времена года» относится к 1563 г. Из этих четырех картин Музей истории искусств в Вене обладает двумя — «Лето» и «Зима». «Весна» недавно открыта в Мадридской академии Сан-Фернандо, в то время как «Осень» утеряна. Второй вариант этой серии датируется 1573 г. и приобретен Лувром в 1964 г.» [2]

Четыре портрета олицетворяют четыре времени года, четыре этапа жизни и состояния человеческого бытия. Ранее Арчимбольдо в своих картинах использовал фрукты и овощи как декоративный элемент для украшения рамок. Во “Временах года” он отдал им главную роль на своих полотнах, наделил их характером и вдохнул в них жизнь.

Самая ранняя и трогательная пора - детство, представлено “Весной”, временем рождения и расцвета всего прекрасного в природе. Весна - это юная девушка, все черты которой созданы из трав и благоухающих цветов. Молодое свежее лицо “Весны” благоухает божественным ароматом розы, что так нежна и прекрасна, как и рождение всего живого. Ее алые губы и розовые щеки это распустившиеся бутоны. “Весна” одета в свежесть молодой, только что выступившей из-под земли зелени, а ворот ее одежды украшен цепочкой трогательных белоснежных ромашек. Головной убор “Детства” игрив как и сама эта пора нашей жизни. Он являет собой многообразие прекрасных одуванчиков, маков, лилий и лютиков. “Детство” игриво и свободно, его взгляд доверчиво открыт этому миру. В этом образе идет закладка будущих качеств “Молодости”.

 Цветущая “Молодость” изображена как “Лето”. «Лето» — уже не девушка, а молодая женщина; картина ярко передаёт пышность и зрелость, богатство фруктов, ягод и овощей. Его Арчимбольдо одел в колоски золотистой пшеницы, одного из главного вида урожая этого плодоносного времени года. Щеки “Молодости” зарумянились наливными яблочками, а губы - алые спелые ягоды. “Лето” - “сладкая” пора, ее плоды - клубника, вишня, слива и виноград сформировали “Молодости” прическу. “Лето” счастливо улыбается, в глазах, смотрящих на нас с прищуром, играют искорки, художнику удалось передать нам, что душа его поет.

«Осень» показана в виде буйства винограда, гранатов и множества других плодов, формирующих профиль весёлого и крепкого мужчины».

“Осень” - пора “Зрелости”, пора сбора “урожая” “Молодости” и накопления опыта. “Осень” скромно предстанет в виде бочонка, изобилующем плодами овощей и фруктов. Клубни картофеля, гранат, редька и грибы составляют преисполненный мудростью профиль. Красивыми гроздьями спелый виноград ниспадает на лицо “Осени”. На ее “зрелом” лице уже можно разглядеть первые морщинки, плоды картофеля задают нужную для этого текстуру. Взгляд “Зрелости” уже глубокий и серьезный, как и подобает возрасту, она смотрит на жизнь с осторожностью. В каждой бочке меда есть ложка дегтя и художник помещает на передним план портрета редьку напоминая о том, что в жизни также случаются неприятные моменты и особенно горька редька именно в период “Зрелости”, когда проблемы более серьезны, нежели чем в “Молодости” и воспринимаются совсем под другим углом.

“Зима” олицетворяет “Старость”. Зимой природа чахнет, также чахнет со временем и человек. Арчимбольдо показал “Старость” в виде дерева, глубоко пустившего свои многочисленные корни. Так и мы всю жизнь как дерево растем и пускаем свои корни будущих поколений. Крона дерева уже не так густа и шикарна, как прежде. В лицо-кору буквально въелись глубокие морщины-события минувших лет. “Старость” смотрит на нас сурово сдвинув брови, она из-под тяжести жизненного опыта как будто видит нас насквозь и знает все наши секреты. Сочные лимоны - новое поколение, которые пройдут через все те же “Времена года”. (см. Приложение № 2)





















Глава III: Социологическое исследование


Данное социологическое исследование было применено мною в целях определения эмоционального отношения окружающих, их художественно-эстетическое восприятие от изображенного на картине.

Наше исследование состояло из 4 блоков и проводилось на базе «Центра дополнительного образования» и СОШ №4 г.Лянтора. Количество респондентов было 25 человек.


I блок. Тематический час

Познакомившись с творчеством Джузеппе Арчимбольдо, мне захотелось поделиться этой информацией со своими друзьями и одноклассниками, что я и сделал. Мы подготовили классный час и провели его в СОШ №4 4 классе «А».


II блок. Анкетирование

Для исследования была специально разработана анкета (см. Приложение №3). В данной анкете все вопросы были посвящены изучению интереса к творчеству Джузеппе Арчимбольдо и восприятию его картин.


III блок. Результаты

Результаты анкетирования показали, что о существовании итальянского художника Джузеппе Арчимбольдо мои одноклассники не знали, но некоторые видели его картины по ТВ, в какой-то рекламе. Они думали, что это такой рекламный ход: сами придумали и нарисовали на компьютере эту картину. Я решил найти этот ролик и увиденное, что сотворили в рекламе жевательной резинки «Орбит», мне не понравилось! (см. Приложение № 4)

В ходе исследования было получены следующие данные:

На вопрос №2, 3 и 4 мои одноклассники ничего не ответили, так как не были знакомы с творчеством художника, но после знакомства:

100 % – указали на то, что получили яркие впечатления от знакомства с творчеством Джузеппе Арчимбольдо;

0% - отрицательное отношение.


IV блок. Рисуем «арчимбольдески»

Познакомившись с творчеством Д.Арчимбольдо, мы решили нарисовать свою серию портретов времени года. «Сложив» их из даров природы, но при этом нужно учитывать: что можно использовать рисуя, потому что у каждого времени года свои признаки.

Но, прежде чем составить свою композицию «Времен года», я решил попробовать сделать копии картин Джузеппе Арчимбольдо, чтобы понять как это делать. (см. Приложение № 5)

Учитывая, что «в его картинах образ человека сливается с природой, перетекает в нее, распадается на части — и, наоборот, из разрозненных предметов составляется очень отчетливая внешность и иногда даже характер». [4]

При копировании картин понял, что тут нужно уделять много внимания на прорисовку мелких деталей, чтобы в целом картина выглядела загадочна и интереснее. Ведь у Джузеппе Арчимбольдо все детали проработаны до мелочей и поэтому его персонажи получались очень характерными и вызвали бурю ассоциаций и эмоций. Из-за чего у художника появилось много почитателей и противников.

Когда стал придумывать свои «арчимбольдески», то постарался учесть все признаки каждого времени года. (см. Приложение № 6)

Мои одноклассники в стороне не остались и нарисовали свои шедевры в стиле Д.Арчимбольдо. Но разглядывая их рисунки, я сразу же заметил их ошибки. Так, у некоторых образ не был составлен из разных предметов. (см. Приложение № 7)























Заключение


Моя исследовательская работа называется «Портретные натюрморты от Джузеппе Арчимбольдо». Казалось бы, как можно соединить воедино два различных жанра в одну картину, но художник с этим справился. Наша гипотеза, что Джузеппе Арчимбольдо гений овощных портретов и цветочных метаморфоз, подтвердилась.

Творчество непревзойденного кудесника кисти Джузеппе Арчимбольдо – одна из самых загадочных страниц в живописи. У Арчимбольдо картина представляет собой виртуозно исполненный коллаж. Из самых разных предметов — плодов, цветов, овощей, дичи, книг и множества других — он составляет аллегорические образы стихий, времён года, профессий.

Полотна Арчимбольдо пользовались огромным успехом и породили целую армию подражателей, которые, стали создавать портреты из даров природы. Такие работы назывались «арчимбольдесками».

Сразу после смерти мастера в 1593 году Италию, Францию, Голландию и другие страны Европы наводнил поток неумелых стилизаций под Арчимбольдо. Его работы оценивались парадоксально по-разному: от активного восхищения до полного неприятия и возмущения.

За время работы над этой темой я узнал не только биографию Джузеппе Арчимбольдо, но и открыл много нового для себя, а именно:

  • Познакомился с его творчеством;

  • Меня расстроил тот факт, что до нас дошли всего 17 станковых картин, принадлежавших кисти художника;

  • Работы художника хранятся в Галерее Уффици, в Лувре, музеях Австрии, Чехии, Швеции, США и в частных собраниях;

  • Узнал, что в искусстве существует огромное количество стилей и направлений, по которым произведения искусства группируют. Так великий Сальвадор Дали назвал странного художника родоначальником нового течения в живописи – сюрреализма. Такое сложное слово Сюрреализм означает совмещение сна и реальности.

  • Художники, такие как Сальвадор Дали, использовали новаторские композиции Арчимбольдо в качестве основного источника вдохновения;

  • Пополнил свой словарный запас, узнал много новых слов и их значение. Например: «курьезные» картины, сюрреализм, метаморфоза, респондент, инсталляция.

  • В течение многих десятилетий Арчимбольдо был хорошо известен и любим элитой общества. Тем не менее, после его смерти в 1593 году, о его невероятных картинах забыли на века. Сегодня талант Арчимбольдо ценят во всем мире!

Список литературы:

  1. http://eaculture.ru

  2. http://stoicka.ru

  3. http://wikipedia.ru

  4. http://maxpark.com












.

































Приложение № 1

Джузеппе Арчимбольдо


«Автопортрет», 1575 года

На старинной гравюре, считающейся по традиции автопортретом знаменитого итальянского мастера Джузеппе Арчимбольдо, есть надпись по-итальянски, якобы принадлежащая самому художнику. Она гласит в русском переводе:

Я в образе горы, и это мой портрет,
Природа, выраженная искусством Арчимбольдо.

Приложение № 2

Серия картин «Времена года»





«Весна», 1573, «Лето», 1563, Лувр, Париж Художественно-исторический музей, Вена

«Осень», 1573, «Зима», 1573, Лувр, Париж Художественно-исторический музей, Вена



Приложение № 3

Анкета «Арчимбольдески»





  1. Знакомо ли Вам имя итальянского художника Джузеппе Арчимбольдо?

_ да / нет_

  1. Какие картины он нарисовал? ___________________________________________________________________________



  1. Известна ли Вам серия его картин «Времена года»? _ да / нет_



  1. Откуда Вы узнали о ее существовании (источник информации)? ___________________________________________________________________________



  1. Какие ассоциации вызывают у Вас эти картины? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________























БОЛЬШОЕ СПАСИБО!!!



Стексов Серафим

обучающийся ИЗОстудии «Радуга», МАУДО «ЦДТ»















Приложение № 4

Реклама жевательной резинки «Орбит»





Приложение № 5

Копия серии картин Д.Арчимбольдо «Времена года»



«Весна» «Лето»



«Осень» «Зима»

Приложение № 6

Авторские «арчимбольдески»

«Весна» «Лето»


«Осень» «Зима»

Приложение № 7

«Арчимбольдески» одноклассников


«Весна», Дмитриева Валерия, 9 лет «Лето», Свиридова Полина, 9 лет


«Осень», Петрова Арина, 9 лет «Лето», Семенова Валерия, 9 лет