СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Портретный жанр в истории искусства

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Портретный жанр в истории искусства»

Соляник Татьяна Ивановна, учитель ИЗО  ГОУ ЛНР «Зориковская средняя школа» ИЗО – 6 класс Портретный жанр в истории искусства

Соляник Татьяна Ивановна,

учитель ИЗО

ГОУ ЛНР «Зориковская средняя школа»

ИЗО – 6 класс

Портретный жанр

в истории искусства

Портрет – жанр изобразительного искусства, показывающий индивидуальные черты конкретного человека.  Портрет отражает внешность человека , его внутренний мир , передает социальный статус и принадлежность к эпохе .  Техника рисования портрета отличалось в разные времена.

Портрет – жанр изобразительного искусства, показывающий индивидуальные черты конкретного человека.

Портрет отражает внешность человека , его внутренний мир , передает социальный статус и принадлежность к эпохе .

Техника рисования портрета отличалось в разные времена.

На портрете человек может быть изображен по грудь, по пояс, по бедра, по колени, в полный рост.   На портрете может быть разный поворот головы: в анфас, в четверть поворота направо или налево, вполоборота, в три четверти, в профиль.   Портрет разделяется по размеру: портретная миниатюра, станковый портрет (живопись, графика, скульптура), монументальный портрет (монумент, фреска, мозаика).

На портрете человек может быть изображен по грудь, по пояс, по бедра, по колени, в полный рост.

На портрете может быть разный поворот головы: в анфас, в четверть поворота направо или налево, вполоборота, в три четверти, в профиль.

Портрет разделяется по размеру: портретная миниатюра, станковый портрет (живопись, графика, скульптура), монументальный портрет (монумент, фреска, мозаика).

Первым появлением портрета можно считать женские лики, изображенные на фресках 16 века до н.э. , найденные археологами на острове Крит.  Искусство портрета в Древнем Риме и Древней Греции оставило большой след только в скульптуре. Мастерами были воссозданы идеализированные пластические образы элиты — политиков, военачальников, философов и поэтов.

Первым появлением портрета можно считать женские лики, изображенные на фресках 16 века до н.э. , найденные археологами на острове Крит.

Искусство портрета в Древнем Риме и Древней Греции оставило большой след только в скульптуре. Мастерами были воссозданы идеализированные пластические образы элиты — политиков, военачальников, философов и поэтов.

Живописные портреты Древнего Египта служили для выполнения магических ритуалов. Изображения людей выполнялись на холсте или деревянных досках и отправлялись вместе в гробницу. Римляне-завоеватели принесли свои обычаи хранить в домах портреты хозяев. Портретная живопись в Древнем Египте была в технике темперы или энкаустики — живописи красками с использованием воска.

Живописные портреты Древнего Египта служили для выполнения магических ритуалов. Изображения людей выполнялись на холсте или деревянных досках и отправлялись вместе в гробницу. Римляне-завоеватели принесли свои обычаи хранить в домах портреты хозяев. Портретная живопись в Древнем Египте была в технике темперы или энкаустики — живописи красками с использованием воска.

Портрет в эпоху средневековья Искусство средневековья под влиянием церкви создавало религиозные образы . Портрет в живописи осмеливались делать немногие художники. Профиль дарителя часто изображали, обращенного к святому, Мадонне или Богу, с оформлением картины по церковным канонам, но образ дарителя имел второстепенное значение в композиции.

Портрет в эпоху средневековья

Искусство средневековья под влиянием церкви создавало религиозные образы .

Портрет в живописи осмеливались делать немногие художники. Профиль дарителя часто изображали, обращенного к святому, Мадонне или Богу, с оформлением картины по церковным канонам, но образ дарителя имел второстепенное значение в композиции.

«Золотые» века портрета Расцвет жанра живописи портрет начался в эпоху Возрождения, когда активная и сильная личность являлась важнейшим элементом эпохи. Художники создавали портреты, на которых люди и общий фон были отделены друг от друга.  Только в 16 веке возникает гармония в живописи лица. Художники начинают использовать в живописи портреты маслом на холсте.

«Золотые» века портрета

Расцвет жанра живописи портрет начался в эпоху Возрождения, когда активная и сильная личность являлась важнейшим элементом эпохи. Художники создавали портреты, на которых люди и общий фон были отделены друг от друга. 

Только в 16 веке возникает гармония в живописи лица. Художники начинают использовать в живописи портреты маслом на холсте.

«Золотые» века портрета Взгляд живописи в эпоху Возрождения разделил портретный жанр на разные формы. Появились портреты в полный рост, по грудь, по пояс и по колени. Знать заказывала не только одиночные, но и парные супружеские портреты. Появляется много групповых портретов. Популярен парадный портрет, который прославляет царственных особ, членов их семей, придворную знать или церковников, занимающих высокие посты.

«Золотые» века портрета

Взгляд живописи в эпоху Возрождения разделил портретный жанр на разные формы. Появились портреты в полный рост, по грудь, по пояс и по колени. Знать заказывала не только одиночные, но и парные супружеские портреты. Появляется много групповых портретов. Популярен парадный портрет, который прославляет царственных особ, членов их семей, придворную знать или церковников, занимающих высокие посты.

На мужском портрете живописи изображали модель с шикарным мундиром, обязательно расшитым золотом, женский образ был в роскошных платьях и драгоценностях. В качестве фона выбирали красивые пейзажи, пышные драпировки, арки или колонны.

На мужском портрете живописи изображали модель с шикарным мундиром, обязательно расшитым золотом, женский образ был в роскошных платьях и драгоценностях. В качестве фона выбирали красивые пейзажи, пышные драпировки, арки или колонны.

Портрет в русской живописи Первооткрывателем портретного искусства считается парсуна – произведение портретной живописи, выполненное по традициям иконописи. Илья Глазунов Настоящий портрет, передающий сходство с изображаемым, появился в 18 веке. В советский период портрет-тип получил дальнейшее развитие, отражая народный характер в образах крестьян. В современной России в портретном жанре проявили себя Н. Сафронов и И.С. Глазунов. Никас Сафронов

Портрет в русской живописи

Первооткрывателем портретного искусства считается парсуна – произведение портретной живописи, выполненное по традициям иконописи.

Илья Глазунов

Настоящий портрет, передающий сходство с изображаемым, появился в 18 веке. В советский период портрет-тип получил дальнейшее развитие, отражая народный характер в образах крестьян. В современной России в портретном жанре проявили себя Н. Сафронов и И.С. Глазунов.

Никас Сафронов

Виды портрета  Автопортрет -  графическое, живописное или скульптурное изображение художника, выполненное им самим с помощью зеркала или системы зеркал. В. Васнецов «Автопортрет»

Виды портрета

Автопортрет - графическое, живописное или скульптурное изображение художника, выполненное им самим с помощью зеркала или системы зеркал.

В. Васнецов

«Автопортрет»

Виды портрета  Групповой портрет - портрет, включающий не менее трех персонажей.  Индивидуальный портрет - портрет, включающий одного персонажа. Крамской Иван Николаевич «Незнакомка» Илья Ефимович Репин «Торжественное заседание  Государственного совета 7 мая 1901 года»

Виды портрета

Групповой портрет - портрет, включающий не менее трех персонажей.

Индивидуальный портрет - портрет, включающий одного персонажа.

Крамской Иван Николаевич

«Незнакомка»

Илья Ефимович Репин

«Торжественное заседание

Государственного совета 7 мая 1901 года»

Виды портрета Камерный портрет - портрет, использующий поясное, погрудное или поплечное изображение человека. Обычно в камерном портрете фигура дается на нейтральном фоне.  Костюмированный портрет- портрет, в котором человек представлен в виде аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа. Обычно в наименования таких портретов включаются слова

Виды портрета

Камерный портрет - портрет, использующий поясное, погрудное или поплечное изображение человека. Обычно в камерном портрете фигура дается на нейтральном фоне.

Костюмированный портрет-

портрет, в котором человек представлен в виде аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа. Обычно в наименования таких портретов включаются слова "в виде" или "в образе".

Дети Кустодиева

в нарядах

рококо

Левицкий

Дмитрий

Григорьевич

«Портрет Дьяковой »

Виды портрета Исторический портрет — изображает какого-либо деятеля прошлого и создаваемого по воспоминаниям или воображению мастера, на основе вспомогательного (литературно-художественного, документального и т. п.) материала. Парадный портрет - портрет, который, как правило, предполагает показ человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). В парадном портрете фигура обычно даётся на архитектурном или пейзажном фоне; большая проработанность делает его близким к повествовательной картине, что подразумевает не только внушительные размеры, но и индивидуальный образный . Портрет Екатерины II,  Федор Степанович Рокотов

Виды портрета

Исторический портрет — изображает какого-либо деятеля прошлого и создаваемого по воспоминаниям или воображению мастера, на основе вспомогательного (литературно-художественного, документального и т. п.) материала.

Парадный портрет - портрет, который, как правило, предполагает показ человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). В парадном портрете фигура обычно даётся на архитектурном или пейзажном фоне; большая проработанность делает его близким к повествовательной картине, что подразумевает не только внушительные размеры, но и индивидуальный образный .

Портрет Екатерины II,

Федор Степанович Рокотов

 Виды портрета Шарж - сатирическое или добродушно-юмористическое изображение, в котором при соблюдении внешнего сходства изменены и выделены наиболее характерные черты человека. Карикатура - изображение, намеренно подчеркивающее и комически преувеличивающее отрицательные черты человека или группы лиц . О. Домье  «Законодательное чрево»

Виды портрета

  • Шарж - сатирическое или добродушно-юмористическое изображение, в котором при соблюдении внешнего сходства изменены и выделены наиболее характерные черты человека.
  • Карикатура - изображение, намеренно подчеркивающее и комически преувеличивающее отрицательные черты человека или группы лиц .

О. Домье «Законодательное чрево»

 Портрет в скульптуре герма (одна голова с шеей); бюст (голова и верхняя часть туловища, примерно по грудь); статуя (целая фигура, с головы до ног). герма (одна голова с шеей); бюст (голова и верхняя часть туловища, примерно по грудь); статуя (целая фигура, с головы до ног). Бюст Петра I Карло Бартоломео Растрелли Дискобол Мирон  Давид Работа Микеланджело

Портрет в скульптуре

  • герма (одна голова с шеей); бюст (голова и верхняя часть туловища, примерно по грудь); статуя (целая фигура, с головы до ног).
  • герма (одна голова с шеей);
  • бюст (голова и верхняя часть туловища, примерно по грудь);
  • статуя (целая фигура, с головы до ног).

Бюст Петра I

Карло Бартоломео Растрелли

Дискобол

Мирон

Давид

Работа Микеланджело

 Пропорциональные соотношения

Пропорциональные соотношения