Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Городского округа Балашиха «Гимназия №11»
143980, Россия, Московская область, город Балашиха,
микрорайон Железнодорожный, улица Колхозная, дом 9
Сценарий урока по музыке во 2 классе
по программе «Музыка» Г.П.Сергеевой и Е.Д.Критской
Тема урока «ПОРТРЕТЫ КОМПОЗИТОРОВ И ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ЕВРОПЫ»
Составила учитель высшей квалификационной категории
Устинова Елена Юрьевна
2 КЛАСС
УРОК
«Портреты европейских композиторов и исполнителей»
Задачи урока:
-ознакомление с музыкой композиторов Западной Европы
И.С.Баха, В.Моцарта, Н.Паганини, Э Григ.
-анализ чувств и мыслей композиторов, воплощенных в музыке;
-сравнение особенностей музыкальной речи в разных жанрах.
В результате урока формируются следующие УУД:
личностные - понимание значения музыки европейских композиторов для развития мировой музыкальной культуры; познавательные - обобщение представлений о жизненно-музыкальном содержании музыки композиторов-классиков Европы; коммуникативные - развитие речевых навыков в процессе размышления о музыке, общения, взаимопомощи, слуховой активности при восприятии музыки, пении, инструментальном музицировании;
регулятивные - постановка цели деятельности, планирование учебных задач.
Ход урока
Слайд 1
-Теперь мы будем знакомиться со знаменитыми композиторами и исполнителями Европы. Это Иоганн Себастьян Бах (Германия 18 век), Вольфганг Амадей Моцарт (Австрия 18 век), Эдвард Григ (Норвегия 19 век), Никколо Паганини (Италия 19 век).
Слайд 2
Карта Западной Европы
Слайд 3
Запись слов «классика», «классическая».
-Музыку этих композиторов называют классической, то есть образцовой.
Слайд 4-5
Звучит Рондо из «Маленькой ночной серенады» В.Моцарта.
-В каком характере звучит музыка? Настроение. Определите средства музыкальной выразительности.
(ответы детей)
-Представьте себя композиторами. Найдите выразительные движения дирижёра.
Слайд 6
«Колыбельная» В.Моцарта (пение и игра на свирели и металлофоне).
Слайд 7
-Следующую пьесу написал немецкий композитор И.С.Бах.
-Композитор в своей пьесе подражает на фортепиано звучанию волынки.
Слайд 8
(Вспомнить 1 класс Белоруссия, народный инструмент волынка)
-Послушайте пьесу.
СЛУШАНИЕ
-Слышали интонацию, которая повторялась несколько раз. Это зависит от того, что звуковоспроизводящие возможности волынки ограничены.
Слайд 9
-У Баха была большая семья, поэтому он сочинял несложные пьесы для обучения детей игре на разных музыкальных инструментах.
Пьеса «Волынка» входит в нотную тетрадь «Анны Магдалены Бах», которую композитор посвятил своей жене. Она была певица, но очень хотела научиться играть. Во времена Баха не было фортепиано, а были другие инструменты, например, клавесин. Послушайте его. (слушание на видео)
Слайд 10
Семья И.С.Бах
Слайд 11
А теперь снова «Волынка»:
Давайте исполним хлопками сильные доли. (исполнение)
-Придумайте сопровождение пьесы на треугольнике, металлофоне, бубнах.
(Затем сыграть на свирели и металлофоне)
Слайд 12
Разучивание песни «За рекою старый дом» (внимание на легато).
Слайд 13
-А это произведение написал итальянец Н.Паганини. Виртуоз – скрипач.
Звучит «Вечное движение» (видео)
СЛУШАНИЕ
-Какие средства выразительности хочется выделить?
(ответы детей, которые приводят к названию пьесы)
-Попробуйте подражать игре на скрипке.
СЛУШАНИЕ (дети пробуют играть на воображаемой скрипке)
Слайд 14
Звучит «Утро»
- Послушайте музыкальное произведение норвежского композитора Э.Грига и определите: каков характер музыкального произведения.
Слушание
- Итак, каков характер этого произведения? Можете использовать словарь эстетических эмоций. (спокойный, нежный, одухотворѐнный, лирический, ласковый, напевный, песенный).
Слайд 15-16
- Что вы представили, слушая это произведение? (природа, лес, поле, поют птицы, летают бабочки)
- Как вы думаете: что изображает музыка в этом произведении? (пение птиц, пробуждение природы, восход солнца)
-Скажите: музыка смогла нарисовать картину природы? …
-Как вы думаете, какое время суток изображено в этом произведении? (Утро)
-Как бы вы назвали это произведение? (В лесу. Утро…)
-Скажите, подходят ли сюда такие строки:
Солнышко всходит,
И небо светлеет.
Природа проснулась,
И утро пришло.
Сам автор говорил об этом произведении: «Это настроение утренней природы, где, как мне кажется, при первом же форте (громко) солнце прорывается сквозь облака». Называется пьеса «Утро»
Слайд 17
-Давайте сыграем эту мелодию на металлофонах.
Слайд 18
Домашнее задание: Найдите вместе с родителями информацию об одном из композиторов урока, чтобы рассказать её на уроке (самое интересное, на ваш взгляд).