Тест 7.2.1 Опера"Кармен". Самая популярная опера в мире.
б) трагически-напряженная;
в) лирическая
тех, немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей
степени музыкальные стремления целой эпохи. Лет через десять «Кармен»
будет самой популярной оперой в мире»?
а) Р.Роллан;
б) П.И. Чайковский;
в) П. Мериме
Ответы: вбббвбвб
тех, немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей
степени музыкальные стремления целой эпохи. Лет через десять «Кармен»
будет самой популярной оперой в мире»?
а) Р.Роллан;
б) П.И. Чайковский;
в) П. Мериме
Ответы: вбббвбвббб
Тема урока: Портреты великих исполнителей. М.Плисецкая.
Тип урока: урок введения в тему.
Художественное название урока: «Звезда по имени Майя».М.Плисецкая.
Цель урока: Познакомить учащихся с биографией и творчеством великой балерины М.Плисецкой.
Задачи урока:
Образовательные:
1.Познакомить с творчеством великой балерины Майи Плесецкой.
Развивающие:
Развивать интонационно-образное мышление, музыкальную память, чувство ритма, тембровый слух,вокально-хоровые навыки;
Воспитательные:
воспитывать музыкальную культуру учащихся, формировать эстетический вкус на примерах музыки театрального жанра,балета ;
Развивать у учащихся положительное отношение к классической музыке и балету.
Планируемые результаты УУД:
Предметные: Познакомятся с биографией и творчеством великой балерины М.Плисецкой .Просмотр документального фильма « Звезда по имени Майя».
Метапредметные:
Познавательные: Размышление о творчестве великой балерины в форме диалога с учителем.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, оценивать правильность их выполнения.
Коммуникативные: вступать в диалог со сверстниками, учителем в процессе всех видов работы на уроке, анализировать и делать коллективные выводы.
Личностные: наличие эмоционального отношения к балету; усвоение биографии и творчества великой балерины М.Плисецкой.
Методы и приемы: словесный, наглядный, зрительно-слуховой, сравнительный анализ, метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;Музыкальный материал:
Фрагменты из балетов. Песня «Милая моя».Ю.Визбора.
Видеоматериал: Документальный фильм : «Звезда по имени Майя».
Дидактический материал: УМК «Музыка.8 класс». Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская.
Оборудование : компьютер, проектор, , презентация, учебник,карточки.
План урока:
1.Организационный момент
Здравствуйте дорогие ребята.
2.Мотивация учебной деятельности .
Учитель:Ребята, разделимся на две команды .Перед вами два конверта.
В каждом конверте спрятано по два слова. Эти слова и будут темой нашего занятия.
(складывают слова из конверта).
Учитель: Назовите, что у вас получилось?
Ученики:Балет и хореография (1-я команда), Майя Плисецкая (2-я команда)
Учитель:Как вы думаете, почему именно эти две фразы? Связаны ли они между собой?
(Высказывают свои предположения:- Да, потому что Майя Плисецкая занималась хореографией).
Учитель:А кто знает, кто такая Майя Плисецкая? (Балерина)
-Почему именно балет? Хореография? Дети, какая же сегодня тема нашего занятия?
(Жизнь и творчество Майи Плисецкой).
-Какую цель мы себе поставим ? (узнать о Майе Плисецкой)
-Какие задачи нам помогут ? (узнать о.....: о её жизни, о творчестве, о достижениях)
3.Основная часть
«В искусстве не важно «что».
Самое важное — «как».
Нужно, чтобы дошло до каждого,
чтобы душу трогало — тогда это настоящее, иначе никак».
(М.Плисецкая)
Майя Плисецкая – человек-легенда, балерина мирового уровня и выдающаяся женщина. Её творческий путь был успешным, плодотворным и долгим. Результатами её работы восхищалось не одно поколение.
Сегодня мы просмотрим докуметальный фильм «Звезда по имени Майя»,который расскажет нам о великой балерине.
- Выдающаяся танцовщица второй половины XX века, прима-балерина, народная артистка СССР Майя Михайловна Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве.
Родилась Майя Плисецкая в семье известного советского консула Михаила Эммануиловича Плисецкого и актрисы немого кино Рахили Михайловны Мессерер.
В детстве родители Майи были репрессированы, и девочку воспитывали дядя Асаф и тетя Суламифь Мессереры, которые танцевали в балетной труппе Большого театра. В семье Майи почти все были связаны с искусством, это повлияло на ее дальнейшую судьбу.
В июне 1934 года М.М.Плисецкая поступила в Московское хореографическое училище, которое окончила в 1943 году.
Танец «Умирающий лебедь» на музыку Камиля Сен-Санса, который она станцевала еще студенткой, прославил ее на весь мир.
После училища Майю приняли в кордебалет Большого театра. Вскоре талантливая девушка стала ведущей балериной театра.
Свою первую партию она исполнила в 1945 году – это была фея Осени в «Золушке» Прокофьева.
После училища Майю приняли в кордебалет Большого театра.
Своим лучшим педагогом Майя Михайловна считала Агриппину Ваганову, с которой она готовила партию Маши в балете Чайковского "Щелкунчик".
Первым успехом в Большом театре стала постановка «Шопенианы», в которой Плисецкая исполнила мазурку.
В 1947 году она выступила в роли Одетты и Одилии в «Лебедином озере» Чайковского.
Наиболее известные партии балерины в спектаклях:
Одетта и Одиллия в «Лебедином озере», Джульетта в «Ромео и Джульетте», царь-девица в «Коньке- Горбунке», принцесса Аврора в «Спящей красавице», Хозяйка Медной горы в «Каменном цветке» и многие другие.
В 1959 году Майе Михайловне Плисецкой присвоено звание Народной артистки СССР.
Она стала прима-балериной Большого театра. Майя Плисецкая танцевала не только классику.
В 1967 году кубинский балетмейстер Альберто Алонсо специально для нее ставит«Кармен-сюиту».
Роль Кармен в исполнении Плисецкой – одна из наиболее известных в истории мирового балета.
В 1972 году в Большом театре состоялась премьера балета Родиона Щедрина "Анна Каренина", где Плисецкая не только исполнила роль главной героини, но и впервые попробовала себя в качестве хореографа.
В 1980 году Плисецкая как хореограф поставила на сцене Большого театра балет Щедрина "Чайка".
В 1983 году Плисецкая получила предложение стать художественным руководителем балета Римской оперы.
За полтора года руководства, на сцене Римской оперы Майя Плисецкая создала свою "Айседору", организовала возобновление "Федры"
и нескольких других балетов.В 1987-1990 годах М.М.Плисецкая работала в Испании, возглавляя мадридскую балетную труппу "Театро лириконасиональ".
В августе 1994 года в Санкт-Петербурге на сцене Александринского театра состоялся Первый Международный балетный конкурс "Майя", где Майя Плисецкая была председателем жюри и сама формировала его состав.
В 1995 году Плисецкая была избрана почетным президентом труппы "Имперский Русский Балет", созданной по ее инициативе.
Плисецкая много снималась в кино и на телевидении. Ее можно увидеть в кинофильме-концерте "Мастера русского балета" (1953), кинофильмах-балетах "Лебединое озеро" (1957), "Сказка о Коньке-Горбунке" (1961), "Анна Каренина" (1975), в кинофильме-опере "Хованщина" (1959),
в телеэкранизациях балетов "Кармен" (1969), "Болеро«, "Айседора" ("Поэзия танца", 1977), "Чайка" (1982), "Дама с собачкой" (1986).
Плисецкая с 1958 года замужем за композитором Родионом Щедриным.
Супруг — Щедрин Родион Константинович (1932 г. рожд.), композитор, Народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий.
В 1991 году Плисецкая и Щедрин переехали в Германию, в Мюнхен.
Супружеская чета жила на три дома —большей частью в Мюнхене, в Москве и на своей даче в Литве.
Признания и награды
Герой Социалистического Труда— за большие заслуги в развитии советского хореографического искусства
Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством»
Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (20 ноября 2005) — за выдающийся вклад в развитие отечественного и мирового хореографического искусства, многолетнюю творческую деятельность
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (18 ноября 2000) — за выдающийся вклад в развитие хореографического искусства
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (21 ноября 1995) — за выдающиеся заслуги в отечественной культуре и значительный вклад в хореографическое искусство современности .
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (9 ноября 2010) — за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры и хореографического искусства, многолетнюю творческую деятельность.
Указ Президента Российской Федерации № 1344 от 20 ноября 2005 года О награждении орденом "За заслуги перед Отечеством" I степени Плисецкой М.М.
2 мая 2015 года в Мюнхене Майя Михайловна Плисецкая
ушла из жизни.
Спектакль «Лебединое озеро» стал одним из главных в творческой биографии балерины. Этот балет Майя Плисецкая станцевала около восьмисот раз на протяжении тридцати лет.
4.Физкультминутка.Музыкально-ритмические движения.
Мы танцуем
Мы качаемся
Мы потопаем
Мы попрыгаем
Мы похлопаем
Мы покружимся
Мы потянемся
5. Вокально-хоровая работа.
Исполнение песни «Милая моя».Ю.Визбора.
Работа над чистым интонированием, дикцией, правильным произношением текста, над мелодией.
6.Обобщение темы:
Как вы считаете мы выполнили задачи,поставленные вначале урока?Что вы узнали нового?
С творчеством какой личности мы с вами познакомились?
Чем оно запомнилось вам?
Что общего между Еленой Образцовой и Майей Плисецкой и чем они отличаются?
Как вы думаете ,почему вечер памяти М.Плесецкой в Большом театре России в ноябре 2015 года назвали «Аve Maйя»?
7.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
О ком мы сегодня говорили на уроке?
Что нового вы узнали?
Что вам больше всего понравилось?
8.Оценивание учащихся.
9.Домашнее задание – выполнить рисунок «Балерина».
Запишите свои впечатления от увиденного видеофильма в тетрадь.
Тема: «Выдающиеся исполнители музыки. Вокалисты. Женские голоса»
Цель урока: Формировать представление о понятиях сопрано, меццо-сопрано, контральто; познакомить с выдающимися исполнителями музыки, вокалистами.
Задачи урока:
1. познакомить учеников с основными тембрами женских голосов: сопрано, меццо-сопрано, контральто и выявить особенности тембровой окраски женского голоса;
2. развитие музыкально – творческого мышления в процессе выполнения заданий; развитие чувства тембра и звуковысотных представлений; развитие вокально-хоровых навыков; навыков импровизации.
3. приобщение к лучшим образцам русской музыкальной культуры через творчество выдающихся композиторов М.Глинки, П.Чайковского, Н.Римского - Корсакова.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражая своё отношение; проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения (чувства, характер, настроение); использовать элементарные умения и навыки при воплощении художественно-образного содержания музыкального произведения в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности.
Метапредметные:
Познавательные: опора на имеющийся жизненный опыт в процессе знакомства с новой информацией, действия постановки и решения проблем в процессе анализа музыки; извлечение необходимой информации из прослушанного произведения; умение строить речевое высказывание в устной форме; размышление о музыке в форме диалога с учителем.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, оценивать правильность их выполнения.
Коммуникативные: вступать в диалог со сверстниками, учителем в процессе всех видов работы на уроке, анализировать и делать коллективные выводы.
Личностные: наличие эмоционального отношения к искусству; усвоение жизненного содержания М.Глинка. Каватина Людмилы из оперы «Руслан и Людмила»;П.Чайковский. Ария Полины из оперы «Пиковая дама»;Н.А Римский - Корсаков. Песня Леля из оперы «Снегурочка» (слушание);Русская народная песня «Как в лесу, лесу, лесочке» .
Виды деятельности учащихся: слушание музыки, разучивание и исполнение песен, пение по нотам и ручным знакам, выполнение письменных творческих заданий, движение под музыку.
Оборудование и музыкальный материал: Видеопроектор, компьютер, экран.М.Глинка. Каватина Людмилы из оперы «Руслан и Людмила»;П.Чайковский. Ария Полины из оперы «Пиковая дама»;Н.А Римский - Корсаков. Песня Леля из оперы «Снегурочка» (слушание);Русская народная песня «Как в лесу, лесу, лесочке» (пение).
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Работа по теме урока.
1.Определение темы урока.
Учитель: «Здравствуйте, ученики».
Учащиеся :«Здравствуйте, учитель».
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с женскими певческими голосами. Они делятся на сопрано, меццо-сопрано и контральто.
2.Работа над понятиями «сопрано», «меццо-сопрано», «контральто».
Сопрано – самый высокий голос. В музыкальной практике есть три основных типа сопрано. Для драматического сопрано характерны плотность, насыщенность тембра, ровность звучания на всем диапазоне. Именно для него написаны партии Лизы в опере «Пиковая дама» Чайковского, Аиды в одноименной опере Верди. Таким голосом обладала знаменитая греческая певица Мария Каллас.( слайд 1).
Меццо – сопрано – низкий, грудной, бархатистый женский голос. По характеру он близок драматическому сопрано, но ниже и насыщеннее его. Возможности меццо-сопрано очень велики. Этому голосу многие композиторы поручают роли сильных, волевых женщин: Кармен в опере Бизе «Кармен», Полина в опере Чайковского «Пиковая дама». Прекрасным меццо-сопрано обладала русская певица Надежда Обухова.(слайд 4).
Контральто – самый низкий женский певческий голос. Иногда его считают разновидностью меццо-сопрано. Этому голосу композиторы поручают партии юношей и мальчиков-подростков. Лариса Авдеева была великолепной исполнительницей партий контральто.( слайд 5).
3. Практическая работа.
Игра «Музыкальная палитра»
Учитель: Ребята, я предлагаю вам самостоятельно сформировать творческую группу художников – декораторов, выбрать руководителя для выполнения задания по алгоритму.
Алгоритм руководителю группы художников – декораторов.
1. Внимательно прослушать музыкальные фрагменты с женскими голосами.
2. Распределить группу художников - декораторов на подгруппы.
3. Помочь подгруппам выбрать тембр женского голоса.
4. Помочь продемонстрировать работу, комментируя выбор цветовой гаммы к выбранному тембру.
В результате класс разбился на 3 подгруппы. В 1й подгруппе учащиеся изобразили на бумаге свои ощущения от высокого регистра – сопрано; во 2й подгруппе учащиеся изобразили свои ощущения от среднего регистра – меццо - сопрано, в 3йподгруппе учащиеся изобразили ощущения от низкого регистра – контральто.
Вывод делают дети с помощью руководителя творческой группы. В рисунках ребята выразили всю гамму чувств, связанных с музыкой и их внутренним состоянием.
для высокого регистра (сопрано) дети выбрали светлые, голубые, розовые, желтые, белые цвета (рис.№1);
для среднего регистра (меццо – сопрано) более яркие, красные, оранжевые, фиолетовые, желтые цвета (рис.№2)
для низкого регистра (контральто) темные, сочные, насыщенные цвета
Сопрано (рис. № 1) Меццо-сопрано (рис. № 2)
Контральто (рис. № 3)
4.Физкультминутка
Мы танцуем
Мы качаемся
Мы потопаем
Мы попрыгаем
Мы похлопаем
Мы покружимся
Мы потянемся
5.Продолжение работы по теме.
Учитель: Может ли данная репродукция служить иллюстрацией к опере Н.А.Римского – Корсакова «Снегурочка»? (на доске иллюстрация из оперы « Снегурочка»)
Ученики: Может, так как на ней изображены герои оперы «Снегурочка»: Снегурочка и Лель.
Учитель: Ребята давайте прослушаем отрывок из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка». Какому голосу композиторы поручают партии юношей и мальчиков-подростков?
Ученики: Низкому женскому голосу контральто, чтобы подчеркнуть молодость, юность героев.
Хоровое пение.
Учитель: Ребята, я вам предлагаю сейчас прослушать русскую народную песню «Как в лесу, лесу, лесочке», после мы ее разучим. ( звучит русская народная песня «Как в лесу, лесу, лесочке»).
Учитель: Каков характер музыки?
Ученики: Поэтичный, нежный, ласковый.
Учитель: Разучиваем песню по фразам. Начинаем с первого голоса. Работаем над характерным распеванием : «ле-е-соч-ке», «дуб-ра-а-ве».
(При пении на два голоса надо добиваться прежде всего выстраивания первого интервала. Предварительная настройка на тоническое трезвучие необходима).
6.Итог работы
Учитель: Что нового сегодня вы узнали на уроке?
Ученики: Сегодня на уроке мы узнали, что женские голоса делятся на сопрано (высокий), меццо-сопрано (средний), контральто (низкий).Познакомились с выдающимися оперными исполнителями: Марией Каллас, Верой Фирсовой, Елизаветой Шумской, Надеждой Обуховой, Ларисой Авдеевой. Слушали отрывок из оперы «снегурочка» композитора Н.А. Римского-Корсокова.
Учитель: Молодцы, работали хорошо, спасибо всем.
7. Рефлексия
Учитель: Перед вами карточка с изображением горы. Если вы считаете, что хорошо усвоили на уроке, разобрались в изученной теме, то нарисуйте себя на вершине горы. Если осталось что-то неясно, нарисуйте себя ниже, а слева или справа решите сами.
7 класс. Урок №12
Тема урока: «Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе.
(образ Кармен и Тореадора)
(учебник, страницы 54 – 61).
Тип урока: урок расширения знаний.
Цель урока: раскрыть особенности музыкальной драматургии балета Р. Щедрина как симфонического способа прочтения литературного сюжета на основе музыки Ж. Бизе; в результате сопоставления фрагментов оперы и балета, проследить трансформацию тем главных героев в балете; вопрос современности в музыке темы любви и свободы.
Задачи урока:
1. воспитание духовно-нравственной личности; воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
2.расширить представления учащихся о балетном искусстве; развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
3.уметь сравнивать музыкальные фрагменты из оперы и балета по принципу сходства и различия, анализировать их
Методы и приемы: словесный, наглядный, зрительно-слуховой, анализ, сравнительный анализ, индукции и дедукции, ретроспективы и перспективы; метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки; метод эмоциональной драматургии: метод художественного контекста.
Музыкальный материал:
- опера «Кармен» Ж. Бизе (вступление);
- «Кармен-сюита», балет Р. Щедрина (вступление).
Видеоматериал: балет «Кармен-сюита» Ж. Бизе – Р. Щедрина (видеофрагменты).
Дидактический материал: УМК «Музыка. 7 класс». Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская.
ИКТ: компьютер, проектор, экран, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Введение в тему урока.
1.Эпиграф к уроку (слайд 2):
«Слушая эту музыку, я увидел свою Кармен, существенно отличающуюся от Кармен в других спектаклях. Для меня она не только незаурядная женщина, гордая и бескомпромиссная, и не только символ любви. Она - гимн любви, любви чистой, честной, жгучей, требовательной, любви колоссального полета чувств, на которые не способен ни один из встретившихся ей мужчин».
Хореограф-постановщик Валентин Елизарьев
2.Сообщение темы урок (слайд 3).
3.Учащиеся самостоятельно определяют для себя задачи урока.
IV. Работа по теме урока.
1.Самостоятельная работа с учебником (страницы 54-55) (слайды 4 – 5). Найти ответы на вопросы:
- Композитор, автор балета «Кармен-сюита». (Родион Щедрин)
- Либреттист и балетмейстер балета. (Альберто Алонсо)
- Первая исполнительница партии Кармен. (Майя Плисецкая)
- Театр, в котором состоялась премьера балета. (Большой театр. Москва)
- Количество частей в спектакле. (Один акт)
- На чем построена драматургия балета? (На развитии музыкальных характеристик трех основных образов: Кармен, Хозе, Тореро (Эскамильо))
- Где разворачивается сценическое действие балета? (На арене)
- Необычный персонаж балета. Что он собой символизирует? (Бык, символизирующий рок, судьбу, смерть)
- Необычность инструментовки в балете. (Щедрин использует только струнные и ударные инструменты)
2.Восприятие музыки вступления к балету и музыки увертюры к опере «Кармен».
Сравнительный анализ (слайд 6):
- Какая новая тема (по сравнению с оперой) появляется во вступлении к балету?(тема Хабанеры)
3.Образ Кармен в балете и опере. Сравнительный анализ (слайд 7).
1).Видеофрагмента «Выход Кармен и Хабанера» из балета – центральная характеристика Кармен.
2).Видеофрагмента «Выход Кармен и Хабанера» из оперы «Кармен» Ж.Бизе.
3).Сравнительный анализ. Вопросы:
- В каком из произведений ярче ощущается свободолюбие, энергия, непосредственное чувственное начало, а в каком эта тема приобретает философски возвышенный смысл? (В опере свободолюбие и энергия, а в балете философски возвышенный смысл.)
4. Работа с учебником. Восприятие изображения Кармен на иллюстрациях (страницы 56-61) (слайд 8).
- Охарактеризуйте Кармен. (Страстная, своенравная, свободолюбивая.)
5. Образ Тореадора (слайд 9).
1).Просмотр видеофрагмента из оперы.
2).Просмотр видеофрагмента из балета. Работа с текстом учебника (страница 60).
3).Вопрос:
- Каким Щедрин рисует портрет Тореро в балете? (Самовлюбленный, эгоистичный, холодный.)
- В опере или в балете ярче проявились эти черты его характера? (В балете.)
- Почему Щедрин при повторном проведении темы оставляет лишь ее аккордовое сопровождение? (Чтобы показать его бездушие, механичность, хололдность.)
4).Чтение учителем эпиграфа (продолжение) (слайд 10):
«Она могла бы полюбить и Тореро, который не равнодушен к её красоте. Но Тореро - утонченно галантный, блистательный и бесстрашный - внутренне ленив, холоден, он не способен бороться за любовь. И естественно, такого, как он, не может любить требовательная и гордая Кармен. А без любви нет счастья в жизни, и Кармен принимает смерть от Хозе, чтобы не вступать на путь компромисса или одиночества вдвоем».
Хореограф-постановщик Валентин Елизарьев
5). «Суд» над Кармен:
- Правильно ли поступает Кармен? Осуждаете ли вы ее поступок или нет?(Правильно.)
V. Обобщение темы.
1.Эпиграф (обобщение) (слайд 11):
«Слушая эту музыку, я увидел свою Кармен, существенно отличающуюся от Кармен в других спектаклях. Для меня она не только незаурядная женщина, гордая и бескомпромиссная, и не только символ любви. Она - гимн любви, любви чистой, честной, жгучей, требовательной, любви колоссального полета чувств, на которые не способен ни один из встретившихся ей мужчин».
Хореограф-постановщик Валентин Елизарьев
2. Вопросы:
- Согласны ли вы со словами хореографа-постановщика? (Да.)
- Являются ли, по-вашему, затронутые в музыке оперы и балета темы любви и свободы современными темами? (Конечно же, так как эти темы вечны.)
VI. Рефлексия.
- Вам понравилась музыка, звучавшая на уроке? (Да.)
- Какие чувства вы сами испытали сегодня на уроке? (Волнение, сострадание, любовь.)
- Выполни ли вы ваши задачи, поставленные вами же в начале урока? (Да.)
VII. Итог урока.
Домашнее задание (слайд 12): посмотреть балет «Кармен-сюита» Р.Щедрина; выполнить задание в творческой тетради на странице 23.
Объявление оценок.
Выход из класса.
Урок музыки "Опера Ж.Бизе "Кармен". 8-й класс
Стрелкова Светлана Анатольевна, учитель музыки
Разделы: Музыка
Класс: 8
Цель:
Восприятие целостного представления об оперном спектакле, развитии музыкальных образов, структуре отдельных номеров.
Наполнение категориями: опера, увертюра, ария, хабанера, рондо, рефрен.
Воспитание художественного вкуса учащихся, расширение музыкального кругозора.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, диск «Энциклопедия классической музыки», карточки (на каждого ученика)
ХОД УРОКА
Учитель: Мы сегодня поговорим об одном из интереснейших и неординарных композиторов, представителе французского романтизма Жорже Бизе (на экране фотография композитора).
Сообщения учащихся: Биография Жоржа Бизе.
Учитель: Ребята, как вы думаете, о каком произведении Ж. Бизе мы будем говорить сегодня?
Ученики: Может о «Кармен»?
Учитель: Каковы задачи нашего урока?
Ученики: Послушать музыку из оперы. Поговорить о ней. Узнать что-то новое. И интересное.
Учитель: Молодцы, ребята.
Одним из первых музыку «Кармен» оценил П.И. Чайковский: «Опера Бизе – шедевр. Одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи. Лет через десять «Кармен» будет самой популярной оперой в мире». Эти слова оказались пророческими.
Сообщения учащихся: Фабула оперы.
Учитель: Послушайте первый фрагмент из оперы – «Хабанеру».
Задание: Определите состав исполнителей. Постарайтесь понять характер и настроение героини и музыки. Попробуйте дать ответ: Что такое хабанера?
Слушание: «Хабанера» (фрагмент – Диск «Энциклопедия классической музыки» – аудиофрагмент).
Учитель: Понравился вам номер? Кто слышал эту музыку раньше? Назовите исполнителей
Ученики: Женский голос. Высокий. Хор смешанный.
Учитель: Давайте посмотрим, правы вы или нет.
Просмотр видеофрагмента «Хабанеры» (см. там же)
Учитель: Солистка – Елена Образцова – лучшая Кармен XX века словам музыкальных критиков. Её голос – меццо-сопрано. Запишите.
Словарная работа: Меццо-сопрано (см. там же – раздел «Словарь»).
Учитель: А что такое хабанера? Что услышали в музыке?
Ученики: Танцевальный ритм, страсть и экспрессию.
Словарная работа: Хабанера (см. там же – раздел «Словарь»).
Учитель: Слушаем второй фрагмент – «Куплеты Тореадора». Кто такой тореадор?
Ученики: Тореадор – участник боя быков на арене цирка.
Учитель: От Toro – бык. Тореадор наносит последний, смертельный удар шпагой.
Задание: Определите состав исполнителей.
Слушание: «Куплеты Тореадора»
Учитель: По вашим улыбкам вижу, что музыка знакома. Понравился номер? Чем интересен?
Ученики: Энергичный. Маршевый. Красивый голос и музыка.
Учитель: Кого в этом фрагменте услышали?
Ученики: Мужской голос. Не очень высокий. Мужской хор.
Словарная работа: Баритон (см. там же – раздел «Словарь»).
Физическая минутка: Упражнения: «Ленивая восьмёрка» и «Перекрёстные шаги» (из программы «Гимнастика мозга»).
Учитель: Вспомните, пожалуйста, что такое увертюра и когда в опере она звучит? (проверка домашнего задания на повторение материала 5-го класса)
Словарная работа:
Ученики: Увертюра – оперное вступление, исполняемое оркестром. Звучит в самом начале оперы.
Учитель: Увертюра звучит часто при закрытом занавесе. Она является началом оперы или вступлением, после которого начинается оперный спектакль, как вы думаете?
Ученики: Это – начало оперы.
Учитель: Да. Это не только начало оперы. Ее можно назвать кратким содержанием музыкального спектакля, т.к. она знакомит нас с темами главных героев.
Прослушайте одну из интереснейших увертюр. Это самое короткое оперное вступление в мире оперы.
Слушание: Увертюра к опере «Кармен» ( Диск «Энциклопедия классической музыки» – аудиофрагмент).
Учитель: Музыка знакома. Она многим нравится.
Ученик: У меня она есть на мобильном телефоне (воспроизводит с мобильного телефона).
Учитель: Что-нибудь знакомое услышали в музыке?
Ученики: Куплеты Тореадора. Здесь повторяется одна часть.
Учитель: Совершенно верно. Одна часть не просто повторяется, а с нее начинается увертюра…
Ученики: И ею же заканчивается. А ещё она звучит в середине.
Учитель: При повторном слушании разложите геометрические фигурки, находящиеся в ваших конвертах, по количеству частей:
Повторное слушание Увертюры.
Работа с раздаточным материалом.
Учитель: Как вы думаете, что означает «R»?
Ученики: Может быть, повтор.
Словарная работа: Рефрен (см. там же – раздел «Словарь»)
Учитель: Прочтите и запишите в тетради, что такое рефрен. В какой форме написана данная увертюра?
Ученики: В форме Рондо.
Учитель: Что такое рондо?
Ученики: Конфеты.
Учитель: Верно. Какая форма у этих конфет?
Ученики: В основном, круглая.
Учитель: Так, что значит слово рондо?
Ученики: Круг.
Учитель: Посмотрите на свои фигурки и постройте из них форму рондо.
Ребята самостоятельно проверяют друг у друга выполнение задания и оценивают.
Учитель: Ребята, с каким произведением мы познакомились на уроке?
Ученики: Оперой «Кармен». Композитор Жорж Бизе.
Учитель: Какой музыкальный фрагмент понравился вам? А самые активные участники урока получат сладкий приз. Как вы думаете, какой?
Ученики: Конфеты «Рондо».
Угощение конфетами «Рондо» самых активных участников урока (а это как правило почти все ребята в классе).
Учитель: Спасибо за урок, ребята. До новых встреч с музыкой.
Ученики: И со сладкими призами.
Технологическая карта урока музыки в соответствии с требованиями ФГОС
Авторы: «Музыка 8 классы» Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская.
Тема: «Опера «Кармен» Ж. Бизе – самая популярная опера в мире»
Тип урока: урок мини-проект
Цель урока: познакомить школьников с оперой Ж. Бизе «Кармен», побудить к разработке учебного мини-проекта «Образ Кармен»
Задачи:
Образовательная: сформировать знания о творчестве гениального музыканта
Развивающая: способствовать развитию внимания, памяти, самовыражения при работе с информацией, развивать познавательный интерес к предмету, творческие способности, образное мышление
Воспитательная: способствовать формированию навыков коммуникативного общения, устойчивого интереса к музыке, эмоциональной отзывчивости на музыку
Проблема урока: кто такая Кармен? На чей сюжет написана опера Ж. Бизе?
Планируемые результаты:
Предметные: постижение музыкальных и культурных традиций разных народов мира; понимание интонационно-образной природы музыкального произведения и средств художественной выразительности; представление места и роли данной оперы в мировой культуре
Личностные: расширение представлений об оперном спектакле; сознание личностных смыслов музыкального произведения данного жанра в процессе общения с музыкой; наличие эмоционального отношения к опере, более успешные нормы поведения в коллективе, обществе; правильная оценка себя и своих поступков, воспитание чувства патриотизма; умение сопереживать, оказывать взаимопомощь, проявлять отзывчивость к своим близким, уважение к ценностям культуры других народов
Метапредметные:
познавательные УУД - познание и исследование окружающего мира; овладевание не только общеучебными действиями (умение ставить цель, работать с информацией, моделировать ситуацию), но и логическими операциями
регулятивные УУД - обеспечение возможности управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки цели, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения
коммуникативные УУД - обеспечение возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределение ролей, взаимный контроль действий друг друга, умение договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя
Основное содержание темы, понятия и термины: театр, опера, оркестр, дирижер, увертюра, меццо – сопрано, Хабанера, речитатив
Оборудование : музыкальный центр –караоке, мультимедийный проектор, экран,
Образовательные ресурсы: учебник «Музыка» для 8 класса под ред. Е.Д. Критской, заготовка к афише (маркеры, лист А – 3), портрет композитора, раздаточный материал (стихотворение А. Блока)
Музыкальный материал: увертюра к опере «Кармен», Хабанера, Сцена гадания из оперы
Организационная структура урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Организационно-мотивационный | - организует начало учебной деятельности: приветствие в форме вокализации учителя и учеников, определение отсутствующих - проверяет готовность обучающихся к уроку - создает эмоциональный настрой на совместную работу: Звенит, заливается школьный звонок, Нас ждёт интересный, полезный урок. Пусть будет хорошим у вас настроенье. И с радостью вам даётся ученье. А чтобы настроение было радостным, улыбнитесь друг другу, подарите улыбки нашим гостям и подарите улыбку мне. На такой радостной ноте начинаем наш урок | - Коллективно исполняют музыкальное приветствие - готовятся к уроку - погружаются в благоприятную атмосферу | Личностные: - эмоциональный настрой на урок - самоорганизация Регулятивные: - способность регулировать свои действия, прогнозировать свои действия на уроке Коммуникативные: - согласование своих действий с действиями одноклассников - проявление доброжелательного отношения к окружающим |
2. Актуализация знаний | Организует подводящий диалог: - давайте закроем глаза, мы представим себя в музыкальном театре. Театр – это мир сказок, удивительных приключений и превращений. Мы будем слушать оперу. Это слово в переводе с итальянского, как вы уже знаете, означает «труд», «дело», «сочинение». Каждый оперный спектакль – это вдохновенный труд… (Задает вопрос) кого? (Композитора, певцов, хора и оркестра, дирижера) Опера это музыкальный спектакль, в нем действующие лица поют в сопровождении оркестра | - Внимательно слушают учителя - Отвечают на вопрос - Закрепляют понятие оперы | Предметные: - закрепление знаний по предыдущим темам Познавательные: - построение логической цепи рассуждений - умение анализировать, структурировать знания - умение выделять и формулировать задачи Личностные: - выражение своего эмоционального отношения к музыке оперы - активизация имеющихся ранее знаний - активное погружение в тему - умение осознавать значимость поставленных учебных задач Регулятивные: - умение поставить учебную цель Коммуникативные: - вступление в беседу с учителем - умение точно выражать свои мысли в устной форме |
3. Постановка цели, задач урока | Подводит учащихся к формулированию темы и цели урока: - наш урок пройдет в форме урока – проекта. Такой урок даст вам возможность сделать что-то интересное. Для этого мы разделимся на группы, а что у нас получится – увидим в конце урока. Эпиграф к нашему уроку звучит так: «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле» (Аристотель) Задает вопрос: - как вы это понимаете? (знать что-то и никому не говорить – это плохо, надо делиться с другими своими знаниями) Мы ещё вернёмся к этому эпиграфу, и вы сами сможете объяснить, почему именно его я выбрала для нашего урока. Сегодня мы с вами отправимся во Францию, где в конце 19 века жил и творил свои музыкальные произведения Ж. Бизе, а его опера «Кармен» - одна из самых популярных в мире. Задает вопрос: - какая опера популярная? (известная, самая лучшая, любимая опера) | - Внимательно слушают учителя - Отвечают на вопрос - Проявляют интерес к информации | Познавательные: - умение анализировать, структурировать знания - умение выделять и формулировать задачи, причинно- – следственные связи - поиск и выделение необходимой информации Личностные: - развитие интереса к способам получения знаний активное погружение в тему - смыслообразование (понимание связи между деятельностью и ее целью) Регулятивные: - самостоятельное формулирование темы - умение поставить учебную цель Коммуникативные: - умение выражать свои мысли в устной форме - владение приемами и навыками общения со взрослыми - готовность к коллективным формам деятельности |
Как вы поняли, тема урока…Может кто уже догадался? ( Опера Ж. Бизе «Кармен») - верно! А тема сегодняшнего мини-проекта… («Образ Кармен») - итак, давайте сформулируем вместе цель нашего урока - проекта: (Познакомиться с оперой Ж. Бизе «Кармен» и образом Кармен.) | - Отвечают на вопрос - Проговаривают тему урока - Проговаривают цель урока, тему мини – проекта | |
4. Открытие и усвоение новых знаний 5. Динамическая пауза 6. Первичное закрепление нового материала, применение теоретического знания на практике 7. Рефлексия 8. Домашнее задание | Сообщает новые знания: - первое исполнение оперы «Кармен» в Париже успеха не имело, автора обвинили в безнравственности. Свободные проявления чувств героев – простых людей из народа – были запрещены в то время. Одним из первых среди великих современников Бизе музыку «Кармен» оценил П.И. Чайковский: «Лет через десять «Кармен» будет самой популярной оперой в мире», - писал русский композитор. Что же сделало оперу Бизе такой любимой и известной? В ней было все, что нужно, чтобы произведение стало истинно народным – правда жизни, сильные чувства, музыка, полная увлекательности, выразительности, красоты. Так о чем же говориться в этой опере? В основу сюжета положена повесть французского писателя Проспера Мериме. В ней рассказывается история любви и трагической гибели её главных героев. Это люди из народа: солдат Хозе и цыганка Кармен. Хозе из-за любви к Кармен забыл свой долг и стал разбойником. От ревности и горя он убил Кармен, когда она предала его любовь и полюбила тореадора. Образ волевого, мужественного тореадора Эскамильо получил яркую характеристику. Задает вопрос: - ребята, а кто такой тореадор? (Это смелый, сильный человек, он сражается с быками на арене) События в опере развиваются на фоне испанской жизни, полной ярких красок, на улицах и площадях, заполненных народом. Оркестр в опере не только усиливает красоту вокальных партий, но часто говорит за действующих лиц Знакомит с новым музыкальным материалом: - в опере 4 действия. Открывается она увертюрой. Вы же знаете что это такое? (Это открытие, начало. По её характеру мы получаем представление об опере в целом) В увертюре сопоставлены образы солнечной Испании, ликующего народного празднества и трагичной судьбы Кармен. Давайте внимательно послушаем увертюру Задает вопросы: - красивая музыка? как вы думаете, сколько тем прозвучало в увертюре, вернее сколько тем услышали вы? (2 темы. 1 тема: мощная, яркая, темпераментная, танцевальная, 2 тема: песенно- маршевая). Дискутирует, продолжает задавать вопросы: - это правильно, две эти темы составляют ликующую часть увертюры, но мы с вами слышали музыку и другого характера, какую? трагическую, сумрачную, грустную, тревожную). Две темы – это красочный мир жизни, праздника и света. Ему противостоит другой мир, тёмных страстей, трагической судьбы Кармен, мотив «роковой страсти», который преследует Кармен словно тень на протяжении всей оперы. Вы уже умеете пользоваться музыкальными терминами. Давайте грамотно порассуждаем о средствах музыкальной выразительности. (1 тема: мелодия взлетает, непостоянная, характер её меняется, лад – мажорный, жизнеутверждающая музыка, эмоциональная. Регистр – средний и высокий, ритм – и ровный, и прерывист, темп– быстрый, динамика – меняется (громко – тихо). (2 тема: характер решительный, смелый. Мелодия – ровная, без взлётов и снижения звука). Лад – мажорный, регистр – средний, ритм – ровный, чёткий, темп – средний, динамика – не громко). Продолжает беседу: - мелодия постоянно менялась, менялись громкость, темп и ритм, что держало нас в напряжении, то есть музыка была непредсказуемой. Музыка увертюры создала образ свободной цыганки и ликующего шествия народа. А теперь поговорим о главной героине. Кармен – цыганка, работница сигарной фабрики. Задает вопрос: - какой вам она показалась, слушая увертюру? (Она красивая, страстная, любит свободу) Продолжает рассказ: - Кармен в опере – воплощение женской красоты и обаяния, страсти и смелости. Ж. Бизе мастерски передаёт огненный темперамент цыганки, её неукротимый нрав, красоту и задор. Вокальная партия Кармен насыщена интонациями и ритмами народных испанских песен и танцев. Партию Кармен в опере исполняет меццо-сопрано (невысокий женский голос). Выходу Кармен предшествует звучание оркестра. Музыкальная характеристика свободолюбивой Кармен – хабанера, содержит ритмы этого народного танца. Хабанера – песня свободной любви, звучит как вызов Хозе. В конце сцены Кармен бросает цветок Хозе, молодому солдату, тем самым признавая его своим избранником, и обещает любовь. В 3 действии появляется ещё одна характеристика Кармен. Слишком велико различие между Хозе и Кармен. Хозе мечтает о спокойной жизни крестьянина, а Кармен больше его не любит. Разрыв между ними не избежен. Она с подругами гадает на картах. Что они ей скажут? Только Кармен судьба не обещает ничего хорошего, она увидела в картах свой смертный приговор. С глубокой скорбью размышляет она о будущем. В речитативе Кармен большое значение приобретает мотив «роковой страсти». Речитатив – это род вокальной музыки, основанный на речевых интонациях, он строится свободно, приближен к речи. Делает вывод: - мы с вами познакомились с увертюрой к опере «Кармен» и образом главной героини, слушая её выход с Хабанерой и Сцену гадания с мотивом «роковой страсти» Организует работу в группах для работы над мини – проектом «Образ Кармен»: - давайте разделимся на три творческие группы (по желанию). Музыканты: (3-4 ученика) Художники: (3-4 ученика) Литераторы: (3-4 ученика) Мотивирует учащихся на совместную деятельность: - сейчас вы начнете работать в творческих группах, используя те материалы, которые я раздам каждой группе Нацеливает на активную работу всех членов группы: - вы должны работать быстро, чтобы успеть продемонстрировать продукты своего творчества. Если у вас возникнут вопросы или затруднения, то я вам буду помогать. Предлагает проанализировать информационные источники и составить устный портрет Кармен, выполнить афишу к опере, разучить и исполнить мелодию Хабанеры Предлагает заслушать отчет групп: - начнут литераторы, они составляют словесный портрет Кармен. Ребята прочитают нам стихотворение А. Блока, которое он посвятил сцене выхода Кармен. Сравните ваши впечатления с мнением поэта «Как океан меняет цвет, Когда в нагроможденной туче Вдруг полыхнет мигнувший свет, - Так сердце под грозой певучей Меняет строй, боясь вздохнуть, И кровь бросается в ланиты, И слезы счастья душат грудь Перед явленьем Карменситы» Задает вопрос: - какова ваша характеристика Кармен? (Кармен очень красивая, гордая, вольная, страстная цыганка). Совпадают ваши впечатления с мнением А. Блока? (Да, понять это нам помогла музыка Бизе). Обращается к художникам и музыкантам: - продемонстрируют образ Кармен наши художники и музыканты! Контролирует и подтверждает правильность выводов Обобщает полученные результаты: - молодцы, ребята! Вы очень хорошо поработали в группах и показали нам результаты своего творчества Создает условия для снятия переутомления у обучающихся: - давайте представим себя в роли дирижеров в оперном театре на спектакле «Кармен» и продемонстрируем величественную музыку Ж. Бизе! - Актуализирует полученные на уроке новые знания - предлагает продолжить фразы: «Я не знала, что……» «Я поняла, что……» «Теперь я смогу……» Мотивирует учащихся на рефлексию о достижении целей урока Дает объективную и комментированную оценку результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке: - наш урок подходит к концу. Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие в музыкальный театр и познакомились с оперой Ж. Бизе «Кармен»: послушали увертюру, Хабанеру, Сцену гадания из оперы «Кармен», выполнили мини- проект «Образ Кармен». Давайте вспомним цель, которую мы ставили перед собой в начале занятия? (Познакомиться с оперой Ж. Бизе «Кармен» и образом Кармен). Ответьте на вопросы: Достигли мы этой цели? (Да) Что вы считаете значимым, интересным при выполнении проекта? (То, что мы разделились и работали по группам) Ваши ощущения, впечатления от участия в проекте? (Было интересно слушать ребят из других групп и самому выступать) Какой приобрели опыт? (Опыт работы в группе, умения слушать классическую музыку) Где пригодятся вам полученные знания? (На других уроках, в жизни) Полученные знания расширят наше представление о мировой музыкальной культуре, пригодятся нам в будущей жизни. Обратимся к нашему эпиграфу, который выражает мысль, что знания нужно уметь применять на практике. И сегодняшний наш проект этому подтверждение. Ведь правда, ребята? (Да) Оценивает обучающихся за работу на уроке: - вы сегодня все молодцы! И я каждому из вас ставлю «5»! На этой мажорной ноте предлагаю «сюрприз»: всем классом сыграть увертюру к опере «Кармен» (с чего и начался урок) вместе с симфоническим оркестром на наших сподручных музыкальных инструментах! Возьмите их и распределитесь по группам (одна группа – ложки, вторая – треугольники, третья – маракасы и т.д) Предлагает выбрать дирижера: - руководит оркестром… (дирижер), выбирайте сами лучшего музыкального одноклассника (-цу)! Внимание! Начали! Объясняет выполнение домашнего задания, подготавливает к следующему уроку: - нарисовать тематический рисунок по слушанию музыкальных фрагментов оперы «Кармен» - написать в тетради синонимы к образу Кармен - Организует работу в группах. Мотивирует учащихся на совместную деятельность. Нацеливает на активную работу всех членов группы; - Предлагает проанализировать информационные источники и составить опорный конспект; - Предлагает заслушать отчет групп; - Контролирует и подтверждает правильность выводов; - Обобщает полученные результаты | - Фиксируют в рабочей тетради основные мысли - Отвечают на вопрос - Слушают рассказ учителя - Отвечают на вопрос - Продолжают слушать рассказ учителя - Слушают увертюру к опере Ж. Бизе «Кармен» - Отвечают на вопросы - Продолжают отвечать на вопросы - Слушают рассказ учителя - Высказывают свои впечатления от прослушанной музыки - Продолжают слушать учителя - Отвечают на вопрос - Слушают рассказ учителя - Записывают определение меццо – сопрано, танца Хабанеры - Слушают «Хабанеру» - Продолжают слушать рассказ учителя - Записывают определение речитатива - слушают сцену гадания из оперы Ж. Бизе «Кармен» («Уж если карты мне ответ неверный дали») - Делают выводы вместе с учителем - Делятся на группы - Получают раздаточный материал - работают с информационными источниками - Анализируют информационные источники - составляют устный портрет Кармен - выполняют афишу к опере - разучивают и исполняют мелодию Хабанеры - Озвучивают полученные результаты (презентация творческих групп) - Слушают стихотворение А. Блока - сравнивают с мнением поэта - Отвечают на вопрос - Показывают афишу (художники) - исполняют мелодию Кармен (музыканты) - проверяют работы друг у друга (корректируют при необходимости) - Слушают учителя - Повторяют за учителем пластическое интонирование - высказывают свои впечатления от действия - Слушают учителя - обобщают новые знания - Проводят самооценку - оценивают работу одноклассников - Слушают учителя, делают выводы вместе с учителем - Отвечают на вопросы - Оценивают работу каждого на уроке - Слушают оценочные результаты учителя - Берут музыкальные инструменты, распределяются по группам - Отвечают на вопрос - Выбирают дирижера - исполняют увертюру - Слушают объяснение учителя - осмысливают домашнее задание - делают соответствующие записи | Личностные: - проявление интереса к новому содержанию - осмысление основных вопросов, подлежащих усвоению Регулятивные: - умение слушать и выполнять задание в соответствии с целевой установкой Познавательные: - умение работать с различными источниками информации - выделение необходимой информации, построение логической цепочки рассуждений, структурирование новых знаний - умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания Коммуникативные: - умение осуществлять учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем в поиске и сборе информации - умение выражать свои мысли в устной форме Личностные: - формирование ценности здорового образа жизни Личностные: - выражение своего эмоционального отношения к музыки оперы Регулятивные: - умение самоорганизовать процесс восприятия музыки - волевая саморегуляция, целеполагние Познавательные: - умение анализировать, структурировать знания - выделение необходимой информации, построение логической цепочки рассуждений - сравнение, установление причинно – следственных связей Коммуникативные: - управление поведением партнера - определение функции участников - сотрудничество - умение с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли в устной речи Личностные: - умение провести самооценку и организовать взаимооценку Регулятивные: - умение осуществлять оценку, как выделение и осознание того, что усвоено и что подлежит усвоению Коммуникативные: - умение формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать мнение одноклассников |