Просмотр содержимого документа
«Портрет гиперактивного ребёнка»
Портрет гиперактивного ребёнка
Основные признаки:
I. Дефицит активного внимания:
непоследователен, ему трудно удерживать внимание;
не слушает, когда к нему обращаются;
с большим энтузиазмом берётся за задание, но так и не заканчивает его;
испытывает трудности в организации;
часто теряет вещи;
избегает скучных и требующих умственных усилий заданий;
часто бывает забывчив.
II. Двигательная расторможенность:
постоянно ёрзает;
проявляет признаки беспокойства (суетливые движения руками, ногами; барабанит пальцами, двигается на стуле, в кресле; бегает, забирается куда-то);
спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве;
очень говорлив.
III. Импульсивность:
начинает отвечать, не дослушав вопроса;
не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает;
плохо сосредотачивает внимание;
не может дождаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза);
не может контролировать и регулировать свои действия; поведение слабо управляемо правилами;
при выполнении заданий ведёт себя по-разному и показывает очень разные результаты (на одних занятиях ребёнок спокоен, на других – нет; на одних успешен, на других - нет).
Если в течение 6 и более месяцев устойчиво проявляются 6 признаков, то можно предположить, что ребёнок гиперактивен. (Но диагноз может поставить только врач!)
Особенности работы с гиперактивными детьми:1
- указания должны быть немногословными;
- не давать несколько инструкций сразу (например: «пойди в комнату, убери игрушки. Потом помой руки и иди обедать.»); указания следует давать порциями, после выполнения предыдущего (необходим контроль за выполнением заданий);
- последовательность в воспитании, единство требований;
- пример спокойного поведения взрослого, не переходить на крик (т.к. у детей перевозбуждается нервная система и они становятся неуправляемыми);
- заранее предупреждать детей о начале новой деятельности (например: звонок будильника);
- при выполнении ребёнком поручений взрослого, необходима похвала, поощрение;
- соблюдение режима дня (когда дети переутомляются, проявляется двигательное беспокойство, снижение самоконтроля);
- избегать «одёргиваний» ребёнка;
- похвала и положительные реакции не должны преподноситься слишком эмоционально (т.к. у детей перевозбуждается нервная система, и дети становятся неуправляемыми);
- объяснение поступка ребёнка и наказание (но не физическое) лишь после того, как ребёнок успокоится (и будет способен вас слушать);
- не допускается либерально-попустительский стиль взаимодействия (т.к. дети начинают манипулировать взрослыми);
- взрослым необходимо сдерживать свои обещания, данные ребёнку;
- стараться не использовать в речи частицу «не» (вместо «не кричи», лучше сказать «веди себя тихо», «разговаривай спокойно»);
- необходимо ограничивать пребывание ребёнка в больших, шумных компаниях детей и взрослых;
- важно, чтобы ребёнок высыпался;
- релаксация (свободное движение под музыку, глубокое дыхание, мышечное расслабление, поглаживание тела), лёгкий массаж;
- подвижные игры, в которых требуется временное прекращение движения, типа «Стоп, машина!», «Морская фигура замри».
1 Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – С. 277-286.