Пошаговые инструкции для выполнения заданий ЕГЭ
1. Задание № 11 (часть 1).
ТЕКСТ ЗАДАНИЯ
Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведенный ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента
Шаг | Действия ученика | Вариант реализации действия |
1 | Внимательно читает задание, варианты ответов. | В черновом варианте делает запись. |
2 | Уточняет для себя исторический период. | Исторический период: Великая Отечественная война 1941-1945 г.г. |
3 | Определяет исторические события, указанные в пропущенных элементах. | Исторические события: Операция «Багратион», Сталинградская битва, Московская битва, открытие второго фронта во Франции, капитуляция группировки итало-германских войск в Северной Африке. |
4 | Определяет соответствие предложенных данных в таблице и пропущенных элементов, определяя нужный вариант ответа | Операция «Багратион» - июнь-август 1944 г. Сталинградская битва – июль-февраль 1943 г. Московская битва – сентябрь 1941-апрель 1942 г.г. |
5 | Соотносит данные цифрового и буквенного значения. | Фиксирует данные в таблице задания. |
6 | Определяет персоналии указанного периода, соотнося буквенные обозначения и цифровые (используя ассоциативный ряд). | Дуайт Эйзенхауэр и Бернард Монтгомери – открытие Второго фронта. Я.В. Павлов – «Дом Павлова», Сталинградская битва. И.В. Панфилов – подвиг героев панфиловцев. Московская битва. |
7 | Проверяет правильность выполнения задания. | Фиксирует ответ в бланке заданий. |
2. Задание № 23 (часть 2).
ТЕКСТ ЗАДАНИЯ
Многие города Древней Руси возникали на берегах рек. Объясните, в чем состояли преимущества такого расположения города (приведите три объяснения).
Шаг | Действия ученика | Вариант реализации действия |
1 | Внимательно читает задание. | |
2 | Приводит три объяснения данному утверждению, выстраивая ассоциативный ряд. | 1. Река обеспечивает жизнь людей, ведение хозяйства. 2. Река – движение – транспорт – торговля. 3. Река – защита от нападения. |
3 | Проверяет правильность выполнения задания. | Фиксирует ответ в бланке заданий. |
3. Составьте черновик по одной из предложенных тем исторического сочинения (пример).
1) 1019–1054 гг.; 2) 1725–1762 гг.; 3) 1917–1922 гг.
Возможно использования варианта пошаговых инструкций представленного ниже или же составление своего собственного варианта. Воспользуйтесь материалами папки «Историческое сочинение».
ШАГ 1. «Вспомнить» эпоху.
КОДЫ
ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ | БИОГРАФИЧЕСКИЙ | СЛОВАРНЫЙ | ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ | КУЛЬТУРНЫЙ |
1725-1762 г.г. | Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Эрнест Бирон, Иван Антонович, Елизавета Петровна, Петр III, М. Ломоносов. | Дворцовые перевороты, гвардия, Верховный тайный совет, кондиции, фаворит, откуп, подряд. | Москва, Санкт-Петербург, Курляндия | Академия наук, экспедиции, Московский университет, закрытые учебные заведения, Академия художеств |
1725-1762 г.г.
Российский историк Василий Ключевский – именно с его «подачи» период с 1725 – 1762 г.г., краткий период в истории России, называется эпохой дворцовых переворотов. Отличительной чертой эпохи он считал выдвижение новой господствующей силы, «дворянства с гвардией во главе», ставшей «политической школой» дворянского сословия, которая способствовала формированию его взглядов и удовлетворению его притязаний. Советский историк С. Соловьев видел в ней «лучших людей страны».
Пять раз при помощи оружия - гвардии (гвардия - привилегированная часть войск), происходила смена правителей на российском престоле. Это был период «поворота от петровских реформ».
Частая смена правителей не особо сотрясала страну, но серьезно «задевала» судьбу народа. Среди череды сменяемых одно за другим событий мы можем проследить, как изменяется жизнь нашего государства, нашего народа: во-первых - расцвет фаворитизма (фаворит – лицо, пользующееся благосклонностью правителя, получающее от него различные привилегии и в свою очередь оказывающее на него влияние; фаворитизм - явление, существовавшее при монарших (королевских, императорских, царских) дворах и состоявшее в возвышении конкретного лица или группы лиц в связи с личной приязнью к ним монарха), а во-вторых – укрепление позиций привилегированного сословия – дворян, с одной стороны и ужесточение политики в отношении крестьян, с другой.
«Яркими представителями» эпохи дворцовых переворотов были: Екатерина I (1725-1727 г.г.), Петр II (1727-1730 г.г.), Анна Иоанновна (1730-1740 г.г.), Иван Антонович (1740-1741 г.г.), Елизавета Петровна (1741-1761 г.г.), Петр III (1761-1762 г.г.).
Российский трон в эпоху дворцовых переворотов занимали, в основном, женщины, которые всходили на него при помощи гвардии, и при которых главную роль играли фавориты. Например, Анна Иоанновна – по приезду в Москву была поддержана дворянством и гвардией и разорвала подписанные ранее кондиции (условия). Время царствования Анны вошло в историю под названием «бироновщина», т.к. именно он, Бирон, ее фаворит правил русским государством. При Анне расширились привилегии дворян и произошло усиление крепостного права. Но многие из дворян были недовольны политикой Бирона, что впоследствии привело к его свержению.
Взошедшая при помощи той же гвардии на престол Елизавета Петровна также расширяла привилегии дворян: дворянин превратился для крестьянина в государя, которому дозволено все. При содействии своего фаворита графа Шувалова она вершила судьбу России.
И, наконец, Петр III. В 1762 г. он подписывает Манифест о вольности дворянства, который освободил дворян от обязательной службы, расширил их привилегии, закрепил господствующее положение в обществе. В свою очередь его личные качества (жестокость, импульсивность, непредсказуемость, пьянство и русофобия) привели к тому, что гвардия совершила очередной переворот, и на российском престоле появился новый правитель.
Каждый претендент на российский престол осознавал значимость гвардии, т. к. именно она могла реализовать их желание взойти на трон.
Таким образом, в данный исторический период от позиции гвардии зависело, кто будет занимать российский престол. В то же время правителям приходилось постоянно поддерживать тех, благодаря кому они попали на трон, путем расширения прав и привилегий, а также дальнейшего закрепощения крестьян, без которых невозможно существование привилегированных сословий.