Музыкальное занятие комплексное для детей разновозрастных групп от трех до пяти лет сельского детского сада в честь Масленицы:
«Посиделки у Дяди-Самовара»
Цель занятия: Знакомство детей с народной русской культурой.
Задачи занятия:
- Воспитание любви и уважение к народному искусству России через народное музыкальное творчество и знакомство с историей Дымковской игрушки.
- Развитие эстетического восприятия фольклорам и познания о народном декоративно-прикладном искусстве России, а также чувство ритма и творческие способности.
- Закреплять знания детей об истории Дымковской игрушки и празднике Масленица.
Музыкальная гостиная, либо площадка на улице оформляется в русско-народной стилистике. По центру ставится стол, покрытый кружевной вышивкой скатертью и установленным на нем самоваром.
Под фоновую русско-народную мелодию приглашаются участники мероприятия за стол.
Звучат слова Хозяйки стола, одетой в русско-народный костюм:
Здравствуй, Дядя-Самовар,
Медно-златовый загар!
(Ведущая кланяется самовару и подойдя к столу, берет в руки сапог)
Поддадим парку немножко,
Подготовлю чашки, ложки,
Буду чаем всех поить,
Пляски с песнями трубить.
(ведущий делает имитацию разгона пара голенищем сапога
и далее водружает на самовар Барыню, куклу с большим подъюбником, под размер верха самовара.
После того, как ребятня уселась за чайный стол, Хозяйка снимает Барыню с самовара и пропевает запевку детям:
Барыня-сударыня, историей нам дарена.
Статная красавица, своим нарядом славится.
В сарафане из атласа, очень яркого окраса.
Женщина розовощекая, кокошник у ней шёлковый.
Далее в краткой форме рассказывает Хозяйка чайного стола исторический рассказ о Барыне Самоварной.
Затем ребятишек приглашает Хозяйка потешкой на русско-народный танец "Барыня", а куклу надевает на руку:
Как у наших, у ворот
Народ песенку поет:
«Барыня, Барыня, Барыня-Сударыня»
под слова потешки включается фонограмма (либо в исполнении музыкального руководителя проигрывается инструментально) русско-народной плясовой «Барыня»
Хозяйка под мелодию выводит детей из-за стола плясать, пританцовывая топотушкой, образует с ребятней хоровод.
И во время хоровода зачитывает следующую потешку:
Круговая-озорная
Нас зовет поприседать,
Каблучками отбивая,
Танец «Барыню» сплясать.
Ребятня после слов Хозяйки делают движения «пружинки» в позиции руки на пояс, спина прямая и пропевают слова из песни «Барыня»:
Барыня, Барыня, Барыня-Сударыня
Барыня, Барыня, Сударыня-Барыня.
Затем звучит от Хозяйки очередная потешка:
Задорный танец плясовой
Мы танцуем всей гурьбой,
Пусть гремит хвала повсюду
Об исконно русском чуде.
Дети под слова потешки хлопают в ладоши, развернувшись в парах к друг другу, пропевая слова:
Барыня, Барыня, Барыня-Сударыня
Барыня, Барыня, Сударыня-Барыня.
После плясовой ведущий, зазывая за стол к самовару детей, говорит строки:
Ах, удался, нам ребята
Разудалый перепляс.
Всех зову за стол богатый,
Крепко за руки держась.
Хозяйка с детьми, взявшись за руки «ручейком», рассаживаются за подготовленный помощниками (младшим воспитателем, либо призванным на помощь из числа родителей) чайный стол под слова:
Горячим чаем нас встречает,
Добрый Дядя-Самовар!
Радость вкуса получаем,
Твоего тепла нам дар!
Детям предлагается чай, разлитый по блюдцам или чашкам и вместе с ребятней, хором проговаривают слова:
Здесь баранки и конфеты,
Рафинад и мармелад.
Чайным мы теплом согреты.
Самовару каждый рад!
В период распития детьми чая из самовара с яствами, чтобы привлечь их внимание, показывает глиняную игрушку-свистушку:
И в стихах рассказывает про глиняную игрушку:
Диковинная игрушка - пестрая свистушка.
С виду скромная простушка,
А уж как в руки ее возьмёшь,
Так покоя не найдёшь.
(Ведущий показывает при помощи игрушки-свистульки наигрыш и рассказывает о ней краткую историю создания).
До скорой встречи у Дяди-Самовара!
3