СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Последовательное подчинение придаточных. Запятая на стыке союзов.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Последовательное подчинение придаточных. Запятая на стыке союзов.»

Проверка домашнего задания Упр. 320 А. *Построим схемы. На бюро выложе…ом перламутною м…заикой которая местами уже выпала лежала зубочистка соверше…о пож…лтевшая которою хозяин может быть ковырял в зубах своих еще до нашествия на Москву французов.  Разговор его [Чичикова] в таких случаях пр…нимал несколько книжные обороты что он незначащий червь мира сего и не д…стоин того чтобы много о нем заботились. Нере...ко здесь можно услышать что лу...ше не делать выбор а лучше найти такой в…р…ант решения проблемы который бы полностью уд…влетворял ч…ловека.

Проверка домашнего задания

Упр. 320 А. *Построим схемы.

На бюро выложе…ом перламутною м…заикой которая местами уже выпала лежала зубочистка соверше…о пож…лтевшая которою хозяин может быть ковырял в зубах своих еще до нашествия на Москву французов.

Разговор его [Чичикова] в таких случаях пр…нимал несколько книжные обороты что он незначащий червь мира сего и не д…стоин того чтобы много о нем заботились.

Нере...ко здесь можно услышать что лу...ше не делать выбор а лучше найти такой в…р…ант решения проблемы который бы полностью уд…влетворял ч…ловека.

Посмотрите на картинку и ответьте на вопрос: о каком подчинении придаточных мы сегодня будем говорить?

Посмотрите на картинку и ответьте на вопрос: о каком подчинении придаточных мы сегодня будем говорить?

Тема урока:   Пунктуация в СПП с последовательным  подчинением придаточных   Цели урока: Отработать навык определения вида подчинения в СПП с несколькими придаточными. Отработать пунктуационные навыки. Научиться составлять СПП с несколькими придаточными по заданным схемам.

Тема урока: Пунктуация в СПП с последовательным подчинением придаточных

Цели урока:

  • Отработать навык определения вида подчинения в СПП с несколькими придаточными.
  • Отработать пунктуационные навыки.
  • Научиться составлять СПП с несколькими придаточными по заданным схемам.
Сложноподчинённые предложения  с последовательным подчинением: 1) Родная земля становится бесконечно дорогой, когда радость бытия сливается с чувством долга перед людьми, которые отстояли красоту. […  ], ( когда … сущ.), (которые…). При последовательном подчинении образуется цепочка предложений: главному предложению подчиняется первое придаточное, первому придаточному – второе и т.д. При этом виде подчинения каждое придаточное является главным для последующего придаточного.

Сложноподчинённые предложения с последовательным подчинением:

1) Родная земля становится бесконечно дорогой, когда радость бытия сливается с чувством долга перед людьми, которые отстояли красоту.

[… ], ( когда … сущ.), (которые…).

При последовательном подчинении образуется цепочка предложений: главному предложению подчиняется первое придаточное, первому придаточному – второе и т.д. При этом виде подчинения каждое придаточное является главным для последующего придаточного.

При последовательном подчинении одно придаточное предложение может находиться внутри другого придаточного предложения. При этом на стыке этих придаточных могут оказаться рядом два подчинительных союза или подчинительный союз и союзное слово. Горничная была сирота,  / 1   которая , / 2   чтобы  кормиться ,  / 3   должна была поступить в услужение  / 2   (Л. Толстой).

[   сущ.   ] 1 , (с. сл. которая,  2   (с. чтобы ...), 3   ...) 2 .

[   сущ.   ] 1 ↓ ( которая  – союз. сл.) 2 ↓ ( чтобы  – союз) 3

Рядом стоят союзное слово  которая  и союз  чтобы . Относятся они к разным придаточным предложениям: придаточное I степени –  которая должна была поступить в услужение ; придаточное II степени –  чтобы кормиться . Придаточное II степени находится внутри придаточного I степени, причём придаточное II степени можно без ущерба изъять из сложного предложения или поставить после придаточного I степени, ср.:  Горничная была сирота, которая должна была поступить в услужение ; Горничная была сирота, которая должна была поступить в услужение, чтобы кормиться . Между союзным словом  которая  и союзом  чтобы , принадлежащим к разным придаточным, стоит запятая.

Сопоставим два предложения:  1. [Доктор сказал больному], (что, (если он хочет выздороветь), ему следует переменить климат).   [ …глаг.], (что, (если…) , …) .   2. [Доктор сказал больному ], ( что ( если он хочет быстрее выздороветь), то ему следует переменить климат). [… глаг. ], (что (если… ) , то…) .

Сопоставим два предложения: 1. [Доктор сказал больному], (что, (если он хочет выздороветь), ему следует переменить климат). [ …глаг.], (что, (если…) , …) . 2. [Доктор сказал больному ], ( что ( если он хочет быстрее выздороветь), то ему следует переменить климат).

[… глаг. ], (что (если… ) , то…) .

   Вывод:      Стр. 203 в учебнике  когда в СПП с последовательным подчинением придаточных подчинительные союзы («что» и «если», «что» и «когда», «так что» и «хотя») оказываются рядом, надо обратить внимание на следующее предложение: если оно начинается со слов «то» или «так», запятая на стыке подчинительных союзов не ставится.                      Упр. 321А (1, 2 предл.)

Вывод: Стр. 203 в учебнике когда в СПП с последовательным подчинением придаточных подчинительные союзы («что» и «если», «что» и «когда», «так что» и «хотя») оказываются рядом, надо обратить внимание на следующее предложение: если оно начинается со слов «то» или «так», запятая на стыке подчинительных союзов не ставится. Упр. 321А (1, 2 предл.)

Нередко встречаются сложноподчинённые предложения с комбинированным подчинением: однородное + параллельное,  однородное + последовательное,  последовательное + параллельное и т.д. ( Пока мы разговаривали ) , [ хозяйка тихонько вышла ] , ( чтобы запереть ворота ) , ( которые мы впопыхах даже не закрыли ) . [ ] , (чтобы), ( пока ), (которые).  Стр. 206 в учебнике. Упр. 327 (5)

Нередко встречаются сложноподчинённые предложения с комбинированным подчинением: однородное + параллельное, однородное + последовательное, последовательное + параллельное и т.д. ( Пока мы разговаривали ) , [ хозяйка тихонько вышла ] , ( чтобы запереть ворота ) , ( которые мы впопыхах даже не закрыли ) .

[ ] ,

(чтобы),

( пока ),

(которые).

Стр. 206 в учебнике. Упр. 327 (5)

 В сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными возможны  комбинации связей : может быть одновременно однородное  и последовательное подчинение; параллельное и последовательное и т.д. Поэтому при разборе и расстановке знаков препинания не следует стремиться сразу составить общую схему или сразу расставить знаки препинания. Наиболее оптимальным представляется следующий алгоритм анализа:  Установите общее количество простых предложений в составе сложного, выделив все грамматические основы.  Выделите все подчинительные средства связи (подчинительные союзы и союзные слова); на основе этого установите главное предложение и придаточные предложения.  Для каждого придаточного предложения установите главное предложение, то есть разбейте сложное предложение на пары: главное – придаточное.  Постройте вертикальную схему сложного предложения, и на этой основе определите характер подчинения придаточных (однородное, параллельное, последовательное подчинение).  Постройте горизонтальную схему, и на этой основе расставьте знаки препинания.

В сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными возможны  комбинации связей : может быть одновременно однородное и последовательное подчинение; параллельное и последовательное и т.д. Поэтому при разборе и расстановке знаков препинания не следует стремиться сразу составить общую схему или сразу расставить знаки препинания.

Наиболее оптимальным представляется следующий алгоритм анализа:

  • Установите общее количество простых предложений в составе сложного, выделив все грамматические основы.
  • Выделите все подчинительные средства связи (подчинительные союзы и союзные слова); на основе этого установите главное предложение и придаточные предложения.
  • Для каждого придаточного предложения установите главное предложение, то есть разбейте сложное предложение на пары: главное – придаточное.
  • Постройте вертикальную схему сложного предложения, и на этой основе определите характер подчинения придаточных (однородное, параллельное, последовательное подчинение).
  • Постройте горизонтальную схему, и на этой основе расставьте знаки препинания.
Составьте предложения  по данным схемам:

Составьте предложения по данным схемам:

 Проверь себя   Определите вид подчинительной связи     в предложениях: 1. Я понимал, что лежу в постели, что я болен, что я только что бредил. 2. На горизонте мигнула молния так ярко, что осветила ту часть поля, где стояли уборочные машины.  3. Когда Нарцисс захотел пить, он нагнулся  к ручью, в водах которого увидел своё отражение.

Проверь себя

Определите вид подчинительной связи в предложениях:

1. Я понимал, что лежу в постели, что я болен, что я только что бредил. 2. На горизонте мигнула молния так ярко, что осветила ту часть поля, где стояли уборочные машины. 3. Когда Нарцисс захотел пить, он нагнулся к ручью, в водах которого увидел своё отражение.

4. Было уже совсем темно, когда мы добрались до лагеря, чтобы переночевать и утром двинуться дальше. 5. Если посмотреть на луну в телескоп, можно увидеть, что у неё весьма своеобразная поверхность. 6. В воздухе, куда ни взглянешь, кружатся целые облака снежинок, так что не разберёшь, идёт ли снег с неба или с земли. 7. Я лишь хочу, чтобы взяла букет та девушка, которую люблю.

4. Было уже совсем темно, когда мы добрались до лагеря, чтобы переночевать и утром двинуться дальше.

5. Если посмотреть на луну в телескоп, можно увидеть, что у неё весьма своеобразная поверхность.

6. В воздухе, куда ни взглянешь, кружатся целые облака снежинок, так что не разберёшь, идёт ли снег с неба или с земли.

7. Я лишь хочу, чтобы взяла букет та девушка, которую люблю.